Распопин В. Н. Мальчишки нашего двора: к 85-летию со дня рождения Геннадия Михасенко


Михасенко, Геннадий Павлович. Кандаурские мальчишки: повесть / ил. О. Коровина. – М.: Детская литература, 1983. – 240 с., ил.
Михасенко, Геннадий Павлович. Неугомонные бездельники: повесть / ил. Л. Груздева. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1965. – 152 с., ил.
Михасенко, Геннадий Павлович. Пятая четверть, или Гость падунского Геракла: повесть / ил. П. Давыдова. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1969. – 160 с., ил.
Михасенко, Геннадий Павлович. Милый Эп: повесть / ил. Е. Володькиной. – М.: Энас-книга, 2016. – 288 с., ил. – (Куда уходит детство)

 

mih-04-151

Сибирский писатель, драматург и поэт Геннадий Павлович Михасенко (1936 – 1994) прожил недолгую, напряженную, творческую жизнь, своими глазами видел и хорошо знал и тыловой быт, и великую советскую стройку, и ребятишек пяти десятилетий, о которых написал несколько повестей, как минимум две из которых - «Кандаурские мальчишки» и «Милый Эп» - можно с полной уверенностью отнести к классике советской детской литературы.

Родился писатель в городке Славгороде Алтайского края. В начале Великой Отечественной войны, когда с первых же ее дней отец ушел на фронт, перебрался вместе с матерью к родственникам в село Кандаурово Колыванского района Новосибирской области, где и провел военное лихолетье, а вместе с ним и детство. Именно об этой поре Михасенко написал свою первую, отчетливо автобиографическую повесть «Кандаурские мальчишки», с которой буквально ворвался в литературу совсем молодым, всего лишь двадцатитрехлетним человеком, опубликовав ее в журнале «Сибирские огни». Впрочем, печатать статьи, рецензии и заметки в новосибирской прессе он начал еще школьником.

В 1959 году Михасенко закончил институт, получил диплом инженера-гидростроителя и уехал на стройку знаменитой Братской ГЭС, о которой тогда восторженно писали едва ли не все молодые звезды-«шестидесятники», птенцы катаевской «Юности». В отличие от звездных москвичей, Геннадий Михасенко едет на стройку Братской ГЭС не в командировку от газеты, а – употребим здесь популярный тогда просторечный глагол – вкалывать, то есть работать героически, яростно, до изнеможения - как герои его экранизированной повести «Пятая четверть», рассказывающей как раз о строителях Братской ГЭС. И трудится молодой писатель по основной специальности мастером на заводе железобетонных изделий, позднее начальником конструкторского отдела управления производственных предприятий. А живет, как все на таких стройках, в палатках да бараках, насквозь продуваемых жгучими сибирскими ветрами.

Братск (если кто не знает) – город в Иркутской области, который в 50-е городом еще не был. Когда-то это был острог, потом несколько деревень и лишь к 60-м годам ХХ века, именно благодаря строительству ГЭС, весь этот конгломерат плюс множество приезжих строителей объединился и со временем стал большим городом. Здесь, прикипев душой к братчанам, Михасенко и остался на всю жизнь. Здесь же он написал все свои повести, пьесы и сказки. Именно в 50-60-е он пишет и издает (по большей части в Новосибирском книжном издательстве) повести «В союзе с Аристотелем», «Пятая четверть», «Неугомонные бездельники» - о ребятишках следующих за военным десятилетий, как бы исследуя их общность и различие с детьми сороковых.

В Братске, уже в начале 70-х, окончательно уйдя на писательские хлеба, Михасенко пишет и самую знаменитую свою книжку – повесть о школьной любви «Милый Эп», которую в 1974 году опубликует один из самых популярных советских журналов «Юность» громадным тиражом, а затем, уже в книжном варианте, будут издавать и переиздавать многие издательства и у нас, и за рубежом. Почти сразу же на основе этой повести автор напишет пьесу, и она с огромным успехом пойдет едва ли во всех ТЮЗах страны, а спустя 15 лет станет популярным кинофильмом.

В 70-80-х Геннадий Михасенко напишет еще несколько пьес и сказок, одновременно работая и с молодыми писателями, и с ребятишками. Он, как бы вослед Владиславу Крапивину и по его примеру, организовал военно-спортивный лагерь «Варяг» на братском море и был его бессменным комиссаром, а также был и комиссаром детского морского лагеря. Помимо того, вел на братском телевидении детскую программу «Золотой ключик».

Удивительно энергичный, веселый, кипучий человек, Михасенко самостоятельно изучил несколько европейских языков, писал стихи. Посмертно ему присвоено звание почетного гражданина Братска, а в 2001 году в Иркутске вышло четырехтомное собрание его сочинений, куда, помимо известных, вошли и ранее не публиковавшиеся вещи.

(Не могу не заметить в скобках. Красноярцы давно издали полное собрание сочинений Виктора Астафьева, иркутянин Валентин Распутин также издан многотомником, а вот дождутся ли новосибирцы внимания городских властей к собственным классикам, например, к творчеству блестящего сказочника и крупного поэта Юрия Магалифа, о необходимости издания многотомного собрания сочинений которого разговоры ведутся давно, а воз – по крыловскому афоризму – и ныне там?)

О Геннадии Михасенко написано немало добрых слов его друзьями и учениками. Заинтересованные читатели легко могут найти в сети эти материалы, а мы сейчас несколько подробнее поговорим о четырех его повестях для подростков и про подростков.

mih-03


Первой была, как я уже отметил, повесть о собственном детстве писателя «Кандаурские мальчишки». Действие ее происходит, скорее всего, в 1942 году в глухой сибирской деревне, расположенной в двух шагах от тайги. Это повесть о детях-тружениках, чьи отцы поголовно ушли на фронт, а матери на своих плечах несут всю непосильную крестьянскую долю. В деревне, кажется, остались лишь трое взрослых мужчин, среди которых два старика – сторож да пасечник. Хлеба почти нет, на завтрак, обед и ужин – картошка да то, что успевает вырасти за короткое сибирское лето на огороде и в лесу. Конечно, не так и мало, в сравнении с тем, чем питались в блокаду ленинградцы, но попробуйте-ка сами посидеть на картошке да луке хотя бы неделю!..

Ребятишки, однако, не унывают. Вместе с матерями и сестрами они с нетерпением ждут писем с фронта, играют в чижика, шишкуют, читают замусоленные до дыр книжки, а однажды, после выволочки за мальчишеские проделки, усовестившись, берут в руки кнут и идут пасти колхозных овец. Если кто-то думает, что это работа непыльная и безопасная, пусть прочитает «Кандаурских мальчишек» и узнает, как жили и выживали их деды в те страшные годы. И поймет, почему бабушки едва ли не каждую свою речь заканчивают словами: «Лишь бы не было войны!»

Вряд ли есть необходимость подробно пересказывать эту замечательную, героическую и приключенческую мальчишескую историю – каждый может да и должен, я думаю, прочитать ее самостоятельно. Михасенко – настоящий писатель, он не развлекает, а увлекает, он дарит читателю книгу вполне серьезную и в то же время авантюрную, ведь всегда и все мальчишки –авантюристы, он показывает жизнь такой, какая она есть, но в то же время и такой, какой ее могут сделать неравнодушные люди. А когда же мальчишки были равнодушными?

И еще необходимо отметить михасенковский пейзаж. Природа, тайга, речка, земля и небо не просто служат фоном для событий, развивающихся в повести, не педалируются автором ради самих себя, не противостоят человеку, а воспитывают его, выковывают, то есть становятся его друзьями и наставниками. Это замечательная особенность творчества Геннадия Михасенко. Именно сибирская природа, суровая, жестокая и по-своему прекрасная, порождает и психологию человека – ее покорителя.
Мы сегодня совсем иначе относимся к покорению природы человеком, во всяком случае, на словах, но, право же, читая повести Михасенко – своего рода симфонические гимны Сибири – невозможно не увлечься вдохновенными идеями середины прошлого века, не восхититься героизмом подростков и молодежи, своими руками создающих светлое будущее.

mih-02


О таком созидании светлого будущего своими руками повествует история городского подростка, отправившегося на каникулы к старшему брату, работающему на строительстве Братской ГЭС, рассказанная в повести «Пятая четверть, или Гость падунского Геракла». Она, эта небольшая книжка, о труде и первой влюбленности, о великой мечте и рукотворном море, о дружбе и братстве, о том, как рождался новый город и вырастал новый человек. Это своего рода поэма в прозе и одновременно производственный роман о бетоне, которого, может быть, могло бы быть и поменьше, но без которого, как говорил Василий Макарович Шукшин, народ был бы неполным.

А еще это и психологическая поэма о том, как подросток начинает превращаться в юношу, о том, как важен, естествен, прекрасен и тяжек для неокрепшей психики подростка эротизм, впервые открывающийся человеку. Эту тему первой любви Михасенко раскроет во всей ее красоте и чистоте в «Милом Эпе», но первые ее позывные звучат уже в «Пятой четверти».

Вместе с тем «Гость падунского Геракла» показывает нам следующее после военного поколение советских мальчишек – и оно, в главных чертах, очень похоже на предыдущее, однако свободнее, раскованнее, а живет и действует, пожалуй, осмысленнее, хотя и менее свободно, ибо сильнее зависит от родителей.

Примерно о том же времени рассказывает и повесть «Неугомонные бездельники», герои которой - мальчишки и девчонки сибирского местечка или пригорода, населяющие барачного типа дома. Сперва они бездельничают да бьют мячом окна или разоряют соседские огороды, но потом берутся за ум и организуют драмкружок и что-то вроде тимуровской команды. Несколько вторичная, эта повесть, однако, написана по-михасенковски энергично, читается с интересом, подробно, но как бы с другого бока показывает тех же сибирских ребят, что и «Пятая четверть», акцентируя, пожалуй, взаимоотношения взрослых и детей, среди которых нет ни героев, ни аутсайдеров, а есть просто люди – люди сибирской глубинки, которые, конечно, умеют любить, но далеко не всегда это умение выказывают.

mih-04


Одновременно это и история о первых влюбленностях, даже еще не о влюбленностях, но лишь о склонностях к ним в период, когда пробуждается первое взросление души.

Подлинная же история первой любви, любви настоящей и разделенной, рассказана в повести «Милый Эп» - небольшой книжке, которую можно и нужно читать и перечитывать не только в 15 лет, но и в старости, с печальной улыбкой вспоминая себя полвека спустя. Да, мы, рожденные в середине 50-х, были именно такими, жили именно так, именно так думали о родителях и учителях, о друзьях и недругах, о школе и церкви, которая в нашем городе находится в двух шагах от цирка, о физике и лирике и даже именно так любили и ревновали. Те, разумеется, кому повезло встретить свою судьбу накануне юности.

Романтическая, по сути, история, реалистична, сделана так правдиво, честно, умно, чисто, психологически точно, да вдобавок на самом-то деле рассказывает намного больше, чем просто о первой школьной любви, что аналогов и не вспомнишь. Да, конечно, тему открыл фильм Ростоцкого и Полонского «Доживем до понедельника», да, с подачи Михасенко, ее продолжили Галина Щербакова и многие другие авторы, но вот столь чисто и трепетно, так психологически убедительно, как Геннадий Михасенко, не написал больше, наверное, никто. Как мало кто осмеливался в 70-е размышлять о взаимоотношениях советской жизни и религии, на ту и другую поглядывая одинаково иронично.

mih-01


Это был смелый и сильный человек, яркий писатель, с творчеством которого я рекомендую познакомиться всем моим юным друзьям и, конечно же, тем взрослым читателям, кто почему-либо еще не вглядывался в зеркала Геннадия Павловича Михасенко.