Голубева Е.А. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

 
Процесс обучения включает в себя важный этап - контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов обучения запланированным. Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся должна быть сформирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам.

В этой связи представляют интерес задания следующих типов:
1. Задания,   имеющие несколько решений  ответов),  из которых  учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией. Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.
2. Задания, требующие от учащихся выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме. Эти задания дают возможность определить способность учащегося абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя.
3. Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер. Задания позволяют оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также их умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации.
4. Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем. Контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированности экологических знаний у учащихся и затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них.

1 тип заданий
1. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использование реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:
? выльете свои реактивы туда же, куда и он;
? объясните ему, почему этого не следует делать;
? расскажете о его действиях учителю.
2. Мальчик разбил градусник в отсутствие родителей. Как ему следует поступить:
? выбросить остатки градусника в ведро, чтобы их не увидели родители;
? вызвать представителей СЭС;
? оставить все, как есть, до прихода родителей?
3. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле
старого кострища:
? очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
? не обратили бы на него внимания;
? отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю.
4. В колхозе из-за превышения нормы азотных удобрений, внесенных в почву, у двух человек произошло отравление нитратами. Как должен поступить председатель колхоза: 
? запретить использование минеральных удобрений на колхозных полях;
? посчитать происшествие случайностью;
? сократить количество вносимых в почву удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
5. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:
? сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;
? сделаете вид, что вам ничего неизвестно о неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;
? скажете директору и, если он не примет мер, будете активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг и т.д.
6. Вы - заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем та, без кадмия, которая имеется на фабрике. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий:
? согласитесь с директором на покупку новой краски;
? Б) будете против этого решения;
? пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% - старой?
7. Один из путей защиты биосферы от загрязнения - очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективно, но дорогостоящи. Как вы поступили бы, если бы были директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:
? положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды: это выгоднее строительства очистных сооружений;
? вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
? часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.

2 тип заданий
1. Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикетках). Предположительно в них содержатся ионы: Fe +, FeJ+, Zn+, Gr+, Pb +. Составьте план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши действия, если концентрация указанных ионов в образцах будет слишком высокой?
2. Вас назначили директором будущего горнообогатительного комбината. Какие природоохранные меры будут предусмотрены вами для создания экологически чистой зоны в районе предприятия? Будете ли вы планировать строительство территориально-промышленного комплекса? Если да, то какие промышленные объекты в него войдут? Почему?
3. Вы с родителями едете на машине за город, останавливаетесь у водоема и видите, что возле кромки воды стоит грязная машина, которую собираются вымыть. Ваша машина тоже требует мойки. Ваши действия? Почему именно так вы поступите? Предложите план исследования, иллюстрирующего действие нефтепродуктов (масел, бензина) на живые организмы (например, водные растения).

3 тип заданий
1. Территория вокруг завода сильно загрязнена стронцием. К каким последствиям для человека и домашних животных это может привести? Ответ мотивируйте.
2. В водоемах и почве в районе А, предназначенном для строительства жилого массива, были обнаружены ионы тяжелых металлов Mn2+, Ni2+, Cd2+ в высоких концентрациях. Допустимо ли строительство жилья в таком районе? Как может повлиять на здоровье людей попадание ионов этих металлов в организм?
З. На заводе, производящем свинцово-никелиевые аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в закрытый водоем. Оцените экологическую обстановку в водоеме. Каковы вероятные последствия для обитателей этого водоема и здоровья человека (при условии, если человек пользуется его «дарами»)?
4. Проследите «судьбу» элемента фосфора (азота, ртути, свинца, серы и др.) в биосфере. Укажите его химическую формулу в каждой «точке покоя». Опишите эпизод, в котором элемент фосфор тем или иным путем попадает в озеро. Предположите последствия, которые повлечет за собой накопление этого элемента в водоеме.

4 тип заданий
1. Почему в зимнее время в водоемах сохраняется жизнеспособность их обитателей?
2. Объясните факт отравления людей съедобными моллюсками, выловленными из зоны моря, загрязненной нефтепродуктами.
3. Элемент магний - основа зеленого пигмента хлорофилла. В питательной среде, в которой выращивается растение методом гидропоники, вместо ионов магния присутствуют ионы кальция. Вызовет ли это какие-либо изменения в растении? Если да, то какие и почему? Какие причины могут обусловить аналогичный процесс в природной среде?
4. Круговорот азота может быть нарушен, если в почве будет:
? избыток азотных удобрений;
? высокая концентрация ионов водорода:
? недостаток влаги;
? плохая аэрация;
? низкая температура;
? избыток ионов меди.
Объясните, в чем проявляется действие каждого фактора. В каких точках цикл может разомкнуться?
5. Почему подкисление почвенного раствора улучшает доступ ионов фосфорной кислоты в растения, а подщелачивание снижает его поступление в растительные организмы? Приведите примеры удобрений, изменяющих реакцию среды почвенного раствора на кислую или основную.

 
Е.А. Голубева, учитель химии МОУ СОШ № 4, г. Новосибирск