Яхно Ю.Б. Управление качеством профильного обучения

 
 
В Центральном районе профилизация начата задолго до официального разрешения «сверху». Примерами могут служить практически все школы Центрального района, в том числе и МОУ СОШ № 29.
В 1998 году в школе был открыт профильный класс «Спасатель» - первый проект такого рода в г. Новосибирске.
В 2004 году школа вступила в эксперимент по внедрению на III ступени образования профильного обучения, выбрав в соответствии с ресурсными возможностями, социальным заказом и традициями школы оборонно-спортивное направление.
В 2006 году на базе МОУ СОШ № 29 была открыта муниципальная экспериментальная площадка «Школа - центр физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех», образовательной составляющей которой является программа профилизации старшей школы.

Управление качеством профильного образования подразумевает мониторинг качества образовательных достижений обучающихся и в зависимости от полученных данных внесение корректив в организацию образовательного процесса.
Современный мониторинг образовательных достижений обучающихся с позиции качества отражает степень соответствия полученных результатов нормативам, социальным требованиям и личностным ожиданиям. Оценка осуществляется по следующим параметрам: успешность обучения, сформированность учебных навыков, уровень положительной мотивации выпускника, уровень ценностного самоопределения выпускников, умение адаптироваться и взаимодействовать в коллективе, что фактически означает измерение степени сформированности ключевых компетенций.

Для оценки эффективности достижений обучающихся необходимо учитывать и сравнивать три уровня:
«О» - образовательный и социальный уровень контингента, пришедшего в профильную школу,
«1» - дальнейшая образовательная траектория выпускников,
«2» - профессиональный выбор.
Такой подход к анализу требует длительного времени, но дает чистый показатель качества профильного обучения.

Управление качеством образовательного процесса профильной школы в МОУ СОШ № 29 базируется на ресурсном подходе, технология которого описана профессором, к.п.н. В.М. Лизинским. Эта управленческая технология применяется в большинстве школ и сущность ее заключается в обеспечивании единства нормативно-правовых, материально - технических, финансовых, временных, кадровых и других ресурсов, а так же выявлении и преодолении антиресурсов.
Древняя мудрость гласит: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Поэтому ключевым элементом управления качеством профильной школы является продуманная, комплексная программа, своего рода «карта», направленная на достижение далеко идущей, но реальной цели. Разработка такой программы в МОУ СОШ № 29 прошла следующие стадии: инициация; планирование; исполнение; анализ; управление; завершение.
На подготовительном этапе разработки программы в коллективе была сформирована мотивационная готовность к ее реализации посредством метода «погружения» коллектива в заявленную проблематику. Метод погружения был реализован посредством организации круглых столов, обсуждений, за счет расширения программ взаимодействия с социальными партнерами, путем поиска спонсоров и единомышленников.

Программа была разработана временной творческой группой учителей под патронажем научно-методической службы. Она охватила следующие сферы школьной жизни: организацию   перехода   на   новые   образовательные   стандарты   в   III ступени образования; организацию учебного процесса в профильных классах; уклад   школьной   жизни   с   позиций   практико-ориентированного подхода; образовательную среду школы в части расширения образовательного пространства; подготовку   педагогических   кадров   к   решению   задач   достижения нового качества образования.
Программа управления качеством профильного обучения в МОУ СОШ №29 была представлена на Сибирской Ярмарке в рамках выставки «УчСиб -2006», где получила диплом III степени в номинации «Профильная школа».

К сожалению, сегодня школа вынуждена заниматься не только вопросами образования, но и решением проблем, относящихся скорее к сфере коммерции. Переход на подушно-нормативное финансирование школы предполагает применение управленческих технологий, диктуемых рынком, в условиях которого образовательные услуги являются товаром, а родители -покупателями этого товара. Родительская публика и есть тот самый заказчик образовательных услуг, которая медленно, но уверенно набирает привычки придирчивого и капризного покупателя.
Для администрации школы это означает необходимость изучения факторов, влияющих на поведение потребителей. Недостаток информированности покупателей и продавцов друг о друге, как и на любом другом рынке, приводит к неизбежности использования маркетинговых приемов. В противном случае, школе грозит ситуация банкротства.

Для качественного удовлетворения спроса на образовательные услуги необходимо разработать механизм, который позволил бы регулировать их спрос, производство и потребление. Назрела потребность в создании специальной службы, которая может называться по разному: службой по связям с общественностью, маркетинговой службой. Эта служба призвана заниматься изучением образовательного рынка с учетом специфики данного ОУ. Она должна являться равноценным структурным подразделением учреждения наряду с другими службами школы. Отличительным признаком маркетинговой службы является коммерческая направленность деятельности, целью которой является избежание «невостребованности услуг на образовательном рынке».

Маркетинговая служба в школе № 29 создана в 2005 году. В ее задачу входит позиционирование услуг, предлагаемых ОУ, формирование имиджа школы, изучение спроса на будущие образовательные услуги. Маркетинг образовательных услуг, как и маркетинг любого другого товара, имеет свои особенности, но все основные теоретические выкладки в нем ничем не отличаются от маркетинга на любом другом товарном рынке.
Маркетинговая служба школы - это организационная структура, целью которой является обеспечение поддержки деятельности учреждения, направленной на повышение качества образовательного процесса.

Каковы направления деятельности маркетинговой службы?
- изучение и анализ окружающей среды ОУ; определение реальных возможностей школы: изучение социально-культурной, экономической, демографической ситуации, наличие мест досуга детей и др. В соответствии с результатами анализа особенностью месторасположения МОУ СОШ №29 является непосредственная близость к ПЧ№ 1, УВД, ОБЭП, военного городка РУБОП, Управления ГО и ЧС, работники которых, зачастую проживая в других районах, стремятся обучать детей в школе № 29. К микроучастку школы относятся также жилые дома, основной контингент которых – это работники структурных подразделений МВД. Такая выгодная диспозиция позволяет организовывать спортивные соревнования, учения, дни гражданской обороны, практические занятия профильного класса «Спасатель» на базе выше упомянутых организаций и учреждений; совершенствование содержания образовательного процесса в соответствии с запросами обучающихся и их родителей, для чего существует ряд специальных методик;
- рост профессионального мастерства педагогов в части методической и маркетинговой компетенции, что достигается различными способами – от самообразования до курсов переподготовки.

В обеспечении качества кадрового ресурса профильной школы администратор непременно сталкивается с необходимостью изучения основ менеджмента. Школьный менеджмент - это процесс соединения ресурсов и педагогических технологий с собственно человеческими возможностями (кадровым ресурсом) для достижения качественных результатов образования. В основе школьного менеджмента лежит идея слияния интересов педагога и управленца, поддерживающих друг друга в ходе педагогической деятельности и выполняющих ту работу, к которой каждый из них лучше подготовлен.
Технология управленческой деятельности описана Джеймсом Харринтоном, видным американским специалистом по вопросам управления качеством. Он отмечал: «Руководители - это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. Об их успехах судят не потому, что они делают, а потому, как они вдохновляют на работу других». Специфической особенностью менеджерского состава МОУ СОШ № 29 является молодой возраст управленцев - в среднем 35 лет, что позволяет администрации мобильно реагировать на изменения образовательного рынка.
В управленческой деятельности администрация школы придерживается принципа: «Как руководители, мы должны убедить своих подчиненных в том, что они могут работать лучше. Мы должны ждать от них больших результатов и помогать им в решении задач, способствующих расширению их возможностей».

Какие методики применяются в практике маркетинговой службы ОУ?
Метод «портфельного анализа», когда в течение ряда лет ведется исследование образовательных предпочтений обучающихся и их родителей и формируется матрица будущих необходимых образовательных услуг.
Анализ макросреды, который включает в себя изучение открытого образовательного пространства с позиции возможных потребностей школы. Паспорт микроучастка включает в себя не только объекты образования и культуры. В нем содержится информация об офисах коммерческих организаций, которые рассматривается как потенциальные спонсоры.
Анализ рынка занятости г. Новосибирска и НСО во избежание ситуации «камеры хранения специалистов». Маркетинговые исследования показали, что востребованными профессиями сегодня являются профессии оборонно-спортивного направления: спортивные детские тренеры, узкие военные специалисты, пожарные, учителя физической культуры, работники структуры ГО и ЧС, МВД.
Изучение конкурентов и позиционирование преимуществ школы №29 перед другими ОУ. Пиар школы основан на неоспоримых и высокоценимых в глазах общества позициях:
1. Школа № 29 - одно из старейших ОУ г. Новосибирска.
2. Местоположение школы в «тихом центре», в окружении ПЧ № 1, военного городка, структурных подразделениий УВД.
3. Школьная территория-социально-значимый объект озеленения, отмеченный медалью Сибирской Ярмарки, в течение трех лет занимающий первые места в городском смотре-конкурсе школьных территорий (территория, где имеются спортивный городок и беговая дорожка, рокарий, детская площадка, пруд и мостик, французский огород, цветочные рабатки).
4. Коэффициент учитель:ученик составляет 1:9.
5. Правовое благополучие: отсутствие правонарушений в течение 5-ти лет.
6. Обеспеченность образовательного процесса на 100% спортивным инвентарем и наличие собственной лыжной базы.
7. Учитель физической культуры - обладатель президентского гранта «Лучший учитель России».
В качестве имиджевого слогана выбран девиз   «Школа - наш общий дом», что соответствует духу и системе ценностей школы.

Каковы первые достижения маркетинговой службы?
1. Разработаны проект, модель и программа, которые легли в основу муниципальной экспериментальной площадки «Школа - центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно - творческого движения «Спорт для всех»«. Программа соединила в себе традиции школы, которой через год исполняется 80 лет и инновации, присущие молодому коллективу.
2. Определен имидж ОУ как - школы ЗОЖ, школы - полупансиона, функционирующей в выходные и праздничные дни, в летний период.
3. Подготовлен пакет документов на соискание президентского гранта «Лучший учитель России» (на учителя физической культуры Романова Б.В.).
4. Закреплена тенденция прироста контингента ОУ, которая составила 25% за период 2003-2006 гг.
5. Основан общественный фонд поддержки и развития ОУ «Феникс» с образованием юридического лица.
6. Обозначена корпоративная философия ОУ: система ценностей, модель выпускника, кодекс педагога, принцип «духа улья», стиль и колористика оформления документов, дресс-код.
7. Организована весенняя рекламная кампания по набору в профильный класс.
8. Создана система договоров с социальными партнерами, которых насчитывается более 40.
9. Разработан и открыт сайт школы.
10.  Финансирование маркетинговой службы производится как из внебюджетных средств, так и из фонда руководителя ОУ.

Маркетинговая служба сталкивается с определенными трудностями: стратегия учреждения признается не всеми сотрудниками; наличие    «черного    ящика»     в    образовательных     предпочтениях обучающихся, в стабильности кадрового ресурса.
В заключение хочется отметить, что менеджерская и маркетинговая деятельность становится неотъемлемой частью жизни школы. При разумном подходе эти службы гарантируют рост потребительских запросов, а, следовательно, не только выживаемость, но и процветание учреждения. Это весьма значимо в условиях перехода на профильное обучение и «подушно-нормативное» финансирование.

Грамотно поставленное управление делает более вероятным появление спонсоров, грантодателей, инвесторов. К сожалению, банк конкретных разработок маркетинга образовательных услуг крайне мал. Практически все руководители школ, гимназий, лицеев, занимающиеся этим вопросом, не склонны предавать огласке свои наработки. План маркетинга - это одна из важнейших коммерческих тайн любой уважающей себя организации. Тем более что чужой опыт, каким бы прекрасным он не был, зачастую неприемлем в других условиях.
Сегодня каждое образовательное учреждение вынуждено заниматься маркетингом в силу изменившихся общественных отношений и, не взирая на то, осуществляет школа предпринимательскую деятельность или нет. Без этого школа рано или поздно неизбежно станет банкротом. Поэтому успешная деятельность маркетинговой службы является одним из гарантов качественного функционирования профильной школы.
 
Ю.Б. Яхно, заместитель директора МОУ СОШ № 29, г. Новосибирск