Нехаев Р.В. Рассказ И. С. Тургенева Живые мощи. 9 класс

 

Аннотация. Автор статьи предлагает вопросы и задания для анализа рассказа в единстве формы и содержания; отмечает актуальность утверждаемых Тургеневым нравственных ценностей.
Ключевые слова: человек, природа, Бог, любовь, болезнь, страдания, прощение, терпение, болезнь, авторская позиция.

Abstract. Analyzing Turgenevs story, the students can see what heroine’s features won the writer over: selfless love for God, people and nature. Article confirms: the story is very modern as a lesson of love, patience and courage.
Keywords: God, love, patience, sickness, land.


Учитель рассказывает об истории создания цикла рассказов «Записки охотника», над которым писатель работал на протяжении почти всего творческого пути.

Уезжая за границу в 1847 году, Тургенев принёс в журнал «Современник» небольшой рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован по предложению И.И.Панаева с подзаголовком «Из записок охотника». В последующие годы писателем были созданы другие рассказы, включённые в отдельное издание книги «Записки охотника» в 1852 году. Окончательно содержание «Записок охотника» утвердилось в 1874 году, когда в них вошли ещё три рассказа, в том числе «Живые мощи», опубликованные сначала в этом же году в книге «Складчина» — литературном сборнике, составленном из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии». Этот сборник был издан в Петербурге.

Нельзя исследовать текст художественного произведения, не владея им свободно, поэтому предложим школьникам вопросы и задания, связанные с сюжетом рассказа.
1. Почему встрече рассказчика с Лукерьей предшествует картина прекрасного солнечного утра?
2. Сколько лет Лукерье? Какой она была до болезни?
3. Какое чувство испытывает рассказчик при первом взгляде на крестьянку?
4. Какое слово Лукерья чаще всего повторяет, выслушав предложение о лечении в больнице?
5. Кто в первом сне самая высокая и красивая женщина?
6. Каким Лукерья представляет себе Христа?
7. За что родители благодарят дочь в её третьем сне? Почему она отрезала свою красивую косу?
8. Почему она предпочитает одиночество жизни среди людей?
9. Что поражает барина в крепостной крестьянке?
10. Какие черты в образе Лукерьи соответствуют святой?

Анализ текста рассказа.

Прочитаем эпиграф:
Край родной долготерпенья — Край ты русского народа!
Ф.Тютчев

Цикл рассказов «Записки охотника» обращён к жизни крестьян, наполнен антикрепостническими настроениями. Писатель раскрывает различные стороны народного характера. Особенно привлекательны образы крестьян, в которых воплощена поэтичность, непосредственность, высокая нравственность и чистота народной души. В рассказе «Живые мощи» Тургенев развивает тему долготерпения русского народа в свете христианского гуманизма, создаёт образ крепостной крестьянки, наделённый чертами святой.

Почему повествование начинается с пейзажа, с подробного описания ливня, а затем солнечного утра?
В природе плохая погода сменяется хорошей, в жизни человека радость обрывается печалью.
«.для охотника дождь — сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами.».
«Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка; всё кругом блестело сильным двойным блеском: блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня. Ах, как было хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов. Я даже шапку снял с головы и дышал радостно — всею грудью».

Когда меняется радостное настроение повествователя?
«Я приблизился — и остолбенел от удивления. Предо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?»
Картина прекрасного летнего утра контрастна тому, что рассказчик увидел в плетёном сарайчике.
Какую роль играет контраст в описании портрета больной Лукерьи?
Голова бронзовая, высохшая, как икона старинного письма. Жестокая каменная неподвижность. «Грудь ей не повиновалась». Тёмные веки, как у древних статуй.
«Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, — Но страшное, необычайное. и вижу — силится. силится и не может расплыться улыбка.»
Рассказчик воспринимает Лукерью как святую. Его поражает необычная внешность, напоминающая икону и в то же время излучающая жизнь, смирение, покой, неземное. Не случайно рассказ называется «Живые мощи». Читаем у Даля: «Мощи — нетленное тело угодника Божия».

Какой Лукерья была в прошлом?
«Эта мумия — Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне — высокая, полная, белая, румяная, — хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал, я — шестнадцатилетний мальчик!»

Какие чувства испытывает повествователь, как он относится к больной Лукерье?
Рассказчика изумляло, что она вела разговор почти весело, не напрашиваясь на жалость к себе, понимание. Силилась улыбнуться, кусая пересохшие губы. Наконец собралась петь. «Мысль, что это полумёртвое существо готовится запеть, возбудила во мне невольный ужас». Она пела «Во лузях». (Звучит народная песня.)

Мы видим, как ужас повествователя сменяется невыразимой жалостью, которая сжимает его сердце. Рассказчик удивительно точно передаёт состояние героини через её голос, он понимает её и переполнен состраданием к бедной женщине.
Как живёт Лукерья в настоящем? Найдите слова и выражения, раскрывающие богатый внутренний мир героини.
Лукерья не держит зла на мужа, который женился на другой, оправдывает его, радуется за него: «И какая уж я ему могла быть подруга... А жену он нашёл себе хорошую, добрую, и детки есть у них... не оставаться же ему холостым».
Лукерья ещё думает, как помочь чем-то другим. Девочку-сиротку учит народным песням. А отношение её к природе — яркое свидетельство своеобразной, поэтической натуры русской крестьянки. Для Тургенева — человек неотделимая часть природы, и отношение к природе — мера нравственной оценки человека.
Лукерья не просто любит цветы, птиц, животных, она живёт внутри природы.
«Вижу прекрасно и всё слышу, всё. Крот под землёю роется — я и то слышу...
Гречиха в поле зацветёт или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу... воробей залетит или бабочка — мне очень приятно...»
«Ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!»
«А то раз... заяц близко сел... всё носом водит и усами дёргал — настоящий офицер! И на меня смотрел. Понял, значит, что я ему не страшна».
«Какие вы, господа охотники, злые!»
«Вся-то она, ласточка, не больше жука...»
«Полевые цветы хороши, пахнут ещё лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!»

О чём просит Лукерья барина? Найдите этот фрагмент.
«Я стал прощаться с нею... попросил её ещё раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего?
— Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, — с величайшим усилием, но умилённо произнесла она. — Дай Бог всем здоровья. А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет. Они бы за вас Богу помолились. А мне ничего не нужно, всем довольна». 

Кому, по мнению художника, близка русская крестьянка Лукерья по своей духовной силе, терпению и мужеству?
В русской житийной литературе изображены святые, их чудесное рождение. Они, служа Богу, совершают подвижнический подвиг, защищают свой народ и родину от врагов, совершают чудеса, но также прославляются и святые, которые смиренно выносили тяжёлые испытания, соблюдая христианские заповеди.

В рассказе Тургенева образ такой святой. Повествователь даёт понять, что Лукерья знает, хоть и в необычном виде, легенду о Жанне д’Арк. Нет сомнений, в случае необходимости и Лукерья готова повторить её судьбу и защитить свой народ.
Рассказу «Живые мощи» предшествует эпиграф — строки из стихотворения Ф.Тют- чева. Мы знаем, эпиграф соотносится с художественным замыслом произведения, выражая его в краткой, лаконичной форме. Известно, терпение — исторически сложившаяся черта характера русского народа. Но вместе с терпением явно ощущается и мотив преодоления человеком драматических обстоятельств жизни.
Проследите, как это показано в судьбе героини.
Неподвижность, одиночество, безнадёжное положение. Врачи бессильны, но Лукерья
хладнокровно утешает себя, мол, иным бывает хуже, что нельзя сравнить её страдания с мучениями Симеона Столпника, простоявшего на столбу тридцать лет, или с другим угодником, велевшим зарыть себя в землю по грудь, «и муравьи ему лицо ели...»

Самое главное, она не постоянно думает, даже во сне, о других, о будущей неземной жизни, о Боге, тем самым отвлекаясь от недуга. Она видит Христа таким, каким его не пишут на иконах, то есть своего, близкого: «Безбородый, высокий, молодой. Весь в белом, — только пояс золотой, — и ручку мне протягивает».

Боль других, грехи ближних, Лукерья, как святая, берёт на себя, преодолевая свои страдания и укрепляясь в терпении духовно. Мы понимаем: Тургенев не только великий художник и психолог. Он убедительно показывает, что жизнь ради других, самопожертвование делает человека настолько сильным, что он не думает о собственных страданиях.

Духовную силу и волю Лукерьи укрепляет истинная вера в Бога. Лукерья знает и до конца чувствует, что Он любит её, что её ожидает новая, вечная жизнь:
«Да и на что я стану Господу Богу наскучивать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне Крест — значит, меня Он любит. Так нам велено это понимать».

Смиренная Лукерья, соблюдающая Божьи заповеди, с её желанием добра ближним, самопожертвованием, готовностью помочь, сама страдающая, тяжелобольная, не думает о своей исключительности, считая себя обыкновенным человеком.
Лукерья вот-вот умрёт, а в таком состоянии человек живёт и думает не так, как в здравии. Тургенев говорит о рассказе: «Всё это истинное происшествие»1.
Под пером великого художника реальный образ становится образом огромной обобщающей силы. Понятно, Лукерья — главная героиня рассказа.

Что можно сказать об образе повествователя?
Богатый барин, не знающий сколько у него земли, страстный охотник, поэтически влюблённый в неброскую красу русской природы. По сочувствию судьбе Лукерьи можно судить и о его отношении к русскому народу.
Чтобы глубоко понять страдания больного человека, надо побывать на его месте: «Да, барин, милый, кто другому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай!» В этих словах много правды. Однако мы видим и чувствуем, что рассказчик глубоко понимает Лукерью, сострадает, любит, наконец, предлагает помощь. Лукерье нельзя много говорить, но она впервые не может наговориться, потому что чувствует рядом человека большого сердца, который разделяет с ней горе и понимает её.

Сделаем вывод.
В рассказе два героя: русская крестьянка, великая страдалица, почти святая, и писатель — великий в любви к своему народу.

1Письма И.С.Тургенева к Людвигу Пигу. — М., 1928. — С. 159.

НЕХАЕВ Роман Владимирович, кандидат филологических, доцент, г. Москва