Чаплин Ч. КОНТРОЛЕР УНИВЕРМАГА

 

Страна: США
В ролях: Чарли Чаплин, Эрик Кэмпбелл, Эдна Первиенс, Ллойд Бэкон, Альберт Остин, Джеймс Т. Келли, Генри Бергман, Лео Уайт и др.
Режиссер: Чарльз С. Чаплин
Продюсер:
Сценарист: Чарльз С. Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро, Уильям С. Фостер
Композитор:
Жанр: криминальная комедия

Год выпуска: 1916

 

Пожалуй, в этой короткометражке главных действующих лиц двое: это, конечно, Чарли (здесь он - служащий универсального магазина) и... безостановочно движущаяся лестница. Так, уже в раннем творчестве Чаплина появляется противостояние не только мира и человека вообще, но обычного, "маленького" человека и американского, современного мира, мира не "равнодушной" природы, но бездушной техники. Техника эта иной раз может и помочь человечку, но надеяться на нее нельзя - в следующий раз она поможет кому-нибудь другому, а тебя подведет. Чарли ранних комедий, правда, трудненько подвести: он и драчлив, и умел, и смекалист, он сам лезет на рожон и в конце концов, побив всех и всяческих голиафов, выходит сухим из воды.

Маска Чаплина - нескладного, да ладного маленького еврейчонка, элегантно поигрывающего тоненькой гибкой тросточкой, то и дело изящно приподнимающего котелок, любезно раскланиваясь с каждым встречным-поперечным, но вслед за этим неизменно врезающего жесткий кулачок в рыхлое брюхо какого-нибудь грубияна Голиафа - маска эта, очень американская, точнее нью-йоркская, - на самом-то деле всечеловеческая. Профессиональный актер, циркач, танцор и певец с раннего детства, Чарли Чаплин вполне мог бы эмигрировать в "страну свободы" не из Англии, а, например, из Одессы. Пикаро ХХ века, в каждом, даже еще раннем, незрелом своем появлении на экране он обязательно появится где-то и с кем-то, что и кого покажет в истинном, невыгодном свете, разоблачит, сорвет личину.

В универмаге воруют все кому не лень: покупательницы, служащие, мимоидущие. Но главный вор - директор магазина. Кто больше ворует - нищие или сытые? - как бы спрашивает нас и самого себя Чарли. А вот, мол, посмотрите. И мы увидим, что копеечное воровство нищего оборачивается для несчастного зуботычинами и тюрьмой, многотысячное же лишь добавляет гангстероиду социального престижа и заискивающего подобострастия окружающих.

Эксцентрика, беготня, драки, падения и толкотня на эскалаторе, чередование и чехарда нелепых положений в "Контролере универмага" уже не самодовлеющи, они подчинены некой идее. Комедия положений начинает превращаться в социальную сатиру, Чаплин нашел не только образ, он нашел тему, которую в дальнейшем будет неустанно развивать, невзирая на сопротивление всех голиафов мира, да и самого мира-голиафа, который ведь тоже не дурак, понимает, в чей огород запускает камешки этот притворяющийся чудиком злобный клоун-эмигрант.

В начавшемся уже в 1916 году противостоянии артиста Давида и мира (Голливуда) Голиафа конечную победу, быть может, одержит и Чаплин - как гениальное исключение из правил, но... Ныне опять "в Багдаде все спокойно".

Не о том ли - по большому счету - печалится победоносный клоун Чарли уже в этой, ранней и веселой, ленте?