Черников А. П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С. Есенина


Аннотация. В статье рассматривается сложность и своеобразие творческого пути С.Есенина, его напряжённые художественные искания, особенности поэтики.
Ключевые слова: проблематика, художественные искания, концепция мира и человека, природа России.

Abstract. The article considers the complexity and uniqueness of S.Yesenin’s creative ways, his intense artistic quests and poetics.
Keywords: issues, art search, concept of the world and man, nature of Russia.

 

Есть в отечественной литературе имена, рядом с которыми любые эпитеты кажутся неточными, слабыми или банально высокопарными. К таким именам относится и имя Сергея Есенина.

Есенин прожил всего тридцать лет. Но след, оставленный им в литературе, настолько глубок, что его не стёрли ни запреты его творчества властями предержащими, ни намеренное приглаживание сложностей творческого пути. Поэзия Есенина всегда жила в сердце и памяти нашего народа, потому что уходит своими корнями в толщу национальной жизни, выросла из её глубин. Наверное, у каждого из нас в душе свой образ Есенина, поэта и человека, свои любимые стихи. Но при всей избирательности вкусов и симпатий нам, читателям, особенно близко и дорого то, что составляет сердцевину есенинской поэзии — это задушевное чувство Родины, дорогой для него России, «страны берёзового ситца».

«Моя лирика, — с гордостью признавался Есенин, — жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве». Действительно, о чём бы ни писал поэт и в скорбные, и в светлые периоды своей жизни, душу его согревал образ Родины. Сыновнее чувство любви и благодарности дорогой его сердцу стране «с названием кратким Русь» связывает воедино все его творения — и любовную лирику, и стихи о природе, и цикл поэтических посланий к родным, и произведения с общественно-политической проблематикой. Русь, Россия, Родина, родимый край, родная сторона — самые дорогие для Есенина слова и понятия, которые встречаются едва ли не в каждом его произведении.

Вторая же черта есенинской лирики — предельная искренность, глубина и «половодье чувств». Всё творчество Есенина — это страстный дневник обнажённого и раненого сердца. Сам поэт признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». Трудно найти другого поэта, который бы с такой искренностью выразил себя в стихах, превратив их в сокровенную исповедь.

Важнейшим источником постижения силы и красоты художественного слова стала

для Есенина русская литература — произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, которыми зачитывался будущий поэт, учась в земском четырёхклассном училище, а затем в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе.

Писать стихи Есенин, по его признанию, начал с восьми лет. Будущий поэт в выражении своих мыслей, чувств опирался на творческий опыт Пушкина, Лермонтова, Кольцова, кумира тогдашней молодёжи Надсона. В то же время во многих стихах появляется уже своё видение деревенского мира, окружавшего подростка, в душе которого рождаются собственные образы и ассоциации. Таково стихотворение 1910 года «Вот уже вечер...», от которого Есенин вел отсчёт своим произведениям.

Перед нами картина окружающего мира, увиденного взглядом неискушённого ребёнка. Детская непосредственность чувствуется здесь и в повторяющихся сравнениях, и в отсутствии метафор, и в «спотыкающемся» ритме.

Более самостоятелен Есенин в следующем коротком стихотворении:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт.

Здесь уже отчётливо проступают важнейшие черты творчества поэта: яркая метафоричность, одушевление природы, тесная связь с устным народно-поэтическим творчеством.

Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронёс через всю жизнь. Устное народное творчество стало тем фундаментом, на котором выросло ажурное здание есенинской поэзии.

Стремление начинающего поэта расширить свои жизненные впечатления приводит его в 1912 году в Москву. Здесь он становится слушателем частного университета А.Л.Ша- няевского, где полтора года посещает занятия на историко-филологическом факультете, а также участвует в заседаниях Суриков- ского литературного кружка, объединявшего писателей из крестьянской среды. Пребывание в Москве положило начало его дружеским и творческим связям с поэтами Н.Клюевым. П.Орешиным, Ф.Наседкиным.

В начале марта 1915 года Есенин переезжает в Петербург и прямо с вокзала отправляется к А.Блоку. Автор «Незнакомки» высоко оценил творчество молодого поэта, записав в своём дневнике: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык». Блок познакомил его с поэтами С.Городец- ким, А.Белым, П.Мурашёвым, при содействии которых Есенин активно входит в литературную атмосферу столицы.

С середины 1910-х годов творчество Есенина переживает очевидный подъём: совершенствуется образность, обогащается ритмика, расширяется поэтический горизонт.

В 1912 году Есенин создаёт первое большое произведение — поэму «Песнь о Евпатии Коловрате», свидетельствующую о чувстве историзма молодого поэта. Отталкиваясь от легенд и от замечательного памятника древнерусской литературы «Повести о разорении Рязани Батыем», пронизанной народно-поэтическими мотивами, Есенин создаёт впечатляющий образ защитника земли Русской Евпатия Коловрата. Коловрат в поэме Есенина не княжеский дружинник, а кузнец, поднявший народ на защиту рязанской земли. Он изображается как «свет хоробрый», былинный богатырь, как «добрый молодец», а его заклятый враг, «поганище хан Батый», тоже, как в былинах, злобен и коварен, проливает реки крови, «курвяжится над мёртвыми». Поэму «Песнь о Евпатии Коловрате» вряд ли можно отнести к творческим удачам автора. Она растянута и местами рыхла в композиционном отношении.

Более совершенно в художественном отношении оказалась поэма Есенина «Марфа- посадница» (1914). Автора привлекла в этой исторической легенде фигура героической женщины, вдовы новгородского посадника Борецкого Марфы, которая ведёт и возглавляет борьбу против московского царя Ивана III.

Реальное историческое лицо воспроизведено Есениным и в стихотворении «Ус» (1914). Герой стихотворения не случайно сравнивается здесь с Христом: многие произведения Есенина этих лет насыщены рели

гиозной символикой, христианскими образами и мотивами. В начале 1913 года Есенин пишет своему другу школьных лет Г.Панфи- лову: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу много для меня нового... Христос для меня совершенство, но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему».

Идея Божественного происхождения мира и человека, вера в Христа пронизывает многие стихотворения Есенина 1910-х годов: «Чую радуницу Божью», «Шёл Господь пытать людей в любови...», «Сохнет стаявшая глина». В последнем из них поэт по аналогии с евангельской притчей о входе Христа в Иерусалим рисует картину появления Господа среди дорогих автору среднерусских просторов.

Многие есенинские картины окружающего мира и крестьянского быта насыщены религиозными образами. Всё земное пространство уподобляется автором Божьему храму, где совершается непрерывная литургия, участником которой является и лирический герой. В лесу — «в зелёной церкви за горой» — он «внимает, словно за обедней, молебну птичьих голосов». Поэт видит, как «закадили дымом под росою рощи», горит заря; слышит, как «чёрная глухарка к всенощной зовёт». Поля у него «как святцы», «заря молитвенником красным / Пророчит благостную весть», в крестьянских хатах — «в ризах образа» и т. п.

Литургизация родной природы, крестьянского быта — одна из примечательных черт проблематики и поэтики произведений С.Есенина 1910-х годов, связанная с мес- сиански-эсхатологическим стремлением осмыслить духовный путь страны. Русь видится поэту «милым сердцу краем», где «всё благостно и свято», страной, таящей в себе огромную нравственную силу. В 1914 году Есенин создаёт «маленькую поэму» «Русь», посвящённую теме Первой мировой войны. Поэт показывает, как трагическое событие исторически неумолимо вторгается в устоявшийся быт «родины кроткой».

Идея единства и глубинной взаимосвязи природного и исторического факторов пронизывает всё произведение. В есенинском понимании природный и социальный миры взаимно обусловливают друг друга, образуя целостную картину национальной жизни. Поэт показывает, как исторические катаклизмы (начавшаяся война) неизбежно влекут за собою потрясения природные:

Грянул гром, чаша неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из лёгкого золота
Закачались лампадки небес.

Есенин не случайно насыщает пейзажные картины храмовой символикой: война изображается им как действие демонических сил против Божественной гармонии мира.

Русская деревня предстаёт в поэме в образах скорбящей матери, «затомившейся невесты», «плачущей жены».

События войны рождают ощущение надвигающегося Апокалипсиса: «В роще чудились запахи ладана, / В ветре бластились стуки костей...» И всё-таки и автор, и его герои свято верят в победу добра над силами зла, поэтому вчерашние мирные пахари, крестьянские сыновья, изображаются автором как былинные «добрые молодцы», созидатели и защитники земли Русской, её надёжная «опора в годину невзгод». Лиризм сочетается в произведении с эпическим началом, эмоциональность лирического «я» повествователя — с зарисовками жизни и быта деревни военной поры.

Образ родной страны складывается в есенинской поэзии из картин и деталей деревенского быта («В хате», 1914), из отдельных эпизодов исторического прошлого и современной жизни. Но прежде всего Россия для Есенина — это её природа. И костёр зари, и плеск окской волны, и серебристый свет луны, и красота цветущего луга — всё это отлилось в стихи, полные любви и нежности к родному краю:

Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла, -

признаётся поэт.

Практически ни одно стихотворение Есенина не обходится без картин природы. Чуткий, влюблённый в окружающий мир, поэт видит, как «сыплет черёмуха снегом», как «словно белою косынкой подвязалася сосна», как «выткался на озере алый свет зари», а «по двору метелица / ковром шелковым стелется».

Трепетная, сердечная любовь к родной природе в стихотворениях Есенина будит высокие, светлые чувства, настраивает душу читателя на волны милосердия и добра, заставляет по-новому взглянуть на примелькавшиеся и от того будто незаметные родные места:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Поэт как бы говорит нам: оторвитесь хотя бы на минуту от повседневной суеты, посмотрите вокруг, вслушайтесь в шелест травы и цветов, в песни ветра, в голос речной волны, всмотритесь в звёздное небо. И перед вами откроется Божий мир в его сложности и непреходящей прелести — прекрасный и хрупкий мир жизни, который надо любить и беречь.

Есенинские пейзажи поражают богатством. Ни у одного поэта мы не найдём такого разнообразия флоры и фауны, как у Есенина. Подсчитано, что в его стихи полноправными художественными образами входят более двадцати видов деревьев и столько же видов цветов, около тридцати видов птиц и почти все дикие и домашние животные средней полосы России.

Природный мир поэта включает в себя не только землю, но и небеса, луну, солнце, звёзды, зори и закаты, росы и туманы, ветры и метели; он плотно заселён — от крапивы и лопуха до черёмухи и дуба, от пчелы и мыши до медведя и коровы.

Главнейшая особенность есенинских картин и деталей природы — это их одушевлённость. Природа для него — живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется: «На бору со звонами плачут глухари»; «Месяц рогом облако бодает»; «Тёмным елям снится гомон косарей»; «Как метель, черёмуха машет рукавом». Иногда, как это можно увидеть, например, в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» (1916), подобный приём лежит в основе лирического сюжета всего произведения. Стихотворение буквально изобилует живыми, одушевлёнными образами из мира природы и деревенской жизни: «Изба-старуха челюстью порога / Жуёт пахучий мякиш тишины»; «Осенний холод ласково и кротко / Крадётся мглой к овсяному двору» и т. п. За счёт этого создаётся объёмная, эмоциональная картина живого мира.

Природа у Есенина очеловечена, а человек предстаёт как часть природы, настолько органично он связан с растительным и животным миром. Лирический герой стихотворений ощущает свою слитность с природой.

У Есенина рано сложилась собственная философско-эстетическая концепция мира и человека, истоки которой коренятся в народной мифологии и философии русского космизма.

Центральным понятием философии древних славян был образ древа. Он олицетворял собой мировую гармонию, единство всего сущего на земле. Поэзия Есенина с самого начала была во многом ориентирована на эту философию. Вот почему столь часто человек в его творчестве уподобляется древу и наоборот. Жизнь в философской концепции Есенина должна быть как сад — ухоженной, чистой, приносящей плоды. Сад — это сотворчество человека и природы, олицетворяющее гармонию жизни, поэтому данный образ — один из любимейших в есенинской поэзии: «Хорошо под осеннюю свежесть / Душу-яблоню ветром стряхнуть» и т. п. Мир в есенинских стихотворениях — это мир живой жизни. Даже растения чувствуют боль, ибо они, в представлении поэта, живые существа («Песнь о хлебе»). А звери для поэта — это «меньшие братья». Он зовёт их прийти к нему, чтобы разделить их горе: «Звери, звери, придите ко мне, / В чаши рук моих злобу выплакать».

Гармоничное единство человека с миром, с космосом — вот основной смысл многих стихотворений Есенина, его философия бытия. На любви и братстве, убеждён Есенин, держится мир: «Все мы тесная родня». Нарушение этой гармонии — и в природной, и в социальной сферах — приводит к разрушению мира и человеческой души. Есенин умеет показать этот процесс через житейскую ситуацию. Одно из самых драматичных в этом плане стихотворений — «Песнь о собаке» (1915).

Никто до Есенина не писал о «братьях наших меньших» с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

Человеческая жестокость и равнодушие нарушают гармонию жизни. Поэтому в конце стихотворения действие развивается одновременно в двух планах, в двух измерениях: конкретно-бытовом и космическом, ибо нарушена гармония Мира. Собака обращается со своей болью в «синюю высь» — ко всей Вселенной.

Не на жестокости и равнодушии, убеждён поэт, держится жизнь, а на идеалах христианской любви, братства и милосердия: «Люди, братья мои люди, / Не губить пришли мы в мире, а любить и верить!»

Особенно беспокоило Есенина насильственное нарушение гармонии, законов бытия, как это случилось в октябре 1917 года.

Октябрьскую революцию Есенин принял. «В годы революции я всецело был на стороне Октября», — писал он в автобиографии. Но тут же добавил: «Но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». «Уклон» выражался в том, что Есенин надеялся на улучшение жизни в милой ему сердцу деревне. Эти настроения он выразил в таких произведениях, как «Октоих», «Иорданская голубица», «Пан- тократор», «Инония», в которых русская деревня видится ему краем изобилия, где «злачные нивы», «стада буланых коней», где «с пастушеской сумкой бродит апостол Андрей». Однако Гражданская война и красный террор разрушили иллюзорные надежды Есенина на революцию, которая установит рай на земле. От мессианских надежд он переходит к решительному отрицанию революционного насилия, к недоумённым вопросам:

«О, кого же, кого же петь / В этом бешеном зареве трупов?» С горечью поэт замечает о себе: «Видно, в смех над самим собой / Пел я песнь о чудесной гостье». В его творчество проникают трагические ноты, связанные с резким противопоставлением города и деревни. Революционный, беспощадный в своём отношении к деревне город, точнее, новая власть, посылающая из города своих эмиссаров для реквизирования сельхозпродуктов, представляется поэту злейшим врагом милой его сердцу «стране берёзового ситца». «Вот он, вот он с железным брюхом, / Тянет к горлу равнин пятерню», — пишет Есенин в стихотворении «Сорокоуст» (1920), повествуя о тщетном единоборстве красногривого жеребёнка с беспощадным в стремительном движении поездом. Ещё более мрачную картину жизни деревни революционной поры рисует поэт в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний... » (1921):

Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь...
Пусть для сердца тягуче колко,
Это песня звериных прав!..
...Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.

Есенина ужасают моря крови, классовая ненависть людей, общению с которыми он предпочитает общение со зверями, ибо те добрее и милосерднее:

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

Мрачное, подавленное состояние поэта обусловило появление в этот период таких произведений, как «Я последний поэт деревни», «Кобыльи корабли», «Хулиган», «Исповедь хулигана», «По-осеннему кычет сова», «Москва кабацкая» и др. В центре их — мятущаяся душа самого Есенина, находящегося в глубоком разладе с окружающей его действительностью. В них в основном развиваются два взаимосвязанных мотива: неприязненное, а порой враждебное отношение к революционной действительности и глубокая неудовлетворённость собственной судьбой. Эти мотивы воплощаются то в грустных и унылых тонах («Друг мой, друг мой, прозревшие вежды / Закрывает одна лишь смерть»), то в надрывной браваде («Я на всю эту ржавую мреть / Буду щурить глаза и суживать») и в попытках найти забвение в кабацком угаре, за что поэт порою беспощадно бичует себя, называя себя «забулдыгой», «повесой», «пропащим» и т. д. Формой протеста против революционной действительности, бегством от неё стала знаменитая есенинская маска хулигана.

Но сколь бы ни сильно владело им чувство горечи, Есенин никогда не порывал связей с той средой, из которой он вышел, не терял интереса к жизни русского крестьянства, к его прошлому и настоящему. Свидетельство тому — поэма «Пугачёв» (1922). Интерес Есенина к Пугачёву обусловлен его острым вниманием к мужицкой России, к борьбе русского крестьянства за «вольность святую».

В начале 1920-х годов в мировосприятии и творчестве Есенина происходят существенные изменения, связанные со стремлением обрести более устойчивый взгляд на перспективы возрождения жизни в стране. Немаловажную роль в этой эволюции сыграли заграничные поездки поэта: в Германию, Италию, Францию, Бельгию и Америку. Есенина нисколько не соблазнил ни западноевропейский образ жизни, ни американский. Вместе с тем его поразил индустриальный Запад, технический прогресс, который он хотел видеть в России. Эти настроения нашли отражение в его стихотворениях «Стансы», «Неуютная жидкая лунность», «Письмо к женщине» и др.

В последние два года своей жизни Есенин переживает небывалый творческий взлёт. За 1924—1925 годы он создал около ста произведений — вдвое больше, чем за шесть предшествующих лет. При этом поэзия Есенина становится психологичнее, художественно совершеннее, в ней усиливается плавность и мелодичность, глубокий проникновенный лиризм. Его стихотворения насыщаются оригинальными эпитетами и сравнениями, ёмкими, колоритными, взятыми из мира природы метафорами. Поэт находит чёткие и яркие образы, неожиданные контрасты, призванные показать сложные психологические переживания, красоту и богатство человеческой души и окружающего мира: «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, / Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду»; «Я по первому снегу бреду, / В сердце ландыши вспыхнувших сил»; «И золотеющая осень / В берёзах убавляет сок, / За всех, кого любил и бросил, / Листвою плачет на песок».

Есенин приходит в эти годы к той содержательной эстетической простоте и ёмкости, которая характерна для русской классической поэзии. И в этот период в его стихотворениях часто звучит мотив грусти, сожаления о быстротечности юности и невозможности вернуться в неё. Но всё же, несмотря на щемящее чувство грусти, в этих стихах нет отчаяния и пессимизма: их согревает вера в душевные силы человека, в любимую Русь, мудрое приятие законов бытия. В них содержится не прежняя горько вызывающая бравада («Мне осталась одна забава: / Пальцы в рот да весёлый свист»), не отрешённость от жизни («Наша жизнь — поцелуй да в омут»), а глубоко проникновенное понимание тленности всего земного и необратимости смены поколений. Оппозиция «бессмертие природы и конечность человеческой жизни» преодолевается у Есенина мыслью о едином законе бытия, которому неизбежно подчиняются и природа, и человек. Произведения Есенина созвучны тому настроению, которое в своё время выразил А.С.Пушкин: «Печаль моя светла... »

«Не жалею, не зову, не плачу», — так начинает Есенин одно из своих знаменитых стихотворений, в котором соединил две важнейшие для всего творчества традиции: фольклорномифологическую — ощущение слитности человека с природой — и литературную, прежде всего пушкинскую. Пушкинские «пышное природы увяданье» и «в багрец и золото одетые леса», стёршиеся от частого употребления предшественниками Есенина, он сплавил в единый и контрастный образ золотого увяданья, который осмысливается одновременно и как примета осенней природы, и как состояние внешнего (цвет волос) и внутреннего облика лирического героя. Дополнительный смысловой оттенок приобретает в есенинском стихотворении и эпитет «белый»: белый цвет — это и цветущие яблони, и олицетворение чистоты, свежести. Очень своеобразно воссоздан здесь образ юности — центральный образ элегии: «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне». «Весенняя рань» — это начало, утро жизни, «розовый конь» — символическое воплощение юношеских надежд и порывов. Сочетая в этом образе реалистическую конкретику с символикой, субъективное с объективным, поэт достигает пластичности изображения и эмоциональной выразительности.

Столь же совершенен и оригинален другой есенинский шедевр — «Отговорила роща золотая». Образ рощи, говорящей весёлым языком берёз, великолепен, но метафоричность и одушевление здесь не самоцель, а средство точной реализации замысла: раскрыть сложное психологическое состояние лирического героя, его скорбь об уходящей молодости и приятие законов бытия. Возникающие далее образы журавлей, конопляника, месяца, метафора «костёр рябины» придают этой грусти космический характер («О всех ушедших грезит конопляник / С широким месяцем над молодым прудом»). Скорбь и грусть уравновешиваются пониманием необходимости и оправданности смены поколений («Ведь каждый в мире странник — / Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом») и удовлетворённостью тем, что жизнь прожита не зря.

Подобными мыслями, чувствами и настроениями пронизаны и другие стихотворения Есенина этого времени: «Мы теперь уходим понемногу...», «Синий май. Заревая теплынь...», «Собаке Качалова».

Существенные изменения наблюдаются в эти годы и в любовной лирике поэта, занимающей огромное место в его творчестве. В ней Есенин с великолепным мастерством воплотил тончайшие нюансы человеческой души: радость встреч, тоску разлук, грусть, отчаяние, скорбь.

Любовь в поэтическом мире Есенина — это проявление природных сил в человеке, сыне природы. Она чётко вписывается в природный календарь: осень, весна сопрягаются у Есенина с разными психологическими состояниями любовного чувства. Любовь уподобляется процессам пробуждения, расцвета, цветения и увядания природы. Она первозданна и неисчерпаема, как сама природа. В то же время любовь в есенинском понимании далеко не проста. Эта первозданная стихия загадочна в своей сути, окутана высочайшей тайной: «Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, / К светлой тайне приложил уста».

Созданный Есениным поэтический мир любви не был, однако, стабилен. Развитие этой темы отмечено сложными, противоречивыми, драматическими поисками поэтом жизненного идеала и гармонии.

Одно из лучших ранних стихотворений поэта на эту тему — «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Образ любимой овеян здесь нежной красотой природы, создан в лучших традициях устного народного творчества. В сущности, всё стихотворение — это портрет любимой, отражённый в чистом зеркале природы, словно вытканный на фоне красок деревенского вечера из чистоты и белизны снега, из алого сока ягод, из зёрен колосьев и медовых сот.

В период создания «Москвы кабацкой» подавленное состояние поэта накладывало отпечаток и на освещение темы любви: Есенин в стихотворениях этого периода изображает не душевное чувство, а эротическую страсть, давая этому вполне конкретное объяснение: «Разве можно теперь любить, / Когда в сердце стирают зверя». По мере выхода Есенина из критического состояния его любовная лирика вновь приобретает светлые, возвышенные интонации и краски. В переломном для поэта 1923 году он пишет стихотворения «Заметался пожар голубой...», «Дорогая, сядем рядом», в которых вновь воспевает настоящую, глубокую, чистую любовь. Теперь всё чаще облик любимой сопровождается у Есенина эпитетами «дорогая», «милая», отношение к ней становится уважительным, возвышенным. Из стихотворений исчезают вызывающие интонации, грубые слова и выражения. Мир новых, высоких чувств, переживаемых лирическим героем, воплощается в мягких, проникновенных тонах:

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

(«Вечер чёрные брови насопил»)

Это новое состояние поэта с большой силой сказалось в цикле его стихотворений «Персидские мотивы» (1924—1925), которые были созданы под впечатлением его пребывания на Кавказе. Здесь нет и следа натуралистических деталей, которые снижали художественную ценность цикла «Москва кабацкая». Поэтизация светлого чувства любви, «нежностью пропитанное слово» — важнейшая особенность «Персидских мотивов». Для Есенина в этом цикле характерно не только иное — целомудренное — воплощение темы любви, но и сближение её с другой, главной для него темой — темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в неполноте счастья вдали от родного края: «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий».

Любовь во всех её проявлениях — к Родине, матери, женщине, природе — сердцевина нравственно-эстетического идеала поэта. Она осмысливается Есениным как первооснова жизни, как система духовных ценностей, которыми должен жить человек.

Самым крупным произведением Есенина 1920-х годов является поэма «Анна Снегина» (1925), где органично соединились эпическое освещение крутого перелома в жизни деревни с проникновенной лирической темой любви. Действие поэмы протекает в дорогих поэту деревенских просторах, где «луна золотою порошею / Осыпала даль деревень», где «дымком отдаёт росяница / На яблонях белых в саду».

Основу произведения составляет лирический сюжет, связанный с воспоминаниями лирического героя о своей юношеской любви к дочери помещицы Анне Снегиной. Образ шестнадцатилетней «девушки в белой накидке», олицетворяющей юность и красоту жизни, нежным светом озаряет всё произведение. Но лиризм, мастерство поэта в изображении природы и душевных движений героев не единственное из достоинств поэмы. Есенин предстаёт здесь не только как тончайший лирик, но одновременно как летописец бурных и противоречивых событий в деревне периода Октябрьской революции.

Одна из основных тем поэмы — тема войны. Война осуждается всем художественным строем поэмы, различными её ситуациями и персонажами: мельником и его женой, возницей, двумя трагедиями в жизни Анны Снегиной (гибелью мужа-офицера и её отъездом за рубеж), самим лирическим героем, жизнелюбом и гуманистом, убеждён

ным в том, что «прекрасна земля / И на ней человек». Очевидец и участник войны, он ненавидит братоубийственную бойню. Нежелание быть игрушкой в чужих руках («Я понял, что я игрушка») побудило героя дезертировать с фронта. С возвращением в места своего детства и юности он вновь обретает душевное равновесие. Но ненадолго. Революция нарушила привычный ход жизни, обострила многие проблемы.

Глашатаем революционной идеи является в поэме крестьянин Прон Оглоблин. Многие исследователи по традиции склонны считать его положительным героем, выразителем настроений мужицкой массы и самого поэта. Однако это не совсем так. Прон вызывает сочувствие у автора потому, что жизнь его оборвалась нелепо и жестоко: он был убит белогвардейцами в 1920 году, а любой террор, независимо от его окраски, вызывал у Есенина резкое неприятие. Прон Оглоблин — тот тип революционера, который стоит не с народом, а над ним. И революция лишь способствовала развитию в нём этой вождистской психологии. С ещё большим сарказмом обрисован брат Прона, Лабутя, тоже тип деревенского «вожака». С победой революции он оказался на начальнической должности, в сельсовете, и «с важной осанкой» живёт, «не мозоля рук».

Прону и Лабуте противопоставлен в поэме мельник. Это воплощённая доброта, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом, он дорог автору как носитель светлых народных начал. Не случайно мельник в поэме постоянно соединяет людей. К нему с доверием относится Анна Снегина, его любит и помнит лирический герой, уважают крестьяне.

События революции, таким образом, получают в поэме неоднозначное освещение. С одной стороны, революция способствует росту самосознания мельника. С другой — даёт власть таким, как Лабутя, и определяет трагедию таких, как Анна. Дочь помещицы, она оказалась не нужна революционной России. Её письмо из эмиграции пронизано острой ностальгической болью по навсегда потерянной родине.

В лирическом контексте поэмы разлука лирического героя с Анной — это расставание с юностью, разлука с самым чистым и светлым, что бывает у человека на утренней заре его жизни. Но светлые воспоминания о юности остаются с человеком навсегда, как память, как свет далёкой звезды:

Далёкие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

Как и другие произведения Есенина 1920-х годов, поэма отличается тщательным отбором изобразительно-выразительных средств. Наряду с метафорами, сравнениями, эпитетами автор широко использует разговорную народную речь, просторечия, очень естественные в устах его героев-крестьян: «домов, почитай, два ста», «булдыжник», «едрит твою в дышло» и пр.

Зрелый Есенин — виртуозный мастер художественной формы. Богата и многоплано- ва есенинская цветопись. Цвет у Есенина используется не только в прямом, но и в метафорическом значении, способствуя образному освещению философско-эстетической концепции жизни.

Особенно часто встречаются в поэзии Есенина синий и голубой цвета. Это не просто привязанность поэта к таким краскам. Синий и голубой — это цвета земной атмосферы и воды, они преобладают в природе независимо от времени года. «Тёплая синяя высь», «синие рощи», «равнинная синь» — таковы частые приметы природы в стихотворениях Есенина. Но поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы. Эти цвета превращаются под его пером в ёмкие метафоры. Синий цвет для него — цвет покоя и тишины. Поэтому он так часто встречается при изображении поэтом утра и вечера: «синий вечер», «синий сумрак», «синий вечерний свет». Смысловое содержание этого цвета используется для характеристики психологического состояния поэта. Он символизирует душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой лирического героя.

Голубой цвет в поэтике Есенина служит для обозначения простора, широты: «пашня голубая», «голубой простор», «голубая Русь». Голубое и синее в своём сочетании служат созданию романтического настроения у читателя. «Май мой синий! Июнь голубой!» — восклицает поэт, и мы чувствуем, что здесь не просто названы месяцы, здесь мысли о юности.

Довольно часто встречаются у Есенина алый, розовый и красный цвета. Первые два символизируют юность, чистоту, непорочность, юношеские порывы и надежды: «О розовом тоскуешь небе»; «Горю я розовым огнём»; «Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне»; «С алым соком ягоды на коже / Нежная, красивая была» и т. п. Родственный алому и розовому, красный цвет имеет в поэтике Есенина особый смысловой оттенок. Это тревожный, беспокойный цвет, в нём как бы чувствуется ожидание неизвестного. Если алый цвет связан с утренней зарёй, символизирующей утро жизни, то красный намекает на её близкий закат: «О красном вечере задумалась дорога»; «Гаснут красные крылья заката». Когда у Есенина преобладало тяжёлое и мрачное настроение, в его произведения вторгался чёрный цвет: «Чёрный человек» — так названо самое трагическое его произведение.

Богатая и ёмкая есенинская цветопись, помимо живописности и углубления философичности его лирики, во многом помогает и усилению музыкальности стиха. Есенин — один из великих русских поэтов, развивавших замечательную и своеобразную традицию русского стиха — напевность. Его лирика пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», — признавался поэт. Не случайно многие его стихотворения положены на музыку, стали романсами. Широко использует он в своих произведениях звук. Есенинская звукопись, щедрая и богатая, отра

жает сложную, многозвучную картину окружающего мира. Большая часть звуков в стихотворениях поэта названа словами. Это визг метели и птичий гомон, дробь копыт и окрик уток, стук тележных колёс и горластый мужицкий галдёж. В его произведениях мы отчётливо слышим, как «вьюга с рёвом бешеным / Стучит по ставням свешенным» и «тенькает синица меж лесных кудрей».

Есенин часто пользуется метонимией, то есть называет не звук, а предмет, для которого он характерен: «За окном гармоника и сиянье месяца». Ясно, что здесь речь идёт не об инструменте, а о звучащей мелодии. Нередко метонимия осложняется метафорой, которая передаёт характер движения и звучания предмета.

Характер звуков в поэзии Есенина соотносится с временами года. Весной и летом звуки громкие, ликующие, радостные: «В благовесте ветра хмельная весна»; «И с хором птичьего молебна / Поют им гимн колокола». Осенью звуки печально меркнут: «По-осеннему кычет сова, по-осеннему шепчут листья»; «Лес застыл без печали и шума».

Стих Есенина богат инструментовкой. Поэт охотно использует ассонансы и аллитерации, которые не только придают его произведениям музыкальность, но и ярче подчёркивают их смысл.

Есенинские звуковые образы помогают передать психологическое состояние лирического героя. Со звуками весны у поэта ассоциируются юность, молодое восприятие жизни, «половодье чувств»: «В душе поёт весна». Горечь утраты, душевную усталость и разочарование подчёркивают печальные звуки осени и ненастья. Нередко звуки у Есенина сливаются с цветом, образуя сложные метафорические образы: «звонкий мрамор белых лестниц», «звенит голубая звезда», «синий лязг подков» и т. п. И как итог подобных звуковых и цветовых ассоциаций вновь и вновь возникает в его творчестве образ Родины и связанная с нею надежда на торжество светлых начал жизни: «Звени, звени, златая Русь».

Плавности, мелодичности есенинского стиха немало способствует ритмика. Свой творческий путь поэт начал с того, что опробовал все силлабо-тонические размеры и остановил свой выбор на хорее. Русская классическая поэзия XIX века была преимущественно ямбической: ямбы используются в 60—80 % произведений русских поэтов. Есенин выбирает хорей, причём хорей пятистопный, элегический, сообщающий стиху раздумчивость, плавность, философскую углублённость. Напевность есенинского хорея создаётся обилием пиррихиев и различными приёмами мелодизации — анафорами, повторами, перечислениями. Активно использует он и принцип кольцевой композиции стихотворений, то есть переклички и совпадения начал и концовок. Кольцевая композиция, свойственная жанру романса, широко использовалась Фетом, Полонским, Блоком, и Есенин продолжает эту традицию.

До конца жизни Есенина продолжал волновать вопрос о том, «что случилось, что сталось в стране». Ещё в августе 1920 года поэт писал своей корреспондентке Евгении Лифшиц: «...идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нём живому». Многие стихотворения Есенина последних лет жизни — свидетельство его мучительных раздумий о результатах революции, стремление понять, «куда несёт нас рок событий». То он скептически относится к советской власти, то «за знамя вольности и светлого труда / Готов идти хоть до Ламанша». То для него «и Ленин не икона», то он называет его «капитаном Земли». То он утверждает, что «остался в прошлом... одной ногою», то не прочь, «задрав штаны, / Бежать за комсомолом».

Летом и осенью Есенин создаёт свою «маленькую тетралогию» — стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». В них он с присущей ему беспощадной искренностью показывает скорбные картины разорённой деревни, распад коренных основ русского уклада жизни. В «Возвращении на родину» это «колокольня без креста» («комиссар снял крест»); подгнившие кладбищенские кресты, которые, «как будто в рукопашной мертвецы, / Застыли с распростёртыми руками»; выброшенные иконы; «Капитал» на столе вместо Библии.

Стихотворение представляет собой поэтическую параллель пушкинскому «Вновь я посетил»: и там, и тут — возвращение на родину. Но каким же разным предстаёт это возвращение. У Пушкина — изображение связи времён, преемственности родовой и исторической памяти («внук обо мне вспомянет»). У Есенина — трагический разрыв взаимосвязи поколений: внук не узнаёт родного деда. Этот же мотив звучит и в стихотворении «Русь советская». «В родной деревне, в краю осиротелом» лирический герой чувствует себя одиноким, забытым, ненужным: «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен».

«В своей стране я словно иностранец», — так воспринимал Есенин своё место в по-стреволюционной России. Интересно в этом плане свидетельство писателя-эмигранта Романа Гуля. Вспоминая об одной из своих встреч с Есениным в Берлине, Гуль пишет:
«Мы вышли втроём из дома немецких лётчиков. Было пять часов утра... Есенин вдруг пробормотал: “Не поеду в Москву. Не поеду туда, пока Россией правит Лейба Бронштейн”», то есть Л.Троцкий.

Зловещий облик Льва Троцкого поэт воссоздал в 1923 году в стихотворной драме под характерным названием «Страна негодяев». Троцкий изображён здесь под именем сотрудника красной контрразведки Чекистова, который с ненавистью заявляет: «Нет бездарней и лицемерней, / Чем ваш русский равнинный мужик... Я ругаюсь и буду упорно/ Проклинать вас хоть тысячу лет».

Гениальный певец России, защитник и хранитель её национального уклада и духа, Есенин своим творчеством вступил в трагическое столкновение с политикой раскрестьянивания, а по сути — уничтожения страны. Он и сам прекрасно понимал это. В феврале 1923 года по пути из Америки он писал поэту А.Кусикову в Париж: «Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть. <...> Не могу, ей-богу, не могу! Хоть караул кричи. Теперь, когда от революции остались хрен да трубка, стало ясно, что ты и я были и будем той сволочью, на которую можно всех собак вешать».

Настроение поэта последних месяцев жизни отразилось в поэме «Чёрный человек» (1925), навеянной пушкинской драмой «Моцарт и Сальери». В поэме повествуется о том, как к поэту по ночам стал являться чёрный человек, который проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов. Он смеётся над поэтом, издевается над его стихотворениями. Страх и тоска овладевают героем, он не в силах оказать чёрному человеку сопротивление.

Жизнь в Москве становится для Есенина всё опаснее. 23 декабря 1925 года поэт тайно уезжает в Ленинград. Здесь поздним вечером 27 декабря в гостинице «Англетер» он погиб при загадочных обстоятельствах.

Гибель поэта не уменьшила популярности его произведений среди читателей. И тогда идеологи новой власти сделали попытку извратить, а затем и запретить его творче-
ство. В массовое сознание стал усиленно внедряться неприглядный облик поэта: пьяницы, скандалиста, посредственного стихоплёта и т. п. Особенно усердствовал «любимец партии» Н.Бухарин. 12 января 1927 года в «Правде» была опубликована его статья «Злые заметки», в которой автор писал: «Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого “национального характера”». Всё это способствовало тому, что имя Есенина на тридцать лет было вычеркнуто из русской литературы и стало восстанавливаться лишь с конца пятидесятых годов.

...Уже без малого девяносто лет прошло с той трагической ночи, когда оборвалась жизнь русского поэта-гения. Но творения Есенина живы. Они с течением времени не только не утратили своего эстетического и нравственного значения, но обрели новую силу. Каждый из нас, читателей и почитателей этого великого поэта, может вслед за Николаем Рубцовым, одним из самых замечательных продолжателей есенинской традиции в русской поэзии, с полным правом сказать:

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.


ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛЬСКАЯ Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. — М., 1990.

2. ЗАХАРОВ А.Н. Поэтика С. Есенина. — М., 1993.

3. КУНЯЕВ Ст., КУНЯЕВ С. Сергей Есенин. — М., 1995.

4. МАРЧЕНКО А. Поэтический мир Есенина. — 2-е изд. — М, 1989.

5. ПРОКУШЕВ Ю.Л. Сергей Есенин: Поэт. Человек. — М., 1973.

6. Русское зарубежье о Есенине. — М., 1993.

7. ЮШИН П.Ф. Сергей Есенин. — М., 1969.

 

ЧЕРНИКОВ Анатолий Петрович, доктор филологических наук, профессор Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского, член Союза писателей России