Чаплин Ч. Собачья жизнь
Страна: США
В ролях: Чарли Чаплин, Эдна Первиенс, Джеймс Т. Келли, Том Уилсон, Генри Бергман, Альберт Остин, Сидней Чаплин, Чарльз Рейснер, Билли Уайт и др.
Режиссер: Чарльз С. Чаплин
Продюсер:
Сценарист: Чарльз С. Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро
Композитор: Чарльз С. Чаплин
Жанр: лирико-комедийная драма
Год выпуска: 1918
Ох ты, Господи, опять этот несчастный оборванец спит на сырой земле, под забором, да еще и голову пристроил на боку блохастой собачонки... Вот, вишь, чешется... вот, проснулся, носом потянул... А-а, это за забором, дырку в котором он заткнул перед сном носовым платком, чтобы в зад не дуло, расположился продавец жареных сосисок... Глянь-глянь, и собачка проснулась, тоже носом водит!..
Так, я думаю, реагировал простой зритель на черно-белые, немые кадры нового фильма Чаплина "Собачья жизнь", первого из поставленных им на собственной киностудии "Ферст нейшнл" в марте 1918 года.
Сам же Чаплин в автобиографии рассказывает о "Собачьей жизни" так.
"В ее сюжете имелся элемент сатиры - параллель между жизнью собаки и бродяги. Этот лейтмотив послужил основой, на которую я нанизал всевозможные трюки и обычные приемы "комедии пощечин" (пусть вспомнит читатель сцену из "Золотого ключика" Алексея Толстого, где Пьеро и Арлекин разыгрывают балаган про сколько-то там сотен ударов, отвешиваемых последним первому - и тогда легко представит себе сюжетную канву любого текста этого жанра. - В.Р.). Я уже начинал думать о структуре комедии, начинал чувствовать ее архитектонику. Каждый эпизод определял последующий, и все они были связаны в единое целое.
Первый эпизод был посвящен спасению собаки от накинувшейся на нее собачьей своры (пес нашел на земле обглоданный мосол, и Чарли пришлось, жертвуя своими обносками, спасать маленького друга от злобных здоровенных конкурентов. - В.Р.), а второй эпизод - спасению в дансинге девушки, у которой тоже была "собачья жизнь" (надо ли говорить, что у самого Чарли жизнь не собачья? -В.Р.). И другие эпизоды фильма строились на логической связи событий. В эти "комедии пощечин", несмотря на их примитивность, было вложено много мысли и выдумки. Если какой-нибудь трюк нарушал логику событий, то как бы он ни был смешон, я его исключал.
В кистоуновских (совсем ранних, снятых до 1915 г. - В.Р.) комедиях бродяга был свободнее и не так подчинен сюжету. Он редко думал, а больше следовал инстинктам и искал лишь пищи, крова и тепла. Но теперь, с каждой новой комедией, бродяга становился все сложнее. Он даже стал чувствительным, что создало новые трудности для сценариста, связанного жесткими законами "комедии пощечин". Как ни парадоксально это звучит, но "комедия пощечин" требует очень точных психологических мотивировок.
Решение пришло, когда я представил себе бродягу близким образу Пьеро. Такая концепция позволяла более свободно выражать чувства, помогала облагородить комедию. Зато было очень трудно найти логически оправданную ситуацию, при которой красивая девушка могла бы заинтересоваться бродягой" (Ч. Чаплин. Моя биография. М.: Вагриус, 2000. С. 218 - 219).
Какой же выход придумывает автор? Да самый естественный: певичку (а "красивая девушка" - певичка в кабаре) выгоняют с работы, потому что она то ли "пускает петуха", то ли просто сбивается из-за скандала, неожиданно разгоревшегося в зале.
Чарли к тому времени уже, между прочим, становится платежеспособным клиентом - пока он спал под забором, его четвероногий друг вырыл из земли бумажник с немалой суммой, припрятанный незадачливыми громилами, преследуемыми полицией.
Все участники событий вокруг кошелька встречаются в кабаре, как водится, охотятся друг за другом, прежде всего за Чарли, ибо именно он в данный момент является обладателем вожделенного бумажника. Естественно, маленький Чарли побеждает нехороших больших дядей. Естественно же и влюбляется в несчастную певичку, ведь Чарли справедлив и гуманен, а значит, и влюбляется только в несчастных красоток. Засим следует вроде бы хэппи энд. Но вот именно вроде бы...
Чаплин уже далеко ушел от максеннетовских комедий-боевиков, и "счастливая концовка противоречила бы жизненной и художественной правде, которой Чаплин (в 18 году уже реалист, однако. - В.Р.) оставался верным на протяжении всей картины, и сентиментальная идиллия как бы по мановению волшебной палочки обращается в сатиру на голливудские мелодрамы: в детской колыбели, на которую с такой нежностью устремлен последний взгляд героя (в эпилоге женившегося на той самой певичке и, осуществляя американскую мечту, заделавшегося благополучным фермером. - В.Р.), лежит его собачонка... с щенками" (А. Кукаркин. Чарли Чаплин. М.: Искусство, 1960. С. 54).
Собачья жизнь собачьей и останется, ведь, хотя герой и добился кулаками и чудесами благополучия, волчий мир-то вокруг него остается тем же самым.
Крупнейший кинокритик и историк кино Жорж Садуль, кажется, именно по поводу этого фильма заявил, что Чаплин переступает здесь черту, отделяющую талант от гениальности.
Так оно и есть: "Собачья жизнь" - лучшая из короткометражных картин Мастера.
В. Н. Распопин