Ладыжец В. В. Духовный центр России – древние города Золотого Кольца



Все статьи проекта "Маршрут построен!"




Термин «Золотое Кольцо России» придумал в 1967 году искусствовед Юрий Бычков, озаглавив серию своих путевых заметок по городам Владимирской, Ивановской и Ярославской областей. Так появился знаменитый маршрут из 8 городов: Сергиев Посад - Переславль-Залесский  - Ростов Великий - Ярославль - Кострома - Иваново – Суздаль - Владимир.

Список городов сегодня дополнился до 26 городов: Углич, Плёс, Юрьев-Польский, Александров, Тутаев, Калязин, Мышкин, Рыбинск, Муром, Гусь-Хрустальный, Палех, Шуя, Гороховец, Боголюбово, Кидекша, Дмитров, Касимов, Калуга.

Из Москвы наш маршрут начался по легендарной многовековой дороге – Владимирке. В 1332 г. московские иерархи приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, т.е. право собирать дань для татарского хана. С этого времени «Владимирка» стала играть важную роль в создании русского централизованного государства, нанизывая на себя бусинки русских городов и образуя ожерелье московского княжества. Одновременно появилась возможность выйти к реке Волге и устью реки Оки через Муром.

Так создавался оживленный транспортный путь, который оказывал большое влияние на развитие ремесел и торговли в прилегающих к нему населенных пунктах. По нему проезжали большие обозы с разными товарами из Москвы на восток и с востока на запад (шелковый путь).

По ней когда-то перемещались славянские племена, татаро-монголы, стрельцы первых воевод, князей, царей, ополчение Минина и Пожарского, русские и советские войска, гнавшие Наполеона, фашистов … В далеком XVII веке везли в Суздальско-Покровский монастырь первую жену Петра I Евдокию Лопухину,  последнюю русскую (не иностранку) супругу российских монархов. Позже в XVIII веке в деревянной клетке на казнь в Москву - Емельяна Пугачева. На каторгу вели Радищева. В кандалах шли декабристы, тысячи солдат и офицеров, посмевших выйти против царя 14 декабря 1825 года. 11 апреля 1835 г. по печально известной дороге проехал писатель-революционер А.И. Герцен… Поэтому и закрепилась за этим трактом грустная слава дороги горя и печали. Как тонко и трепетно выразил И. Левитан щемящую тоску, душевную боль и скорбь России за судьбу всех осужденных, обреченных на медленную смерть в бескрайних снегах Сибири. Его картина так и называется - «Владимирка».


Исаак Левитан. Владимирка. 1892 Холст, масло. 79 × 123 см

Проезжал по Владимирке в своё родовое имение в 1830 году А.С. Пушкин, готовясь к свадьбе с Натальей Гончаровой. Из-за холерного карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве. Закончил роман «Евгений Онегин», написал  «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», 32 лирических стихотворения.

Дорога длинная. Под увлекательный рассказ гида-экскурсовода появляется иллюзия перемещения во времени.  Собственных остаточных школьных исторических знаний очень мало. А хочется поделиться не только зашкаливающими эмоциями, но и фактами, данными, гипотезами…   Рассказ начну с начала. С возникновения Руси.

Древние племена и славянские союзы. На пути к государству

Наши древние предки, проживающие на территории современной европейской части России,  – славянские племена. За тысячу лет до Рождества Христова славяне уже имели свою пра-историю. Но самые ранние письменные упоминания (документы) о них относятся к I - II вв. нашей эры.

А самый ранний (1037 г.) единственный признанный древнерусский летописный свод, дошедший до нас, - это «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, письменные агиографические документы (описание жития святых). Древнейший свод продолжил и дополнил (1073 г.) монах Никон, один из создателей Киевско-Печерского монастыря. 

Государственному образованию славян предшествовали территориальные славянские союзы, включавшие в себя до 150 племен, (первые - с  VI века н. э). К IX веку таких союзов насчитывалось около 15. У каждого племени были свои «грады» для мест сбора и обороны: Новгород (словене), Киев (поляне), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Территории союзов называли «землей» (Деревская земля, Русская земля).

В «Повести временных лет» союзы называются княжениями: … «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане». Власть в племени принадлежала князю и вечу. Власть наследовалась. Восточнославянские племена различались по ряду признаков: название, место обитания, обычаи, религиозные предпочтения богов и «законы отцов», которые касались брачно-семейных отношений и погребальных обрядов, а также предания.

Племена русов и Древняя Русь

С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям пиратов - викингов.  Слово «викинги» означает «люди из бухты». Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Викингами были также и славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.  

Историки до сих пор спорят, кем были русы. Существует несколько гипотез. Большинство исследований считают их шведскими варягами-викингами, которые c VIII века населяли территорию на северо-западе нынешней России. В скандинавских сагах эта земля называется Гардарики (Страны городов). Другие исследователи отождествляют русов (или росов) с народом восточных славян.

В «Повести временных лет» прямо утверждается, что варягами на Руси именовали не только наемных иностранных воинов, но и предков простых новгородцев: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска», т. е. обычные коренные новгородцы сами происходят «от рода варяжъска». Территорию, контролируемую русами, стали называть по имени племени - Русью.


«Повесть временных лет». Древнерусский летописный свод начала XII века

Что известно о Рюрике?

В «Повести временных лет» сообщается, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам: Рюрику, Синеусу, Трувору.

В 862 году, согласно Нестору Летописцу, представители славян и финнов обратились к заморским соседям и их повелителю Рёрику, которого они звали Рурик или Рюрик: «Наша земля велика и богата, но в ней нет порядка. Идите к нам княжить и управлять». В результате Рюрик поселился в Новгороде, стал князем, основателем Новгородского княжества. Его братья Синеус и Трувор правили в Белозерске и Изборске.  Это событие вошло в историю Руси как «призвание варягов».

С него началось правление царской династии Рюриковичей. Рюрик (родился около 810 г., умер в 879 г.). Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «...самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину, а правнуку Рюрикову...». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба, погибшего в бою в 808г. (Ободриты - союз западнославянских племен). После смерти отца, власть перешла не к сыну – Рюрику, а к его дяде. Поэтому Рюрик отправился в Восточную Европу править славянскими племенами. Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины варягов в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: город стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных славянских и финских племен начинается русская история, этим положено основание русскому государству.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников с согласия Рюрика - Аскольд и Дир - с собственными отрядами двинулись к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю).

Что известно об Олеге?

Рюрик скончался в 879 г. Вторым правителем русского государства стал Олег – родной брат жены Рюрика - Ефанты. Он становится регентом сына Рюрика - Игоря. Олег начинает собирать земли, дань и войско. Он объединяет варягов (русов), славян и чудь. С набранным войском он от имени Рюрика и Рюрикова наследника покоряет города Смоленск и Любеч.

В 882 году Олег  присоединяет к Новгороду Киев. Открывается контроль над Днепром - большой полноводной рекой, путем в греки. В 907 году Олег осаждает Константинополь  и добивается выгодных условий торговли с русскими купцами. Объединив Северные и Южные русские земли, именно Олег, а не Рюрик, - является основателем древнерусского государства Киевская Русь.

В «Повести Временных лет» Нестор рассказывает о начале княжения Олега и разделяет народы славян и варягов:  «В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью». То есть и славяне, и варяги - разные народы, а русь - прозвище всех народов Руси. Как, например, американцы – это все народы США - индейцы, африканцы, арабы и прочие.

Киев – столица Древней Руси в период с 882 по 1243.  В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол»,  «стольный город» и эпитет «первопрестольный».

Кому поклонялись древние славяне?

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы главное место занимали солнце и огонь. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Перун – бог грома и молнии. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Славяне поклонялись божествам плодородия аграрного цикла - Род, Лада, Ярила, прочее. Ни храмов, ни жрецов у древних славян не было. Они представляли бога в материальном предмете. На открытых местах воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались камни, рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.

Крещение Руси

После смерти Олега Русью правил Игорь Рюрикович. (912-945). Он женился на простой девушке Ольге. Укрепил положение Киевской Руси. Собирал дань с древлян, печенегов, Византии. Был убит древлянами, переставшими платить дань Киевской Руси. 

Государственными делами после убийства Игоря занялась его вдова княгиня Ольга (945-962). Она проявила чудеса хитрости, жестокости и бескомпромиссности. Месть её за смерть мужа не знала границ. В итоге убийцы Игоря были разбиты и обложены еще более тяжкой данью. С позиций сегодняшнего дня поступки Ольги можно назвать жесточайшим варварством. Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это позволило ей поверить в Бога-вседержителя. В 955 году княгиня Ольга направляется в Византийскую империю в Константинополь, где и произошло ее крещение. Приняв христианскую веру, она оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Следующим правителем Руси был Святослав Игоревич (962-972). Его правление закончилось бесславно. После смерти Святослава остались три сына: старший Ярополк (972-980), средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном от рабыни Ольги - Малуши. Святослав разделил свои земли между сыновьями, которые правили страной, пока он находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Владимир - Новгородом. Святослав первый ввел такой порядок. Именно разделы уделов между сыновьями в дальнейшем станут на долгие годы настоящей бедой для нашей страны.

Старший брат Ярополк убил среднего Олега. Владимир убил старшего Ярополка и захватил Киев.  Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович (980-1015).  При жизни его называли «Красно солнышко». В начале своего правления Владимир был язычником. Придя к власти, он велел поставить в центре Киева истуканов славянского бога грома и молнии Перуна. Одним из главных решений Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержал много побед, которые позволяли ему ощущать собственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство.

Владимир захватил Херсонес и отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только при условии, если русский князь примет христианство. Князь Владимир объявил о желании креститься. Перед крещением Владимир приказал сломать каменные и деревянные идолы, а Перуна привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками.

Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Владимир был многоженцем, имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Как и его отец, Владимир  делит свою власть между сыновьями, каждого делая главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Тем самым фактически разделил страну и создал предпосылки для новых междоусобных войн.

При Владимире на Руси началась чеканка золотых и серебряных монет — «златников» и «сребреников». Образцами для них послужили византийские монеты того времени. На большинстве монет изображён князь, сидящий на престоле, с надписью: «Владим?ръ на стол?» (Владимир на престоле). На некоторых вариантах «сребреников» указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Умер князь Владимир в 1015 году. Похоронен в Киеве в первом каменном Десятинном храме, который был разграблен и разрушен Золотой Ордой.


Златники

После его смерти наступает в российской истории длительный период междоусобных братоубийственных предательских кровавых войн. Государство под названием Киевская Русь расширялось и укреплялось. 35 лет Русью правил сын Владимира Ярослав по прозвищу Мудрый. При нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен письменный свод первых законов под названием «Русская правда».

Русь удельная - период феодальной раздробленности на Руси

Этот период в российской истории сопровождался бесконечной сменой власти, нарушениями многолетних традиций наследования престола, смутой, предательством… Личные, не государственные интересы, интриги и козни двигали наследниками русского престола в достижении своих амбициозных целей.

Татаро-монгольское иго (1237-1480)

Более чем на два века татаро-монгольское иго приостановило политическое, экономическое и культурное развитие Руси. В XII-XIII в.в. самостоятельные русские княжества постепенно начали объединятся в государство. Но этот процесс был прерван на 243 года татаро-монгольским игом Золотой Орды (1237-1480гг), полным политическим и экономическим подчинением. Русский князь в этот унизительный период получал право наследования на престол – ярлык - из рук ордынского хана. В любой момент хан мог вызвать князя в Орду и даже казнить неугодного. Внутри Орды в середине XV века начались распри. Золотая Орда раскололась на несколько государств: Казахское, Сибирское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и Большую Орду.  Датой окончания татаро-монгольского ига на Руси названа дата стояния русских войск московского князя на реке Угре – 1480 год. А легенда такая.

В 1462 году на российский московский престол без ярлыка вступил законный правитель Иван III. Он осторожно и осмотрительно объединил русские земли: Тверь, Ростов, Ярославль, Пермь и Новгород. Сделал гербом Руси двуглавого византийского орла, начал строить Московский Кремль. С 1476 г. Иван III прекратил платить Орде дань и, принимая ордынское посольство, растоптал басму и отправил в Орду предупреждение, что с ними случится такое же, если не оставят в покое его страну.

Хан Ахмед в ответ собрал большое войско и двинулся на Москву. Примерно в 150 км от Москвы у реки Угры на калужских землях осенью стали напротив два войска. Так и стояли войска напротив друг друга, пока не подошла ранняя зима с бескормицей. Монголы развернулись и ушли в Орду, признав поражение. Так бескровно произошло окончание татаро-монгольского ига. Негативными последствиями ига стали полностью разрушенная экономика, убитые воины, сожженные города и храмы. Многих мастеров ремесел монголы превратили в рабов и вывезли. 
Этот период времени в богатеющей Западной Европе характеризуется масштабным расцветом во всех областях - Ренессансом. В 1452 году родился Леонардо да Винчи, в 1475 году - Микеланджело Буонарроти, а в 1492 году Колумб открыл Америку …

Но что парадоксально! Несмотря на политическую независимость с 1480 года, Русь не переставала платить дань вплоть до петровских времен. Полное окончание татаро-монгольского ига – год 1700-й, когда Петр Великий отменил выплаты Крымским ханам.

Золотое кольцо России

Невероятной силы чувства испытываешь от знакомства с историей, от увиденных сохраненных и воссозданных памятников древней Руси, средневековья, а также новоделов, стоящих на местах храмов, безжалостно уничитоженных в советский период. Четырех дней мало даже для поверхностного знакомства с достопримечательностями. В каждом из городов мы увидели самые главные сокровища. 

С некоторых пор я пытаюсь формулировать для своего внука название города с точной ассоциацией, которая однозначно отличает один город от любого другого. Мы начали изучать города мира, когда внуку было чуть больше двух лет, по карте, по магнитикам, сувенирным тарелкам. Он кроме названия легко запоминал главную особенность города.  Попытаюсь найти формулы для городов Золотого Кольца.

Легче всего определить Ростов Великий – самый древний город Золотого Кольца  России 

862 год основания

В 991 году Киевский князь Владимир с митрополитом, греческим миссионером Феодором принудительно крестят местных язычников-мерян Ростова в водах тинистого озера Неро. Начинается строительство первых деревянных храмов. В 1237 году город был завоеван и разорен Ордой.

Самая большая слава к Ростову пришла с приездом в 1664 г. митрополита Ионы, которого 15 августа 1652 года патриарх Никон возвел в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Ростов Великий становится духовным центром России. Энергичный духовный владыка Ион все свои силы вложил в создание единого ансамбля Ростовского Кремля – резиденции митрополитов.

Старейшим зданием города, доминантой Кремля является Успенский собор. Храм построен в 1508-1512 гг. на месте своих предшественников ХII–ХIII вв. Помимо Кремля на территории города находится несколько монастырей. Кремль послужил в советское время естественной декорацией к фильму «Иван Васильевич меняет профессию».

В Ростове Великом издавна  существует промысел финифть – роспись по эмали. Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. 

Расцвет в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали. Главным заказчиком долгое время оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память. Сегодня Ростов Великий - это районный центр Ярославской области, жемчужина Золотого Кольца, 31000 жителей. Вековые памятники, к глубочайшему сожалению, не включены в списки ЮНЭСКО. Их утрата может быть невосполнимой. Вид у многих, мягко говоря, жалкий. Производят сильнейшие шоковые мрачные впечатления своей ветхостью и запущением.

Владимир - город князя Владимира Красно солнышка – Крестителя Руси

Владимир основан в 990 г. на реке Клязьма Киевским князем Владимиром. В 1108 г. князь Владимир Мономах расширил и укрепил город-крепость.

В 1157 г. Андрей Боголюбский (1111-1174 гг) перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Суздаля во Владимир. А после смерти отца Юрия Долгорукова он не едет княжить в Киев, а переносит в 1169 г. столицу всей Руси в город Владимир, разворачивает масштабное строительство.

Возведены белокаменные Успенский и Дмитриевские соборы, Золотые ворота, а в поселке Боголюбово – церковь Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского. При князе Андрее Боголюбском Владимир переживает свой расцвет. А при князе Всеволоде Большое Гнездо город стал именоваться Великим.

При правлении детей Всеволода княжество раздробилось на мелкие уделы. Междоусобные конфликты сыновей-князей только способствовали нашествию татаро-монгольских войск.

В феврале 1238 года войска хана Батыя осадили Владимир. Через 5 дней город был захвачен и разорен. От этого потрясения город не оправился. А в XIV в. уступил статус столицы городу Москве.

Главный древний памятник (1164 г) - парадные Золотые ворота - единственные сохранившиеся из 7 городских ворот, через которые можно было попасть в древний Владимир. Ворота покрыты листами позолоченной меди. Отсюда и название – Золотые. Ворота венчает надвратная церковь Положения риз Богоматери. В надвратной церкви сегодня музей. Центральный экспонат в нем — диорама обороны города от нашествия войск хана Батыя в 1238 г.

Кафедральный Успенский собор возведен в 1158 году. Здесь венчались на княжение великие князья Владимира и Москвы. По образцу владимирского храма строился и московский Успенский собор.

Успенский собор - один из немногих русских храмов, где сохранились фрески Андрея Рублёва. В соборе хранятся мощи Святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, княгини Агафьи Всеволодовны. За века Успенский собор пережил и годы величия, и немало страшных дней. Неоднократно перестраивался, реставрировался, видоизменялся. Сегодня он один из самых красивых древних  русских храмов.

Дмитриевский собор построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 г. как домовая церковь княжеского двора. Он посвящен небесному покровителю князя Святому Дмитрию Солунскому. Этот собор - классический пример крестово-купольного храма Владимирско - Суздальской архитектурной школы. Если к постройке и оформлению многих храмов и церквей князья привлекали иностранных мастеров, - Дмитриевский собор от начала и до конца построен и расписан русскими строителями и художниками. Храм знаменит внешним оформлением: он весь украшен искусной резьбой по камню. За это собор прозвали «белокаменной книгой». Собор часто горел, подвергался разграблениям, реставрировался, восстанавливался. Сейчас Дмитриевский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Поселок Боголюбово – место богом любимое

Боголюбово - село между двух рек Нерль и Клязьма в 2 км от Владимира. Бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского. Один из самых красивых русских храмов Владимиро-Суздальского зодчества – Храм Покрова на Нерли.

Церковь Покрова построена в 1165 году в память о погибшем сыне Андрея. По легенде, содержащейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви вывезен из покорённого Булгарского царства. Освящена церковь в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Это первая церковь Покрова на Руси. Церковь включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древнее убранство внутри храма восстанавливается. Росписи сбиты при реконструкции 1877 года. В украшении стен использованы резные рельефы. После революции 1917 года Церковь национализировали и передали государству. Сейчас здание находится одновременно и под опекой Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и РПЦ. Богослужения в храме проходят только летом, поскольку здание не отапливается. 

Суздаль – древний музей под открытым небом

Суздаль  - город-заповедник во Владимирской области. На реке Каменке. С населением около 10 тысяч. Первое упоминание о Суздале в «Летописи временных лет» – 1024 год. В Суздале около 200 музейных памятников можно лицезреть, прогуливаясь под открытым небом. Он сумел сохранить очарование древности, неповторимый дух славянских традиций и непередаваемую ауру святых мест.

В начале XI века Суздаль вошел в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха – внука Ярослава Мудрого. Благодаря этому  активно развивается и становится столицей Ростово-Суздальского княжества. С началом проникновения христианской религии в Суздале начинается формирование духовного центра России. В начале XII века во главе Суздаля встает сын Владимира Мономаха - князь Юрий Долгорукий. В 1157 году во главе Суздаля становится сын Юрия - Андрей Боголюбский. Он переносит столицу своего княжества из Киева во Владимир. Как и любой древний город, строительство Суздаля началось с возведения Кремля.

В 1238 году город подвергся нападению и разграблению Орды. Этот период характеризуется и междоусобной борьбой за власть тверского, московского и суздальского князей. В 1392 году Суздаль вошел в состав Московского княжества, став простым рядовым городом. В XIV веке строятся Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, которые становятся и крепостями, и пристанищем. Спасо-Евфимиев монастырь раскинулся на крутом берегу реки Каменки. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения. Сегодня это комплекс, входящий во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Евфимий Суздальский был первым архимандритом Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. Начиная с момента основания, Спасо-Ефимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей: великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный Спасо-Преображенский собор. В храме сохранились уникальные в богатом убранстве фрески Гурия Никитина и Силы Савина 1689 года жития святых, а также евангелические сюжеты – бытие Иисуса Христа. В ХV-ХVII вв. Суздаль не приобрел торгово-промышленного положения. 

Кострома – родина Снегурочки

Кострому на реке Волга основал в 1152 году Юрий Долгорукий. Город стал центром удельного княжества. Название Кострома происходит от имени языческого божества «Костра» в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания.

Символ Костромы – Снегурочка. Великий русский драматург Александр Островский взял за основу сюжета для сказки «Снегурочка» легенду о славянской богине Костроме и Купале. 

В городе сохранилось множество древних памятников. Среди главных - Ипатьевский монастырь. Возник, как крепость, защищающая город от набегов татар.

Необыкновенно красиво место между двух рек - Волгой и Костромой. Обитель пользовалась сильной поддержкой рода Годуновых. В Смутное время Ипатьевский монастырь, архимандрит которого присягнул Лжедмитрию II, долго справлялся с осадой от войск Василия Шуйского.

В 1613 году в Троицком соборе Ипатьевского монастыря совершается торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова. С этого момента монастырь становится «колыбелью дома Романовых». В советские годы монастырь упразднили. В храмах и монастырских помещениях располагались общежития, приют и казармы. В 50-годы XX в. на территории монастыря создали историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырь вернули РПЦ. Здесь расположился Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. На территории – усыпальница бояр Годуновых.

На главной Сусанинской площади Костромы расположена пожарная каланча – символ города. Один из самых лучших памятников позднего классицизма. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I. После этого за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

В Богоявленско-Анастаcиином монастыре Костромы хранится Чудотворная икона Федоровской Божией Матери (XII в.). Известно о многочисленных случаях исцеления, помощи людям, которые ей молились. Икона почитается как покровительница семьи и детей. С Федоровской иконой Божией Матери связано прекращение великой смуты на земле Русской в начале XVII века, восстановление государственности и державности.

Ярославль – Земля Медведя, город первого российского театра

Город основан в 1010 году на реке Волга.

По легенде, воины князя Ярослава Мудрого - сына Владимира Красно солнышка, спустились по реке Которосль от озера Неро из Ростова Великого и взяли штурмом поселение язычников Медвежий Угол (земля Медведя). Князь зарубил топором медведицу, избавляя жителей от язычества.

Таким способом жителям продемонстрировали истинную веру -  христианство. Событие произошло в день святого Ильи Пророка. На этом месте построили деревянный город и первый деревянный храм в честь Ильи Пророка. До нас дошел храм удивительной красоты XVII века. Завершение постройки и освящение ее произошло в 1650 году. По размеру – она третья в городе, а по красоте считается, что нет ей равных.

В «Сказании о построении града Ярославля» говорится, что жители Медвежьего Угла долго «к граду не приобщались, жили особо и поклонялись великому Велесу». В древнеславянских источниках Велес называется «скотьим богом», второй по значению после Перуна. В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя.

О Велесе помнят немногие, однако медведь навсегда остался и символом России.

В древних документах 1186 году упоминается древнейшая каменная постройка Ярославля Спасо-Преображенский монастырь. В 1609 году стены монастыря с честью выстояли под напором интервентов из Польши. В 1612 г. именно от этих стен войско Минина и Пожарского отправилось освобождать Москву. Именно здесь было найдено «Слово о полку Игореве».  К Спасо-Преображенскому собору примыкает церковь Ярославских чудотворцев. Фрески собора, написанные в 1563-1564 годах - древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного. Позади храмов расположена высокая звонница, построенная в 16 веке.

В 1215 году на территории Кремля закладывается еще один древний храм – Успенский. Многократно разрушенный, он вновь отстроен к тысячелетию Ярославля 2010г., благодаря русскому предпринимателю Виктору Ивановичу Тырышкину. Инженер по образованию, из семьи учителей он занимается строительным бизнесом. Большую часть прибыли тратит на постройку новых и восстановление разрушенных храмов Ярославля, Переславля-Залесского, Костромы.

Пожалуй, самый узнаваемый памятник архитектуры в Ярославле - церковь Иоанна Предтечи. Ее изображение находится на 1000 рублевой  купюре.  Величественная пятнадцатиглавая церковь Иоанна Предтечи строилась всем миром на деньги прихожан с 1671 по 1687 год с 45- метровой колокольней. При строительстве храма впервые был использован фигурный формованный кирпич, стены оформлены изразцами. Внутренняя роспись содержит более полутора тысяч сюжетов.

В XIII веке Ярославль, как и большинство городов России, подвергся нападению Хана Батыя. Город и люди, находившиеся в нем, были полностью уничтожены. Но постепенно люди стали возвращаться в эти места, началось мрачное время татаро-монгольского ига.

Екатерина II  посещала Ярославль дважды: в 1765 и 1767 годах. Во многом именно благодаря ей город смог сохранить выдающиеся образцы архитектуры XVI-XVIII веков, великолепные церкви, особняки. Императрица была привержена канонам классицизма. Европейский Петербург с его большими площадями, широкими проспектами был бесконечно мил ее сердцу. Такую же градостроительную целесообразность она желала видеть и в других городах России. Ярославлю в числе других 400 надлежало отныне строиться «по регулярному плану».

У тогдашнего наместника А.П. Мельгунова и архитекторов Старова и Левенгагена, получилось преобразить город, учитывая ценность исторических зданий. План сохранил кольцевую с радиальными линиями сетку застройки, в которой приходская церковь Ильи Пророка стала архитектурным центром. От нее лучами расходились расширенные и спрямленные улицы: Угличская, Рождественская, Пробойная. Была разработана также система парадных и хозяйственных площадей. Город обрел стройную архитектурную композицию, его застройка теперь отличалась симметрией и регулярностью.

Исторические достопримечательности на Стрелке и набережной

Стрелкой Ярославля называют место основания города - бывший Медвежий Угол на слиянии рек Волги и Которосли. 
К 1000-летию Ярославля (2010 г.) Стрелку преобразили: в самом центре расположили огромный цветочный герб города – медведь с короной.
Памятник в честь 1000-летия Ярославля. Стела высотой более 20 метров на постаменте, увенчанная бронзовой скульптурой двуглавого орла. На самом постаменте размещены пять бронзовых фигур: князя-основателя города Ярослава Мудрого, а также фигуры-образы самых главных в истории города персонажей — Ярославны с младенцем, воина, священника и гражданина;
Парк фонтанов;
Митрополичьи палаты;
беседка у Мякушинского спуска;
Дом Болконского;
храм Николая Чудотворца;
храмовый ансамбль Иоанна Златоуста в Коровниках (напротив стрелки через Которосль);
Арсенальная башня Ярославского кремля.

В Ярославле в 1750 году появился первый в России публичный профессиональный драматический театр. История театральной труппы началась с небольшого амбара, где молодой Федор Григорьевич Волков ставил первые театральные постановки вместе со своими братьями и друзьями. Ф. Г. Волков является основателем театра. Его имя увековечено в названии ярославского театра, улицы и площади города. Ежегодно выдающимся театральным деятелям - актерам и режиссерам - вручают правительственную премию имени Волкова.

Самая высшая степень ценности исторического памятника — это включение его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 году весь исторический центр Ярославля включен в список ЮНЕСКО. Это ставит Ярославль на одну ступень с другими уникальными объектами мировой культуры.

Сергиев Посад - православный Ватикан

Сергиев Посад – город Московской области, основанный вокруг монастыря - Троице-Сергиевой Лавры.  Датой основания считают 1337 год. Заложили основу будущему городу – небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы братья из города Радонежа - Варфоломей (в монашестве Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан. Братья произошли из боярского сословия. После смерти родителей Варфоломей решил принять монашество и уговорил  брата Стефана уйти в пустынное место.



Место нашлось у реки Кончура. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы и первые монастырские сооружения. После ухода брата Стефана в московский монастырь, Варфоломей  несколько лет жил в одиночестве. Но со временем вокруг его кельи стали селиться и другие иноки (православные монахи). Около 1340 года пустынь превратилась в особножительный мужской монастырь, получивший благословение  Константинопольского патриарха Филофея.
Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря располагался новый деревянный храм Святой Троицы, окружённый с четырёх сторон кельями. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней.

Современный храм Святой Троицы был воздвигнут в 1423 году «в честь и похвалу» основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому.
В 1380 году в Свято-Троицком Сергиевом монастыре было благословлено войско князя Дмитрия Донского. 8 сентября состоялась Куликовская битва, начавшаяся с поединка Пересвета (троицкого монаха) и Челубея (монгольского богатыря Темир-Мурзы). Бой завершился победой русских. Это была первая крупная победа в борьбе с Золотой Ордой.
22 марта 1782 г.  Екатерина II подписала указ, по которому из сёл и слобод около Троице-Сергиевой лавры учреждён город - Сергиевский Посад.
Значение Троице-Сергиевой Лавры для истории и политической жизни страны переоценить трудно: борьба против татаро-монгольского ига, противостояние с правительствами Лжедмитриев, Семибоярщины, противодействие польским войскам в Смутное время, содействие Петру в его борьбе с царевной Софьей.
В первые годы Советской власти Лавру закрыли, но уже через 20 лет монашеская жизнь здесь возродилась.

Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры составляют:

Свято-Троицкий собор (XV в.), в котором хранится рака с мощами Сергия Радонежского;
Церковь в честь Сошествия Святого Духа (XV в.);
Успенский собор (XVI в.);
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловцеких (XVII в.);
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой;
Серапионова палатка;
несколько церквей и часовен, ворота, башни и крепостные стены.
На территории Лавры расположена усыпальница Годуновых.
Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра претендует называться Православным Ватиканом – духовным центром России. Поражает богатством сохраненных памятниковблеском, богатством убранства,

Переславль-Залесский – первый город русского военного флота с самым древним храмом

Переславль-Залесский основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Название от южнорусского Переяславля с приставкой Залесский, так как находится за лесами в Залесье. Город стоит на берегу Плещеева озера, у места впадения в него реки Трубеж.

На гербе и флаге в цветах имперской России изображены рыбы. Это связано с тем, что в 15-16 веках город был обязан поставлять к царскому столу деликатесную рыбу, которая водится исключительно в Плещеевом озере.

Существует поговорка: «в водах Плещеева озера отражаются паруса всей России». В 1692 году сюда приехал 20-летний царь Петр I строить свою потешную флотилию, с которой началась великая история российского флота. До Петра в России не было флота. На берегу Плещеева озера лежит гигантский Синь-камень. Он использовался в качестве ритуального священного объекта в обрядах финно-угорских племён и древних славян во времена языческой Руси. В сухую погоду камень обыкновенно серый, а при высокой влажности становится синим. С камнем велась настоящая война: его пытались закапывать и топить, но тот с загадочным упорством возвращался на прежнее место. Культ камня возник еще в эпоху каменного века и был распространен предками на огромные территории. Но и до сих пор к камню приходят загадать желание, попросить об исцелении от болезни или о зачатии ребенка.

Переславль-Залесский славится древнерусскими храмами и монастырями. Город помнит великих князей, сотворивших историю государства Руси. Сердце Переславля Залесского - Красная площадь. Главная площадь Москвы получила свое имя в подражание Переславcкой на несколько столетий позже!

Живое подтверждение местной старины - Спасо-Преображенский собор, заложенный Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен  собор при Андрее Боголюбском в 1157 г.

Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм - самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле». Именно здесь обнаружили известную икону 15 века «Преображение». Впоследствии её перенесли в Третьяковскую галерею.

К сожалению, древняя роспись храма утрачена: внутренние стены покрыты белой краской. При реставрации на стене собора обнаружили древние граффити, сообщавшие об убийстве князя Андрея Боголюбского и приводившие список его убийц. Надписи сейчас хорошо видны. В соборе был крещен Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220. 2 сентября 1945 года в Спасо Преображенском соборе открыт Музей Александра Невского.

Москва - столица России

Москва официально не включена в перечень городов Золотого Кольца. Но ее почти девяти вековая история имеет очень важные страницы для становления России. Город сохранил великое множество гениальных культурных и исторических памятников разных эпох.

В истории  до монгольской Руси  Москва упоминается как маленькое поселение на берегу реки, где князь Юрий Долгорукий в 1147 году пировал со своими союзниками. При его правлении уже через 9 лет Москва получила оборонительные укрепления и стала именоваться городом. С 1169 года столицей Руси был город Владимир. В период татаро-монгольского ига с 1237 года на княжение владимирский князь получал ярлык от ордынского хана. В 1325 году в Москву митрополит переводит свою резиденцию из Владимира, и Москва становится религиозным центром Руси.

В конце XIV века благодаря  усилиям  князя Дмитрия Донского происходит слияние Московского и Владимирского княжеств. Дмитрий получил ярлык от хана на великое княжение, и Москва фактически становится столичным городом. Поэтому 1389 год, год смерти Дмитрия Донского, когда он завещал своим наследникам  княжить в Москве, считается началом истории Москвы, как столицы.

С 1432 года из Владимира переносится церемония коронации князей.  Москва становится столицей  влиятельного Московского  княжества. 

В XV-XVI веках Московское государство укрепляется и расширяет свои владения за счет объединения русских княжеств и городов. При Василии III Москва уже столица единого Русского государства. А его сын, Иван IV Грозный  в 1547 году принял титул царя, и Москва стала царской столицей  Российского государства.

Тур организован компанией Олимпия Райзен, г. Новосибирск