Распопин В. Н. Литература Древнего Востока. Ветхий Завет. Легенда о Иакове и Иосифе, или Семейный роман на страницах Библии

 

Альбом иллюстраций "Древний Восток. Ветхий Завет"


Я обещал вам вернуться к кочевническому периоду древнееврейской истории. В легенде, или, если хотите, романе о патриархе Иакове и сыне его Иосифе Прекрасном, изложенном на страницах Ветхого Завета, мы как раз и попадаем в эти времена.

Итак, в семье старого Исаака и жены его Ревекки, растут два сына-близнеца - Исав и Иаков. Первый из них родился получасом раньше, но по старинным законам именно он имеет право на первородство, т.е. на родительское наследство. Братья выросли, старший стал охотником, крупным, заросшим волосами человеком; младший был красивее, хитрее, и богобоязненнее (а значит, и угоднее Богу), пользовался большей любовью матери, и однажды задумал хитростью отнять у брата первородство. Договорившись с матерью, во время отсутствия Исава, Иаков переоделся в вывернутые мехом наружу овечьи шкуры, накормил вкусным обедом почти совсем слепого, дряхлого отца и под личиной старшего брата получил родительское благословение. Скоро обман раскрылся, и Иаков, боясь гнева Исава, вынужден был бежать в уже знакомую нам Месопотамию, где жил с семьей родной брат его матери, Лаван.

В пути, во время одной из ночевок под открытым небом, приснился Иакову вещий сон. Увидел он огромную лестницу, ведущую с земли в небо. По этой лестнице поднимались вверх ангелы, а наверху восседал во всей своей красе и славе Создатель, благословляющий Иакова.

Приснившаяся герою лестница напоминает ступенчатые храмы, строившиеся в Месопотамии, по ступеням которых поднимались жрецы в белых одеждах. Эти сооружения назывались "вратами неба", поскольку считалось, что взбираясь по ним, можно попасть в царство богов.

Уже в самом конце своего путешествия встретил Иаков у источника, прелестную девушку Рахиль и влюбился в нее с первого взгляда и на всю жизнь. Избранница его оказалась младшей дочерью Лавана, и при встрече дядя пообещал Иакову отдать ее в жены, если... тот отработает у него семь лет. Лаван был богатый скотовод, и работа Иакова заключалась в том, чтобы ежедневно круглый год пасти овечьи стада дяди.

Помимо Рахили у Лавана была и старшая дочь, Лия, страдающая глазами и вовсе Иакову не нравившаяся. Честно отработав семь лет, он потребовал у дяди выполнения обещания. Приготовили свадьбу и... обманули жениха, подменив в брачную ночь Рахиль Лией. Когда же наутро Иаков явился к Лавану разбираться, ему отвечали в том смысле, что никто не возражает отдать за него через неделю и Рахиль, но... за это он должен служить еще семь лет. На сетования обманутого мужа ответ был: младшая дочь не должна выходить замуж раньше старшей, это несправедливо. Что делать? Иаков отслужил за Рахиль еще семь лет. В обычаях того народа и того времени многоженство было в порядке вещей, и все жены, служанки и их дети жили общей семьей. Так и Иаков оказался теперь отцом Рувима, Симеона, Левита, Иуды, Иссахара, Завулона и Дины, которых родила ему Лия (кстати, родословная Иисуса Христа восходит именно к сыну Иакова и Лии Иуде); Гада и Асира - сыновей ее служанки Зелфы. Служанка Рахили родила ему Дана и Неффахима.

Рахиль же, горячо любимая Иаковом, долгое время казалась бесплодной, пока не родился у нее, наконец, столь желанный и столь потом любимый обоими родителями сын Иосиф.

Забегая вперед, скажу, что вторые роды Рахили стали причиной ее ранней смерти и великого горя мужа. Ребенок, отнявший жизнь у матери, получил имя Вениамина и стал последним чадом Иакова.

Итак, жизнь главы теперь уже многочисленной семьи продолжалась, а положение Иакова между тем представлялось ему, по-видимому, весьма двусмысленным. В самом деле, кто он: родной племянник Лавана, женатый на обеих его дочерях, наследник богатого скотовода, или всего лишь слуга, пастух его многочисленного стада? И где он: здесь ли священная земля его предков?

И замыслил Иаков побег. А чтоб не возвращаться домой нищим, да еще и с огромной семьей впридачу, решил он хитростью взять у дяди причитающееся ему добро, к тому же, честно заработанное за много лет беспорочной службы. Хитрость же заключалась в следующем: Иаков предложил дяде отдать ему в качестве приданого за дочерьми немногочисленную часть будущего приплода стада, ту, что была не черной и не белой, а пятнистой. В самом деле, овцы редко бывают пятнистыми, и Лаван, быстро прикинув, легко согласился.

Иаков отправился осуществлять свой план. Собрав свежих прутьев, он надрезал на них кору, чтобы образовались белые полоски, и разложил их у водопоя. Глядя на дело рук пастуха, овцы пили... и плодились сплошь пятнистыми.

Лаван разорялся, Иаков богател. И собирался домой в Ханаан. Все это, разумеется, не могло понравиться сыновьям Лавана, и в результате Иакову пришлось бежать вместе со всем своим семейством и богатством. Можно представить себе, каким было это бегство, но Библия утверждает, что Иаков ушел бы совершенно спокойно, если бы не так сильно доверял своей возлюбленной жене Рахили. Лаван лишь на третий день хватился беглецов, и это несмотря на то, что Иаков ушел с двумя женами, их служанками, одиннадцатью сыновьми, не считая челяди, верблюдов, овец и коз.

К тому же Рахиль прихватила с собой статуэтки домашних богов, издавна покровительствовавших их роду. "Зачем ты украл богов моих?" - справедливо вопросил Иакова догнавший его тесть. После бесплодных поисков (Рахиль перехитрила-таки отца) и бурных объснений заключили мир, и Иаков отправился дальше.

Перейдя границу Ханаана, наш герой получил весьма тревожные для него сообщения о брате Исаве, который пользовался здесь дурной славой. Иаков обеспокоился: кое в чем и он ведь был виновен пред Исавом. Хитрец, он отправил к брату послов с просьбой о прощении! Возвратившиеся послы сообщили, что Исав сам идет навстречу во главе четырехсот вооруженных воинов. Взмолившись Богу: "Избавь меня от руки брата моего...", Иаков тем не менее принял меры предосторожности: разделил все, что имел пополам и развел по сторонам, дабы хоть что-нибудь спаслось. И отправил навстречу Исаву дар: двадцать козлов и двести коз,тридцать верблюдиц и т.д.

Ночь Иаков провел в лагере и увидел странный сон: будто он яростно борется с Богом. "Не отпущу тебя, пока не благословишь меня!"- кричал он Создателю, как равному. До рассвета боролись они, пока Бог, поняв, что не может одолеть Иакова, поразил ему бедро, немедленно же и усохшее. Вырвавшись из рук Иакова, Бог благословил его и заявил, что отныне нарекает его Израилем, что значит "боровшийся с Богом".

Проснувшись, Иаков обнаружил, что охромел, но это ничуть не испортило ему настроения, ибо своим благословением Бог как бы узаконил его первородство и к тому же пообещал, что Иаков даст начало роду, который будет властвовать над людьми. Сыны Израилевы в память об этом событии никогда не едят жилы бедра убитых животных.

Встреча братьев оказалась радостной, и Иаков успел еще увидеть живым своего 180-летнего отца. На этом история Иакова заканчивается и начинается история его сына, Иосифа, столь же бурная и не менее романическая. Как вы уже знаете, у Иакова было двенадцать сыновей, но больше всех любил он Иосифа и Вениамина, рожденных Рахилью. Иосиф рос умным, смышленым мальчиком, очень красивым к тому же, и отец, гордясь им, постоянно ставил любимца в пример другим сыновьям. Иосиф ходил в роскошных ярких одеждах и не выполнял никакой тяжелой домашней работы. Мало того, подросток любил щегольнуть перед братьями своей исключительностью. Вот, например, что сообщал он за семейным столом:

"Видел я сон: мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стоял прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу..."

В другом сне ему поклонились уже не снопы, а одиннадцать звезд вместе с солнцем и луной. Тут не то что братья, по даже и отец смутился: "Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?"

Но и действительно, случится так, что богоизбранный Иаков поклонится своему еще более богоизбранному сыну. Однако об этом после.  Однажды в поисках пастбищ братья слишком далеко забрели и долго не подавали о себе вестей. Обеспокоенный Иаков послал Иосифа поискать их.

"Вот идет сноповидец", - сказал один из них, углядев приближающегося Иосифа. И братья решили убить отцова любимчика и бросить его в засохший колодец, отцу же сообщить, что Иосифа сожрали дикие звери. Рувим отговорил их от братоубийства, и в результате Иосиф был продан единокровными братьями проезжему купеческому каравану за двадцать сребреников. Проводив караван, братья разорвали и смочили одежды Иосифа кровью козла и послали отцу, спрашивая, узнает ли он ее. Иаков от горя едва не лишился рассудка: "С печалию сойду к сыну моему в преисподнюю".

Меж тем купцы отвезли Иосифа в Египет и продали там начальнику телохранителей фараона Потифару, одному из его могущественных вельмож. И долгое время все было хорошо, т.к. Иосиф очень старался на службе, и Потифар даже назначил его управителем своих имений. Но молодость, красота, ум и талант Иосифа сослужили ему и плохую службу, привлекши внимание жены Потифара. Иосиф, однако, не откликнулся на ее заигрывания, не желая отплатить низкой изменой своему хозяину за все его благодеяния.

Этот мотив многократно встречается в мировой литературе, в частности, Библия повторяет ситуацию из египетского мифа, в котором рассказывется о безупречном Бате и кокетливой жене его брата Анупу, а мы с вами вспомним о нем, когда откроем страницы древнегреческих трагедий. В отмщение супруга Потифара коварно оболгала нашего героя в глазах мужа, и Иосиф был брошен в темницу. Но и там быстро завоевал расположение начальника тюрьмы, который назначил его надзирателем за другими узниками.

Как-то пришлось молодому человеку соседствовать по темнице с главным виночерпием и главным хлебодаром египетского царя. Они выболтали ему все дворцовые интриги, так что Иосиф знал теперь все о высшем свете страны, как будто сам служил при дворе. Между прочим, поведали однажды сокамерники своему визави о странном сне, привидевшемся им накануне. Виночерпию снилась виноградная лоза, соком которой он напоил фараона, хлебодару же увиделись корзины с хлебом, который выклевали птицы. Иосиф, еще с детства замечательно толковавший сны, пообещал виночерпию скорое прощение и просил замолвить за него словечко перед фараоном, хлебодару же напророчил, что через три дня его предадут в руки палачей.

Спустя три дня предсказания Иосифа сбылись, однако виночерпий, выйдя на волю, совершенно забыл, как это часто бывает, о своем обещании, и Иосиф еще два года томился в темнице. Кто знает, что стало бы с нашим героем дальше, если бы теперь уже фараона не стали посещать сны. Увидел тот, как из реки вышли сначала семь тучных коров, а вслед за ними - семь тощих. И тощие пожрали тучных. В другой раз увидел он, что выросли из земли семь колосьев налитых зерном, а потом - семь пустых. И пожрали они здоровые колосья. Фараон, обеспокоенный своими видениями, призвал всех своих волхвов и мудрецов, чтоб они разгадали его сны, но никто из них не был на это способен. И только тогда виночерпий вспомнил об Иосифе.

Толкование молодого еврея понравилось фараону: Иосиф сказал ему, что страну ждет семь урожайных лет, а вслед за ними - семь лет страшной засухи, и что царю необходимо заблаговременно к ней приготовиться, т.е. немедленно выбрать мудрого правителя, который бы в годы изобилия откладывал в запасники часть урожая. Инициатива наказуема, и фараон назначил таким правителем самого Иосифа. Став наместником с диктаторскими полномочиями, Иосиф мудро правил в Египте, и когда наступил голод, открыл закрома и стал продавать хлеб не только египтянам, но даже и жителям соседних стран. За пшеницу люди отдавали последнее, и сделал Иосиф народ "рабами от одного конца Египта до другого".

Семья Иакова в Ханаане тоже страдала от голода. Старик отправил сыновей в Египет за пшеницей, оставив дома только самого младшего - Вениамина. Прибыв в Египет, братья не узнали Иосифа, он же не подал вида, что узнает их. Расспросив о семье, он сурово обвинил их в шпионстве и бросил в темницу на три дня. Затем отправил их домой для того, чтобы вернулись они вместе с Вениамином. Братья же каялись в своих грехах, рассказывали, как жестоко обошлись некогда со своим братом, так что Иосиф даже прослезился.

Вернувшись с Вениамином, они вновь предстали перед правителем. На сей раз он радушно принял их, угостил, а затем спросил о здоровье Иакова. Наполнив мешки братьев зерном, Иосиф незаметно подсунул в мешок Вениамина дорогую серебряную чашу и сразу же после того, как братья уехали домой, послал вдогонку стражу. Пойманные с поличным и недоумевающие евреи вновь предстали пред очи Иосифа. Он вновь приказал отпустить их, но оставил у себя заложником Вениамина. Иуда предлагал остаться сам вместо подростка:" Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет". Тут уж Иосиф не смог сдержать чувств и, рыдая, открылся братьям.

Слух о случившемся дошел до фараона, и он разрешил Иосифу отправить в Ханаан караван, чтоб перевезти всю семью в Египет. Наш герой одарил всех братьев богатыми подарками и отправил их за отцом. "Довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру", - воскликнул Иаков.

Род Израиля в количестве шестидесяти шести человек двинулся в Египет и остановился в земле Гесем, у дельты Нила. "Сколько лет жизни твоей?" - спросил у старика Иакова фараон.
"Дней странствования моего сто тридцать лет", - ответил тот и, подняв руку, благословил фараона.  Иаков жил еще семнадцать лет и умирая произнес благословение двенадцати своим сыновьм, от которых по соизволению божьему должно было произойти двенадцать колен Израилевых. Иосиф же дождался еще внуков своих и умер ста десяти лет. Перед смертью он выразил желание: если когда-нибудь народ израильский вернется в Ханаан, то пусть заберет с собой его останки и похоронит рядом с Иаковом на земле предков.

Так заканчивается история одной еврейской семьи, лучше сказать, библейский роман об одной семье. Впрочем, заканчивается ли и почему "роман"? Попытаюсь ответить на оба вопроса. "Роман" безусловно заканчивается, ибо не только приключения, но и физическая жизнь обоих главных героев подошли к концу. Не заканчивается история семьи, поскольку двенадцать сыновей Иакова дали в потомстве двенадцать колен Израилевых, а к одному из них, Иуде, восходит, как уже было сказано, родословие Иисуса Христа.

Что же до того, почему я назвал эту историю романом, попробуем разобраться, обратившись к Энциклопедическому словарю. Он гласит: "Роман (фр.) - литературный жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания".

И если по объему история Иакова и Иосифа сравнительно небольшая, то уж судьбы героев и становление их личностей воочию проходят на глазах читателя.

А кстати, и роман об истории Иакова и Иосифа тоже написан. Роман полновесный, подлинно эпический, объемом с толстовскую "Войну и мир". Он принадлежит перу одного из крупнейших писателей и мыслителей XX века, немецкого романиста Томаса Манна. В свое время И.В. Гете и Л.Н. Толстой собирались написать на эту тему свои книги, но эти планы остались невыполненными, а вот Т. Манн написал свой роман. Он называется "Иосиф и его братья", и я настоятельно рекомендую вам его прочитать, хотя и предупреждаю заранее, что чтение этой книги - нелегкий труд.

И еще об одном хочется сказать по прочтении этой истории. Странная книга Библия, не так ли? Она позволяет толковать себя с самых разных позиций: с религиозной ли (вот, хитрец и бунтовщик Иаков, искренне любя Бога, Богу и угоден); со светской ли (вот умница и интеллигент Иосиф, несмотря ни на какие препятствия честно пробивает себе путь наверх); даже с воинствующе атеистической, как, скажем, это делал блестящий французский журналист и страстный безбожник Лео Таксиль в своей "Забавной Библии". Позволяет, ничуть от этого не теряя и продолжая оставаться для верующих непререкаемым священным писанием, для всех остальных - сокровищницей идей, образов, творческого и философского вдохновения.

Закончить же главу хочется замечательным стихотворением Анны Андреевны Ахматовой "Рахиль", написанном в 1921 г. Стихотворение это к тому же лишний раз подтверждает, сколь мощное воздействие на писателей, поэтов, художников, артистов оказывают такие древние и в то же время столь современные, т.е. вечные библейские мифы.

И встретил Иаков в долине Рахиль.
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада поднимали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.

Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Сестру проклинает, и Бога хулит,
И ангелу смерти явиться велит.

И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?
 


Вопросы к главе четвертой

  1. Что общего в характерах Иакова и Иосифа?
  2. Каким образом каждый из них добивается успеха?
  3. Почему, как вы думаете, в Библии так много говорится о взаимоотношениях Иакова с Богом, тогда как в истории Иосифа о Боге почти совсем ничего не сказано?
  4. Примерный перевод имен главных героев на русский означает: Иаков - Бог сохранит, Иосиф - Бог да умножит, Вениамин - сын боли. Как вы считаете, в данном случае библейские авторы используют так называемые "говорящие" имена? И о чем, если так, рассказывают имена героев этой истории?
  5. Иаков - родоначальник двенадцати колен, т.е. племен Израилевых. С древнейших времен "12" - число символическое, сакральное. Какие примеры в жизни, литературе можете вы привести, в которых это число играло бы важную роль или даже вынесено было бы в заглавие произведения?

Литература к главе четвертой

  1. Библия (любое издание. Автор пользовался изданием Библейских комиссий "Духовное просвещение", 1991 г.: В 2 томах. С илл. Г. Дорэ).
  2. История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983. Т. 1.
  3. Косидовский 3. Библейские сказания (любое издание).
  4. Гече Г. Библейские истории. М.: Политиздат, 1988.
  5. Церен Э. Библейские холмы. - М.: Наука, 1966. (Переизд. М.: Правда, 1986.)

Рекомендуемая литература

  1. Манн Т. Иосиф и его братья {любое издание).
  2. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. - М.: Политиздат, 1986.
  3. Таксиль Л. Забавная Библия (любое издание).