Кичин Валерий. Фильм Косаковского АКВАРЕЛА переместил Венецию в эпицентр урагана
На Венецианском кинофестивале показали видовой фильм Виктора Косаковского "Акварела", который, как предполагается, откроет в кино новую эру сверхизображения.
Главный и единственный предмет фильма - вода. В любых ее проявлениях, но, как правило, самых удивительных, неожиданных и захватывающих.
Говорят, на море можно смотреть бесконечно - Косаковский реализовал эту истину на высоком накале: полтора часа перед нами только вода в различных ее формах, но эмоциональное напряжение - как на хорошем триллере. Или, возможно, на сеансе гипноза, когда ты впадаешь в особое состояние, где уже нет категории времени - только колыхание безбрежных космических сил.
Люди в кадре появляются крайне редко - в их взаимодействии с водой. Начало фильма - их схватка со льдами, которые всегда коварны и погубили уже многих: ребята из МЧС на Байкале пытаются вытащить из-под ледяного панциря погребенную в глубинах новенькую иномарку. Мы становимся свидетелями момента, когда очередной беспечный автомобиль на полном ходу проваливается и исчезает подо льдом. Наблюдаем величественные сшибки айсбергов - неторопливо пролетаем над их поверхностью, проплываем под их изъязвленным течениями днищем, видим, как переворачиваются и тонут ледяные горы, подобно огромным призрачным "Титаникам". Завораживает накат волны, сменяют друг друга невероятной красоты и силы живописные картины, выписанные водяными валами и пеной. Проходят трагические кадры затопления огромных городов, когда волны стучатся в двери отеля "Хилтон" - на Майами хозяйничает разрушительный ураган Ирма…
Казалось бы, здесь мало нового - National Geographic показывал и не такое. И в то же время мы такого не видели никогда - жизнь водного космоса в его фактурности, размеренном движении, в его тишине и его ярости. Секрет воздействия фильма - в невиданном качестве изображения и натуральности звука, когда от обрушения ледяных гор отчетливо вибрирует пол в кинозале. Фильм впервые в истории снят операторами Виктором Косаковским и Беном Бернхардом со скоростью в 96 кадров в секунду - вместо обычных 24. Обычная съемка не покажет каждую каплю в брызгах венесуэльского водопада Angel Falls - покажет слетающую с небес смазку. Примененная Косаковским технология позволяет увидеть даже то, что недоступно глазу - движение можно замедлить, можно ускорить, словно под лупой времени.
Режиссер, он же оператор, исследует водные стихии, абсолютно подчиняя их мощь своей художественной задаче - перенести зрителя в эпицентр вольных стихий, услышать их грозные голоса, увидеть то, чего мы никогда до сих пор не видели. Многие кадры фантастичны уже потому, что их невозможно снять привычными способами. С палубы какого корабля, к примеру, снимешь бушующей океан так, чтобы кадр не мотало вместе с исполинской волной? Тайны создания этой картины еще долго будут разгадывать специалисты, если ими не поделится сам режиссер.
Эмоциональный итог фильма - никогда ранее с такой силой не испытанное ощущение истинных масштабов маленького, но дерзкого человеческого существа перед космическим разгулом стихий, которым живет наша планета. Человек постоянно бросает им вызов, то осознанно - и тогда он вплетает свой голос в гармонию природы, то по глупости - тогда он разрушает природу и гибнет сам. По словам Косаковского, он хотел увидеть в природных явлениях нечто созвучное человеческим эмоциям: природа разгневанная, миролюбивая, опустошенная, вдохновенная, природа ревнует, природа в ярости, природа в своем космическом одиночестве…
Живая природа. Фильм Виктора Косаковского, похоже, и в самой Венеции разбудил какие-то дремавшие здесь мощные природные силы. Жаркие солнечные дни вдруг сменились уже второй день гремящими грозами - грохот проникает за стены кинотеатров, напоминает, что мы на острове, а кругом волнуется Адриатика. Звезды вооружились зонтиками.
Виктор Косаковский - один из самых знаменитых в мире российских кинодокументалистов, лауреат множества российских и международных наград. Он начинал на Ленинградской студии документальных фильмов, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Мировым признанием пользуются его документальные фильмы "Беловы", "Свято", "Тише!", "Павел и Ляля", "Среда". Сенсацией стал видовой фильм "Да здравствуют антиподы!", показанный в 2011 году на Венецианском фестивале и затем удостоенный призов на фестивалях в Греции, Исландии, США, России…
Фильм "Акварела" снят в копродукции Великобритании, США, Германии, Дании, Гренландии.