Научная биография Д,С. Лихачева


Д.С. Лихачев, 1990 г.Научная биография академика Дмитрия Сергеевича Лихачева началась еще в студенческие годы. Он занимался одновременно в двух секциях отделения языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета: романо-германской (по специальности английская литература) и славяно-русской. Участие Дмитрия Сергеевича в «Некрасовском семинаре» профессора В.Е. Евгеньева-Максимова, одного из крупнейших исследователей творчества Н.А. Некрасова, послужило импульсом к углубленному изучению первоисточников, что определило весь его дальнейший путь в науке. Сам Дмитрий Сергеевич особо отмечает, что именно В.Е. Евгеньев-Максимов приучил его «не бояться рукописей», работать в архивах и рукописных собраниях. Так, уже в 1924–1927 гг. он подготовил исследование о забытых текстах Некрасова: нашел около тридцати неизвестных ранее фельетонов, рецензий и статей, печатавшихся в ряде изданий 40-х годов XIX в., и установил их принадлежность Некрасову. По не зависящим от молодого исследователя обстоятельствам эта работа не была опубликована.

В те же годы Дмитрий Сергеевич изучал древнерусскую литературу в семинаре у профессора Д.И. Абрамовича. Под руководством последнего он написал свою дипломную работу (неофициальную) о малоизученных «Повестях о патриархе Никоне». Официальной дипломной работой Дмитрия Сергеевича по романо-германской специальности было исследование «Шекспир в России в XVIII веке».
После окончания университета Д.С. Лихачеву не сразу удалось сосредоточить свои силы и знания на научной работе, лишь через 10 лет включился он в состав сотрудников Сектора древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР (ИРЛИ АН СССР). Однако близко с работой этого Сектора Дмитрий Сергеевич соприкоснулся, редактируя его печатные издания в Ленинградском отделении Издательства Академии наук СССР.

В 1937 г. Сектор подготовил посмертное издание обширного труда академика А.А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв.». «Эта рукопись увлекла меня», — вспоминал Дмитрий Сергеевич, который в качестве редактора издательства должен был внимательно проверить ее готовность к набору. В результате у него возник интерес к другим работам А.А. Шахматова, а затем и к широкому кругу вопросов, связанных с историей древнерусского летописания. Именно с этой глубоко продуманной темой он войдет в среду «древников»-литературоведов (1938). Исследования в этой области принесут ему ученую степень кандидата (1941), а затем — доктора филологических наук (1947).
Д.С. Лихачев подошел к летописи не только как историк, но и как литературовед. Он изучал рост и изменение самих способов летописания, их обусловленность своеобразием русского исторического процесса. В этом проявился характерный для всего творчества Дмитрия Сергеевича глубокий интерес к проблеме художественного мастерства древнерусской литературы, причем стиль литературы и изобразительного искусства он рассматривает как проявление единства художественного сознания.
Первые работы Д.С. Лихачева посвящены старшему летописанию Новгорода. Этой теме посвящен цикл его работ 40-х годов, которые сразу привлекли читателей строгостью метода, свежестью и убедительной обоснованностью выводов.

Изучение Новгородских летописных сводов XII в. привело Дмитрия Сергеевича к заключению, что особый стиль этого летописания и его общественная тенденция объясняются «переворотом» 1136 г., установлением «республиканского» политического строя в Новгороде. На основе самостоятельных разысканий в области новгородской литературы, живописи и зодчества XII–XVII вв. в их полном объеме Д.С. Лихачев опубликовал во втором томе «Истории русской литературы» (1945) ряд содержательных, вполне оригинальных статей. Они наглядно раскрыли некую общую закономерность в развитии средневековой новгородской культуры в разнообразных ее проявлениях. Итоги этих разысканий отражены также в его книге «Новгород Великий» (1945).
Эти работы позволили обнаружить еще одно ценное качество молодого ученого — умение изложить свои научные наблюдения так, чтобы они заинтересовали широкие круги читателей-неспециалистов. Это внимание к читателю, стремление внушить ему интерес и уважение к прошлому нашей Отчизны пронизывают все творчество Д.С. Лихачева, делают его научно-популярные книги лучшими образцами этого жанра.

Расширяя сферу своих наблюдений над историей летописания, Дмитрий Сергеевич пишет ряд статей, касающихся киевского летописания XI–XIII вв. Наконец, он ставит перед собой задачу построить систематическую историю летописания от его возникновения до XVII в. Так рождается его обширная докторская диссертация, которая, к сожалению, была опубликована в значительно сокращенном виде. Книга Д.С. Лихачева «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947) стала ценным вкладом в науку, принципиально новые выводы ее приняты и литературоведами и историками.
Разысканиями Дмитрия Сергеевича окончательно снимаются всякие попытки объяснять происхождение русской летописи из византийских или западнославянских источников, в действительности лишь отразившихся в ней на определенном этапе ее развития. По-новому представляет он связь летописи XI–XII вв. с народной поэзией и живым русским языком; в составе летописей XII–XIII вв. вскрывает особый жанр «повестей о феодальных преступлениях»; отмечает своеобразное возрождение в Северо-Восточной Руси политического и культурного наследия древнерусского государства после Куликовской победы; показывает взаимосвязь отдельных сфер русской культуры XV–XVI вв. с исторической обстановкой того времени и с борьбой за построение централизованного Русского государства.

Углубленное изучение раннего этапа киевского летописания XI в., которое в начале XII в. привело к созданию классического памятника — «Повести временных лет», лежит в основе двухтомного труда Д.С. Лихачева, изданного в серии «Литературные памятники» (1950). Заново критически проверенный текст «Повести временных лет» был в этом труде бережно и точно переведен Д.С. Лихачевым (совместно с Б.А. Романовым) на современный литературный язык с сохранением своеобразного строя речи.
Цикл работ Д.С. Лихачева, посвященных русскому летописанию, представляет ценность прежде всего тем, что они дали верное направление исследованиям художественных элементов летописания на разных этапах его развития; они окончательно утвердили за летописями почетное место среди литературных памятников исторического жанра. Кроме того, тщательное изучение особенностей летописного повествования позволило Дмитрию Сергеевичу разработать вопрос о пограничных с литературой формах творчества — о воинских и вечевых речах, о деловых формах письменности, о символике этикета, который возникает в быту, но существенно влияет на саму литературу.

Исследование истории русского летописания как истории смены художественных признаков повествования об исторических событиях и деятелях, смены, закономерно связанной с общеисторическим процессом и с развитием русской культуры во всех ее проявлениях, вовлекло в круг разысканий Дмитрия Сергеевича смежные литературные памятники. В результате появилась в свет чрезвычайно свежая по наблюдениям статья «Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского» (1947). На основе большого рукописного материала было создано образцово выполненное текстологическое исследование «Повести о Николе Заразском», продолженное в статьях 1961 и 1963 гг., посвященных одному из произведений этого цикла — «Повести о разорении Рязани Батыем».

С 1950 г. Д.С. Лихачеву принадлежит одно из ведущих мест среди исследователей «Слова о полку Игореве». Итоги нескольких лет работы над «Словом» нашли свое отражение в книге «Слово о полку Игореве», изданной в «юбилейном» для «Слова» 1950г. в серии «Литературные памятники». Пересмотр ряда вопросов, связанных с первым изданием «Слова о полку Игореве», определил в этой новой книге сам способ издания текста, истолкования «темных» мест его, раскрытие ритмического строя «Слова», а также перевод текста на современный литературный язык, ставящий себе целью воспроизвести ритм подлинника.

Большая исследовательская работа над крупнейшими литературными памятниками XI–XIII вв. легла в основу обобщающей статьи Д.С. Лихачева «Литература», дающей картину развития литературы этого периода. Она опубликована в коллективном труде «История культуры Древней Руси. Домонгольский период» (т. 2, 1951), получившем Государственную премию СССР.
В отличие от своих предшественников, Д.С. Лихачев с особой силой подчеркивает «историзм» литературы Киевской Руси, ее стремление чутко откликаться на все политические события и отражать изменения, происходящие в идеологии общества. Этот историзм автор признает основой самостоятельности и своеобразия литературы XI–XIII вв.

Опираясь на предшествующие свои исследования, ученый ярко характеризует состояние русского языка времени создания старших литературных памятников и приходит к выводу, что именно высокому уровню развития русского языка литература XI–XII вв. была обязана своим быстрым ростом.
Сжатые, но выразительные характеристики всех важнейших памятников литературы до начала XIII в. включительно позволили Дмитрию Сергеевичу представить основные черты литературного процесса изученного периода.
Развернутую разработку все эти вопросы получили в его книге «Возникновение русской литературы» (1952). В этом исследовании впервые так широко ставится вопрос об исторических предпосылках самого возникновения литературы в обстановке раннефеодального древнерусского государства. Исследователь показывает внутренние потребности, определявшие зарождение и развитие литературы, вскрывает ее самостоятельность и высокий уровень изложения, обусловленный развитием устной поэзии. Определяя своеобразные черты литературы древнерусской народности, Дмитрий Сергеевич справедливо оценивает тот вклад, какой внесли в ее развитие произведения византийской и болгарской литературы, усвоенные в южнославянских и русских переводах.

Материал литературы XI–ХIII вв. был еще раз интересно использован Д.С. Лихачевым для обобщающей концепции в принадлежащих ему обширных разделах коллективного труда «Русское народное поэтическое творчество» (1953) — «Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (Х–ХI вв.)» и «Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси — до монголо-татарского нашествия (XII — начало ХIII в.)».
В новом коллективном труде «История русской литературы» (1958) Дмитрий Сергеевич опубликовал более развернутый, чем в 1951 г., очерк истории литературы домонгольского периода и дал «Введение» и «Заключение» к разделу первого тома, посвященному литературе Х–XVII вв.

В художественном методе древнерусских писателей Д.С. Лихачева прежде всего интересовали способы изображения человека — его характера и внутреннего мира. Цикл его работ на эту тему открывается статьей «Проблема характера в исторических произведениях начала XVII в.» (1951). Исследование этой проблемы ученый начал, как видим, с конца — с периода, завершающего тот отрезок истории русской литературы, который, в целом, называют «древним», противопоставляя ему «новое» время. Однако уже в литературе XVII в. отчетливо намечается перелом, появление ряда новых признаков, которые получат полное развитие в XVIII в. Среди этих признаков Дмитрий Сергеевич особо выделил и новое отношение к изображению человека, его внутреннего мира.

В 1958 г. Д.С. Лихачев выпустил в свет книгу «Человек в литературе Древней Руси». В этой книге «проблема характера» исследуется не только на материале исторических жанров: с конца XIV в. привлекается агиография; «новое» в разработке этой проблемы широко показано на образцах различных видов демократической литературы XVII в. и стиля «барокко». Исчерпать все литературные источники в одном исследовании автор, естественно, не мог, однако в пределах изученного материала он отразил историческое развитие таких основных понятий, как характер, тип, литературный вымысел. Он наглядно показал, какой трудный путь прошла русская литература, прежде чем обратилась к изображению внутреннего мира человека, его характера, т.е. к художественному обобщению, ведущему от идеализации к типизации.
Книга «Человек в литературе Древней Руси» — серьезный вклад не только в изучение истории древнерусской литературы. Положенный в ее основу метод научного исследования и те важные обобщения, которые она содержит, представляют огромный интерес и для искусствоведа, и для исследователя новой русской литературы, и для теоретика литературы и эстетики в широком смысле слова.

Исторический подход к изучению художественного мастерства литературы Древней Руси характеризует и постановку Д.С. Лихачевым других вопросов своеобразной поэтики XI–XVII вв.
Неуклонно следуя по пути изучения конкретных связей литературы как части культуры с исторической действительностью, Д.С. Лихачев с этой позиции исследует и своеобразие художественного мастерства древней русской литературы. Одной из характерных черт древнерусской поэтики давно были объявлены так называемые «постоянные формулы». Не отрицая их наличия, Дмитрий Сергеевич предложил изучать эти формулы в связи с той «чрезвычайно сложной обрядностью — церковной и светской», какую выработал феодализм. Этому «этикету» соответствовали и постоянные формы словесного выражения, которые Дмитрий Сергеевич условно предлагает называть «литературным этикетом».

Обобщением наблюдений Д.С. Лихачева над художественной спецификой древнерусской литературы явилась его статья «К изучению художественных методов русской литературы XI–XVII вв.» (1964), и особенно книга «Поэтика древнерусской литературы» (1967), удостоенная Государственной премии СССР 1969 г. Монографию Д.С. Лихачева отличает широта диапазона рассматриваемых явлений и стройность композиции, позволяющая связать, казалось бы, самые далекие явления художественной жизни — от особенностей стилистической симметрии в памятниках переводной литературы Киевской Руси до проблем поэтики времени в творчестве Гончарова или Достоевского. Эта сложная композиция книги обусловлена постоянно развиваемой Д.С. Лихачевым концепцией единства русской литературы; принцип анализа явлений поэтики в их развитии определяет построение всех разделов монографии.

Д.С. Лихачева давно занимала идея создания теоретической истории древнерусской литературы, которая позволила бы всесторонне проанализировать ведущие тенденции и процессы литературного развития, рассмотреть литературу в ее теснейших связях с историей культуры, определить сложные взаимоотношения древнерусской литературы с другими средневековыми литературами и, наконец, выяснить основные пути литературного процесса. Если в своих работах 50-х годов Дмитрий Сергеевич сосредоточился на изучении процесса возникновения древнерусской литературы и начального этапа ее развития, то в последующих исследованиях он обратился к узловым проблемам ее истории.
Его фундаментальная работа «Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России», представленная на IV Международном съезде славистов в 1958 г. и породившая обширную литературу в виде многочисленных рецензий и откликов в нашей стране и за рубежом, как нельзя лучше характеризует умение ученого охватить широчайший круг взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений, найти и объяснить то общее, что вызвало их к жизни, увидеть различные аспекты реализации направления, которое охватило все сферы духовной жизни: литературу (репертуар, стилистические приемы), изобразительное искусство, мировоззрение, даже приемы письма.

Своеобразным итогом этих многолетних разысканий ученого явилась его книга «Развитие русской литературы Х–XVII вв. Эпохи и стили» (1973). В ней Дмитрий Сергеевич вновь обращает внимание на явление «трансплантации» как на особую форму общения и взаимовлияния средневековых культур.
Принципиально важным представляется предложенное Д.С. Лихачевым решение проблемы Предвозрождения в древнерусской литературе. Дмитрий Сергеевич анализирует гуманистические веяния, типичные для Византии и южных славян в этот период, подробно рассматривает второе южнославянское влияние, способствовавшее проникновению этих идей и настроений на русскую почву, и раскрывает специфику русского варианта Предвозрождения, для которого, в частности, было характерно обращение к «своей античности» — культуре Киевской Руси; в книге выясняются причины, препятствовавшие бурно протекавшему Предвозрождению перейти в «настоящее Возрождение».
С проблемой судеб русского Возрождения связан и вопрос о специфике русского барокко, поднятый Дмитрием Сергеевичем еще в статье «Семнадцатый век в русской литературе» (1969). В книге Дмитрий Сергеевич подводит итог своим многолетним разысканиям в этой области.
Дмитрий Сергеевич обращался и к изучению древнерусской «смеховой культуры». В книге «„Смеховой мир” Древней Руси» (1976), он впервые поставил и разработал проблему специфики смеховой культуры Древней Руси, рассмотрел роль смеха в общественной жизни того времени, что позволило ему по-новому осветить некоторые черты в поведении и литературном творчестве Ивана Грозного, в русской народной сатире XVII в., в произведениях протопопа Аввакума.

Большой интерес представляет концепция Д.С. Лихачева, согласно которой не было и не могло быть резкого разрыва между «новой древней» и новой русской литературой, ибо уже в течение всего XVII в. совершался переход от средневековой литературы к литературе нового времени, и последняя не родилась на пустом месте в процессе коренных перемен начала XVII в., а естественно завершила тот длительный многовековой процесс, который происходил в литературе Древней Руси с момента ее формирования. Этот вопрос особенно подробно был рассмотрен Дмитрием Сергеевичем в разделе «Пути к новой русской литературе» в книге «Художественное наследие Древней Руси и современность» (1971), написанной совместно с В.Д. Лихачевой.

Еще одна теоретическая проблема волновала Д.С. Лихачева и многократно привлекала его внимание — это проблема жанровой системы древнерусской литературы и шире — всех славянских литератур средневековья. Эта проблема была поставлена и разработана им в докладах на международных съездах славистов «Система литературных жанров Древней Руси» (1963), «Древнеславянские литературы как система» (1968) и «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы» (1973). В них впервые была представлена во всей своей сложности панорама жанрового разнообразия, выявлена и исследована иерархия жанров, поставлена проблема тесной взаимообусловленности жанров и стилистических приемов в древних славянских литературах.

Перед историей литературы возникает особая задача: изучать не только отдельные жанры, но и те принципы, на которых осуществляются жанровые деления, изучать их историю и самую систему, призванную обслуживать определенные литературные и нелитературные потребности и обладающую некоей внутренней устойчивостью. Широкий план изучения системы жанров XI–XVII вв., развернутый Дмитрием Сергеевичем, включает и выяснение взаимоотношений литературных жанров с фольклорными, связи литературы с другими видами искусств, литературы и деловой письменности. Важное значение работ Дмитрия Сергеевича заключается именно в том, что он четко сформулировал основные задачи исследования и своеобразие самого понятия «жанр» в применении к литературе Древней Руси.
Все теоретические работы Д.С. Лихачева стремятся направить изучение художественной системы литературы XI–XVII вв. на путь подлинного историзма, вывести его за пределы механического накопления фактов. Они призывают к сравнительному изучению литературных стилей разных периодов русского средневековья, к объяснению изменений в стилях, обусловленному новыми задачами литературы, возникавшими в новой исторической обстановке.

Но теоретические проблемы не могут решаться в отрыве от конкретных историко-литературных исследований и прежде всего от исследований отдельных литературных памятников. Диапазон памятников, которые исследовал сам Д.С. Лихачев, чрезвычайно широк — это летописи и «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и «Поучение» Владимира Мономаха, сочинения Ивана Грозного и «Повесть о Горе-Злочастии», повесть «О взятии града Торжьку» и «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Шестоднев» Ионна Экзарха и Изборник 1073 г. и т. д. Эти конкретные исследования привели Д.С. Лихачева к мысли о необходимости обобщить накопленный материал в области текстологии древнерусской литературы. В ряде статей он обсуждал конкретные вопросы текстологической практики, приемы издания документальных и литературных памятников, и наконец, выпустил в свет обширный труд «Текстология. На материале русской литературы Х–XVII вв.» (1962). Этот труд Дмитрия Сергеевича представляет собой первый в отечественной филологии опыт систематизации всех текстологических задач, стоящих перед исследователями русской литературы допетровского времени, и методики их решения.
Через всю книгу Дмитрия Сергеевича проходит одна мысль: текстология вообще и, в частности, текстология медиевистов, — это не сумма более или менее удачных «приемов» изучения, это одна из ветвей филологической науки, имеющая свои задачи, требующая чрезвычайно широкого круга знаний для их решения. Она представляет собой необходимую стадию в изучении литературных памятников русского средневековья, минуя которую, мы не получим надежного материала для изображения литературного процесса того времени.

В вышедшее через двадцать лет второе издание «Текстологии» (1983) Д.С. Лихачев внес ряд существенных изменений и дополнений, что диктовалось появлением новых исследований, пересмотром некоторых точек зрения по вопросам, затронутым в первом издании книги. Дмитрий Сергеевич поместил в книге и новые разделы, в частности, основательно рассмотрел вопрос об авторской воле в связи с проблемами публикации авторского текста.
Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачев в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ. Тема эта — «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, о которых речь шла выше, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье Дмитрия Сергеевича «„Слово о полку Игореве” и особенности русской средневековой литературы» (1962), затем, в связи с размышлениями о жанре памятника, в статье «„Слово о полку Игореве” и процесс жанрообразования XI–ХIII вв.» (1972) и наконец, в обобщающей работе «„Слово о полку Игореве” и эстетические представления его времени» (1976). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесенными автором, вошли в его книгу «„Слово о полку Игореве” и культура его времени» (1978).

Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвященные полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение „Слова о полку Игореве” и вопрос о его подлинности» (1962).
Большой вклад внес Д.С. Лихачев в создание шеститомного «Словаря-справочника „Слова о полку Игореве”» (1965–1984), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.
Д.С. Лихачев всегда стремился к тому, чтобы достижения научной мысли становились достоянием самых широких читательских кругов. Помимо популярных изданий «Слова о полку Игореве», Дмитрий Сергеевич публикует книгу очерков о классических произведениях литературы Древней Руси — «Великое наследие» (1975). Он был инициатором и участником монументальной серии «Памятники литературы Древней Руси», выходившей с 1978 г. в издательстве «Художественная литература» и получившей в 1993 г. Государственную премию Российской Федерации. Стремление донести результаты научных разысканий последних десятилетий до высшей школы побудило Д.С. Лихачева предпринять издание курса «История русской литературы X–XVII веков» (1980), в котором он выступает как автор Введения и Заключения и как редактор, приложивший немало усилий, чтобы этот вузовский учебник сочетал научность и методологическую цельность с доступностью изложения.

Д.С. Лихачев никогда не замыкался на изучении древнерусской литературы. В книге «Литература — реальность — литература» (1981) собраны его статьи по различным проблемам теории литературы, и в числе их — подборка интереснейших наблюдений над произведениями Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского, Лескова, Толстого, Блока, Ахматовой, Пастернака, которые Дмитрий Сергеевич объединяет понятием «конкретного литературоведения».
Умение связать воедино различные сферы культуры и объяснить их исходя из общих эстетических концепций времени привело Дмитрия Сергеевича к новой теме — поэтике садово-паркового искусства. В 1982 г. выходит его оригинальная по замыслу книга «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», основанная на материалах по истории садов и парков в России и Западной Европе от средневековья и до начала нашего века.

Д.С. Лихачев придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. Дмитрий Сергеевич выдвинул особое понятие — «экология культуры», поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим». Этой заботе об экологии культуры в значительной мере посвящен цикл его статей, вошедших в книгу «Заметки о русском» (1981). К этой же проблематике Дмитрий Сергеевич неоднократно обращался в своих выступлениях по радио и телевидению; ряд его статей в газетах и журналах остро и нелицеприятно поднимает вопросы охраны памятников старины, их реставрации, уважительного отношения к истории отечественной культуры.
О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Дмитрия Сергеевича, обращенных к молодежи. Этой теме посвящены в значительной своей части его книги «Земля родная» (1983) и «Письма о добром и прекрасном» (1985), специально адресованные молодому поколению.

Науку и культурные ценности творят люди. Благодарная память о них не должна предаваться забвению. Дмитрий Сергеевич создал целую серию очерков о своих старших товарищах — выдающихся ученых В.П. Адриановой-Перетц, В.М. Жирмунском, П.Н. Беркове, И.П. Еремине, Н.И. Конраде, Н.К. Гудзии, Б.А. Романове и др. Это не только воспоминания мемуарного характера, это одновременно и очерки истории науки, это как бы небольшие гимны лучшим качествам ученых — их увлеченности, трудолюбию, эрудиции, таланту. Естественно примыкает к этим воспоминаниям об ученых подборка афоризмов и суждений, названная автором «Мысли о науке». Очерки и афоризмы Дмитрия Сергеевича об ученых и науке вошли в книгу «Прошлое — будущему» (1985).

Огромен вклад Дмитрия Сергеевича в различные области научного знания — литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки. Но многое сделал Дмитрий Сергеевич для развития науки не только своими книгами и статьями. Значительна его преподавательская и научно-организационная деятельность. В 1946–1953 гг. Дмитрий Сергеевич преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета, где вел спецкурсы — «История русского летописания», «Палеография», «История культуры древней Руси» и спецсеминар по источниковедению.
Зримо проявился научно-организационный талант Д.С. Лихачева, когда в 1954 г. он возглавил Сектор древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. Инициативный, энергичный и требовательный руководитель, он умел претворять в жизнь большие научные замыслы. Под его началом Сектор (в 1986 г. переименованный в Отдел) прочно занимал место подлинного научного центра, который объединяет и направляет изучение литературы феодального периода (с XI по XVII в. включительно).

Научный авторитет Д.С. Лихачева был признан и зарубежными славистами. Большой резонанс имели выступления Дмитрия Сергеевича на международных съездах славистов, на конференциях, в научных обществах и университетах ряда зарубежных стран. В 1985 г. он принимал участие в проводившемся в Венгрии Культурном форуме государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Действительный член АН СССР с 1970 г. Дмитрий Сергеевич избирается иностранным членом академий — Болгарской (1963), Венгерской (1973), Сербской (1971, Национальной академии Деи Линчеи (Италия, 1987), членом-корреспондентом Австрийской(1968), Британской (1976), Геттингенской (ФРГ, 1988) академий, почетным доктором университетов Бордо (1982), Будапешта (1985) Оксфорда (1967), Софии (1988), Цюриха (1983), Эдинбурга (1971), Университета имени Николая Коперника в Торуне(1964). Государственный Совет Народной Республики Болгарии дважды награждает Дмитрия Сергеевича орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963, 1977), международными премиями имени братьев Кирилла и Мефодия (1979) и имени Евфимия Тырновского (1981), а в 1986 г. Д.С. Лихачев был удостоен высшей награды НРБ — ордена Георгия Димитрова.

Многие книги и статьи Дмитрия Сергеевича, опубликованные в советских изданиях, переводились на болгарский, польский, немецкий, английский, французский и другие языки. Вышли на болгарском, чешском, сербскохорватском, венгерском, польском, румынском, немецком, английском, японском языках книги Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология. Краткий очерк», «Развитие русской литературы Х–XVII веков. Эпохи и стили», «Поэтика древнерусской литературы», «„Смеховой мир” Древней Руси» (совместно с А.М. Панченко), «Художественное наследие Древней Руси и современность» (совместно с В.Д. Лихачевой), «Великое наследие», «Письма о добром и прекрасном», «Поэзия садов»; фототипически переизданы за границей его книги «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1966), «Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV — начало XVI в.)» (1967), «Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы XI–XVII вв.» (1969).

Один из весьма важных участков научно-организационной деятельности Дмитрия Сергеевича — его редакторская работа. Она не ограничивалась изданиями Отдела древнерусской литературы: Дмитрий Сергеевич был председателем редколлегии серии «Литературные памятники», редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», членом редколлегии журнала «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка», серии «Научно-популярная литература», издаваемой Академией наук СССР, членом редколлегии издания Ленинградского отделения Института истории СССР «Вспомогательные исторические дисциплины». Дмитрий Сергеевич входил в состав редакционных советов и многих других изданий; он был также членом редколлегии «Краткой литературной энциклопедии». Дмитрий Сергеевич принимал деятельное участие в жизни ряда учреждений и организаций. Он состоял членом Ленинградского научного центра АН СССР, председателем Пушкинской комиссии АН СССР, членом Ученого совета Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, Ленинградского отделения Института истории АН СССР, членом бюро Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» АН СССР, Ученого совета Государственного Русского музея, Ученого совета Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, членом Секции критики Союза писателей СССР.
В 1966 г. за заслуги в развитии советской филологической науки и в связи с 60-летием со дня рождения Дмитрий Сергеевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени; в 1986 г. Дмитрию Сергеевичу за большие заслуги в развитии науки и культуры, подготовке научных кадров и в связи с 80-летием со дня рождения было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1986 г. Дмитрий Сергеевич был избран председателем правления Советского фонда культуры.

В последнее десятилетие жизни Д.С. Лихачева его общественная востребованность приобретает особую важность. Но одно дело, когда он по должности председателя Фонда культуры оказывается причастен к огромному многообразию идей и проектов ищущих финансовой поддержки представителей отечественной культуры, и совсем другое — когда он день за днем выдерживает натиск газетных, радио- и тележурналистов. От него ждут слов единственных и неповторимых, которые будут понятны в их непредубежденности и интеллектуальной авторитетности. Общество доверяет его оценкам, но это уже стремительно расслаивающееся общество, пытающееся освободиться от догматики и официозной фразеологии прежних десятилетий. Оно настороженно и с некоторой долей недоверия воспринимает услышанное и прочитанное. Однако Д.С. Лихачеву это общество верит, поскольку он не заискивает ни перед временем, ни перед обществом. Он в нем живет, и он верит в непреходящую ценность и объединяющую силу отечественной и мировой культуры, он убежден и убеждает других в нравственной и духовной силе человека, его высоком предназначении творить добро и созидать прекрасное. Существенным оказывается даже то, как говорит и как пишет Д.С. Лихачев, его стиль общения с аудиторией. Культура речи, убедительность интонаций, великолепное чувство родного языка и логически строгое движение мысли делали читателей и слушателей сопричастными идеям, проблемам, тревогам Д.С. Лихачева в его размышлениях об исторической роли России, о судьбах мировой культуры.

Продолжают ежегодно выходить из печати новые книги Д.С. Лихачева. Это чаще всего работы обобщающего характера как, например, «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет» (1989), «О филологии» (1989), «Русское искусство от древности до авангарда» (1992), «Очерки по философии художественного творчества» (1996). Сводятся воедино, дополняются и уточняются научные изыскания по истории древнерусской литературы: «Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение» (1996), «„Слово о полку Игореве” и культура его времени. Работы последних лет» (1998). Значительное место принадлежит в эти годы размышлениям Д.С. Лихачева о прошлом и будущем России, воспоминаниям об учителях и современниках, автобиографическим записям: «Книга беспокойств» (1991), «Раздумья» (1991), «Воспоминания» (1995, переизд. 1997, 1999).
За выдающиеся достижения в области гуманитарных наук Президиум Российской Академии Наук награждает Д.С. Лихачева в 1993 г. Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова, в том же году ему присвоено звание Первого почетного гражданина Санкт-Петербурга. В 1996 г. он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, в 1997 г. Международный Литфонд присуждает ему премию «За честь и достоинство таланта». В 1998 г. за вклад в развитие отечественной культуры Д.С. Лихачев становится первым кавалером учрежденного Российским правительством ордена апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству», в том же году он награждается Международным серебряным памятным знаком «Ласточка мира» (Италия) за большой вклад в пропаганду идей мира и взаимодействия национальных культур.

Общественный авторитет Д.С. Лихачева в эти годы велик, и он пытается максимально использовать его для защиты библиотек, музейных ценностей, учреждений культуры от посягательств на их целостность и достоинство. У него еще много научных и творческих планов, но силы постепенно оставляют его. Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово 4 октября.

В основу очерка положена статья В.П. Адриановой-Перетц и М.А. Салминой из книги: Д.С. Лихачев. 3-е изд. М.: Наука, 1989, с. 11–42.
Сокращенная редакция и дополнения к статье сделаны В.П. Бударагиным, опубликовано на сайте Международного фонда имени Д.С. Лихачева: http://likhachev.lfond.spb.ru/outline.htm