Назанская Н.М. КОМПЬЮТЕР и ЛИТЕРАТУРА
Современные информационно-технические средства обучения на уроках русского языка и литературы
Нередко с использованием современных средств обучения урок становится более привлекательным для ученика. Почему так происходит? Отчасти потому, что вне урока, общаясь с компьютером и телевизором, школьник привыкает к информационному полю, которое агрессивно навязывает ему суррогат знаний в сформулированном, законченном виде. Не надо тратить свои силы на поиск и усвоение информации. Этот стереотип сохраняется и в процессе просмотра, например, фильма на уроке.
Следовательно, при включении в школьную практику современных технологий повышается значение личности учителя, его слова, его роли как посредника между машиной и сознанием обучающегося.
Учитель, осмысливая средства обучения, формирует избирательное отношение учащихся к информации. Развивает вкус к информации точно так же, как развивает литературный (эстетический) вкус.
Следовательно, при включении в школьную практику современных технологий повышается значение личности учителя, его слова, его роли как посредника между машиной и сознанием обучающегося.
Учитель, осмысливая средства обучения, формирует избирательное отношение учащихся к информации. Развивает вкус к информации точно так же, как развивает литературный (эстетический) вкус.
Проиллюстрирую сказанное примерами из личного опыта. При работе с компьютером я увидела в нем и помощника, и противника.
В утилитарном смысле компьютер способен взять на себя огромный объем рутинной работы по поиску информации, перебору вариантов, возможности графического оформления и оперативного печатания методических, дидактических, раздаточных материалов. В этом он - неоценимый помощник. Тем более что позволяет сконцентрировать управление и музыкальным, и иллюстративным материалом с помощью одной мышки.
В утилитарном смысле компьютер способен взять на себя огромный объем рутинной работы по поиску информации, перебору вариантов, возможности графического оформления и оперативного печатания методических, дидактических, раздаточных материалов. В этом он - неоценимый помощник. Тем более что позволяет сконцентрировать управление и музыкальным, и иллюстративным материалом с помощью одной мышки.
Пластичностью своих возможностей современные технические средства подчас заводят в тупик: возникает желание подменить себя на уроке компьютером, телевизором, магнитофоном. Но если отдать урок машине, он станет обезличенным и обездушенным. В этот момент все названные средства становятся врагами учителя: у технических средств нет живой интонации, психологической паузы, нет улыбки и нет приветливого взгляда.
Мой опыт работы с компьютером и видеоинформацией на уроках русского языка в основном сводится к изготовлению дидактического материала, когда на одной и той же основе можно быстро создать несколько вариантов заданий, заменив одно-два слова или предложения. Аудиоматериал можно использовать как иллюстрацию образцово звучащей речи.
Использование же готовых виртуальных уроков рекомендую для домашней самостоятельной работы учащихся, так как, с одной стороны, в школе пока нет возможности обеспечить весь класс персональными компьютерами, а с другой - на виртуальных уроках замедляется темп усвоения материала, потому что ученик выключен из коллективного общения (мозгового штурма).
Использование же готовых виртуальных уроков рекомендую для домашней самостоятельной работы учащихся, так как, с одной стороны, в школе пока нет возможности обеспечить весь класс персональными компьютерами, а с другой - на виртуальных уроках замедляется темп усвоения материала, потому что ученик выключен из коллективного общения (мозгового штурма).
Литература как образовательный предмет - искусство языка и речи, когда слова возбуждают ленту внутреннего видения, основой которого являются индивидуальные способности, возможности и умения каждого ученика.
Чрезмерно активное общение с плоской, навязанной картиной экранного поля гасит способности, возможности и умения в восприятии Слова. Об этой опасности говорят и исследования психологов. Вот фрагменты из журнала Psychologies: «Видеоинформация, прочно вошедшая в жизнь, не подходит на роль главного воспитателя и во многом негативно влияет на детей.
1. Ребенок отстает в развитии речи: дети позже начинают говорить, говорят неохотно, их словарный запас беден и примитивен. Это связано с тем, что овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении с другими людьми, в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не способствуют развитию речевых навыков.
2. У него нарушены внимание, способность к концентрации. Он не в состоянии сосредоточиться на одном деле больше 3-5 минут, ему трудно сидеть на уроке, постоянно нужно двигаться. Его голова может быть набита огромным количеством информации, но анализировать и устанавливать связи между фактами ему трудно. Он постоянно нуждается во внешней стимуляции. Дело в том, что по телевизору идут бесконечные картинки с музыкой и отрывистыми фразами. Осмысливать увиденное не нужно: за одним кадром идет другой, они и «ведут» маленького зрителя, не оставляя ему возможности осознать увиденное и отучая мыслить.
3. Ему не хватает фантазии и творческой активности. Ребенок, проводящий слишком много времени в навязанном ему поле визуальной информации, привыкает лишь пассивно воспринимать ее. И мы можем констатировать вслед за поэтом, что неусвоенная по всем каналам чувств информация вымывает человека, как пещеру. И в итоге он ждет от жизни, когда кто-то «сделает» ему весело и интересно.
4. Ему неинтересно общаться с друзьями. Общение становится формальным, физическим и часто сводится к простой возне и толканию, что приводит к взаимной агрессии,и победитель часто бьет побежденного, хотя раньше общепринятым было правило не бить лежачего».
Наивно было бы думать, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему. В любом случае мы должны иметь в виду, что на наших учеников в той или иной степени уже повлияло общение с современными компьютерными технологиями, все глубже проникающими в жизнь.
У многих учащихся есть домашние компьютеры. Но вот в уровне освоения, знания возможностей компьютерных технологий чрезвычайно большой разброс. Хорошо, если через Интернет учащийся собирает материалы к сообщению на уроке, но чаще бывает, что он просто скачивает готовое сочинение, реферат или ответ.
В большинстве случаев неосознанное общение с компьютером приводит к опасной игромании. У более продвинутых пользователей - опасность бесконтрольного выхода в Интернет. Родители фиксируют это, оплачивая немалые счета, а мы на уроках видим потухший взгляд ученика, незаинтересованность его в самостоятельной и коллективной работе, информационную пресыщенность.
В большинстве случаев неосознанное общение с компьютером приводит к опасной игромании. У более продвинутых пользователей - опасность бесконтрольного выхода в Интернет. Родители фиксируют это, оплачивая немалые счета, а мы на уроках видим потухший взгляд ученика, незаинтересованность его в самостоятельной и коллективной работе, информационную пресыщенность.
Но при всех отрицательных аспектах использования современных технологий нельзя отбрасывать их положительную сторону, которую, например, отразил бинарный урок по литературе и истории «Поле Куликово. 625 лет великой битве».
Совместно с учителем истории нашей школы Дорофеевой О.И., используя программу слайдов и звукозаписи, мы добились эмоционально-информационной насыщенности урока, интерактивной работы учащихся нескольких классов разных параллелей. Несмотря на яркость, слайды имели все же вспомогательное значение, а на первом плане были слово учителей и выступления самих учащихся. Во время урока удалось включить в работу приглашенных представителей других школ. Это выразилось в последующем активном обсуждении урока и его положительной оценке.
Опыт нашего совместного урока показывает, что к созданию слайдов можно привлекать учащихся. Работа над основополагающими вопросами, подбор зрительного ряда по проблеме, конкурсный просмотр групповых или индивидуальных слайд-программ вызывает интерес и способствует глубокому и полному усвоению программного материала при условии, что этот материал включен в осмысленный диалог.
Простой просмотр экранизаций классических произведений на уроке не заменяет работу с текстом и требует еще большей подготовки. На уроке для просмотра используются яркие эпизоды, помогающие лучше понять произведение, сопоставляется фрагменты фильма и оригинальный текст. При этом сопоставлении и активном коллективном обсуждении мы приходим к пониманию, что это совершенно разные виды искусства.
Совместно с учителем истории нашей школы Дорофеевой О.И., используя программу слайдов и звукозаписи, мы добились эмоционально-информационной насыщенности урока, интерактивной работы учащихся нескольких классов разных параллелей. Несмотря на яркость, слайды имели все же вспомогательное значение, а на первом плане были слово учителей и выступления самих учащихся. Во время урока удалось включить в работу приглашенных представителей других школ. Это выразилось в последующем активном обсуждении урока и его положительной оценке.
Опыт нашего совместного урока показывает, что к созданию слайдов можно привлекать учащихся. Работа над основополагающими вопросами, подбор зрительного ряда по проблеме, конкурсный просмотр групповых или индивидуальных слайд-программ вызывает интерес и способствует глубокому и полному усвоению программного материала при условии, что этот материал включен в осмысленный диалог.
Простой просмотр экранизаций классических произведений на уроке не заменяет работу с текстом и требует еще большей подготовки. На уроке для просмотра используются яркие эпизоды, помогающие лучше понять произведение, сопоставляется фрагменты фильма и оригинальный текст. При этом сопоставлении и активном коллективном обсуждении мы приходим к пониманию, что это совершенно разные виды искусства.
Технические средства без тщательно подобранной видеотеки не решают проблемы качества урока. Я пришла к выводу, что одними экранизациями не обойтись, надо пытаться самостоятельно записывать выступления ведущих критиков, литературоведов, искусствоведов и гармонично включать их в свой урок.
Подводя итог, хочется сделать вывод: при всей противоречивости вопроса внедрения новейших технических средств в систему обучения, школа должна активно включаться в технический прогресс, но помнить, что учитель был и остается центральной фигурой - посредником между знаниями, техническими средствами и обучающимися. И он никогда не утратит этого значения, если не будет подменять себя на уроках техническими средствами, а будет совершенствоваться и изучать их влияние на процесс формирования знаний, умений и навыков растущего человека.
Подводя итог, хочется сделать вывод: при всей противоречивости вопроса внедрения новейших технических средств в систему обучения, школа должна активно включаться в технический прогресс, но помнить, что учитель был и остается центральной фигурой - посредником между знаниями, техническими средствами и обучающимися. И он никогда не утратит этого значения, если не будет подменять себя на уроках техническими средствами, а будет совершенствоваться и изучать их влияние на процесс формирования знаний, умений и навыков растущего человека.
Развивающийся организм не осуществит себя без информации и знаний, а их качество во многом в руках учителя. Нужно постоянно помнить: некачественная и неусвоенная информация опасна. Как сказал поэт С. Соловьев, «количество информации превышает возможность оперирования ею, инсулирует память, блокирует воображение, человек вымывается, как пещера».
Н.М. Назанская, учитель литературы высшей квалификационной категории ОСОШ № 17, г. Новосибирск