Федорова Н.В. К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер позволит осуществить качественный рывок в системе образования. Некоторые даже сравнивают его влияние на систему образования с тем переворотом в человеческой культуре, который совершило книгопечатание. «Сейчас только ленивый не обращается к проблеме компьютеризации образования», недавно и такое высказывание было произнесено с высокой трибуны.
Если в преподавании технических дисциплин такое утверждение не вызывает сомнения, то для педагогов-гуманитариев компьютерные технологии остаются загадкой за семью печатями, несмотря на усилия различных организаций, повышающих компьютерную грамотность через Intel-технологии, обеспечивающих школу электронными учебными комплексами. Школьные филологи с достоинством могут оценить (и аргументированно покритиковать) современные попытки кинорежиссеров популяризировать русскую классическую литературу, но разговоры об электронных учебных комплексах заканчиваются пожиманием плечами и сомнительными фразами типа: «А это о чем?».
Однако, заглянув в киоски электронной продукции, можно обнаружить в них множество обучающих материалов, к которым следует выработать определенное отношение и понимание необходимости продуктивного консультирования по вопросам работы с ними.
Сначала рекомендуем выработать стойкое желание разобраться в ассортименте предлагаемых информационно-методических материалов, изучить методический аппарат электронных учебников (пока условно остановимся на этом обобщенном названии всех образовательных электронных продуктов). Для этого обратимся к достоинствам компьютерного обучения, которые позволят увидеть особенности электронных учебников, качественно отличающие их от печатной образовательной продукции.
Во-первых, компьютер значительно расширяет рамки предъявления учебной информации. Возможность представления не только словесных записей, но и схем, таблиц, диаграмм, условных изображений, применение цвета, графики, анимации, звука, всех современных цифровых видеоматериалов позволяет воссоздавать реальную динамическую картинку действительности (контекста).
Во-вторых, большой объем памяти, высокая скорость обработки и предъявления информации на мониторе, передачи его на периферийное устройство (принтер) позволяет хранить, пополнять и преобразовывать информацию в минимальные промежутки времени.
В-третьих, компьютер способствует усилению мотивации учения. Не секрет, что учащиеся с бóльшим удовольствием читают художественный текст на экране или смотрят его видеоверсию. Привлекает учеников возможность управлять процессом решения учебных задач, варьировать их по степени трудности, постепенно формируя навыки и скорость выполнения заданий, притом доброжелательный компьютер не только поощряет благодарственным словом правильные решения, но и в шутливой форме рекомендует глубже изучить проблему, подсказывает ответ. Так решается одна из серьезных проблем обучения – отсутствие ситуации успеха, проблема стресса при получении неудовлетворительного результата работы. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любого проблемного вопроса, любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь: объясняется решение, предъявляются его варианты, предлагается оптимальный выход из проблемной ситуации, предупреждаются тупиковые ходы. Можно отметить, что занимательность работы на компьютере также является источником мотивации учения, и возможности ЭВМ здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача заключается в том, чтобы эта занимательность не стала преобладающим фактором в использовании компьютера, чтобы она не заслоняла собственно учебные цели.
В-четвертых, компьютер активно вовлекает всех учащихся в учебный процесс. Один из наиболее существенных недочетов системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех школьников в учебный процесс. Установка педагога на среднего ученика приводит к тому, что самые способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже при желании не могут включиться в образовательную деятельность. Обеспечить личностно-ориентированный подход зачастую можно лишь на бумаге, а компьютерное обучение – другое дело! Здесь ученик может задавать предпочтительную для него форму помощи (например, демонстрация образца разбора со звуковым комментарием или изучение тех порций текстового материала, которые дают ответы на каждый этап разбора), удобный способ изложения материала (развернутый или сжатый, текстовый или табличный, схематический, с иллюстрациями или без них). Таким образом, компьютер не только направляет действия учащихся, но и сам оказывается управляемым ими, поскольку многие функции управления передаются пользователю.
В-пятых, расширяются возможности усвоения новых способов деятельности, ускоряется продвижение к пониманию обобщенного способа деятельности. Например, ученики более охотно пишут изложения и сочинения на компьютере, это связано с тем, что написанное можно исправить, используя текстовый редактор. Система обработки текста позволяет ученику увидеть не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые; компьютер подсказывает варианты ответа, но не настаивает на них, поэтому пользователь стоит перед ответственным выбором, который требует от него определенных знаний и умений пользоваться справочными материалами по языку. Кроме того, нет необходимости в черновике, чистовой вариант создается сразу, он выглядит аккуратно. При этом окончательный вариант можно сохранить и в любой момент распечатать в нужном количестве экземпляров.
В-шестых, компьютер обеспечивает гибкость управления учебным процессом, создает возможности для дифференциации и индивидуализации обучения. Выбор своего темпа работы, выбор темы, упражнения, последовательности и скорости выполнения заданий способствует тому, что частично снимается проблема скованности, стеснительности, страха перед ошибкой.
Компьютерный класс можно назвать настоящей языковой лабораторией, так как именно здесь учащийся активно экспериментирует с языком: вводит разные ответы, наблюдает реакцию компьютера на них, приходит с помощью компьютера к правильному решению. Так приобретается опыт, похожий на тот, который имеют люди с профессиональными навыками письма. Освоению такого опыта способствуют новые методики работы, которым сам педагог должен обучиться, т.к. они позволяют проникнуть в другую систему, отличную от классно-урочной форму обучения и понять необходимость перехода к новым коммуникационным технологиям, позволяющим формировать человека новой социокультурной эпохи и сохранять традиционную языковую культуру.
Н.В. Федорова, к.п.н., заместитель директора Городского Центра развития образования, Новосибирск