Беляк А. Красота, которая спасает

 
Недавно в нашей газете под заголовком «Вместе задуманное — воплощается сообща» мы рассказывали об одаренном педагоге, художнике-дизайнере, руководителе проекта «Каждый ребенок талантлив» творческой лаборатории «Ивушка» из художественно-эстетической школы искусств «Весна», что работает в Центральном районе Новосибирска, Наталье Николаевне Карповой и поистине головокружительных успехах ее питомцев. Методические разработки наставника и работы ребят, выполненные из природного материала (преимущественно из соломы), шесть раз в 1999 году выставлялись на престижных выставках, где каждый раз восхищали новизной и простотой решения и удостаивались золотых и серебряных медалей.

На днях Наталья Николаевна пришла к нам в редакцию, чтобы поделиться новой радостью. В конце февраля в школе № 54 города Новосибирска в рамках научно-практической конференции «Юность, наука, культура» состоялась защита творческих проектов ее учеников. На конференции работало много секций по самым разным традиционным направлениям — математика, химия, биология, иностранные языки, литература. А в качестве эксперимента была открыта новая секция — «Творческий проект». Здесь раскрывали свои технологии будущие дизайнеры, архитекторы, визажисты, прикладники-резчики по дереву и т. д. — учащиеся 8—11 классов.
Тут-то с блеском и выступили питомцы Карповой, удивив компетентное жюри глубиной и значимостью нового творческого проекта «Сообща задуманное сообща воплощается». Приятно отметить, что заголовок публикации в нашей газете послужил как бы «прообразом» названия проекта.
Авторы его — Яна Гик, Настя Пермякова, Аня Борисова, Марина Карпова и Сергей Донченко. Здесь следует заметить, что кое-кто из этих ребят уже успел расстаться с общеобразовательной школой, но связи с любимым педагогом из «Ивушки» не теряет. Сергей Донченко, например, учится сейчас в ПТУ-21, а Марина Карпова — в хореографическом училище.
Главная идея проекта проста: научился сам творить красоту своими руками — научи других. Он явился как бы итогом пятилетней совместной работы ребят — практической и исследовательской. Это своего рода «дипломная» работа старших учеников лаборатории Н. Карповой, нынешних ее выпускников.

Вот что пишут о себе в своих работах ребята.
Яна Гик:
— В первом классе мои работы были такими неуклюжими, но все равно мне хотелось, чтобы квадраты из соломки выстраивались в «магические» ряды, превращаясь в красивый узор. Год за годом работы по инкрустации соломкой становились все изящнее, тоньше... Теперь уже «золотое кружево» оплетало плоскость вазона, вселяя спокойствие и уверенность всем, кто на него любовался... Я убеждена, что все, кто со мной занимался составлением геометрического орнамента (без линейки, резинки, карандаша), просто наугад приклеивая на плоскость золотые квадратики соломки, развивали пространственное мышление и логику.

Аня Борисова:
— Используя красоту сибирских трав, я создаю фантазийные композиции, гармонично сочетающие в себе красоту и грацию, тем самым показывая каждый раз, что жизнь прекрасна и удивительна. Я помогаю другим видеть это. Умение создавать фантазийные композиции развивает воображение, способность слушать родную природу, любоваться каждым блеклым лепестком. Природа учит нас быть терпеливыми, вдумчивыми... Просто так не появятся у цветка длинный пестик или яркие тычинки. Тот цветок, который неярок, обычно прекрасно пахнет, и, наоборот, роскошный бутон может быть с отвратительным запахом. Я сумела заинтересовать своим увлечением и моих друзей. Теперь мы вместе творим и надеемся, что природа откроет нам хоть малую часть неразгаданных чудес.

Сергей Донченко:
— Сейчас я учусь в профтехучилище и буду телерадиомастером. Но моим любимым занятием была и остается работа со шпоном редких пород деревьев. Эксперимент, которым я занимаюсь уже четыре года, — использование красок и оттенков для достижения гармоничного орнамента. Самое главное мое «изобретение»: чем проще орнамент, тем понятнее, роднее и добрее он становится. Этими экспериментами интересуются мои сверстники в училище. Многие тоже с удовольствием изобретают орнаменты. Я думаю, что проблема свободного времени у них теперь решена.

Психолог школы «Весна» Татьяна Павловна Курбасова, показав однажды учителям математики отдельные орнаменты «нерадивых» учеников, спасла их от очередного «трояка» в четверти. Педагоги узнали своих «лодырей» с другой стороны. Такие роскошные орнаменты могли  сделать только  настоящие математики. По моим наблюдениям, все ученики, которые занимаются составлением геометрических орнаментов на плоскости или в объеме, координируют свои математические способности в лучшую сторону. Это необходимо не только на уроках декорирования в школах искусств, но и на уроках математики, и в начальной школе, и в детском саду, и в группах продленного дня…

Настя Пермякова:
— Моя исследовательская работа началась тогда, когда на свет появилась моя племянница Оленька. Вот тогда я по воле судьбы стала классной нянькой... Так как я привыкла постоянно что-то мастерить, учась в «Ивушке», то мне пришлось приобщать к этому и маленькую Олю. С самых пеленок Оленька начала рисовать, клеить, конструировать... В общем, делала все то, что и я. Поскольку самое любимое мое занятие — это работа с минералами, мозаика из камня, то и у племянницы оно стало любимым. Она так увлечена камешками, что они даже спят вместе с ней под подушкой. Сейчас Оленька пошла в ясли-сад. Психологи и воспитатели поражаются умению такого крохотного ребенка рисовать, лепить, клеить, конструировать... В два с половиной года у нее уже так поставлена рука! А это моя заслуга. Эксперимент удался. Домашний филиал творческой лаборатории сработал. Да и в яслях Оленька является как бы консультантом... Кстати, она и в фильме уже успела сняться, в научно-познавательном, который снимала ГТРК (передача «Дом мультфильмов»). Теперь вся Новосибирская область знает, как делать аппликацию из камешков...

Студийцы Н. Карповой стали победителями первого экспериментального конкурса творческих проектов. Но узнали об этом только через два дня после представления своих работ, так как не присутствовали на подведении итогов. Сейчас команда готовится к городскому конкурсу.

Идея проекта — красота спасет мир... Правда, ничего нового? Но когда узнаешь, что ребята объявили войну наркотикам, алкоголю, праздности, то видишь ее актуальность и непреходящую значимость.

— Как, скажете, соединить такие разные по смыслу слова, как война, наркотики, творчество, красота? — рассуждает Наталья Николаевна.  — Да очень просто. Когда занимаешься любимым делом, времени на скуку и всякие безобразия просто не остается. А глупости совершаются тогда, когда у подростков уйма свободного времени...

Побольше бы таких людей, умеющих заразить детей любовью к делу и красоте. Тогда эта красота воистину спасет мир.