Соловьёва Е.А. ЧЕМУ УЧАТ УРОКИ ИСТОРИИ?

 
В прошлом учебном году педагогами кафедры гуманитарных наук проводилось исследование среди обучающихся 11-х классов МОУ СОШ № 156 (70 человек) при участии студентов пятого курса ИИГСО НГПУ. Одиннадцатиклассникам предлагалось ответить на пять вопросов:

1. Оцени, как уроки истории учат жить в современном обществе.
2. Определи, чему ты научился на уроках истории в школе.
3. Выдели роли, которые тебе доводилось исполнять за пределами школьных уроков, связанных с полученными знаниями и умениями (до 5).
4. Какие знания, полученные на уроках истории, тебе доводилось использовать?
5. Какие умения, освоенные на уроках истории, пригодились тебе в повседневной жизни?

Ответ на вопрос: «Оцени как уроки истории учат жить в современном обществе» предполагал оценку от 0 (никак не помогают) до 5 баллов (способствуют и влияют). В среднем оценка получилась 3,125 балла, т.е. уроки истории «учат в достаточной мере». Причём оценка девушек несколько выше в среднем – 3,375 балла, оценка юношей – 3 балла. Оценку 0 баллов поставили 4% учащихся, оценку 5 – 20,8%. Следовательно, уроки истории «в достаточной мере помогают понять современный мир». Кроме того, в числе предметов, которые более всего помогают жить в современном мире обучающиеся называют обществознание, экономику и английский язык.

По результатам ответов на вопрос: «Определи, чему ты научился на уроках истории в школе» составлен рейтинг пяти наиболее значимых видов деятельности, выделенных учащимися: 1 – понимать и ценить культурное многообразие мира; рассказывать об историческом прошлом; 2 – обсуждать спорные вопросы истории (аргументировать свою позицию, слышать другую точку зрения); 3 – быть способным жить и сотрудничать с людьми других этносов, культур; 4 – видеть причины (истоки), объяснять современные события, опираясь на знание прошлого.
По мнению учащихся уроки истории, в первую очередь, формируют компетентности, помогающие жизни в поликультурном мире, компетентности коммуникативные и связанные с жизнью в информационном обществе.

Вопрос № 3 предполагал выделение пяти ролей, которые доводилось исполнять за пределами школьных уроков, связанных с полученными знаниями и умениями. Наиболее часто встречающиеся ответы: 1 – рассказчик об историческом прошлом; 2 – участник дискуссии по спорным вопросам истории; 3 – знаток исторических истоков современных обычаев и традиций; 4 – «судья» поступков людей прошлого, «оценщик» деятельности исторических личностей, исторического значения событий; 5 – собиратель и хранитель семейного архива. Очевидно, что преобладает деятельность коммуникативная и познавательная, требующая аналитических навыков.  Среди юношей чаще всего встречались следующие роли: рассказчик об историческом прошлом,   участник дискуссий, комментатор исторических (политических) событий, знаток истоков современных обычаев и традиций, «судья».

На вопрос № 4: «Какие знания, полученные на уроках истории, тебе доводилось использовать?» ответы разнообразны. Для юношей наиболее характерны не совсем определённые ответы, указывающие на применение знаний в коммуникативной деятельности или познавательной. Для девушек характерны более определённые ответы: умение анализировать факты, расширение словарного запаса, разгадывание кроссвордов.

На вопрос № 5: «Какие умения, освоенные на уроках истории, пригодились тебе в повседневной жизни?» ответы были типичными. Прежде всего, умение составлять конспекты, чётко отвечать на поставленный вопрос, умение более широко воспринимать мир, выделять главное, писать интересные рефераты, пользоваться Интернетом в поисках информации.

Подводя итоги следует отметить, что, по мнению учащихся 11-х классов, уроки истории ценятся учащимися за развитие коммуникативных способностей, приобретение практических навыков, помощь в осуществлении личностного восприятия и переживания тех или иных социальных явлений. Знания и умения, полученные на уроках истории, позволяют воспринимать мир как поликультурное явление, способствуют формированию толерантности, дают возможность освоения различных  социальных ролей, связанных с исторической информацией.

Результаты, конечно же, не случайны. Как отмечают педагоги и психологи, у современного поколения сложился своеобразный способ освоения мира и жизни, с которым невозможно не считаться. Для жизнепроявления человека нового поколения характерно развитие практического сознания и чувство ценности жизни, связывающее его с коллективом и обществом. Именно с энергией практического действия и желанием подтверждения собственных возможностей приходит ребёнок в школу. Внешний мир становится условием развития личности, основанного на её собственном опыте.  Конечно, перевернуть современное образование, приобщив его к задачам, которые ставит перед ним новый ученик, пока в полной мере невозможно. Но внести в образовательное пространство  хотя бы фрагментарную обращённость к реальным жизненным тенденциям необходимо. Педагогически удобным в этом смысле представляется урок и формы его проведения.

Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого, а также увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач. С этой целью педагоги  нашей школы уделяют особое внимание активным формам обучения, культурологическому подходу в обучении. Среди активных форм можно назвать групповую  работу. Данный вид работы применяется на различных этапах обучения. При изучении нового материала возможна организация изучения и анализа исторических текстов, например, Манифеста об отмене крепостного права в курсе «Истории России XIX века». На этапе закрепления, например, организуется знакомство с программными документами политических партий России начала 20 века, а затем разыгрывается заседание Госдумы по определённому вопросу («Курс истории России XX века»). В курсе обществознания при изучении темы «Деньги» групповая работа проводится при помощи изучения текста рассказа А. Аверченко «Крах семьи Дромадёровых». В данном случае изучение признаков денег, основных элементов функционирования денежной системы происходит нетрадиционным способом – с использованием художественного текста.

Другая форма – это игровые приёмы. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. В качестве игрового урока можно привести следующий пример. В курсе «Право и экономика» (11 класс), проводится дискуссия на тему выгодности повышения пошлин на ввоз иностранных автомобилей в Россию. В дискуссии участвуют условные представители министерств и ведомств,  иностранных фирм и т. д. По итогам дискуссии организовывается голосование. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов; «Верю - не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и при проведении письменных работ.

Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет  увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие исторические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.
Особое внимание уделяется понятиям. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.

Деятельность педагогов кафедры демонстрирует постоянное накопление и применение различных элементов активных форм обучения, что сопровождается положительными изменениями в знаниях учеников, повышением  уровня мотивации к учению.
Что касается расширения возможности восприятия мира как поликультурного явления, то данной проблематике посвящена серьёзная работа как в урочной форме, так и во внеурочной в масштабах школы. Одним из примеров урочной формы можно назвать ведение факультативных курсов. В течение ряда лет учащиеся старших классов с интересом посещали факультативный курс «Религии и искусство». Кроме собственно привлекательного содержания курс оказался востребованным ещё и потому, что в последние годы наше общество становится всё сложнее и сложнее, мы сталкиваемся в повседневной жизни с представителями самых разнообразных культурных и религиозных традиций.

Цели факультативного курса - способствовать формированию гуманистического мировоззрения учащихся, содействовать самоопределению личности, создавать условия для её самореализации; формировать у учащихся целостные представления о жизни общества и его духовной сфере, адекватные современному уровню научных знаний; содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими группами.

Структурно факультативный курс состоит из четырёх частей. Часть I охватывает религиозные представления о мире и их связи с искусством в первобытном обществе и в предцивилизационных образованиях. Теоретической основой данной части является курса является диссертационное исследование Соловьевой Е.А.
Часть II описывает религиозные представления и искусство древнейших цивилизаций. Логическим завершением является изучение тем, связанных с возникновением мировых религий и некоторым изменением роли искусства и религии в жизни человека.
Часть III посвящена религиозным верованиям и искусству древних цивилизаций – Греции, Рима, Индии, стран арабского Востока, юго-восточной Азии.
Часть IV связана  с развитием христианского вероучения и, как следствие, христианского искусства, в частности, русского православного искусства.


Подводя некоторые итоги можно сказать, что одной из главных задач современного учителя, в данном случае учителя истории, является формирование коммуникативных умений и навыков учащихся, развитие способности анализировать социальные явления и создавать личностное отношение к ним.
Урочная и внеурочная деятельность позволяет реализовать данные задачи достаточно успешно.
 
Е.А. Соловьёва, к.и.н., учитель истории высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 156, г. Новосибирск