Боровикова Р. И. Универсальность личности
Существует общеизвестное мнение, что талантливый человек талантлив во всём, ну или, по крайней мере, во многом. В полной мере подобное утверждение относится к Юрию Михайловичу Магалифу. Мы знаем его как талантливого сказочника, трепетного лирического поэта, автора пьес, повестей и рассказов, радиожурналиста и публициста, блестящего чтеца-исполнителя с незаурядными актерскими данными, мгновенно увлекающего публику. Это перечисление можно продолжить. При этом надо заметить, что, к чему бы автор ни обращался, его произведения отличает общий настрой, характер образов, в них всегда чувствуется взгляд и душа сказочника, показывающего нам мир с необычной стороны.
Одной из наименее известных граней личности мастера является изобразительное творчество: живописные и акварельные работы, а также резьба по дереву.
Живописные произведения Ю. Магалифа представляют собой натурные зарисовки, наброски, воплотившие его эмоциональные впечатления от контактов с природой, чаще всего это акварельные пейзажи. В зависимости от состояния природного мотива автор иногда использует изображения с четко обозначенными контурами. Но чаще для усиления эмоционального впечатления художник работает акварелью «по-мокрому», когда лист бумаги перед работой предварительно увлажняется, что позволяет использовать перетекания краски, создавая сложные переходы тонов, погружая всё в цветовую дымку. Подобные приемы создают ощущение, что лист с изображением живет и изменяется на наших глазах.
Чуткость души, обостренное восприятие окружающего, глубина эмоционального погружения позволяет художнику передать поэзию неброских мотивов, при этом, изображая их без прикрас, каковы они есть на самом деле. Используемые элементы привычны для нашего глаза – земля, небо, лес, река, воздушная среда. Изредка встречаются домики, которые вполне вписываются в общий контекст лирического пейзажа. Естественно, что при таком подходе преобладают сельские виды. Автор сосредоточен на передаче своих эмоций, ощущений от соприкосновения с тем, что он видит. Чаще это взгляд вдаль, ширь, простор, открытость пространства по сторонам и в глубину, плавное изменение оттенков, большие плоскости, размытые очертания как выражение изменчивости и одухотворенности природы, понимаемой художником как живой организм.
Немногочисленные городские виды у автора также выдержаны в лирическом ключе: со сложными цветовыми сопоставлениями и воздухом, смягчающим геометрию зданий и размывающим яркие пятна. В эту концепцию хорошо вписываются изображения Петербурга с его насыщенной влагой атмосферой.
Важная черта творчества Ю. Магалифа заключена в том, что благодаря своей универсальности и широкому кругу интересов, он реально воплощает идею взаимопроникновения разных видов творчества. Природа, где автор ищет отдохновения и черпает вдохновение, служит истоком, навевает мысли, в процессе же работы над живописными этюдами созревают стихотворные строчки, так одно дополняет другое.
Как истинный поэт и сказочник по складу дарования Ю.Магалиф не смог пройти мимо такого природного материала как дерево. В сучке, фрагменте дерева он видит будущее изображение и освобождает его от всего лишнего, либо что-то добавляет, инкрустирует, усложняя природные очертания и линии, привнося в образ активные экспрессивные детали («Рыба»). Так появляется материальное воплощение лесного природного существа («Лесовичок») с хитроватой улыбкой, где мягкая обтекаемая пластика созвучна характеру персонажа.
Особенно интересен с точки зрения и пользования дополнительных элементов «Поэт» как зримое воплощение идеального внутреннего мира творца, да и внешнего облика тоже. Перед нами обнаженная, тонко чувствующая душа поэта, сжигаемая внутренними энергиями, порывами и мыслями. Всё это, как и обострённое мировосприятие деформирует форму. Голова вытянута и удлинена, развевающиеся волосы резко сдвинуты набок, в глазах грусть от осознания несовершенства мира, губы скорбно сжаты.
Показателен для творчества Ю. Магалифа рельеф «Театр», поскольку и сам он был великолепным артистом. Множество лиц представляют нам галерею эмоций, автор как будто перебирает струны души, изучая их. Чередование изображений показывает сложность человека, множественность его душевных проявлений, их оттенков. Лики как из тьмы небытия выступают на поверхности доски, словно мы заглянули за занавес и увидели, как жизнь-актер примеряет маски-состояния.
Р.И. Боровикова,
член Союза художников России
Новосибирск
Галерея "Художественное творчество Юрия Магалифа"