Хаустова Д. А. От живописи — к словесности (Творчество Исаака Левитана на уроках словесности)

 

Программа элективного курса для учащихся 10-го класса

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий

Пояснительная записка

Сегодня становятся актуальными интегрированные уроки, например, русского языка и литературы, русского языка и истории, русского языка и информатики. Такие занятия помогают расширить и углубить знания учащихся по русскому языку благодаря материалу других дисциплин. Нам представляется интересным рассмотреть уроки интеграции русского языка, литературы и мировой художественной культуры.

Интеграция (от лат. восстановление, пополнение) способствует развитию духовно богатой, образованной личности. Этот процесс отвечает главной задаче филологического образования — развитию «личности как носителя языка с ее этно-социопсихологическими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общественную ценность»1.
Уроки словесности — благодатная почва для реализации творческих способностей учителя-словесника в реализации межпредметных связей.

Цель элективного курса: способствовать развитию речи, мышления старшеклассников на интеграционной основе.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством великого русского живописца Исаака Ильича Левитана;
  • совершенствование практических и коммуникативных умений, навыков учащихся; 
  • развитие культуроведческой компетенции;
  • повышение культуры речи;
  • обогащение и расширение культуроведчес-ких познаний.

Предназначение: данная программа может быть использована как в общеобразовательных классах, так и в классах художественно-эстетического и гуманитарного профилей. Элективный курс «От живописи — к словесности» (Творчество Исаака Левитана на уроках словесности) рассчитан на 34 часа.

Новизна курса: впервые предлагается курс, посвященный анализу творчества известного живописца, талантливого художника-передвижника Исаака Левитана. В процессе занятий учащиеся познакомятся с исторической ситуацией в России начала XX в., с творчеством учителя И.И.Левитана — Алексея Саврасова, а также Антона Павловича Чехова, который предстанет перед десятиклассниками не только как писатель, но и как близкий друг Левитана, духовно одаренная и разносторонняя личность.

«Картины Левитана — это не только музейные ценности. Они сохранили для нас притягательную силу неувядающей поэзии. В них привлекают особенная благородная чуткость и искренность. В них мы находим ту правду народных чувств и раздумий, с которыми русские люди искони привыкли взирать на родные просторы и родное небо»2, — справедливо замечал искусствовед М. Алпатов.

В программу входят подготовка к написанию сочинений по картинам Исаака Левитана («Над вечным покоем», «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Осенний день. Сокольники», «У омута», «Вечер. Золотой Плес»), изложений, комплексная работа с текстами о творчестве И. Левитана, об истории создания картин, отрывками из воспоминаний друзей, знакомых, учеников художника.

Впервые с картинами Исаака Левитана учащиеся встречались в 5-м классе, спустя пять лет им предлагается подробнее познакомиться с творчеством художника. Особый интерес представляют занятия, на которых раскрываются взаимоотношения Исаака Левитана и Антона Чехова. Старшеклассники узнают о благотворном творческом взаимовлиянии двух талантливых людей.

Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать основные аспекты и направления творчества И. Левитана, закрепить полученные ранее навыки подготовки и написания творческих работ. Расширить знакомство с отечественной живописью и литературой XIX в.

Содержание программы

1. Жизнь и творчество Исаака Левитана
Бедное детство. Годы учения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участие во второй ученической выставке. Знакомство с П.М. Третьяковым. Поездка в Крым. Знаменательные для становления творческого стиля художника поездки на Волгу. Обретение социального статуса. Левитан на портретах современников. Проблемы со здоровьем. Звание академика. Преподавание в училище живописи. Вклад Левитана в отечественную живопись.

2. Картины И. Левитана и его современников
Работы И. Левитана: «Вечер. Золотой Плес», «Март», «Над вечным покоем», «Осенний день. Сокольники», «После дождя. Плес», «Солнечный день. Весна», «Тихая обитель», «У омута».
Картины А.К. Саврасова: «Берег реки», «Весенний день», «Грачи прилетели», «Домик в провинции. Весна», «Печерский монастырь».
Творчество В.Д. Поленова: «В парке. Местечко Вель в Нормандии», «Заросший пруд», «Река Во-ря», «Московский дворик».

3. Мотив осени в русском изобразительном искусстве и литературе
Осень на страницах стихотворений А.С. Пушкина.
Описание осени И.С. Тургенева, К.Г Паустовского.
Золотая осень на картинах Ф. Васильева, Н. Крымова, И. Левитана, И. Остроухова, В. Поленова.

4. Тема дороги в литературе и живописи
Стихотворения русских поэтов по теме «Дорога»: А.С. Пушкин «Телега жизни», П.Я. Вяземский «Дорожная дума», «Тройка», Н. Языков «Элегия», Я. Полонский «Дорога», «Зимний путь», «В телеге жизни», Н. Некрасов «В дороге», А. Плещеев «Странник», А. Апухтин «Дорожные думы».
И. Левитан «Большая дорога. Осенний солнечный день», «Осенний день. Сокольники», «Шоссе. Осень».
А. Грицай «Ленинград. Летний сад».
И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы».

5. Третьяковская галерея и ее создатель
Личность П.М. Третьякова и его роль в становлении живописи передвижников и русского искусства в целом. Отношение П. Третьякова с художниками-передвижниками. Основание Третьяковской галереи. Картины И. Левитана в Третьяковской галерее.

6. Исаак Левитан и русские писатели XIX-XX вв.
Исаак Левитан и Александр Пушкин: традиции и аллюзии.
Исаак Левитан и Антон Чехов: дружба и творческое взаимовлияние.

Тематическое планирование элективного курса «Исаак Левитан на уроках русского языка»

№ занятия Тема Количество часов

1 Знакомство с личностью, жизнью и творчеством Исаака Левитана 2
2 Заочная экскурсия по залу И. Левитана в Третьяковской галерее 2
3 Сравнительная характеристика картин А.К. Саврасова и И.И. Левитана 2
4 Изложение-миниатюра по картине «Осенний день. Сокольники» 2
5 Мотивы осени в русском изобразительном искусстве и литературе 2
6 Подготовка к сочинению в публицистическом стиле по картине «Вечер на Волге» 2
7 Сочинение-описание по картине «Вечер. Золотой Плес» 2
8 (К) Заочная экскурсия по теме «Исаак Левитан на Волге» 2
9 Подготовка к сравнительной характеристике картин И. Левитана «Тихая обитель» и «Вечерний звон» 2
10 (К) Изложение-описание «Прогулка вдоль монастырской горы» 2
11 Подготовка к сочинению-рассказу по картине «У омута» 2
12 Выборочное изложение с элементами сочинения по картине «У омута» 2
13 Сочинение-рассуждение по картине «Владимирка» 2
14 Тема дороги в литературе и живописи 2
15 Подготовка к сочинению по картине «Над вечным покоем» 2
16 Творческое взаимовлияние Исаака Ильича Левитана и Антона Павловича Чехова 2
17 Итоговое занятие. Комплексная работа с текстами о Левитане. Занимательно об Исааке Левитане 2

Оценка качества знаний

Достижения учащихся могут быть оценены по-разному: с помощью культурологического анализа текста, защиты рефератов. Оценку качества целесообразно проводить с помощью рейтинговой системы.

Литература
1. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2006. — 44 с.
2. Левитан И.И. 1861-1900. Воспоминания. Письма. К 50-летию со дня смерти. — М.: Искусство, 1950. — 237 с.
3. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания / Под ред. А. Федорова-Давыдова. — М.: Искусство, 1956. — 336 с.
4. Паустовский К.Г. Исаак Левитан // Паустовский К.Г. Избранные произведения в 2 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1956. — 351 с.
5. Пророкова С.А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 239 с.
6. Прытков В. Левитан. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 80 с.
7. Турков A.M. Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с.
8. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1956. — 404 с.
9. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. — М.: Флинта. Наука, 2000. — 352 с.
10. Чехова М.П. Из далекого прошлого. — М.: Художественная литература, 1960. — 272 с
11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. — M.: Дрофа, 2004. — С. 10.
12. Цит. по книге И.И. Левитана. Воспоминания и письма. К 50-летию со дня смерти. — М.: Искусство, 1950. — С. 8.