Нефёдов Е. Естественность в искусственном. О фильме ЗОВ ПРЕДКОВ

 


Тем, кому нравится выискивать совпадения в жизни (и, соответственно, в искусстве) – кто видит в этом особые знаки Провидения, будет особенно полезно задуматься над фактами, сопутствовавшими появлению на свет картины Криса Сандерса. Проект нового «Зова предков» разрабатывался достаточно долго, но в итоге получилось так, что премьеру назначили уже после того, как завершилась громкая сделка по приобретению (кстати, за астрономическую сумму – в несколько десятков миллиардов долларов) ключевых активов, принадлежащих медиамагнату Руперту Мёрдоку, конгломератом Disney.

В результате лента впервые вышла под логотипом 20th Century Studios, то есть – без частички «Fox». Ирония судьбы заключается в том, что версия романа Джека Лондона 1935-го года стала, наоборот, последней, во вступительной заставке которой тоже отсутствовала фамилия кинодельца Уильяма Фокса. Данное обстоятельство косвенно рифмуется с содержанием литературного первоисточника, опубликованного в 1903-м году, в котором речь идёт о покорении не тронутых человеком, девственных территорий севера и одновременно – о возвращении к истокам, к образу жизни наших диких предков. И ещё. В телеверсии Питера Сватека (премьера состоялась 12-го февраля 1997-го на кинофестивале в Палм-Спрингс) образ Джона Торнтона воплотил Рутгер Хауэр. Как не усмотреть символизм в том, что теперь (1) роль перешла к Харрисону Форду – легендарному Рику Декарду, охотившемуся за беглыми репликантами во главе с харизматичным Роем Батти?!

 


Первое, что бросается в глаза на сеансе (и что прежде всего прочего должно, по замыслу создателей, привлечь широкую публику), – интенсивное использование компьютерной генерации изображения. Здесь мы сталкиваемся с тем же парадоксом, который в своё время помог выявить Джеймс Кэмерон в феноменально популярном «Аватаре» /2009/, где искреннее, почти руссоистское воспевание естественности было бы невозможно без новейших технологий: сам мир на’ви являлся смоделированным, то есть, по сути, виртуальным. Да и по сюжету Джейк Салли приходил к себе настоящему, обретя гармонию с природой (духом планеты Пандора), в облачении аватара – дистанционно управляемого гибрида тел людей и местных обитателей.

Сандерс продолжил движение в данном направлении. Творчество Лондона ассоциируется с дикой натурой севера, прекрасной в своей нетронутости и неукрощённости. И в прежних экранизациях (кстати, не только «Зова предков») кинематографисты стремились передать именно это чувство, апеллировали к глубокой, основательно забытой городскими зрителями тоске по тем суровым условиям, к которым смог приспособиться человек. Осознавая трудности неустанной борьбы за выживание, которую вели наши пращуры, начинаешь выше ценить достижения цивилизации, плоды науки. Мало того, важно помнить, что и судьба животных (в том числе собак, так полюбившихся читателям) служит писателю поводом для раскрытия законов, отнюдь не чуждых для человеческого общества. Насколько такое решение вообще оправданно? С одной стороны немного странно, что элементы CGI-анимации, хорошо знакомой Крису («Лило и Стич» /2002/, «Как приучить дракона» /2010/ и, конечно же, «Семейка Крудс» /2013/), теперь уже используются не только в кинофантазиях и хоррорах – для образов чудовищ и всевозможных причудливых созданий. Но ведь режиссёр стремился к максимальной точности – и в этом смысле кажется принципиальным, что кинематографисты постарались воспроизвести внешность собаки редкой породы (помесь шотландской овчарки и сенбернара), описанной в романе. Кроме того, применение визуальных эффектов позволило добиться не только живых реакций Бэка (вообще-то кличка звучит, скорее, как Бак, но это порождает не слишком уместные «денежные» ассоциации), но и другие моменты, усиливающие зрелищность. Неожиданные ракурсы, сложные, стремительные перемещения камеры, захватывающие дух трюки (прежде всего сцена со снежной лавиной, грозящей накрыть почтовый «экспресс») – всё это заставляет время сеанса пронестись незаметно.

Конечно, каждый из зрителей в итоге сам решит, насколько приемлема предлагаемая степень условности. Но в любом случае нельзя не увидеть парадоксальности в самой ситуации, что Голливуд вернулся к своим истокам – на новейшем этапе технологического развития. Грубо говоря, между рирпроекцией и хромакеем разница в мере достоверности, но задачи как таковые эти техники решают идентичные.

Впрочем, приглашение на должность режиссёра человека, сформировавшегося в анимации, потребовалось не только из-за обрисованного выше аспекта. Крис Сандерс хорошо чувствует природу приключенческого кинематографа, ориентированного на семейную аудиторию. Вместе с тем автору удалось, на мой взгляд, избежать упрощения комплекса идей, вложенных Джеком Лондоном в повесть. Да, хорош темнокожий французский артист Омар Си в роли Перро – настоящего энтузиаста своего дела, ни на секунду не забывающего, что доставляемую корреспонденцию с нетерпением ждут там, в поселении на Аляске. Но без обладателя такой яркой индивидуальности, как Харрисон Форд история бы не получилась настолько убедительной – не помог бы и внушительный (оцениваемый в $125-150 млн.) производственный бюджет! Актёр, когда-то по праву носивший титул «современного ковбоя» (хотя у него были партии и в традиционных вестернах), очень убедителен в облачении своеобразного беглеца – беглеца от цивилизации, от людей, от собственного прошлого. Джон руководствуется благими намерениями – и всё равно наживает смертельного врага, готового преследовать даже на краю света. Бэк же является прирождённым вожаком (в переводе на человеческие понятия – лидером), одолев грозного соперника в стае, а много позже влившись в среду волков, безраздельно властвующих на неохватной живописной территории.

Писатель, конечно, не отличался наивностью воззрений на окружающий мир в целом и на общество в частности, но нашёл замечательный способ выразить мысль о том, что золото (как воплощение человеческой алчности, доводящее до лихорадки в прямом и переносном значениях) – это зло. И следовать настойчивому зову предков – один из способов побороть порок. Самое ценное в свежей киноадаптации – что за набором аттракционов не затерялось (и не превратилось в искусственное, ходульное) то, ради чего классик и взялся за перо.