Карпова Н.Н. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ
В эпоху многообразия и усложнения социального и культурного развития общества, инновационных процессов в образовании, одной из основных задач современной школы является подготовка школьников к обоснованному и осознанному выбору профессии. Особую остроту эта задача приобретает сегодня в связи с формированием рыночных отношений в сфере труда, введением профильного образования в школах.
Для учреждений дополнительного образования вопрос о профессиональной ориентации является одним из ведущих. Совсем не обязательно, чтобы ребенок, однажды пришедший в изостудию или хореографический класс, стал профессионалом, но очень важно, чтобы однажды он почувствовал себя счастливым.
В процессе взросления ребенку особенно необходимо чувствовать себя самодостаточным и успешным, особенно в кругу своих сверстников. Именно в этот момент педагог должен помочь ученику с выбором жизненного пути. Отметим, что старшие школьники особенно чутко и активно реагируют на новизну социально-экономических преобразований в обществе. В то же время именно они испытывают значительные трудности при выборе профессии. Вопрос о социальной профориентации своих выпускников встал особенно остро в ХЭШИ «Весна» в конце прошлого учебного года: 98% выпускников 2005 года творческой лаборатории «Ивушка» не захотели покидать стены нашей школы искусств. Эта проблема была решена с помощью создания в начале 2005-2006 учебного года экспериментальной образовательной площадки для творческой молодежи под названием «Школа редких профессий».
В рамках данной экспериментальной площадки старшие школьники (и выпускники ХЭШИ «Весна», в частности) имеют возможность пройти базовый курс по следующим специализациям: ювелир-монтировщик, ювелир-гравер, ювелир-модельер, дизайнер-флорист и керамист-эмальер. По прохождении каждого из представленных курсов школьник получает диплом с присвоением указанной квалификации. Предварительно перед началом курсов ребятам была дана возможность попробовать свои силы во всех интересных им курсах, для того, чтобы определиться с выбором одного из них.
Работа на курсах осуществляется через разработку и реализацию, воплощение творческих проектов, которые ребята затем публично защищают в различных городских аудиториях.
Одним из ведущих принципов обучения на всех курсах «Школы редких профессий» является интеграция, которая в данном контексте понимается как всестороннее сотрудничество и соответствие интересов всех участников учебно-воспитательного процесса (педагог-родитель-ученик). С первых дней существования курсов мы старались информировать родителей обо всем, чем занимаются их дети, с целью достичь максимально активного материального и морального участия и заинтересованности в учебно-воспитательном процессе. Очень важным моментом профессионального самоопределения ребенка является осознанность и завершенность выбора, то есть поступление в учебное заведение обусловлен, конечно же, не случайными обстоятельствами. В нашем случае (у выпускников творческой лаборатории «Ивушка» ХЭШИ «Весна») можно констатировать, что у подростков прослеживается устойчивая мотивация к творчеству: они знают, зачем пришли, доверяют авторитету педагога и имеют неповерхностное представление о выбранной профессии.
Профилирующие курсы «Школа редких профессий» ориентирована не только на выпускников декоративно-прикладного отделения ХЭШИ «Весна», но и на талантливую молодежь в целом. Поэтому возможно поступление на курсы подростков без предварительной художественной подготовки. Здесь очень важно осуществить предварительный отбор обучающихся, произвести с поступающим старшеклассником тщательное собеседование, чтобы избежать «случайных людей с улицы». В категорию «случайных» попадают те, кто приходит с одним лишь желанием «быстро сделать и продать», а также подростки, плохо понимающие себя, свои возможности, не имеющие элементарных представлений о требованиях, которые предъявляет к нему его будущая профессия. В таких случаях трудности возникают не только у педагога, но и у самого школьника и его родителей. Конечно, от педагога зависит многое – он должен создать настрой на дальнейшее профессиональное обучение, помочь обрести устойчивость и энергию для повседневных, не всегда легких и приятных учебных действий.
В целях активизации воспитательного процесса была осуществлена преемственность программ профилирующих курсов «Школа редких профессий» (старший школьный возраст) и программ декоративно-прикладного отделения в рамках творческой лаборатории «Ивушка» (младший средний школьный возраст). Эта преемственность заключалась, в частности, в наличии и осуществлении общих творческих проектов с участием детей студии «Ивушка» и подростков «Школы редких профессий». Опыт реализации таких проектов показал, что дети младшего возраста стремятся работать на том же качественном уровне, что и старшие. Несомненно, это и задевало «старшаков» и стимулировало, отбрасывая лень, к более активной работе.
В отличие от младших школьников, старшеклассники гораздо меньше интересуются изобразительным творчеством. Основной причиной этого является развитие объективной оценки собственных способностей и неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между притязаниями, желаниями человека и его возможностями.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов-психологов, может стать средством сохранения интереса учащихся к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству на долгие годы. Потребности в общении хорошо реализовывать в работе над коллективными проектами (особенно, с использованием игровых форм обучения). Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям. Именно через коллективное творчество и коллективный успех старшие школьники, не боясь неудач, раскрывают себя как творческую индивидуальность и творческую личность.
Подростковый возраст очень противоречив. Это обуславливает необходимость разработки особой системы средств активизации и стимулирования внутренней мотивации подростка. Методы развития мотивации очень важны в процессе приобретения знаний.
Эмоциональные методы – эффективные поощрения, создание ярких наглядных образных представлений, создание ситуации успеха и т.д.
Познавательные методы мотивации – побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задач, проектов, опора на жизненный опыт.
Волевые методы мотивации – предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция.
Социальные методы мотивации – развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контакта и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Программы профелирующих курсов «Школа редких профессий» отличаются от других дополнительных образовательных программ, реализуемых в УДОД, тем, что способствуют всестороннему развитию творческой индивидуальности ученика, опираясь на его внутренние резервы, обеспечивают разумную помощь в самовыражении, самопознании, самоутверждении личности и ориентирован на выпускников художественных школ, студий, талантливую молодежь и подростков, имеющих желания обрести знания в области дизайна.
Любая творческая личность стремится к самореализации. В свою очередь, успешность этой реализации во многом зависит от самого ученика, от его умения планировать, предвидеть личный успех, чтобы в итоге реализовать свою творческую активность в профессиональное мастерство. Результативность осуществляемых сегодня в нашей стране социально-экономических преобразований в значительной степени зависит от уровня сформированности творческих способностей современных молодых людей. Именно творчески развитые личности могут активно преобразовать действительность, ставить достойнные цели и успешно их реализовывать. Такие личности способны свободно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свои поступки и конструировать свою профессиональную и социальную деятельность.
Пути реализации проекта
1. Использование инновационных (авторских) здоровьесберегающих технологий: «Эскиз-игра», «Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс».
2. Использование проектной деятельности при обучении/
3. Выстраивание учебного процесса в соответствии с содержанием модифицированных программ («предпрофильной и профильной подготовки»).
Программы «Школы редких профессий»
ЮВЕЛИР (ювелир-монтировщик)
В рамках данного курса мы обучаем:
? ручному изготовлению, обработке и монтировке ювелирных изделий;
? основам закрепки поделочных камней, основам моделирования и дизайна;
? основам граверного дела (шрифты, орнамент).
Группа 3-5 чел. Продолжительность обучения 10 месяцев (240 часов).
Основные предметы: Основы композиции; Декорирование; Шрифты и орнамент; Технология обработки металла.
По окончании курса учащийся получает профессию «Ювелир» и диплом о присвоении квалификации «Ювелир-монтировщик». Данный курс профессиональной подготовки является в школе базовым.
ЮВЕЛИР – ГРАВЕР
В рамках данного курса мы обучаем граверному делу:
? технике написания поздравительных текстов на различной фактуре (пластик, фарфор, стекло и т.д.);
? работе бормашиной штихелем по металлу;
? изготовлению юбилейных медалей;
? ремонту ювелирных изделий (бижутерии, браслетов и т.д.);
? гравировке ювелирных изделий (кольца, броши и т.д.).
Группа 3-5 чел. Продолжительность обучения 10 месяцев (240 часов).
Основные предметы: Основы композиции; ДПИ и работа в мастерской; Шрифты и орнамент; Технология обработки металла.
По окончании курса учащийся получает профессию «Ювелир» и диплом о присвоении квалификации «Ювелир-гравер».
ЮВЕЛИР-МОДЕЛЬЕР
Ювелир-модельер – специалист по изготовлению эксклюзивных ювелирных изделий ручной работы (мельхиор, стразы, камни, кожа, береста, керамика).
Группа 3-5 чел. Продолжительность обучения 10 месяцев (240 часов).
По окончании учащийся получает специальность «Ювелир» и диплом о присвоении квалификации «Ювелир-модельер». Для поступления на данный курс необходимо профессиональное базовое образование.
Основные предметы: Основы композиции; Декорирование; Живопись; Технология обработки металла.
ДИЗАЙНЕР – ФЛОРИСТ
В рамках данного курса мы обучаем эксклюзивной работе с природными материалами: береста, сухоцветы, стразы, ракушки, минералы, кожа, бисер, мех и т.д. Акцент на приоритетные авангардные направления: «Объемная пластика» (кожа); аппликация, плетение, инкрустация (соломка, шпон); работа аэрографом, современные технологии, народные традиции.
Группа 6-8 чел. Продолжительность обучения 10 месяцев (240 часов).
Основные предметы: Основы композиции; ДПИ и работа в мастерской; Декорирование; Цветоведение.
По окончании курса учащийся получает профессию «Флорист» и диплом о присвоении квалификации «Дизайнер-флорист». Данный курс является базовым.
КЕРАМИСТ-ЭМАЛЬЕР
В рамках данного курса мы обучаем эксклюзивной работе с цветными глинами и эмалями. Моделирование декоративных композиций с использованием новейших технологий обжига (муфельная печь + аэрограф + стразы). В курс входят занятия: ручная лепка (пласт, жгут, смешанная техника); работа на гончарном круге, современный дизайн, народные традиции, парковая скульптура.
Группа 6-8 человек. Продолжительность обучения 10 месяцев (240 часов).
Основные предметы: Основы композиции; ДПИ и работа в мастерской; Живопись; Цветоведение.
По окончании курса учащийся выдается свидетельство о присвоении квалификации «Керамист-эмальер».
Возможна дальнейшая стажировка на базовом курсе подготовки ювелира (ювелир–эмальер).
Информация для желающих учиться в «Школе редких профессий»
1. Собеседование (иметь при себе свои работы);
2. Возраст не менее 14 лет.
Организован предпрофильный курс для детей 10-13 лет с последующей учебой в «Школе редких профессий».