Куросава А. ПЬЯНЫЙ АНГЕЛ
Страна: Япония
В ролях: Т. Симура, Т. Мифунэ, Р. Ямамото, Т. Накакита, М. Когурэ, Н. Сэнгоку, Э. Синдо
Режиссер: А. Куросава
Продюсер:
Сценарист: А. Куросава, К. Уэкуса
Оператор: Т. Ито
Композитор: Ф. Хаясака
Жанр: Драма
Год выпуска: 1948
Знаете, почему Мартин Скорсезе во всеуслышание признавался в любви к Куросаве? Нет, я тоже, конечно, не знаю, но думаю, что догадываюсь. Причина, вероятно, не просто в том, что Куросава - гений, одинаково талантливо работавший и в коммерческом, и высоком кино, не только в том, что именно Куросава сначала открыл японский кинематограф для всего нового, что уже было создано в кино европейском и американском, а затем открыл и сам японский кинематограф мировому зрителю. Дело, я думаю, в том, что именно Акира Куросава "подарил" Скорсезе тему, которую всем своим творчеством тот и будет развивать. Подобно тому, как Пушкин, говорят, подарил Гоголю темы "Ревизора" и "Мертвых душ", японский режиссер открыл для американца тему последовательного и всестороннего развенчания мафии. И едва ли не впервые в творчестве самого Куросавы она прозвучала именно в этом фильме 1948 года, в "Пьяном ангеле". Правда, здесь она отнюдь не единственная и даже не самая главная. Но тем не менее...
Итак, в фильме рассказывается незамысловатая, в общем, история о сильно пьющем и уже не первой молодости враче, практикующем в бедном городском районе послевоенной (то есть побежденной) Японии. Волею судьбы однажды врач, человек талантливый и харАктерный, сталкивается с пришедшим к нему на прием с огнестрельным ранением руки молодым красавцем, местным гангстером. Вылечив, но при этом сразу высказав парню все, что он о нем думает, принципиальный врач вызывает у пациента одновременно гнев и заинтересованность - никто здесь не позволяет себе ТАК вести себя с ним. Кроме того, с первой же встречи врач заподозрил у гангстера туберкулез.
Дальнейшее развитие сюжета сводится к взаимоотношениям главных героев друг с другом, а также с воротившимся после тюрьмы в родной город зэком, предшественником (так сказать, на посту) больного красавца. По мере усиления болезни и углубления общения с врачом, в парне происходят серьезные перемены: он вочеловечивается, параллельно теряя влияние в преступном мире. О последнем он хоть и сожалеет, но "растущий ген души" решительно уводит его из прежнего мира. В финале картины, спасая от бандитов помощницу доктора, герой погибает от ножа заместившего его в преступном мире бывшего предшественника, а ныне, выходит, последователя.
Вочеловечить себя - значит убить себя. Убить то животное, которое есть в каждом человеческом существе, покуда оно существо, а не человек. Так, вероятно, можно было бы сформулировать и речи, и саму линию поведения врача в отношении своего непутевого пациента. И пациент этот путь проходит до конца, руководимый доктором - пьяным ангелом, как называют его окружающие, то есть Человеком. Руководимый Человеком в конце-концов становится человеком сам.
В "Пьяном ангеле" впервые в фильме Акиры Куросавы, в роли заболевшего гангстера, появляется Тосиро Мифунэ, тогда совсем молодой актер, правда, уже снимавшийся, правда, уже прошедший самую жестокую школу в жизни - школу войны, актер, которому суждено будет стать в Европе и Америке как бы визитной карточкой всего японского кинематографа. Он переиграет сотни ролей и у Куросавы, и у других японских режиссеров, и в Голливуде. В "Пьяном ангеле" одну из лучших своих ролей играет и Такаси Симура, маленький, полноватый, некрасивый человек с удивительными глазами и совершенно феноменальными актерскими возможностями, который лично мне кажется ярче самого Мифунэ.
В "Пьяном ангеле" есть и еще один актер... Нет, не актер - символ. Это... гигантская непросыхающая лужа, используемая в качестве райнной свалки и находящаяся непосредственно перед окнами сарая, в котором живет и практикует врач. Не отсылает ли эта лужа к Гоголю? - спросите вы меня. Не знаю, может и отсылает, только, думаю, символизирует она совсем другое - вот эту самую жизнь нищей побежденной страны (важная поправка - символизировала в 1948 году!) и вот эту самую мафию, которая сама есть... скажем, грязное болото, - потому и не тонет. Ну и мог ли этого символа не заметить Мартин Скорсезе, коли он ему так в масть вышел?
И в заключение. Смотришь "Пьяного ангела" и странно как-то, почти злобно радуешься - чистейший соцреализм, разве что без массовок. Всё, абсолютно всё нашенское: идеология, типажи, дивный сатирический эпизод в кабаке с певчей проституткой, совершенно откровенно и беззастенчиво перенесенный через два десятилетия в отечественный фильм "Человек-амфибия", открытый финал, ну а уж лужа... Нет слов!..
В. Н. Распопин