Гришина Н. И. Проблемы нравственности. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном». Конференция с элементами проекта

 

Ключевые слова: прекрасное, добро, воспитание, культура речи, природа, память, ассоциограмма, мыслительная деятельность, работа в группе.

Цель: организовать мыслительную деятельность учащихся; развивать воображение старшеклассников, способность чувством отозваться на слово, умение сделать собственный выбор; формировать умение работать в группе; раскрыть авторскую позицию.

Предварительное задание для учащихся.
Учащиеся разбиты на группы, каждая работает над своей темой:
1 группа — литераторы — готовят сообщение о жизненном пути Д.С. Лихачева; подбирают цитаты о добре, о прекрасном, о воспитании, о природе, о памяти.
2 группа — готовит сообщение о жизни, смысле жизни, цели жизни по книге Д.С. Лихачева.
3 группа — сообщение о воспитании.
4 группа — сообщение об умении говорить и выступать.
5 группа — сообщение об отношении человека к природе.

Каждая группа должна вспомнить произведения, в которых упоминаются письма.
Учащиеся должны найти в словарях определение добра, жизни, прекрасного, воспитания.

Оборудование: портрет Д.С. Лихачева, выставка его книг, высказывания о Д.С. Лихачеве, цитаты о добре, о воспитании, о жизни.

Если бы в современной России не было бы Д.С. Лихачева, его следовало бы придумать. Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента... без него нет пути в российском пространстве, нет движения к свету, к разуму, к добру.
В.П. Астафьев

В человеке должно быть все прекрасно...  А.П. Чехов

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. Ч. Айтматов

Слово учителя. Имя Д.С. Лихачева, выдающегося ученого XX века, известно далеко за пределами нашей страны. Вся жизнь этого замечательного человека «освящена деятельным служением высоким идеалам гуманизма, духовности, подлинного патриотизма и гражданственности». 

Ученик. Д.С. Лихачев (1906-1999) — историк древнерусской литературы.
Родился в Петербурге в семье инженера. В 1923 году окончил советскую трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 году окончил университет, защитив два диплома — по романо-германской и славяно-русской философии. В 1928 году за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931-1932 годах находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как «ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». В 1934-1938 годах Дмитрий Сергеевич работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Затем был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, где прошел путь от младшего научного сотрудника до действительного члена Академии наук (1970). В 1941 году Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века». В осажденном фашистами Ленинграде Дмитрий Сергеевич в соавторстве с археологом М.А. Тиановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», которая была опубликована в блокадном Ленинграде. В 1947 году Лихачев защитил докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв.» Д.С. Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Много удалось сделать Лихачеву как преподавателю и организатору науки; он является членом многих иностранных академий, дважды удостаивался Государственной премии (1952, 1969). В 1986 году стал Героем Социалистического Труда. В 1989 году Д.С. Лихачев был избран народным депутатом СССР.
«Такое мало кому удавалось, — писал Ч. Айтматов, — можно сказать, он вплавь одолел океан XX века, от и до, через шторм и стужу, от края и до края — от берега до берега...
Это была личность колоссального интеллекта, вот это была судьба, вместившая в себя целую эпоху».
Учитель. Сегодня мы проведем конференцию с элементами проекта по публицистической повести Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Прежде чем погрузиться в содержание книги, я предлагаю вам выполнить задания.

1 задание

1 группа — создать ассоциограмму «письмо — это...» с примерами из художественных произведений;
2 группа — создать круговую ассоциограмму «добро — это...»;
3 группа — к слову добро подобрать ряд одно-коренных, дать их лексическое толкование;
4 группа — создать круговую ассоциограмму «прекрасное — это...»;
5 группа — создать побуквенную ассоциограмму к слову «прекрасное».

Проверяем выполненные задания. Работа 1 группы показала: письмо — это средство общения, возможность привлечь внимание, раскрыть чувства, излить душу, сообщить какие-либо сведения, дать совет, желание «поделиться опытом прожитой жизни»; это поступок, откровение, отчаяние, покаяние, наказ, наставление (см. приложение 1). Учащиеся приводят примеры из «Домостроя», из произведений А.С. Пушкина, Д.И. Фонвизина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других писателей.

Добро, по мнению участников 2 группы, все положительное, хорошее, полезное, нужное, это все противоположное злу. Группа литераторов дополняет сказанное примерами из художественных произведений: из «Домостроя», письма Достоевского, стихотворения Владимира Высоцкого, завершают цитатой Д.С. Лихачева: «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная...» (см. приложение 2).

Своими понятиями о прекрасном делятся две другие группы: это красивое, превосходное, радостное, родное, естественное, светлое, солнечное, необыкновенное, особенное, неповторимое; это взаимопонимание, умение восторгаться, желание прийти на помощь.

Прекрасное — (как синоним эстетического)... относится к понятиям, в которых предметы и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств...
Однако в нем отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке. В этом смысле говорят о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как положительный феномен, вызывающий целую гамму чувств, начиная от спокойного любования и кончая бурным восторгом.

2 задание

Звучит мелодия «Есть только миг между прошлым и будущим...».

Жизнь прожить — не поле перейти.   Пословица

Учитель. Ребята, сейчас поговорим о добром и прекрасном, опираясь на страницы книги Д.С. Лихачева. Вторая группа подготовила сообщение о жизни (1-5 письма). Начали они с 4 письма — «Самая большая ценность — жизнь». Дети отмечают главное в нем: «...Жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении —ив прошлом, и в настоящем, и в будущем» — величайшая ценность. А еще нужно быть терпимым и открытым к людям, уметь искать и находить лучшее, хорошее, это обогащает нас духовно.
В письме 3 — «Самое большое» — автор призывает читателей «увеличивать добро в окружающем нас мире». Это и есть самая большая цель жизни.
Здесь же проводится различие между патриотизмом и национализмом.

В письме 5 говорится о цели, «достойной человека». Главная жизненная задача «должна диктоваться добротой к людям...».
В письме 1 — «Большое в малом» — автор пишет: ...великая цель... должна проявляться во всем». При этом он утверждает безнравственность поговорки «цель оправдывает средства». Академик Лихачев уверен: «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя».
Письмом 2 — «Молодость — вся жизнь» —
2 группа завершает свою работу. Оно помогает понять читателям: хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные усложнят ее... «Берегите молодость до глубокой старости» — это основная мысль данного письма. Она перекликается с русской пословицей.

Вопросы участникам 2 группы
— Что общее в трех первых письмах? (Девиз «Верность». Верность всему, чем руководствуется человек в жизни.)
— Что есть жизнь? (Звучат ответы учащихся.)
— В чем вы видите смысл жизни? (Каждый участник группы отвечает.)

Жизнь — возможность, используй ее. Жизнь — красота, восхищайся ею. Жизнь — блаженство, вкуси его. Жизнь — вызов, прими его. Жизнь — мечта, осуществи ее. Жизнь — долг, исполни его. Жизнь — игра, сыграй в нее. Жизнь — богатство, дорожи им. Жизнь — здоровье, береги его. Жизнь — любовь, наслаждайся ею. Жизнь — тайна, познай ее. Жизнь — шанс, воспользуйся им. Жизнь — горе, превозмоги его. Жизнь — борьба, выдержи ее. Жизнь — приключение, решись на него. Жизнь — трагедия, преодолей ее. Жизнь — счастье, сотвори его. Жизнь прекрасна, радуйся ей. Жизнь есть жизнь, борись за нее.
— А в чем смысл жизни видят литературные герои известных вам произведений?

Слово литераторам.

Л.Н.Толстой. «17 апреля... я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной...
21 сентября. Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему... % Жить для других, для добра — нравственное кредо».
Л.Н. Толстой. «Война и мир».
«...есть только две добродетели: деятельность и ум» (Н.А.Болконский).
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь?..» (Пьер Безухов).
В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой».
«Без дела, без того, чтобы в нем нуждались, человек жить не может» (Дарья).
Павел, сын Дарьи, не хочет «жить, как живется, и плыть, как плывется», ему необходимо «докапываться до истины».
По воле божьей «человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел».

3 задание

Учитель. Д.С. Лихачев придумал 10 заповедей человечества:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. (Комментируем каждую заповедь, сравниваем их с библейскими.)

Учитель. Что дают эти заповеди нам? (Выполняя их, можно стать Человеком; верно поставить цель жизни; отвечать за тех, «кого мы приручили».)
Далее предлагаю участникам конференции создать заповеди старшеклассника (за основу взять заповеди Д.С. Лихачева), работа в группах. Затем каждая группа озвучивает свою работу, из них получаем целое, утверждаем.

4 задание

Воспитание — великое дело...   В. Белинский

Учитель. Группа 3 приготовила сообщение на тему «Воспитанность, воспитание». За основу работы взяли письма 6-11.
Начинают они с письма 8 — «О воспитанности»: где можно получить хорошее воспитание, что есть воспитанность, хорошие манеры. Главное — «...запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим».
Затем выступающие говорят «О дурных и хороших влияниях», об искусстве ошибаться, умении спорить с достоинством, о том, как быть веселым, но не быть смешным.
Особое внимание уделяется письму 7 — «Человек должен быть интеллигентен»: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей... это терпимое отношение к миру и людям... А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности...»

Вопросы участникам 3 группы
— Какого человека можно считать воспитанным? Приведите примеры.
Приводят свои примеры, читают высказывание Чехова:
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь и простым глазом.
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня... Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5) Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ...
6) Они не суетны... Истинные таланты всегда сидят в потемках...
7) Если они не имеют в себе талант, то уважают его...
8) Они воспитывают в себе эстетику...

Слово литераторам:
«Домострой». Наставление отца сыну
«Благословляю я... и поучаю, и настаиваю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить в чистой совести и в правде, с верой творя волею божьей и соблюдая заповеди его, себя утверждая в страхе божьем, и в праведном житии... домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке».

Как детей своих воспитать

«А пошлет бог кому детей — сыновей и дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить и воспитать их в добром поучении; учить страху божию и вежливости, и всякому порядку, а затем... их учить рукоделию...»
Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как им подобает жить
«Да самому тебе, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным. К средним — дружелюбным, к младшим и к убогим — приветливым и милостивым...»

«Поучение» Владимира Мономаха
«Остерегайтесь лжи и пьянства — это губит душу и тело. Куда ни пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... Где ни остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя — простой ли он человек, или знатный, или посол...
Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не проходите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово... Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь... А леность — мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе».

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь ЧЕЛОВЕКОМ во всякое время...» (Стародум Правдину).
Воспитание «должно быть залогом благосостояния государства» (Стародум Правдину).
«...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может» (Стародум Софье).

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягаешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
«Молодой человек!., вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»(Петр Гринев).

Л.Н.Толстой «Война и мир»
«Служба прежде всего... Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет.
...Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» (Старый князь Болконский сыну).

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
«Всякий человек сам себя воспитать должен...» (Базаров).
В.Г.Распутин» Прощание с Матёрой»
Отец завещал Дарье: «Ты, Дарья, много на себя не бери — замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

5 задание

Заговори, чтоб я тебя увидел.   Сократ

Учитель. Мы сегодня много говорили, слушали. А сейчас нам предстоит включиться в работу 4 группы. Их тема — -«Как говорить», «Как выступать».
Прошу прокомментировать эпиграф.

Говоря о языке, Дмитрий Сергеевич обращает внимание на «разного рода неряшливости» в речи человека. «Плюющиеся словами» — это сла-*бые люди.
По тому, как говорит человек, можно судить о степени его интеллигентности, о психологической уравновешенности. Автор «Писем о добром и прекрасном» предлагает нам «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи». Учиться этому надо долго и внимательно. Основную мысль этого письма можно выразить словами Д.С. Лихачева: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды...».
Эта же группа говорит, как надо выступать, почему нужно любить читать.
Учитель. Какие высказывания о русском языке вы знаете?   (Звучат ответы.)

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.  Д.С. Лихачев

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и скорбь утрат, и ликование победы.   К. Паустовский

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, эта достояние, переданное нам нашими предшественниками...  И. С. Тургенев

Слово — одежда всех фактов, всех мыслей.   A.M. Горький

Он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно...   Н.В. Гоголь

Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик!.. Но, побежден иль победитель, Равно паду перед тобой! Ты — мститель мой, ты — мой спаситель, Твой мир — навек моя обитель, Твой голос — небо надо мной!   В.Я. Брюсов

Один из учащихся читает стихотворение Е. Весника «О, бедный мой родной язык!»

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой —
Шпана, чиновники, лингвисты...
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подключил».
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку лупят:
«ОсУжденный и инциНдент, Благ А, сочуЙствовать, оглУпят». Ну, ладно б только бюрократ — Кувшинное тупое рыло. Но журналист, но депутат Язык недавно исказили. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной — Его для внуков сохраните!

6 задание

Предлагаю всем группам создать тезисы: Чтобы правильно говорить, нужно...
Проверяем по группам. Отмечаем общее: необходимо учитывать правильность речи — это соблюдение языковых норм русского литературного языка: фонетических, морфологических, синтаксических, стилистических, лексико-фразеологических. Кроме этого, нужно учиться речевому мастерству. Художественные произведения русских писателей — яркий пример тому.

Вопрос 4 группе
Что предпринимается на государственном уровне по повышению культуры речи?
2007 год был объявлен годом русского языка в России и за рубежом. Намечено провести 1000 мероприятий, 800 из них — за границей. Первое заседание Оргкомитета состоялось 27 февраля. Д.Медведев отметил в своем выступлении: «... Поддержка и развитие русского языка — один из приоритетов...» Он также отметил, что развитие русского языка способствует продвижению наших национальных интересов.
21 апреля — Всемирный день поэзии, будет проходить в Москве.

7 задание. ПРИРОДА — это тема 5 группы

У природы есть своя культура.
Д.С.Лихачев Природа и сама Стремится к совершенству. Не мучайте ее,
А помогайте ей? В.Федоров
Учащиеся начинают свое сообщение с того, что тема «Природа и человек» стала сквозной в русской литературе XIX-XX веков, особое место занимает она в последние десятилетия. Эта проблема волнует умы человечества уже почти пятьсот лет: еще Леонардо да Винчи размышлял о разумном отношении к природе. Е.Баратынский писал:

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала...
Но, чувства презрев, он доверил уму:
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему.
И нет на земле прорицаний.

«Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли крепится наше благоразумие и благодеяние?» — это рассуждение Распутина В.Г. о Байкале «как символе наших отношений с природой».
«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? — писал Л.Толстой. — Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой этим непосредственным выражением красоты и добра».
Как бы вторит ему один из героев В. Распутина: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
В.П. Астафьев призывает трепетно относиться к женщине и природе: «Не зря сказывается: женщина — тварь Божья, за нее и суд и кара особые... Природа, она, брат, тоже женского рода...»

Автор «Царь-рыбы» убежден: гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека.
Русская литература утверждает, что все в мире взаимосвязано, между человеком и природой существуют равноправные отношения.

Учитель. Переходим к письму 20 «О русской природе»:
«отношения природы и человека — это отношения двух культур...»
«в чем же выражается культура природы?»
«природа по-своему социальна»;
«русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы»;
«русский пейзаж создавался усилиями двух великих культур: человека и природы»;
«старый русский город не противостоит природе»;
«для русских природа всегда была свободой, волей, привольем»;
«воля — это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть... дышать вольным воздухом...» (Это тезисы выступления.)

Вопрос участникам данной группы: сопоставить позицию Д.С.Лихачева с высказываниями других авторов. Ваша точка зрения.
Учитель. Прошу учащихся озвучить домашнее задание — проект «Природа моего родного края». (Нужно было изобразить в схемах, таблицах, чему грозит опасность, что хорошо, что не очень, что можно сделать для родной земли.)

Проект завершается словами Ю.Селезнева: «Так кто же нам эта земля — земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ушли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп?»
Сергей Багров призывает нас «крепче любить дорогую зеленую Русь», понять ее, защищать, «как мать, от всех метелей и потрясений».

И вновь Василий ФЁДОРОВ:
Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И ввести Непогрешимый Культ природы.

Задание 8 

В работу включается 1 группа. Их тема — «ПАМЯТЬ»
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память — как колодец глубока,
Попробуй заглянуть...
В. Высоцкий

Делается сообщение по письму 26 — «О ПАМЯТИ»:
это творческий процесс; это преодоление времени; «беспамятный» — это безответственный человек;
«без памяти нет совести»;
о памяти и семейных фотографиях;
память в поэзии Пушкина.

«Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, память — одна из основ поэзии... Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство» — вот основная мысль данного письма.
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — так думает Дарья П. («Прощание с Матерой»).
Сценка Мальчик разговорился с шофером
— Ты кто? — спросил шофер.
— Я внук деда Момуна. А дед — сын сыновей Рогатой матери-оленихи.
— Кто тебе сказал? — удивился шофер.
— Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? — спросил мальчик. (Шофер знал только своего отца, деда, прадеда.)
— Никто не учил. А зачем?
— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
— Кто испортится?
— Люди испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и внуки о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать.
Ч. Айтматов

Заключительный вид работы — «открытый микрофон»: желающие от каждой группы отвечают на вопросы.
1. Каковы, на ваш взгляд, нравственные постулаты, которым должен следовать современный молодой человек?
2. Следование путем добра — это необходимо?
3. Что дали мне «Письма о добром и прекрасном»?
4. Что, по мнению Дмитрия Сергеевича, является самой большой ценностью?
5. Что значит жить с достоинством?
6. Какой эпизод конференции показался наиболее удачным?
7. Современны ли «Письма о добром и прекрасном»?

Объявляю сюрприз конференции: до ее начала Кристине Ш. было поручено написать репортаж о ходе мероприятия. Слушаем его (см. приложение 3).

Задание на дом
Написать (на выбор):
• письмо о смысле жизни;
• размышление «Доброе и прекрасное в моем окружении»;
• эссе «Мое отношение к «Письмам...» Д.С.Лихачева;
• рассуждение «Наша речь — важнейшая часть... нашей личности...» (или «Молодость — это вся жизнь»).

Учитель. Объявляю оценки, благодарю всех за работу. Возвращаемся к эпиграфам.
Надеюсь, что конференция оставит след в душе каждого ее участника. Желаю старшеклассникам самим творить доброе и прекрасное: уметь вовремя помочь, понять и принять другого человека, жить по совести, уважать окружающих, бережно относиться к природе.

 

Н.И.Гришина (пос. Богородское Московской обл.)