Борменцева Е.А. География промышленности мира или «Тайна трех сестер»
Цели урока:
1) Систематизация и обобщение знаний по теме «География промышленности мира».
2) Развитие способности анализировать, сравнивать, выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы с помощью различных форм обучения.
3) Воспитание коммуникативной культуры, нравственных качеств (ответственность и целеустремленность).
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая.
Методы: Наглядные, словесные, частично-поисковые, метод тестового контроля.
Структура урока
1. Введение.
2. Сущность понятия «География промышленности».
а) фронтальная беседа;
б) работа со схемой.
3. Самостоятельная работа учащихся по анализу источников (картосхемы, атлас, статистические материалы).
а) определение групп стран, которые лидируют в развитии данной отрасли;
б) подтверждение результата;
4).Оценка качества изученного материала (работа с тестами).
5. Итог урока.
Попробуем и мы связать эти образы с изученной нами темой «География промышленности» и раскрыть тайну их взаимоотношений.
Беседа с учащимися. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. В чем состоит сущность понятия «географии промышленности»?
(Ответ: Это научное направление, сформировавшееся совсем недавно в географической науке).
Вопросы: а) какие на ваш взгляд группы отраслей промышленности являются наиболее перспективными? Какие наиболее важными? (учащиеся отвечают и затем работают со схемой).
3 . Работа по группам: используются различные источники знаний (картосхемы, статистический материал, карты атласа, таблицы ) Каждая группа использует нужный материал по выбранному виду промышленности и используя типовой план составляет характеристику данной отрасли .
Каждая группа дает характеристику (используется дополнительный материал).
Данная работа поможет показать качество знаний по изученной теме.
Таблица 1
Виды ископаемых
|
Общегеологические запасы
|
В том числе разведанные
|
Уголь, млрд. тонн
|
5500
|
1750
|
Нефть, млрд. тонн
|
500
|
140
|
Природный газ, трлн. м
|
400
|
150
|
Железная руда, млрд. тонн
|
600
|
200
|
Таблица 2
Производство
|
Весь мир
|
СНГ
|
Зарубежная Европа
|
Африка
|
Северная Америка
|
Латинская Америка
|
Австралия и Океания
|
Нефть,
млн тонн |
3590
|
395
|
1455
|
375
|
480
|
520
|
35
|
Природный газ
|
2420
|
690
|
450
|
130
|
715
|
100
|
50
|
Уголь
|
4950
|
520
|
1870
|
230
|
1100
|
50
|
280
|
Электроэнергия, квт .час
|
15580
|
1245
|
4375
|
550
|
4550
|
750
|
260
|
Вариант I
А.Норвегия В.Чехия
Б.Великобритания Г.Швеция
2) Укажите соответствие между страной и специализацией по добычи руд цветных металлов?
А. Марокко 1. Медь
Б. Ямайка 2. Олово
В. Малайзия 3. Бокситы
Г. Чили 4. Фосфориты
3) Укажите главный фактор определяющий размещение предприятий по выплавке алюминия?
А.Сырьевой В. Потребительский
Б. Энергетический Г. Транспортный
4) Мировым лидером по производстве легковых автомобилей является:
А.Италия В.Франция
Б. Республика Корея Г.Япония
5) Какая группа стран обладает самыми большими запасами древесины:
А.Швеция, Канада В.Индия, Лаос
Б.Китай, Вьетнам Г.США, Мексика
6) Какая из стран является лидером по выпуску х/б тканей
А.США В.Китай
Б.Япония Г.Великобритания
7) Укажите саамы крупный регион по добычи нефти?
А.Сев. часть Ю. Америки В. Южная часть Северной Америки
Б.Гвинейский залив Г.Персидский залив
8) Наибольшие объемы разведанных запасов угля в в мире находятся в:
А.Германии В.Китае
Б.Великобритании Г.США
9) Лидером по производству электроэнергии в зарубежной Азии является:
А.Китай В.Япония
Б. Индия Г.Ю.Корея
10) Какая группа стран лидирует по добычи железной руды
А. Швеция, Турция, Канада В.Германия, Франция Либерия
Б. США, Бразилия, Япония Г.Китай, Бразилия, Австрия
Основной рост населения за счет естественного прироста, но значителен приток иммигрантов по сравнению с другими странами. Средняя плотность населения около 2 человек на 1 км кв. Специализацию хозяйства определяют две отрасли. Одна из них - Горнодобывающая промышленность. Добываются железная руда, бокситы, медь, каменный уголь и другие полезные ископаемые. Сырье в основном вывозится в Японию и Западную Европу.
А.Канада В.Германия
Б. Франция Г.Испания
2) Найдите соответствие между крупными районами, центрами химической промышленности?
А. Техас и Питсбург 1.Румыния
Б. Рур и Лейбциг-Талле 2.Германия
В. Предкарпатье 3.Украина
Г. Донбасс 4.США
3) Укажите главный фактор определяющий размещение предприятий по выплате черновой меди?
А.Сырьевой В. Потребительский
Б. Энергетический Г. Транспортный
4) Мировой лидер по производству телевизоров является:
А.Италия В. США
Б. Малайзия Г.Китай
5) Назовите группу стран для которых лесная и деревообрабатывающая промышленность важная отрасль международной специализации:
А.Норвегия, Дания В.Швеция, Финляндия
Б. Великобритания, Нидерланды Г. Бельгия, Швейцария
6) Какая из стран является лидером по производству шерсти:
А.Австралия В.Аргентина
Б.Индия Г.Канада
7) Основными регионами добычи природ6ного газа является:
А.Северная Америка В. Сев. Побережье зарубежной Европы
Б.Центральная Америка Г. Северная Америка
8) Наибольшие объемы разведованных месторождений природного газа в мире находится в:
А.Китае В. ОАЭ
Б. Иране Г. США
9) Лидером по производству электроэнергии в Северной и Латинской Америке является:
А.США В.Бразилия
Б. Канада Г. Мексика
10) Какая группа стран лидирует по запасам железной руды:
А.Швеция,Турция, Канада В. Германия, Франция, Либерия
Б.США, Бразилия, Япония Г. Китай, Индия, Бразилия
Основной рост населения за счет естественного прироста, но значителен приток иммигрантов по сравнению с другими странами. Средняя плотность населения около 2 человек на 1 км кв. Специализацию хозяйства определяют две отрасли. Одна из них - Горнодобывающая промышленность. Добываются железная руда, бокситы, медь, каменный уголь и другие полезные ископаемые. Сырье в основном вывозится в Японию и Западную Европу.
Ответы для 1 варианта : 1а , 2 а(4) ; б (3) ; в (2) ; г (1) ; 3б , 4г , 5а ,6 в , 7г ,8 г 9в, 10 г.
Ответы для 2 варианта : 1 б , 2 а(4) ; б (2) ; в(1) ; г (3) ; 3а .4 г . 5 б ,6 а, 7 а ,8 б 9 а, 10 г ;
Вариант С (Задание: определить страну, о которой идет речь). Ответ: Австралия.
Учитель: Хочется подвести итог и из всего услышанного получить ответ на поставленный вопрос в начале урока: что скрыто под маской «трех сестер»?
Дети отвечают, что все отрасли Мирового хозяйства формировались по разному и в разное время, поэтому существуют отрасли «старые», «новые» и «новейшие». Следовательно, существуют три группы отраслей, а, значит, это и есть наши «три сестры».
6. Домашнее задание: (детям предлагается дома выполнить вариант С).