Троян Н. В. След на земле, или как наше дело отзовется. По рассказам В. Шукшина «МАСТЕР» И «КРЕПКИЙ МУЖИК». 8 класс


Аннотация. Анализ рассказов Шукшина позволяет выявить замысел автора, постичь идею произведения. Учащиеся рассматривают проблему ответственности человека за свои поступки, слова, помыслы, приходят к осознанию истинных ценностей жизни, к пониманию красоты мира и человеческой души.
Ключевые понятия: название, роль названия, заглавие, стилистическое своеобразие текста, философское осмысление отношения человека к жизни, разрушение, созидание, символ.

Abstract. Analysis of Shukshin’s short stories reveals the author’s intention to comprehend the idea of the stories. Students consider the problem of man’s responsibility for his actions, words, thoughts and come to understanding of the true values of life and the beauty of the world and the human soul.
Keywords: title, title’s role title, stylistic originality of the text, philosophical understanding of man’s relations with life, destruction, creation, character.

Цели урока:
— образовательная: углубить представление о номинации как средстве характеристики человека;
— развивающая: способствовать развитию исследовательских умений и навыков, творческих способностей учащихся;
— воспитательная: воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать пониманию учащимися истинных жизненных ценностей; воспитывать любовь к родному слову, культуре своего народа.

Урок начинается с обращения к словам, вынесенным на доску: «Люди, милые люди, здравствуйте!»
— Это приветствие, которое встречает всех, кто приходит в школу-музей в селе Сростки. Что вы можете сказать о человеке, который обращается к людям с такими словами?
— Он добрый, искренний, сострадательный.
— Приветливый, открытый.
Называем имя автора приветствия — Василий Макарович Шукшин.
— Скажите, из чего складывается ваше отношение к человеку?
— Из оценки поступков, дел, которые он совершает.
— «След на земле, или Как дело наше отзовётся» — так звучит тема нашего урока по рассказам В.М.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик». И я попрошу вас записать слова, словосочетания — смысловые ассоциации к имени В.М.Шукшина.

Выстраивается такой ряд: громада, творец, созидатель, актёр, режиссёр, великий талант, справедливый, больное сердце, сын России...
Знакомим учащихся с высказываниями о Шукшине и дополняем запись: наш Шукшин, художник, знаток русского национального характера, совесть народная, голос взыскующей совести...
— Эти слова и словосочетания обозначили многогранность личности Шукшина, нарисовали портрет писателя, помогли выразить наше отношение к нему: таким мы воспринимаем его личность, таким видим его творчество. Человека в жизни и героя в художественном произведе
нии могут называть по-разному в разных ситуациях.
— Обратимся к рассказам Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик».
Уже в заглавии этих рассказов Шукшин называет героев. Для активизации познавательной и творческой деятельности создаём проблемную ситуацию.
— А в тексте называет ли Шукшин своих главных героев «крепкий мужик» и «мастер»?
— Автор не называет так своих героев.
— Так их не называют и окружающие, другие герои рассказов.
— Какой вопрос возникает у читателей?
— Почему автор дал такое название?
— Можем ли мы сказать, о ком из героев идёт речь?
— В рассказе «Мастер» — два мастера, но в заглавии слово употреблено в единственном числе.
— Почему? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять произведение и замысел автора. Это будет отправной точкой нашего исследования. Как бы вы объяснили значения слов «крепкий мужик», «мастер» до знакомства с произведениями?
— Мастер — талантливый человек; человек, умеющий всё делать хорошо или очень хорошо; опытный, умелец, искусник, золотые руки.
— Крепкий мужик — надёжный, сильный, стойкий человек, мужественный, не боится трудной работы.

Работаем в группах с фрагментами текста.
Прочитайте начало рассказов. Выделите ключевые слова, объясните, как вы понимаете смысл этих слов, обратите внимание на то, как называют героев рассказчик, персонажи рассказов.
Фрагмент текста для 1 -й группы: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр. Длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце... И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она — в руках... Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них — игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости.»1.

Фрагмент текста для 2-й группы: «В третьей бригаде колхоза “Гигант” сдали в эксплуатацию новое складское помещение. Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней [церковью], подумал.»2.
— Кто называет героя Сёмкой? Автор?
— Односельчане.
— Почему?
— Они считают его забулдыгой. Не уважают.
— Согласны ли вы с тем, что Сёмка непутёвый человек?
Отмечаем, что у Шукшина в один ряд поставлены слова с противоположным значением: «.некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр». С одной стороны, забулдыга (спившийся, беспутный человек), с другой — непревзойдённый столяр (самый совершенный, лучший, такой, что невозможно превзойти). Видим, что в оценке героя используются антонимы. Такое противоречие побуждает читателя как можно глубже проникнуть в суть характера героя.

— Поразмышляем о характере Сёмки.
— Сёмка непонятен людям, ведь он не пользуется своим мастерством, чтобы обогатиться, достичь прочного материального положения в жизни, не мыслит свой дар как средство личного обогащения. Он любит своё дело, много работает («остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце...»).
— Сёмка не злой человек. Так, для куража, он орёт. весело лается с бригадиром.
Пьяным он безобразен не бывал, не оскорблял жену. Он честный и скромный. «Работаю я наравне с вами, дети у меня обуты-одеты, я не ворую, как некоторые.»3. Он всю зарплату отдаёт семье. И если временами он крепко пьёт, то для того, чтобы думать, что окружающие люди лучше его. — В отличие от других, он понимает, что в мире не хватает красоты и чуда.

— Как вы думаете, с какой целью Шукшин использует сказовый зачин: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь.»?
— Возможно, для него Сёмка как сказочный герой, как Емеля: кажется непутёвым, а совсем не дурак.
— Фольклорный мотив находит своё развитие и в дальнейшем: Сёмка, как и сказочный герой, оправляется в путь ради спасения красоты, чуда (любимая в сказке — это символ красоты и чуда).
— Это по жанру рассказ-сказ. Сказ — повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Рассказчик выражает своё отношение к событиям и героям.
— Как относится автор к своему герою?
— Мнение автора и рассказчика совпадает. Автор открыто выражает свою симпатию к герою, любуется его руками: они умелые, ловкие, трудолюбивые, дело в руках Сёмки спорится. «Красивые руки. Топорик в них — игрушечный», — не срывает рассказчик своего отношения к герою.
— «В третьей бригаде колхоза “Гигант” сдали в эксплуатацию новое складское помещение.» Так начинается рассказ «Крепкий мужик». Где бы вы могли прочесть, услышать такую фразу?
— Она напоминает официально-деловой стиль газеты
— Такую фразу можно прочесть в какой- нибудь сводке, услышать в отчёте.

Сводка — документ, содержащий свод каких-нибудь данных. Для официально-делового стиля характерны лаконичность и неличностный характер. К тому же автор не даёт портрета героя: «Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней, подумал.» Указываются должность, фамилия, имя, отчество. Перед читателем возникает образ человека-функции. Автор дистанцируется от героя.

— А с какой целью автор упоминает название колхоза «Гигант»?
— Автор показывает, что Шурыгин руководитель большого хозяйства («Гигант»!), значит, уважаемый человек, если он призван направлять деятельность других. Но симпатии к герою автор не выражает. Такое противоречие побуждает читателя понять причины авторского отношения к Шурыгину.

Вновь обращаемся к тексту произведения.
- Как называет главных героев автор? Окружающие? Почему?
Рассказ «Мастер». Рассказчик: «некто Сёмка Рысь»; рассказчик и односельчане — «забулдыга», «непревзойдённый столяр»; односельчане — Сёмка, сам себя — Семён Рысь, автор — Семён.

Фамилия героя похожа на прозвище. Личное имя Сёмка представляет собой уменьшительно-пренебрежительную форму имени Семён и выражает насмешливое отношение окружающих к его носителю — человеку с «чудинкой». Автор использует иную форму имени — Семён, называя героя так в начале и в конце его хождения за правдой.

- Что, по мнению автора, отличает героя от других?
Сёмка проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. На минуту герой «как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им»4. Символика имени: Семён — «слышащий». Сёмка услышал «песню» древнего мастера. Песня рождается из самой жизни, из её правды.

Рассказ «Крепкий мужик». Автор: «бригадир Шурыгин Николай Сергеевич Шурыгин»; односельчане: «Николай; кладовщик: Колька»; учитель: «варвар»; односельчанин: «чёрт»; продавщица, жена: «идиот»; жена: «харя бесстыжая»; вездесущие бабы: «дьявол»; мать: «дья- волина», «идол окаянный»; Шурыгин: «дядя Коля Шурыгин».
Наименования «чёрт», «дьявол», «варвар», «идол окаянный», «харя бесстыжая» содержат отрицательную оценку, осуждение. Дьявол — сатана, злой дух, злая сила, бездуховная, разрушительная. Автор говорит и о силе Сёмки. Притом пишет так: «устрашающая сила и мощь Сёмки».

— Но сила Сёмки несёт зло? Нет, его сила употребляется во благо людей.

Варвар — чужеземец, иностранец. Варварами называли захватчиков. Они не ценили культуру, обычаи другого народа, разрушали, истребляли. Шурыгин противопоставил себя всему деревенскому миру. Символика имени: Николай — «побеждающий народ».
— Он оказался сильнее? Нет, правда не на его стороне. Шурыгин — шурыга — непутёвый человек, негодяй, мошенник. Разрушение церковки рассорило его со всеми: с односельчанами, с семьёй.

- Как поступок Шурыгина называют окружающие?
— Они его осуждают, его поступок — из ряда вон: «произойдёт нечто небывалое в деревне»; «своевольничать»; «что-то непонятное творится с мужем»; «ответишь за убийство»; «дурацкое дело»; «руки чесалась у дьявола».
Шукшин, являясь выразителем мировидения народа, проявил своё отношение к Шурыгину через оценку других героев рассказа.

Продолжая исследование, учащиеся приходят к выводу, что мерилом нравственности
человека в рассказе Шукшина становится его отношение к храму.
Звучит запись колокольного звона.

- Образ церкви занимает в рассказах центральное место. В чём его значимость? Почему именно в отношении к церкви раскрывается характер героев? Символом чего является церковь для героев рассказов?
«Мастер». Сёмка: «церковка», «белая красавица», «красавица необыкновенная», «гордость русского народа»; автор: «светлая каменная сказка»; митрополит: «храм», «красивая церковь».
«Крепкий мужик». Автор: «церковка»; мать Шурыгина: «матушка».
С церковью связаны дом, корни, родина. Деревня Талица не вымышлена, она находится на противоположном берегу Катуни вблизи от родного села Шукшина Сростки («.бывало, откуда ни идёшь, а её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её — вроде уж дома. Она сил прибавляла...»5).

Церковь — частица души и бытия. (Бытие — жизнь, существование.) Небольшая церковка оживляла деревню, все люди постарше крещены в ней, здесь отпевали усопших дедов и прадедов. Так обозначается автором связь времён. «Как небо привыкли видеть, так и её». Если небо — это символ вечности, то церковь (продолжим ассоциативный ряд) — красота, вечность, бессмертие души.

Церковь у Шукшина — соборное начало, символ единения, она собирает людей «вокруг себя». Церковь — подлинная красота, над которой не властно время.
Слушаем сообщения учащихся о храмах России (собор Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного, Казанский собор в Санкт-Петербурге).

Приходим к выводу, что церковь является символом Родины, истории, вечности, чистоты, красоты, единения, исторической памяти, связи поколений, души народа, национальной самобытности, величия духа русского народа.
Вновь звучит запись колокольного звона.

- С чем сравнивает Шукшин разрушение церкви?
Со смертью человека («страшная, чёрная в глубине, рваная щель (рана. — Н.Т.) на белой стене.»), с войной («земля вздрогнула, как от снаряда.»). Война — трагедия — смерть. Всё было кончено: от храма осталась бесформенная груда, прах (останки; то, что осталось от тела умершего — высок. — Н.Т.). Сравним: «Давно распалась в прах та умная голова» («Мастер»).
- Что руководит Шурыгиным, когда он разрушает церковь? Можно ли гордиться таким делом, которое совершает Шурыгин?

1. «Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то возить».
2. «Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями».
3. «Вырастут, будут помнить: при нас церк- ву свалили. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и.»
4. «Ваську Духанина прокляли — он крест своротил? Наоборот, большим человеком стал.»

Шурыгин испытывает удовольствие от того, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником. Человеком движет гордыня. «Он мечтает оставить о себе память, пусть геростратову, но славу»6. Но этим гордиться нельзя: дело, совершаемое человеком, должно быть добрым.

- Чем обеспокоен Сёмка? Хочет ли он возвеличить себя?
1. «Это же чудо! Я возьмусь отремонтировать.»
2. «Мне жалко — такая красота пропадает. Ведь сейчас же восстанавливают.»
3. «Она бы людей радовала — стояла!»
4. «Это — гордость русского народа, а на неё все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу».

Сёмка восхищён красотой церкви. Он мечтает дать вторую жизнь Талицкой церкви, желает творить не по заказу, не за деньги. Восстановить церковь для будущих поколений — это смысл жизни героя. Сёмка не возвеличить себя хочет, а подарить людям, будущим поколениям радость, красоту, которая бы очищала душу.
- Какие новые смыслы открываются для вас в названии рассказов «Крепкий мужик» и «Мастер»?

Крепкий мужик — человек, который крепко держит жизнь в своих руках; руководитель, никогда не задумывающийся о душе; жестокий и бездушный, думающий только о себе; злая, разрушительная сила; не чувствует красоту, противопоставляет себя обществу; человек, пренебрегающий духовными ценностями; человек, разрушивший миропорядок, гармонию.

Мастер—творец, созидатель; человек ищущий, чувствующий красоту, верящий в добро, любящий людей; духовная сила; просветлённый человек, одухотворённый человек, чуткий человек, живущий по законам правды; он хочет дарить радость, живёт не ради славы и материального благополучия; не своё мастерство хочет возвеличивать, а приносить людям радость; бескорыстно творит, связывает время.

Итак, перед читателями предстают образы человека разрушающего и человека созидающего.
Название «Мастер», во-первых, говорит о слиянии душ мастеров — Сёмки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических. Этому единению не мешает разделённость во времени. Во-вторых, название подчёркивает созидательное начало в человеке, называющемся мастером7. В образе «крепкого мужика» заложено разрушительное начало.

Обобщаем: в заглавиях заключено философское осмысление отношения человека к жизни. Названия рассказовперерастают в символы.
Домашнее задание: напишите сочинение на тему «След на земле, или Как дело наше отзовётся» на основе художественных произведений или жизненных впечатлений в жанре письма, поучения, дневниковой записи от собственного имени или от имени героев рассказа.
Задание предполагает вариативность в выборе материала для рассуждения, жанра творческой работы, характера повествования.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 ШУКШИН В.М. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. — Т. 4: Рассказы. — С. 50.
2 Там же. — С. 89.
3 Там же. — С. 51.
4 ШОЛПО И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе // Литература в школе. — 1996. — № 4. — С. 133.
5 ШУКШИН В.М. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. — Т. 4.: Рассказы. — С. 94.
6 ШОЛПО И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе // Литература в школе. — 1996. — № 4. — С. 136.
7 Там же. — С. 134.

ЛИТЕРАТУРА
1. ОЖЕГОВ С.И., ШВЕДОВА Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. B.В.Виноградова. — М.: Азбуковник, 1997.
2. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине / Вступит. статья Ю.Г.Егорова. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
3. ПЕТРОВСКИЙ Н.А. Словарь личных имён: Ок. 2600 имён / Спец. науч. ред. О.Д.Митрофанова. — М.: Рус. яз., 1984.
4. Творчество В.М.Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В.М.Шукшина. Мотивы и символы творчества В.М.Шукшина. Диалог культур / Науч. ред. А.А.Чувакин; ред.-сост. О.Г.Левашова.
5. Творчество В.М.Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2007. — Т. 3: Интерпретация художественных произведений В.М.Шукшина. Публицистика В.М.Шукшина / Науч. ред. А.А.Чувакин; ред.-сост. С.М.Козлова.
6. ШАНСКИЙ Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей / Под ред. чл.-кор. АН СССР C.Г.Бархударова. — М.: Просвещение, 1975.
7. ШОЛПО И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе // Литература в школе. — 1996. — № 4.
8. ШУКШИН В.М. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005. — Т. 4.: Рассказы.

ТРОЯН Нина Васильевна — учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края