Соловей Т. Г. Анализ вступления к поэме А. С. Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». 7 класс



Аннотация. В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.
Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

Abstract. The article proposes a way to analyze the beginning of A.S.Pushkin’s poem “The Bronze Horseman” in 7th Grade. By analyzing the historical facts, poet’s drafts, paintings by Russian artists the teacher aims to develop students’ skills for thoughtful reading and raise patriotic feelings.
Keywords: poem, Russia, St. Petersburg, Peter the Great, love for St. Petersburg, capital, landscape, contextual synonyms.


Продолжением знакомства с петровской темой в творчестве Пушкина станет анализ вступления к поэме «Медный всадник», включённого в программу В.Я.Коровиной.
Начнём с небольшого вступительного слова.
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.
В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению. В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, пригрозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.
Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16(27) мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла. Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного.

Чем же было продиктовано решение Петра об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.
Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления.

Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения. Сразу после приказа об основании города Пётр собственноручно срубил для себя деревянный домик, который сохранился и по сей день и является одним из символов города. Шла война, поэтому построить крепость нужно было в максимально короткие сроки. Строительством руководил сам Пётр I: он составил план строительства крепости и следил за его исполнением. Крепость была возведена в рекордные сроки — за три года.

Новый город развивался очень быстро: вскоре после строительства крепости работы стали вестись и на нескольких ближайших островах. Пётр с самого начала задумал Петербург как новую столицу и «окно в Европу», поэтому город намеренно застраивался на манер европейских столиц.
Царю хотелось построить его как можно быстрее, поэтому была введена трудовая повинность. При строительстве города погибло множество людей, так как условия труда были очень тяжёлые. Свою роль в этом сыграл суровый климат и болота, на которых стоит Петербург. (Этот материал может быть заранее подготовлен в виде презентации и представлен учащимися.)

Такова история северной столицы, к которой обращены стихи А.С.Пушкина.
Теперь вступление к поэме может прозвучать в исполнении учителя или мастера художественного слова (его можно найти в фонохрестоматии, приложенной к учебнику). Сразу оговорюсь, что мне не хотелось обделять учащихся и знакомить их с «усечённым» вступлением к поэме (в хрестоматии оно завершается словами: «И светла Адмиралтейская игла»), которое обедняет пушкинский гимн Петербургу. Поэтому на распечатках детям было дано то, чего не хватает в учебнике: мы расширили вступление до слов: «Тревожить вечный сон Петра».

После чтения спросим у семиклассников, какое впечатление произвели на них стихи.
Кто и что в центре внимания поэта?
С каким чувством он рассказывает о Петербурге и его основателе?

Стихи нравятся детям воодушевлением поэта, его восхищением Петербургом. «Хочется увидеть этот город, — говорят они. — Здорово, что это наш город, русский». В центре внимания автора Петербург и его основатель — Пётр Первый, но его «творенье» даже несколько затмевает его самого: именно описанию Петербурга уделено больше места.

На какие части можно разделить это вступление к поэме?
О чём рассказывается в каждой из них?
Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Озаглавим каждую часть цитатой из поэмы. Так у нас получится цитатный план. Вот он:
1. «Здесь будет город заложён.»
2. «Юный град. вознёсся пышно, горделиво.»
3. «Люблю тебя, Петра творенье!..»

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение. Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам.»); во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся.») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.
Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя? Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург.

Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».

Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга?
Что было сначала на его месте?
Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы?
Какие части речи преобладают в его описании?

Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.
Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».
В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам. Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы.

Здесь можно предложить учащимся сравнить картины А.Г.Венецианова «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838), А.Н.Бенуа«На берегу пустынных волн»(1916), Н.Ф.Добровольского «Здесь будет город заложён.» (1880) и Л.Ф.Лагорио «На берегу пустынных волн» (1897).


В. Серов. Петр I


Л.Ф.Лагорио «На берегу пустынных волн» (1897)


Какая из картин, на ваш взгляд, более всего отвечает пушкинской поэме? Обоснуйте.
Все картины вызывают живой интерес учащихся, но полотно Венецианова кажется более официальным, парадным, даже картинным. «Как будто его герои позируют перед художником», — говорят ребята. Более всего пушкинской теме созвучны картины Бенуа и Лагорио — так считают семиклассники. Особенно им нравится работа А.Н.Бенуа: бурлящая мрачная река, сильный ветер, который мы чувствуем по развевающимся волосам Петра, по пригнувшимся в отдалении фигурам его спутников, придерживающих шляпы; хмурое небо, нависшее над рекой, и фигура царя, противостоящая стихии, — всё соответствует тому настроению, которое создаёт начало поэмы.

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?
Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями.
Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил. (Варианты могут быть даны на каждую парту или спроецированы на доске.)

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн Великий Пётр.
Пред ним катилась Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко, Великий муж.
Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко, Великий царь.
Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью.
Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, /Ногою твёрдой стать при море».
Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)
Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
«Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город. Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу...» Город будет заложён «назло надменному соседу» (курсив мой. — Т.С.) И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости?
Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей.

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются.
Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.
На дом учащиеся получают задание подумать над тем, почему в поэме ничего не говорится о строительстве Петербурга, а также сопоставить «юный град» с тем, что было на его месте. 

Начнём мы следующий урок с небольшого вступления. В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.
Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод.

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург. Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.

На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? (Вопрос домашнего задания.) Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».

Давайте ещё раз посмотрим на это чудо, вознёсшееся «из тьмы лесов, из топи блат». Найдите в описании «юного града» слова и выражения, соответствующие исходному состоянию будущего города. (В целях оптимизации учебного времени учитель может сам называть слова и выражения из первой части вступления, а учащиеся будут находить соответствующие им слова и выражения во второй части вступления.) Вот что получается:

На берегу пустынных волн... — По оживлённым берегам...
.Бедный чёлн/По ней стремился одиноко.... -...корабли/Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся.
По мшистым, топким берегам / Чернели избы здесь и там... — В гранит оделася Нева,/Мосты повисли над водами.
Лес. кругом шумел. — Громады стройные теснятся / Дворцов и башен... 

Везде следы цивилизации, прежде дикие места превратились в городской пейзаж. Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.
Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.
Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга. Есть только «громады. дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо.
Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.
Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид.», «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз.», «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей.», «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром.».

Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить»одна другую. Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом».

Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднятой «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой.
Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье!» и

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия...

Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом Петербургу: они невольно вспоминались в годы Великой Отечественной войны. Символом стойкости и непоколебимости стал этот город, переживший 900 дней и ночей страшной блокады. Все беды вынес на своих плечах вместе с городом и Медный всадник. Он оставался во время блокады на своём посту, бережно укрытый мешками с землёй, обшитый досками. И само его присутствие рядом с теми, кто защищал город от фашистов, внушало мысль о победе. Град Петров стоял «неколебимо, как Россия», питаемый любовью своего великого сына — Александра Пушкина, любовью его жителей, всего нашего народа, подавая пример мужества и любви всем своим соотечественникам.

СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна — учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Сельвинского», г. Евпатория, Республика Крым