Семенцов В.В. Урок словесности «О происхождении речи»

 

Ключевые слова: этимология, речь, смысл, значение слова, сквернословие.

Цель урока: воспитание у учащихся ответственного отношения к произносимым ими словам, а также формирование мотивации осторожного речевого поведения.

Задачи:
1. Сообщение знаний и образных представлений об этимологии слова речь и исторически родственных ему слов рок, решение, резать, разить и их приставочных производных.
2. Совершенствование речевых умений творческого восприятия и более осмысленного употребления слов с приставкой раз-.
3. Подготовка почвы для индивидуальной профилактической и коррекционной работы с учащимися, склонными к употреблению нецензурных бранных выражений.

Наглядный материал: школьный этимологический словарь Н.М. Шанского и Т.И. Бобровой; художественные тексты из учебной хрестоматии по литературе в соответствии с программой; текст учебника по математике (в соответствии с текущим домашним заданием).

Ход урока

1. Введение.
— Пожалуйста, подберите и запишите в рабочих тетрадях несколько глаголов, устойчиво и привычно сочетающихся с именем существительным речь.

В течение двух минут индивидуальная работа учащихся, во время которой учитель проходит по классу и, заглядывая в тетради, поясняет суть задания тем, кто испытывает затруднения.
Ожидаемые результаты работы учащихся: речь течет, произносится, порождается, содержит (что?), состоит из (чего?).
— Как и в каждом живом слове (по-гречески — логосе), в слове речь скрыт его этимон — в переводе на русский язык «истинный смысл», то есть конкретный образец — символ того явления или предмета, который называется этим словом. Итак, обратимся к этимологии слова речь.

2. Объяснение нового материала, исследовательская часть.
Кто-либо из учащихся по заданию учителя находит в этимологическом словаре слово речь и читает вслух:
«РЕЧЬ. Общеславянское. Производное — ... от rekti «говорить»... Очевидно, того же корня, что рычать. Исходное значение глагола — «реветь, кричать» (о животных)» (Шанский Н., Боброва Т. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 2001. - С. 272).

— Речь несдержанных людей иногда действительно бывает похожа на рычание, крики и рев животных. Есть такое крылатое выражение: «От полноты сердца глаголят уста». Как вы думаете, какое слово ближе к истокам человеческой речи: рассерженно выкрикнутое в сердцах или произнесенное с любовью и умиротворением от всего сердца ?

Говорят, что на своем жизненном пути каждый из нас повторяет этапы жизненного пути всего человечества. Представим себе маленького ребенка, впервые в жизни пытающегося произнести свою речь, обращенную к матери. Каким будет «исходное значение» его первого слова: сердитым или сердечным?

В ходе обсуждения этого вопроса уместно напомнить учащимся о двух теориях, объясняющих происхождение человека: сотворение человека как словесного существа по образу и подобию Бога и происхождение человека от человекоподобной обезьяны. После обсуждения и самостоятельных выводов учащихся учитель продолжает:
— Вспомним, что этимон означает в переводе с древнегреческого истинный смысл слова. Смысл всегда конкретен. Он выражает личную точку зрения человека, его убеждение, верование. Давайте обратимся к данным еще одного этимологического словаря современного русского языка, составленного Петром Яковлевичем Черных:
«РЕКУ — ...Сюда же существительное речь. Украинское речи, чаще ректй. ...Ст.-сл. решти. Индоевропейский корень *rek- (:*rok-) — «определять», «располагать», «устраивать» (Pokorny, 1, 863). На славянской почве ср. рок, пророк. Сравните с готским rahnjan (с а после г из о) — «считать», «полагать», ga-rehsns — «определение», «решение»; исландское regin — «боги»; древнеиндийское racayati (с = русскому ч) — «создает», «производит», «делает» (ср. хинди рач - на — «творить», «созидать», «сочинять» (книгу), рачайита — «создатель», «творец», «автор»)» (Черных П.Я., Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М., 1999. - Т. 2. - С. 109).

Если в классе есть технические средства, желательно показать эту словарную статью всем учащимся и поручить чтение кому-либо из них. Важно обратить внимание учащихся на то, что, по мнению автора этого словаря, речь, рок, пророчество, определение и решение — это исторически родственные слова, восходящие к одному и тому же корнесловному образцу смысла. Уместно также напомнить о глаголе прорицать и о славянском названии буквы Р «Рцы» (повелительное наклонение от реку — повеление произносить речь).

— Сравните две словарные статьи и две точки зрения на происхождение речи. Какая точка зрения более близка лично вам? Обоснуйте свой выбор.
Справка для учителя. В религиозном мировоззрении происхождение человека объясняется как результат божественного вдохновения: «И созда Богь человека, персть (вземъ) отъ земли, и вдуну (буквально — вдунул, вдохнул, то есть одухотворил своим дыханием — вдохновил) въ лице его дыхание жизни: и бысть человекъ въ душу живу» (Бытие, 2,7).

Произнесение речи, наречение человеком кого-либо или чего-либо воспринимается верующими людьми как передача воспринятого от Бога вдохновения, духовное воздействие человека на окружающий мир: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие, 2, 19-20).

Все чаще современный человек перестает видеть духовный символический смысл в нареченных пращурами именах вещей. Когда слова воспринимаются только как условные обозначения объектов, из жизни уходят высшее вдохновение, послушание. Заповеди о хранении уст от сквернословия, от проклятий и от пустопорожней болтовни становятся для духовно слепых и глухих людей пустой формальностью и условностью. И тогда сбывается грустное пророчество основателя «Академии живого слова» поэта Николая Гумилева:

...Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово — это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

3. Воспитание уважительного отношения к словесной речи. Профилактика сквернословия.

— В 1826 году А.С. Пушкин написал по мотивам ветхозаветного пророчества Исайи стихотворение «Пророк». В нем содержится поэтически переосмысленный библейский образец, указывающий и на источник человеческой речи, и на ее высшее предназначение. Речь пророка в этом стихотворении называется словом глагол. В современном русском языке еще сохраняется след древнего славяно-русского слова глагола-ти. Это знакомое вам слово разглагольствовать. Как видим, глагол — это не просто грамматическая категория и часть речи. Издревле глаголом именуется и сама речь, произносимая гласом, то есть голосом.

Обратимся к заключительным строкам пушкинского «Пророка»:

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Вопросы для самостоятельных письменных ответов в рабочих тетрадях: 1. Какой инструмент может быть положен в основу метафоры «Глагол» в этом контексте? 2. Какое именно оружие для огненного очищения сердец имеет в виду автор этого стихотворения? 3. Для чего людям нужна поэтическая пламенная речь?
Чтобы помочь учащимся подобрать подходящую метафору, можно предложить их вниманию отрывок из поэмы В.Маяковского «Во весь голос» (обратив внимание на корнесловное родство голос — глас — глагол):

В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.

Примечание для учителя. Искомым метафорическом образом Глагола является библейский огненный меч — «пламенное оружие обращаемое». «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Синодальный перевод книги Бытия, глава 3, стих 24). «И изрину Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни». (Этот же текст в церковно-славянской Елизаветинской Библии.)

Образ меча, режущего орудия, «железок строк», важен для более глубокого осмысления и восприятия сути изрекаемого слова, то есть речи. Изреченное слово может ранить так, что сердце кровью обольется, но может и очистить сердце. Вдохновенная речь от чистого горячего сердца — это пророчество, способное образовать нового культурного человека своими острыми и горячими глаголами.

— Возвращаясь от поэтических метафор к научной этимологии и к вопросу о происхождении речи, вспомним, что в своей речи мы решаем вопросы, проблемы и задачи. Не случайно в этимологическом словаре П.Я. Черных указывается на родство речений и решений в разных языках мира. Чтобы проверить нашу гипотезу о внутреннем смысловом родстве режущего острого меча и решительного речевого выражения (острого слова), вновь обратимся к научной этимологии:

«РЕШАТЬ — ...древнерусское и старославянское решити — «развязать», «развязывать», «отпустить грехи». ...Старшее значение, по-видимому, — «распутывать», «освобождать, разрезая или разрывая что-л. ...» (т. 2, с. 115).
Сходного мнения придерживаются и авторы Школьного этимологического словаря:
«РЕШИТЬ — того же корня, что латышское raisit «развязывать»... — «решиться» — освободиться (от сомнений), прийти к какому-л. выводу. Ср. Развязать себе руки* (с. 272).
Вопрос-задание: вспомните устойчивые выражения, описывающие речевое поведение человека. Например, что еще, кроме рук, может развязаться у несдержанного и болтливого человека? (Язык.)
Здесь важно выявить вместе с учащимися закономерную связь между распущенностью и развязным поведением; между осторожностью в выборе выражений и словами, режущими слух.
— Давайте проверим, есть ли действительное корнесловное и смысловое родство между теми словами, которыми мы приятно или неприятно поражаем друг друга в повседневной речи, и острыми режущими орудиями хирурга или воина, которыми люди режут друг друга.
По заданию учителя один из учащихся находит в Школьном словаре слово разить:
«РАЗИТЬ. Общеславянское. Суффиксальное производное от той же основы (с перегласовкой), что резать. Разить исходно — «рубить, резать». См. заразить, раз» (с. 265).
Те же данные приводятся в Словаре П. Черных (т. 2, с. 96), который относит к тому же этимону, что и разить, резать, современную приставку раз-.
Задание: объяснить образный корнесловный смысл слова выражение, учитывая, что приставка вы- исконно означает движение изнутри вовне. Откуда исходят наши выражения? Как сделать их безопасными и целительными для других людей? (Письменные ответы в течение 2-3 мин.)
Материал для дополнительной работы: внимательно прочтите текст стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!». Учитывая корнесловное родство слов речь (изрекать), разить, резать, постарайтесь объяснить, почему наши богобоязненные предки так внимательно следили за хранением уст. Грех словом до сих пор почитается в мировых религиях настолько же губительным для души, как и грех делом или помышлением. Вот что говорится об опасности злоречия в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: % «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (от Матфея, гл. 5, 21-22). В чем же заключаются разрушительная сила и опасность нашего неосторожного злого слова?
4. Обобщение изученного и усвоенного, установление межпредметных связей.
Задание: откройте учебники по математике (алгебре или геометрии) и найдите в тексте заданного вам на дом урока слова выражение, выразить, решение, решить. Какое значение придается этим словам в контексте урока? В чем заключается основное отличие математического выражения и поэтического выражения художественной речи? (3-5 мин. для подготовки к обсуждению.)

Дополнительный материал:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
(Н. Гумилев, Слово. Первая часть стихотворения)

В случае удачного проведения урока, это стихотворение целесообразно задать на дом целиком, для заучивания наизусть. В работе с текстом стихотворения в классе и при проверке домашнего задания можно обсудить вопрос о том, что важнее в искренней исповедальной речи: объективный общепринятый смысл выражения, воспринимаемый на основе анализа значений произнесенных слов, или субъективный личностный смысл, передаваемый звуковым рисунком (интонацией) самовыражения. Что значит «выразительно прочесть стихотворение»?

Важно обратить внимание учащихся на словарное определение человека из Словаря В.И. Даля:
«ЧЕЛОВЕК — каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью» (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. — СПб. — М., 1882. — Т. 4. - С. 588).
Примечание для учителя. Говоря о двух видах ткани, мы, с одной стороны, подразумеваем психику — невидимую ткань внутреннего духовного мира: воображение, изображение, преображение. С другой стороны, вырез, срез, обрез, разрез называют действия с видимой тканью внешнего мира — материей. Те поражения, сражения, отражения и заражения, которые происходят в результате речевого воздействия, невидимы для неопытного взгляда, потому что они происходят во внутреннем духовном мире. Важно, чтобы учащиеся сами пришли к такому заключению.

 

В.В. Семенцов (Санкт-Петербург)
Кандидат пед. наук, ст. преподаватель ЛГУ им. А. С. Пушкина, учитель словесности