Беляк А. Красота, которая спасает
На днях Наталья Николаевна пришла к нам в редакцию, чтобы поделиться новой радостью. В конце февраля в школе № 54 города Новосибирска в рамках научно-практической конференции «Юность, наука, культура» состоялась защита творческих проектов ее учеников. На конференции работало много секций по самым разным традиционным направлениям — математика, химия, биология, иностранные языки, литература. А в качестве эксперимента была открыта новая секция — «Творческий проект». Здесь раскрывали свои технологии будущие дизайнеры, архитекторы, визажисты, прикладники-резчики по дереву и т. д. — учащиеся 8—11 классов.
Тут-то с блеском и выступили питомцы Карповой, удивив компетентное жюри глубиной и значимостью нового творческого проекта «Сообща задуманное сообща воплощается». Приятно отметить, что заголовок публикации в нашей газете послужил как бы «прообразом» названия проекта.
Авторы его — Яна Гик, Настя Пермякова, Аня Борисова, Марина Карпова и Сергей Донченко. Здесь следует заметить, что кое-кто из этих ребят уже успел расстаться с общеобразовательной школой, но связи с любимым педагогом из «Ивушки» не теряет. Сергей Донченко, например, учится сейчас в ПТУ-21, а Марина Карпова — в хореографическом училище.
Главная идея проекта проста: научился сам творить красоту своими руками — научи других. Он явился как бы итогом пятилетней совместной работы ребят — практической и исследовательской. Это своего рода «дипломная» работа старших учеников лаборатории Н. Карповой, нынешних ее выпускников.
Вот что пишут о себе в своих работах ребята.
Яна Гик:
— В первом классе мои работы были такими неуклюжими, но все равно мне хотелось, чтобы квадраты из соломки выстраивались в «магические» ряды, превращаясь в красивый узор. Год за годом работы по инкрустации соломкой становились все изящнее, тоньше... Теперь уже «золотое кружево» оплетало плоскость вазона, вселяя спокойствие и уверенность всем, кто на него любовался... Я убеждена, что все, кто со мной занимался составлением геометрического орнамента (без линейки, резинки, карандаша), просто наугад приклеивая на плоскость золотые квадратики соломки, развивали пространственное мышление и логику.
Аня Борисова:
— Используя красоту сибирских трав, я создаю фантазийные композиции, гармонично сочетающие в себе красоту и грацию, тем самым показывая каждый раз, что жизнь прекрасна и удивительна. Я помогаю другим видеть это. Умение создавать фантазийные композиции развивает воображение, способность слушать родную природу, любоваться каждым блеклым лепестком. Природа учит нас быть терпеливыми, вдумчивыми... Просто так не появятся у цветка длинный пестик или яркие тычинки. Тот цветок, который неярок, обычно прекрасно пахнет, и, наоборот, роскошный бутон может быть с отвратительным запахом. Я сумела заинтересовать своим увлечением и моих друзей. Теперь мы вместе творим и надеемся, что природа откроет нам хоть малую часть неразгаданных чудес.
Сергей Донченко:
— Сейчас я учусь в профтехучилище и буду телерадиомастером. Но моим любимым занятием была и остается работа со шпоном редких пород деревьев. Эксперимент, которым я занимаюсь уже четыре года, — использование красок и оттенков для достижения гармоничного орнамента. Самое главное мое «изобретение»: чем проще орнамент, тем понятнее, роднее и добрее он становится. Этими экспериментами интересуются мои сверстники в училище. Многие тоже с удовольствием изобретают орнаменты. Я думаю, что проблема свободного времени у них теперь решена.
Психолог школы «Весна» Татьяна Павловна Курбасова, показав однажды учителям математики отдельные орнаменты «нерадивых» учеников, спасла их от очередного «трояка» в четверти. Педагоги узнали своих «лодырей» с другой стороны. Такие роскошные орнаменты могли сделать только настоящие математики. По моим наблюдениям, все ученики, которые занимаются составлением геометрических орнаментов на плоскости или в объеме, координируют свои математические способности в лучшую сторону. Это необходимо не только на уроках декорирования в школах искусств, но и на уроках математики, и в начальной школе, и в детском саду, и в группах продленного дня…
Настя Пермякова:
— Моя исследовательская работа началась тогда, когда на свет появилась моя племянница Оленька. Вот тогда я по воле судьбы стала классной нянькой... Так как я привыкла постоянно что-то мастерить, учась в «Ивушке», то мне пришлось приобщать к этому и маленькую Олю. С самых пеленок Оленька начала рисовать, клеить, конструировать... В общем, делала все то, что и я. Поскольку самое любимое мое занятие — это работа с минералами, мозаика из камня, то и у племянницы оно стало любимым. Она так увлечена камешками, что они даже спят вместе с ней под подушкой. Сейчас Оленька пошла в ясли-сад. Психологи и воспитатели поражаются умению такого крохотного ребенка рисовать, лепить, клеить, конструировать... В два с половиной года у нее уже так поставлена рука! А это моя заслуга. Эксперимент удался. Домашний филиал творческой лаборатории сработал. Да и в яслях Оленька является как бы консультантом... Кстати, она и в фильме уже успела сняться, в научно-познавательном, который снимала ГТРК (передача «Дом мультфильмов»). Теперь вся Новосибирская область знает, как делать аппликацию из камешков...
Идея проекта — красота спасет мир... Правда, ничего нового? Но когда узнаешь, что ребята объявили войну наркотикам, алкоголю, праздности, то видишь ее актуальность и непреходящую значимость.
— Как, скажете, соединить такие разные по смыслу слова, как война, наркотики, творчество, красота? — рассуждает Наталья Николаевна. — Да очень просто. Когда занимаешься любимым делом, времени на скуку и всякие безобразия просто не остается. А глупости совершаются тогда, когда у подростков уйма свободного времени...
Побольше бы таких людей, умеющих заразить детей любовью к делу и красоте. Тогда эта красота воистину спасет мир.