Лазарев Ю.В. О распространенной ошибке в изучении творчества С.А. Есенина


Аннотация. В младших и средних классах современной школы, обращаясь к творчеству С.А.Есенина, учителя нередко используют для чтения и анализа стихотворение «Разгулялась вьюга...», которое ошибочно приписано Есенину, а принадлежит оно поэту П.А.Стёжкину.
Ключевые слова: изучение Есенина в школе, «Разгулялась вьюга.», П.А.Стёжкин.

Abstract. While studying S.A.Esesnin in the junior and middle school teachers often use for reading and analysis the poem “The blizzard expolded...”, which is erroneously attributed to Eesenin but was written by P.A.Stezhkin.
Keywords: studying Esenin in school, “The blizzard exploded.”, P.A.Stezhkin.

Произведения С.А. Есенина достаточно быстро (ещё при жизни автора) стали активно включаться в педагогическую литературу. По сведениям Н.Г.Юсова, впервые это произошло в 1918 году[32]. В издании «Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения» было напечатано стихотворение «Поёт зима — аукает...» под заглавием «Воробушки». Систематическое же изучение творчества поэта в школе, как показывают наши разыскания [13], началось после Октябрьской революции.

Несмотря на постоянные образовательные реформы и методические искания 1920-х годов, произведения Есенина неизменно включаются в программы, публикуются многочисленные разработки к проведению уроков по изучению его творчества, а в книгах для чтения, хрестоматиях, учебных пособиях, предназначенных как для младших, так и для средних и старших классов, печатаются стихотворения поэта.

В результате идеологической кампании против «есенинщины», начавшейся во второй половине 1920-х годов, творчество поэта из школы было исключено и вернулось лишь в конце 1950-х годов, прочно заняв достойное место в школьной программе по литературе [14].

За все годы изучения Есенина в школе для анализа и разбора использовались различные его произведения. Сложился даже некий примерный перечень стихотворений для начальных, средних и старших классов. Так, в начальных и средних классах чаще всего обращались к таким произведениям, как «Нивы сжаты, рощи голы.», «Берёза», «С добрым утром.», «Топи да болота.», «Пороша», «Сыплет черёмуха снегом.» и некоторым другим.

В конце 80-х годовХХ века отечественная школа отказалась от единых программ по предметам. Появляются авторские программы литературного образования (а позже учебники и учебно-методические комплекты) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, А.Г.Кутузо- ва, Г.И.Беленького, В.Я.Коровиной, А.И.Кня- жицкого, В.Г.Маранцмана и др. [6, с. 26]. Все составители, при обязательной ориентации на нормативные документы (Минимум содержания образования, Примерная программа основного общего образования по литературе, ФГОС и пр.), стремились предложить что-то своё, что способствовало бы реализации заложенных в программе целей и задач.
При этом, конечно, составители программ учитывали, что «основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики» [22].

С появлением альтернативных авторских программ круг изучаемых произведений Есенина заметно расширился. Однако составители не всегда при отборе произведений для изучения выбирали те, которые «давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы» [24, с. 4]. Так, в программу по литературе для 5 класса, подготовленную авторским коллективом под руководством В.Я.Коровиной, в раздел «Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе» попало стихотворение «Разгулялась вьюга...» с указанием автора: Сергей Александрович Есенин.

Однако данное стихотворение принадлежит поэту и либреттисту Платону Афанасьевичу Стёжкину. В академическом Полном собрании сочинений С.Есенина оно включено в раздел «Ошибочные публикации под фамилией Есенина». Впервые стихотворение было опубликовано в № 3/4 за 1918 год в журнале «Доброе утро» с подписью «Сергей Молот» [21]. В 1952 году П.И.Чагин, составитель очередного сборника стихов поэта, ошибочно посчитал автором стихотворения «Разгулялась вьюга... » Есенина, скрывшегося под псевдонимом «Сергей Молот».

Стихотворение вошло в ряд сборников Есенина, вышедших в основном 1952—1969 годах (досадным исключением стал и сборник «Времена года. Русские поэты о родной природе», вышедший в 1985 году всерии «Школьная библиотека» массовым тиражом в 200 000 экз. [1]). Однако уже в ряде публикаций 1955— 1956 годов [3; 4] литературовед А.Л.Дымшиц, подготовивший в 1940 году сборник стихотворений поэта [28], опроверг принадлежность «слабых, эпигонских стишков» С.Есенину.

Чем было вызвано решение составителей программы выбрать именно это стихотворение, никогда не входившее в школьные программы, встречающееся не более чем в 10 сборниках стихотворений Есенина (часть из которых вышла в региональных издательствах), неясно. Но в вышедший 2000 году учебник для 5 класса (официально рекомендованный Министерством образования РФ) это стихотворение тоже попало и включалось в последующие 6 (!) изданий [См., например: 16, с. 170].
Естественно, появились многочисленные поурочные планирования, методические рекомендации для учителей [см., например: 5; 10; 20], где тоже фигурировало это произведение.

Лишь в 2006 году, когда были переработаны программа [23] и учебник [16], стихотворение «Разгулялась вьюга.» было исключено, а появился раздел «Сергей Александрович Есенин» со следующей аннотацией: «Краткий рассказ о поэте. Стихотворения “Я покинул родимый дом...” и “Низкий дом с голубыми ставнями...” — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики» [24, с. 17]. Вслед за этим соответствующие коррективы произошли и в других составляющих учебно-методического комплекта.

В то же время «сторонние» авторы методических пособий для учителей [См., например: 2], поурочных планирований по УМК под ред. В.Я.Коровиной спустя годы продолжали переиздавать свои книги с той же ошибкой. Так, издательство «Вако», внесённое в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий и имеющих государственную аккредитацию, работающее со слоганом «Качественная помощь школе», в течение ряда лет продолжало вводить в заблуждение учителей и детей. Пособия для учителей по литературе [см., например: 11; 19; 31] и русскому языку[см., например: 26] упорно убеждали, а некоторые и до настоящего времени убеждают: «Разгулялась вьюга» принадлежит перу С.А.Есенина.

Отметим, что и в самых свежих рабочих программах по литературе (2015/2016 учебный год), составленных учителями на основе программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной, несмотря на то, что и программа и учебник давно переработаны, нередко указывается стихотворение, приписываемое Есенину. Создаётся впечатление, что при подготовке новой рабочей программы учителя лишь обновляют на более свежие (как требует администрация) выходные данные программы и учебника, не меняя их содержания.

Кроме того, до сих пор стихотворение «Разгулялась вьюга» с указанием авторства Есенина присутствует и в программах и учебниках для начальной школы. Интерес младших школьников и учителей начальных классов к поэзии Есенина традиционно велик. Произведения поэта привлекают детей образностью и красотой. Учителю же они позволяют воспитывать любовь к малой и большой Родине, к родному языку, развивать воображение, учить выразительному чтению.
Во все современные УМК для начальных классов стихи Есенина включены, и составители обычно выбирают для чтения и изучения традиционные и наиболее известные стихотворения: «Поёт зима, аукает.», «Пороша», «Топи да болота.», «Сыплет черёмуха снегом.», «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы.» и др.

Однако в весьма популярном УМК «Планета знаний» в программе третьего класса по литературному чтению выбор составителя почему-то остановился именно на стихотворении «Разгулялась вьюга.» [8], что нашло отражение и в учебнике [см., например: 7] и различных пособиях [см., например: 9]. Это при том, что учебники, с гордостью заявляют издатели, прошли научную, педагогическую и общественную экспертизу, одобрены научно-методическим советом Министерства образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень школьных учебников.

Сегодня в Интернете можно найти большое количество подготовленных учителями- словесниками методических разработок по изучению стихотворения «Разгулялась вью
га.» [см., например: 25; 30]. И лишь в отдельных (исключительных) случаях выбор его связан с использованием устаревших сборников стихотворений Есенина. Так, судя по всему, свой урок в 3 классе, представленный на Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [29], учитель из Якутска строит на основе всего лишь одного источника — сборника стихотворений 1948 года [27]. Отсюда, очевидно, и ошибка в авторстве, хотя и других фактических ошибок в разработке урока достаточно. «21 сентября 1895 года в селе Константинова Рязанской области родился Сергей Есенин», — начинает урок учитель. Во- первых, указывая дату рождения, следует уточнять «по старому стилю», ведь день рождения Есенина всей страной отмечается 3 октября. Во-вторых, название села не Константинова, а Константиново и уж ни в коем случае не «Рязанской области», а Рязанской губернии!

К сожалению, стихотворение «Разгулялась вьюга.» попало в программы и учебники по литературе не только школ России, но и других государств. Так, в Республике Казахстан оно входит в программу 4 класса [см., например: 12; 17]. А в Донецкой Народной Республике в программе для общеобразовательных организаций это произведение рекомендуется для изучения в 5 классе [18].

ЛИТЕРАТУРА

1. Времена года: Русские поэты о родной природе. — Л.: Лениздат, 1985.
2. ДОЛБИЛОВА Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
3. ДЫМШИЦ А. Сергей, но не Есенин... // Звезда. — 1955. — № 11. — С. 190—191.
4. ДЫМШИЦ А. Сим подтверждаю. // Звезда. — 1956. — № 4. С. — 189.
5. ЕРЁМИНА О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. 5 класс»: В 2 ч. / В.Я.Коровина и др. — М.: Просвещение, 2002 / Москва: Экзамен, 2003.
6. ЖУРАВЛЁВ В.П. Учебно-методический комплект по литературе как форма реализации авторской методической концепции: Монография. — М.: Прометей, 2012. — 166 с.
7. КАЦ Э.Э. Литературное чтение. 3 класс. Учебник в 3 частях. — М.: АСТ Астрель,
2014. — Часть 2.
8. КАЦ Э.Э. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации. — М.: АСТ Астрель, 2014.
9. КАЦ Э.Э., МИРОНОВА Н.А. Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы. 3 класс. — М.: АСТ, Астрель, 2013.
10. КОРОВИНА В.Я. Литература. 5 класс: метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збар- ский / Ред. В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2001.
11. КУЗНЕЦОВА М.Н., ОРЛОВА В.Н., ПЕСТРЯКОВА Н.А. Литературные вечера. 7—11 классы. — М.: Вако, 2015.
12. КУЗНЕЦОВА С.В., ТИМОШКИНА Е.В. Литература: методическое пособие для учите-
ля 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. — Алматы: Алматыютап, 2011.
13. ЛАЗАРЕВ Ю.В. Из истории педагогической есенинианы (1920—40-е гг.) // Проблемы научной биографии С.А.Есенина. Сборник трудов по материалам Международной научной конференции, посвящённой 114-летию со дня рождения С.А.Есенина. — 2010. — С. 452—474.
14. ЛАЗАРЕВ Ю.В. Изучение Есенина в школе: к истории вопроса // Современное есениноведение. — 2015. — № 1 (32). —
С. 104—112.
15. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеообразоват. учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — Ч. 1
16. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений :
В 2 ч. / Авт.-сост.: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв. — 7-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.
17. Литература. Книга для чтения. Ч. 2: учебное пособие для 4 класса 11-летней общеобразовательной школы / Сост.: С.В.Кузнецова, Е.В.Тимошкина. — Алматы: Алматыютап, 2011.
18. Литература: 5—9 кл.: программа для общеобразоват. организаций с обуч. на укр. яз. / Сост. Криворучко А.В., Боброва В.В., Соколова Т.Е., Бережная Н.В., Красовская И.П., Кузнецова Л.Б., Лайтер Н.Н., Мамченко Н.И., Черных Е.В., Яркович Э.Б. — ДИППО. — Донецк: Истоки, 2015.
19. МАКАРОВА Б.А. Литературные поэтические вечера: 7—11 классы. — М.: Вако, 2008.
20. МИРОНОВА Н.А. Тесты по литературе: 5 класс.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс». — М.: Экзаме, 2006.
21. Ошибочные публикации под фамилией Есенина // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. — Т. 4 — С. 528—529.
22. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения [Электронный ресурс] // Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/ 176/37176/files/03-1-o.pdf (дата обращения: 17.05.2016).
23. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—11 кл.) / Под ред. В.Я.Коровиной (7-e изд., пере- раб.). — М.: Просвещение, 2006.
24. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 9-е издание. Под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение, 2007.
25. Проект «Инфоурок» [Электронный ресурс] // — Режим доступа: https://info- urok.ru/s._esenin_razgulyalas_vyuga_tehno- logicheskaya_karta_uroka-425654.htm (дата обращения: 17.05.2016).
26. РАИЛКО Н.С. Открытые уроки русского языка: 5—9-е классы. — М.: Вако, 2011.
27. Русская советская поэзия. Сборник стихов. 1917—1947. — М: Художественная литература, 1948.
28. Сергей ЕСЕНИН. Стихотворения / Вступ. ст. и ред. А. Дымшица. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1940.
29. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://festival.1september.ru/ar- ticles/599503/ (дата обращения: 17.05.2016).
30. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606026 / (дата обращения: 17.05.2016).
31. ЧЕРНЫХ О.Г. Практикум по литературе. 5 класс. — М.: ВАКО, 2011.
32. ЮСОВ Н.Г. Прижизненные публикации стихов Есенина в педагогической литературе // Современное есениноведение. — 2004. — № 1. — С. 101—104.


ЛАЗАРЕВ Юрий Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики РГУ имени С.А.Есенина