Шутан М. И. Концепт «мать» на обобщающих уроках литературы в 10 классе

 

Аннотация. В статье подробно охарактеризованы этапы деятельности школьников на обобщающих уроках, посвящённых концепту «мать» и проводимых в связи с творчеством Некрасова. При этом особое внимание уделяется работе с «заместителями» лексического значения слова-концепта. Автор статьи показывает, как в рамках учебного занятия действует логика постепенного расширения контекста.
Ключевые слова: концепт, лексическое значение слова, образ, модель, символ, обобщение, аксиология, контекст, этапы деятельности, творческая работа.

Abstract. The article describes in detail the stages of students activities in summarizing lessons devoted to the concept of “mother” in connection with Nekrasov’s poetry. The author shows how to apply logic for gradual expansion of the context.
Keywords: concept, lexical meaning of the word, image, model, symbol, generalization, axiology, context, stages of activity, creative work.

По мнению Д.С.Лихачёва, концепт не только подменяет собой значение слова, но и «расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, дофанта- зирования и для эмоциональной ауры слова.
Он «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека»1.
Так, обратившись к литературным произведениям русских и зарубежных авторов, мы обнаружим следующие «заместители» лексических значений слова солнце (список далеко не полный!) — см. таблицу1.
Ю.С.Степанов называет концепт сгустком культуры в сознании человека, тем, в виде чего человек входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё2.

Отметим, что методика преподавания литературы и русского языка, наряду с филологией и культурологией, проявляет интерес к концептам3. Это можно объяснить не только предметными задачами филологического образования, но и тем, что работа с концептами способствует развитию навыков обобщающей деятельности школьников, а также непосредственно сопрягается с одной из главнейших воспитательных задач школы — сформировать у выпускников жизненную позицию, опираясь на ценностные, аксиологические категории.

На уроках литературы могут рассматриваться концепты двух типов. К первому следует отнести так называемые концепты-понятия («истина», «красота», «добро», «зло» и т.п.), фиксирующие некие общие категории, имеющие отношение к философии, этике, эстетике, психологии, религии, ко второму — концепты-символические образы («снег», «лес», «утро» и т. п.).

Один и тот же концепт-понятие может быть реализован на основе разных образных концептов. Так, говоря о свободе и воле, мы актуализируем в сознании такие символические образы, как «море», «поле», объединённые темой «безграничное пространство». Сами по себе эти образы нельзя не назвать концептами, но смысловая структура каждого из них не может быть сведена к чему-то одному, ибо она отличается сложностью, многоплановостью, многозначностью, вне которой символического образа не существует. Соответственно, концепт-образ может входить в разные группы, маркёрами которых и выступают концепты-понятия. Например, концепт-образ «море» входит в такие группы, как «свобода», «гармония», «зло», «хаос» и т. п.

Работа с концептом может органично включаться в сложный процесс изучения литературного произведения. В результате этой деятельности школьники под руководством учителя могут выстроить модель художественного концепта, которая и будет представлять собой «пучок смыслов». Причём в этой модели будет представлено как общее, так и различное. Модель может быть подчинена различным логическим принципам (равноправие, подчинение, соподчинение, контраст и т. п.).

Обобщающее занятие (чаще всего двухчасовое) может быть посвящено определённому концепту. Причём оно будет связано с определённым автором, творчество которого только что изучено. Отметим, что нами разработан дидактический материал, на основе которого может быть организована работа в старших классах прежде всего в рамках углублённого изучения предмета. Этот материал посвящён таким концептам-понятиям, как «гармония» (А.С.Пушкин), «воля» (А.Н.Островский), «любовь» (И.С.Тургенев), «теория» (Ф.М.Достоевский), «мир» (Л.Н.Толстой), «будущее» (А.П.Чехов), «правда» (М.Горький), «роман» (М.А.Булгаков), «жизнь» (Б.Л.Пастернак) [4].

В связи с изучением творчества Н.А.Некрасова в десятом классе в центре внимания школьников окажется концепт-образ «мать».

I. На начальном этапе своей деятельности десятиклассники подбирают к лексическим значениям слова «мать» примеры предложений5. Это задание выглядит следующим образом:
1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
2. Трад.-нар. О том, что является родным, близким, дорогим, представляя собой какую-либо ценность.
3. Самка по отношению к своим детёнышам.
4. Разг. О том, от которого или в котором зарождается, образуется что-либо новое или подобное ему.
5. Фамильярное (обычно в обращении). О женщине, жене.
6. О жене священника или монахине (обычно присоединяется к имени или званию).
Мать-земля принесла новый урожай. Мать игуменья подошла к церкви. Мать со своим маленьким сыном приближалась к поликлинике. Мать-Родина, и жизни-то без тебя нет! Жеребёнок подбежал к своей матери. Тебе принести, мать, воды?

Далее в центре внимания школьников оказывается гнездо однокоренных слов (матушка, матушкин, мачеха, мачехин, материнство, материнский, матерински, по-матерински). Ученики истолковывают лексические значения слов, не забывая при этом о стилистической окраске (если она присутствует) и используя в качестве примеров придуманные ими предложения.
Охарактеризованные выше лексические задания представляются нам очень важными, так как они акцентируют в сознании школьников те лексические значения, которыми наделяет слово-концепт сам язык. На этом фоне и будут рассматриваться художественные смыслы, которые и выступают в произведениях своеобразными «заместителями» языковой семантики. Причём в центре внимания окажется первое, базовое значение слова-концепта.

II. Прежде чем обратиться к произведениям Н.А.Некрасова, в которых материнская тема является одной из главных, рассмотрим картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и обменяемся своими впечатлениями.

В разговор о произведении художника можно включить фрагменты из рассказа В.С.Гроссмана «Сикстинская Мадонна» (1955):
1. Рафаэль в своей Мадонне разгласил тайну материнской красоты. Но не в этом
неиссякаемая жизнь картины Рафаэля. Она в том, что тело и лицо молодой женщины есть её душа, — потому так прекрасна Мадонна. В этом зрительном изображении материнской души кое-что недоступно сознанию человека.
2. Красота Мадонны прочно связана с земной жизнью. Она демократична, человечна; она присуща массам людей — желтолицым, косоглазым, горбуньям с длинными бледными носами, чернолицым, с курчавыми волосами и толстыми губами, она всечеловечна. Она душа и зеркало человеческое...
3. Ещё более земным представляется мне ребёнок у неё на руках. Лицо его кажется взрослее, чем лицо матери. Таким печальным и серьёзным взором, устремлённым одновременно и вперёд и внутрь себя, можно познавать, видеть судьбу.
4. Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную, каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжёлый, крест, который ляжет на это плечо, ощущающее сейчас тепло материнской груди.
5. Почему нет страха в лице матери и пальцы её не сплелись вокруг тела сына с такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять сына у судьбы? Она протягивает ребёнка навстречу судьбе, не прячет своё дитя. И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдёт с её рук и пойдёт навстречу судьбе своими босыми ножками.

Курсивом мы выделили те фразы, которые могут стать на уроке предметом обсуждения, вызывая у отдельных учеников возражения. Но чрезвычайно важно то, что в произведении Рафаэля возникает возвышенный образ матери, которая, «двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведёт с ним душевную и скорбную беседу», ибо «она, как провидица, знает всё, что случится с её ребёнком, однако ради спасения людей готова принести его в жертву»5. Как мы видим, героика и скорбь оказываются рядом.

Почему же нужен разговор о картине Рафаэля? Прежде всего он создаёт ту эмоциональную ситуацию, которая необходима для характеристики интересующего нас концепта. Но важно отметить и другое: картина Рафаэля задаёт масштаб и ракурс его осмысления. Ракурс этический!

III. Далее ученики переходят к рассмотрению поэтических произведений Н.А.Некра- сова. Представим ниже систему вопросов и заданий, методически обеспечивающих этот этап учебного занятия:
1. Что свидетельствует о силе материнского чувства у Матрёны Тимофеевны — героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (по главам «Дёмушка» и «Волчица»)?
2. Можно ли назвать антитезу, определяющую композицию стихотворения «Внимая ужасам войны.» (1855—1856), романтической? Определите место в стихотворении образа плакучей ивы.
3. Докажите, что в стихотворении «Мать» (1868) поэт вступает с матерью в диалог. Близко ли это стихотворение к «Сикстинской Мадонне» Рафаэля?
4. Почему в стихотворении «Рыцарь на час» (1862) придаточное цели («Чтоб ту силу свободную, гордую.») оформляется как самостоятельное предложение?
5. О каком сне говорится в стихотворении «Баюшки-баю» (1877)? Выявите художественную роль анафоры и многосоюзия в стихотворении.
6. О каком «великом чувстве» стихотворение «Великое чувство! у каждых дверей.» (1877)? К какому из некрасовских стихотворений оно ближе? Почему вы так считаете?
7. Что означает слово «мать» для Н.А.Некрасова?

Есть разные пути приближения к художественным смыслам, которые содержит в себе концепт: это характеристика литературного героя (задание 1), анализ отдельных образов- символов (задания 2, 5, 6), композиции (задания 2 и 3), синтаксических средств речевой выразительности (задания 4, 5), а также контекстный подход к произведению (задания 3, 6).
Модель концепта «мать» (с опорой на некрасовские тексты) представлена в таблице 2.
Как мы видим, этический аспект является определяющим для Некрасова тогда, когда он пишет о матери.

IV. На следующем этапе своей деятельности десятиклассники выходят за рамки творчества Н.А.Некрасова и рассматривают лирическую миниатюру А.Т.Твардовского «Матери» (1937), ориентируясь наследующие вопросы и задания: 1. Покажите своеобразие поэта в раскрытии материнской темы. 2. Что собой представляет стихотворение с точки зрения синтаксиса? Мотивируйте повтор союза и постановку тире. 3. Продолжает ли А.Т.Твардовский некрасовскую традицию в раскрытии материнской темы?
Приведём ниже текст стихотворения:

И первый шум листвы ещё неполной,
И след зелёный по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо -
Мне всякий раз тебя напоминают.

В лирической миниатюре Твардовского упомянуто всё то, что напоминает о ранней, деревенской поре жизни лирического героя. Эти воспоминания вызывают вполне определённые ассоциации. Важно отметить, что знаки прошлого в основном связаны с миром природы (первый шум листвы, зелёный след по зер нистой росе, «грустный запах молодого сена», голубое небо). Хотя никак не пройдёшь и мимо следующей строки: «И отголосок поздней бабьей песни». Может, этот отголосок напоминает лирическому герою пение его матери?!

Композицию произведения определяет перечисление: шесть однородных подлежащих связаны повторяющимся соединительным союзом, который является анафорой. Вот они, разные явления, приметы жизни, складывающиеся в цельную картину. В стихотворении шесть линий, ведущих из периферийных сфер к самому центру, а в центре — образ матери.

О психологическом механизме, основанном на ассоциативном мышлении, А.Т. Твардовский писал очень точно: «Ни одно из самых восхитительных и волнующих явлений природы не усваивается нами, не входит нам в душу с первого раза, покамест не открывается нам повторно, не становится воспоминанием. <...> если отголосок далёкой песни в вечернем летнем поле прерывает строй наших привычных забот и размышлений—значит, всё это доходит до нас не впервые и вызывает в нашей душе воспоминания, имеющие для нас бесконечную ценность и сладость как бы краткого возвращения в нашу молодость, в годы детства»9.

Вернёмся к стихотворению «Матери» — своеобразному напоминанию о том, что работа человеческой памяти — неостановимый процесс, пока человек жив. В любой момент, поддавшись импульсам внешнего мира и преобразовав их в импульсы внутренние, психологические, человек может вспомнить о матери. А раз так, то она жива!

Без сомнения, это стихотворение связано с некрасовской традицией, ибо в нём сам образ матери, пусть и представленный в косвенной форме, в основном через образы природы, возвышается. Нельзя пройти и мимо того, что этот образ живёт в сознании лирического героя: настолько он дорог ему!

V. Далее десятиклассники выходят за рамки художественной литературы. Для осмысления они получают следующий фрагмент статьи современного кинокритика О.Сулькина о Берлинском кинофестивале 2013 года, опубликованной в журнале «Профиль»: «Начнём с уже упомянутой “Позы эмбриона” румына Калина Петера Нетцера. Луминита Гергиу играет успешную, властную, умную женщину, которая ляжет костьми, чтобы выручить из большой беды своего взрослого сына. Сын сбил деревенского мальчика, перебегавшего через шоссе, и ему грозит срок. Мать и всё её окружение включают известные для коррумпированных социумов рычаги давления на правоохранителей. И они, конечно же, срабатывают.
Но обличение классовой несправедливости — далеко не главное в этой картине. А главное — великая, сметающая все преграды материнская любовь, гениально сплавляющая в несокрушимую мощь напор, хитрость, обаяние и, что самое поразительное, искренность сострадания родителям погибшего мальчика. Самая сильная сцена — финальная, где сын героини, переломив страх и стыд, идёт извиняться перед родителями жертвы, а мать, не сдерживая рыданий, наблюдает его покаяние в боковое зеркальце автомобиля. Наблюдает вместе с нами и вместе с нами же не слышит, о чём они говорят. Говорят позы — её сына и отца погибшего мальчика. Дорогого стоит эта режиссёрская находка. Это и есть настоящее кино, когда поза, выбор плана, ракурс, внутрикадровое движение создают напряжение, пульсируют смыслом».

Работа с текстом строится на основе следующих вопросов и заданий:
1. Найдите в первом абзаце фразеологизм. Как он помогает автору статьи охарактеризовать мать?
2. Можно ли согласиться с автором статьи, называющим материнскую любовь великой?
3. О какой режиссёрской находке пишет автор статьи? Чем объяснить «нагнетание» однородных подлежащих в последнем предложении?
4. Возникло ли у вас желание посмотреть этот румынский фильм после чтения фрагмента статьи? Аргументированно ответьте на этот вопрос.

Чрезвычайно важно, что в разговоре о статье как бы перекидывается мостик к современной действительности и в урок входит публицистический элемент. Но нельзя не подчеркнуть и другое: само осмысление концепта «мать» усложняется. Если раньше он подавался исключительно в положительной коннотации (за исключением одного случая: вспомним о стихотворении «Мать», отличающемся непростым психологическим содержанием), то теперь ситуация меняется решительным образом: знакомое десятиклассникам словосочетание «защитница своего ребёнка» приобретает иной смысл. Оказывается, мать в тяжёлой жизненной ситуации, спасая сына или дочь от справедливого наказания, может перешагнуть через нравственные нормы, подключив все доступные ей социальные механизмы. Хотя, конечно же, заключительная сцена фильма, трогательная, очень эмоциональная, раскрывает внутренний мир человека с лучшей стороны: имеется в виду и раскаявшийся сын, и сочувствующая родителям погибшего мальчика мать.

Кстати, действия матери, спасающей своего сына-грешника от правосудия, положительно оцениваются отдельными учениками, вследствие чего на уроке возникает острая, дискуссионная ситуация, ибо в центре внимания старшеклассников оказывается следующий вопрос: любое ли проявление материнского чувства достойно оправдания?

Предметом обсуждения становится и следующее высказывание литературного критика Д.И.Писарева: «Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчётов и непрошеной нежностью своих забот».

Предназначение дидактических материалов, представленных на пятом этапе деятельности школьников, — не только показать многоплановость самого концепта «мать», но и раскрыть сложность реальности, которая за ним стоит. Естественно, на заключительном этапе усиливается такое свойство урока литературы, как проблемность, и создаётся возможность наполнить выводы серьёзным, даже диалектичным жизненным содержанием, ибо материнское чувство будет осмысляться в непосредственной связи с такими контрастными этическими категориями, как добро и зло.

Ученикам следует дать свободу в выборе темы творческой работы. Эта работа может представлять собой оценку некрасовского подхода к раскрытию материнской темы или может быть написана в жанре рецензии на фильм (если ученик посмотрит фильм румынского кинорежиссёра). Хорошо, если в сочинении на тему «Лики материнской любви» десятиклассник сосредоточит внимание на своём восприятии таких произведений живописи, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Мадонна с цветком (Бенуа)» и «Мадонна с Младенцем (Литта)» Леонардо да Винчи. Ученик может раскрыть своё понимание концепта и в предельно свободной форме, включая в орбиту своего внимания самый разнообразный материал. 

Позднее, изучая произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского, В.Г.Распутина, старшеклассники продолжат разговор об этом концепте.

Итак, в деятельности школьников можно выделить пять этапов:
1) выявление лексических значений слова-концепта, а также лексическая работа со словами, входящими в одно словообразовательное гнездо;
2) рассмотрение концепта в контексте культурной традиции (мифология, фольклор, произведения живописи и т. п.);
3) обобщение, сфокусированное на творчестве изученного автора;
4) включение творчества автора в литературный контекст;
5) выход за рамки художественной литературы (работа с текстами публицистической направленности, афоризмами и т. п.) с последующими выводами.

Отметим, что первый этап тяготеет к урокам русского языка.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЛИХАЧЁВ Д.С. Концептосфера русского языка // Лихачёв Д.С. Избранные труды по
русской и мировой культуре. — СПб., 2006. — С. 319—320.
2. СТЕПАНОВ Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. — М., 2004. — С. 43.
3. МИШАТИНА Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. — СПб., 2009; КОНОВАЛОВА Л.И. Развитие восприятия читателя через освоение художественных концептов // Профессиональное образование, теория и методика обучения: Учёные записки ЗабГГПУ. — Барнаул, 2012; ШУРАЛЁВ А.М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы: Автореферат на соискание учёной степени доктора педагогических наук. — М.: МПГУ, 2013; ШУТАН М.И. Работа с концептами на уроке литературы // Открытая методика: Поиск — исследования — творчество: Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы / Под ред. Е.Р.Яд- ровской. — СПб., 2015. — С. 334—348.
4. ШУТАН М.И. Концепты русской литературы. — Первое сентября: Литература. — 2016. — №4. — С. 23—53.
5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. — СПб.,
2006. — С. 338.
6. Великие художники: Рафаэль / Автор текста: Гордеева М. — М., 2009. — С. 43—44.
7. СКАТОВ Н.Н. Некрасов. — М., 1994. — С. 171.
8. Там же. — С. 304.
9. ПАВЛОВСКИЙ А.И. День и вечность: О философских воззрениях Александра Твардовского // Русская литература. — 1983. — № 4. — С. 94.

ШУТАН Мстислав Исаакович, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук,
профессор кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»