Калганова Т. А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать сочинения на литературную тему


Аннотация. В статье говорится о значении письменной речи в информационном обществе, о методике обучения сочинению на примере размышления и ответа на проблемный вопрос.
Ключевые слова: информационная культура, письменная речь, сочинение, умения, навыки, теоретические знания, тренировочные упражнения, образцы художественного, учебного и научного текста.

Abstract. The article is devoted to the importance of writing skills in the information society, to the methods of teaching how to write an essay based on reflection and response to the problematic issue.
Keywords: information culture, writing, writing skills, theoretical knowledge, training exercises, examples of artistic, educational and scientific text.


Сегодня многие учителя открыто признаются в том, что в период отмены обязательного экзамена по литературе, а с ним обязательного чтения художественных произведений и сочинения они перестали обучать школьников письменной речи и нынешние старшеклассники не умеют писать. Это выдвигалось в качестве основного аргумента против возвращения сочинения. Но сочинение вернули в школу и правильно сделали.

Сегодня нельзя забывать, что умение понимать письменный текст и создавать свой — основа информационного общества, и если человека этому не научить, то он всегда будет чувствовать недостаток в своём образовании.
В наши дни письменная речь связана и с традиционной книгой, и с электронной техникой. Материальная основа письма меняется. Так, в своё время берестяные грамоты заменились пергаментом, а гусиное перо — печатным станком. Очевидно, что не столь важно, что является носителем письменного текста: бумага, интернет-ресурс, телефонное сообщение — важно то, что письменная речь должна быть понятной, логичной, грамотной, отвечать поставленной цели.

Все гуманитарные дисциплины формируют умение школьников работать с учебным и частично с научным текстом и развивают в основном устную речь. На уроках литературы дети к тому же постигают художественный стиль речи и обучаются связному письменному высказыванию. Чтение, анализ, истолкование (интерпретация) произведений направлены на освоение детьми русского литературного языка, при этом развиваются память, образное и логическое мышление, волевые качества: усидчивость, терпение, складывается представление о нравственных идеалах, эстетических ценностях — всё это необходимо человеку любой профессии.

Сочинение — слово многозначное: и грамматический термин (соединение нескольких простых предложений в одно сложное), и литературное произведение, и школьное упражнение, вид письменной работы.
Школьное сочинение можно определить как вид творческой работы — письменное высказывание в прозе (на основе изученного материала) — средство формирования связной речи, закрепления и контроля лингвистических,
литературоведческих знаний учащихся, умений анализировать и интерпретировать художественный и учебный текст.

Конечно же, написание учеником сочинения — деятельность творческая, однако требования художественности и новизны к школьному сочинению не предъявляются. Важно, чтобы оно было самостоятельным, что означает: суждения ученика совпадают с утвердившимися в литературоведении взглядами, но переданы в его собственном речевом оформлении с опорой на текст художественного произведения, другой литературный материал.

В методике обучения литературе сочинения различаются:
— по тематике: литературная, публицистическая тема и свободная (предполагает свободный выбор материала для её раскрытия);
— по типу создаваемых текстов (описание, повествование, рассуждение);
— по функциональному стилю речи (научный, публицистический, в литературно-творческих работах — элементы художественного стиля);
— по жанру (сочинения на литературную тему: рассуждения, ответ на вопрос, на проблемный вопрос, рецензия, литературно-критическое эссе, характеристика героя, сравнительная характеристика героев, система персонажей, роль изобразительно-выразительных средств в художественной речи; сочинения литературно-творческие: очерк, репортаж, рассказ, басня, стилизация и др.);
— по методическому использованию в учебном процессе (тренировочные упражнения, контрольные, проверочные работы, в том числе выпускные экзаменационные).

С выделением в филологии относительно самостоятельного раздела науки «речеведение» сформировалось представление о том, что язык и речь осваиваются человеком и путём подражания, и в творческой деятельности. Ребёнок, не зная правил, осваивает устную речь той среды, в которой находится. Разговор окружающих, книжная речь — образцы (примеры) для подражания. Образцы литературного, учебного, научного текста — важнейшее условие овладения письменной речью в её родовом, стилистическом и жанровом проявлениях. Поэтому при обучении сочинению школьники должны систематически, начиная с пятого класса, выполнять тренировочные упражнения и репродуктивного, и творческого характера, что способствует выработке у них навыков и умений писать его самостоятельно (навык — действие, сформированное путём повторения; умение — навык, освещённый теоретическим знанием).

В отечественной методике обучения сочинению используются следующие виды тренировочных упражнений:
— изложение фрагмента произведения (учебного или научного текста) и определение его темы и основной мысли;
— составление учеником вопросов, исчерпывающих содержание отрывка, и ответов в ученической редакции;
— выделение структурных частей текста, подобранного учителем, и своего сочинения;
— сравнение пейзажей, портретов героев, интерьеров и нахождение между ними сходства и различия;
— составление предложений или небольшого текста из предложенных слов абстрактного значения;
— составление небольшого текста с включением пословиц, поговорок, афоризмов;
— определение роли изобразительно-выразительных средств языка и речи в отрывках художественных произведений;
— составление статей для словаря теоретико-литературных понятий с примерами;
— составление из разрозненных частей учебного (научного) текста логического, связного его изложения.

Рассмотрим, какие теоретические знания нужно освоить школьникам, какие упражнения они могут выполнить в ходе обучения написанию сочинения-рассуждения и ответа на вопрос, на проблемный вопрос.

***
Человек стремится познать окружающий мир, рассуждая, он задаёт себе извечный вопрос «почему?» и стремится ответить на него, устанавливая причины и следствия различных явлений жизни, что и является содержанием письменных текстов-рассуждений.
Полное рассуждение состоит из трёх частей. В первой содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. Во второй приводятся доказательства (аргументы, примеры), необходимые для обоснования высказанной мысли. В третьей части содержится вывод.

В тексте-рассуждении, как правило, тезис и доказательство связываются союзами (потому что; так как), а также вводными словами (во- первых; во- вторых и др.), вывод присоединяется словами: поэтому, таким образом, итак, следовательно, из этого следует, словом и др.
Рассуждение может быть сокращённым. Полное рассуждение распространено в научной и деловой речи, сокращённое рассуждение — в разговорной и художественной, где союзы чаще всего опускаются, может не быть вывода или примеров.

Тренировочные упражнения

1. Запишите значения слов, придумайте с данными словами предложения: тезис (от греч. thesis — положение, утверждение) — высказанная мысль, истинность которой доказывается автором; тезисы — краткая, точная запись основных мыслей текста в виде цитат или в свободном изложении; аргументация — приведение аргументов с целью убедить читателя в правильности выдвинутого тезиса (аргументами могут быть ссылки на авторитетное мнение, тексты произведений, письма, факты); доказательство — утвердительное высказывание, истинность которого подтверждена аргументами.
2. Придумайте и запишите предложения со словами и словосочетаниями:
логичный, последовательный, связный, гармоничный; мысль, идея, замысел, концепция; размышление, раздумье, помысел, думушка; творческий (труд, процесс, дар, подъём, путь).
3. Подберите синонимы к слову рассуждать, запишите сочетания этого слова с прилагательными, существительными, глаголами.
Рассуждать (мыслить, строить умозаключения; последовательно излагать свои суждения о чём-либо).
Рассуждать о чём: (о литературе, о музыке, о смысле жизни, произведения, о любви...).
Рассуждать о чём-либо с кем (с другом, с приятелем, с коллегами.).
Рассуждать на тему (запретную, научную, литературную, о войне, о природе.).
Рассуждать, как кто (как ребёнок, как взрослый, как дилетант.).
Научиться рассуждать как (правильно, верно, толково, умно, здраво, трезво, просто, зрело.).
4. Определите, к какому функциональному стилю относится этот текст. Выделите его структурные части.

***

«...Культура прежде всего понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное.
Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных определённой организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.

Сферу социального общения обслуживает язык. Это означает, что она образуетопределённую систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи), которое имеетзначениеи, таким образом, может служить средством передачи смысла.
Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся на этой последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим:
“Хлеб наш насущный даждь нам днесь", - слово “хлеб" означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: “пища, потребная для жизни...” (Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре).

Научиться писать сочинение-рассуждение на литературную тему помогает анализ отрывков из художественных произведений с ответом на вопрос, например: как в данном эпизоде проявляется характер героя, или как выражено отношение автора к герою, или как портрет и речь героя раскрывают его характер, или какую роль играет в стихотворении олицетворение и др.?
Написать сочинение на тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, поможет памятка:
— внимательно прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла отражение в этом вопросе;
— определите, как проблема,обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произведения;
— сформулируйте основные положения, утверждения, которые будете доказывать;
— приведите аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);
— используйте необходимые теоретиколитературные понятия;
— по возможности напишите о своей точке зрения;
— в том случае, если проблема имеет несколько решений, нужно чётко определить все и раскрыть их суть.

ЛИТЕРАТУРА

1. КАПИНОС В.И., СЕРГЕЕВА Н.И., СОЛОВЕЙЧИК М.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-пресс, 1994.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: 1990.

 

КАЛГАНОВА Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, редактор журнала «Литература в школе», автор методических пособий по литературе для учащихся