Иванова Л.М. Население планеты. Численность и воспроизводство населения
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Цели и задачи. Сформировать представление о демографической ситуации в странах и регионах мира и типах воспроизводства населения.
Средства обучения. Политическая карта мира, статистические материалы.
Методы и формы обучения. Анализ статистического и картографического материала учебника и атласа; объяснение учителя; сравнительная характеристика двух типов воспроизводства населения.
Основное содержание. Численность населения мира, типы воспроизводства населения и демографическая ситуация, направления демографической политики.
Новые термины и понятия. Демография, естественное движение населения, два типа воспроизводства населения, демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.
Конспект урока
Динамика численности населения.
Благодаря проведению переписи населения можно определить численность людей в разных уголках планеты и в целом на Земном шаре.
Исторические источники утверждают, что первыми перепись населения начали проводить древние греки. С XIX века в Англии, США и других странах проводится регулярная перепись населения (в странах мира перепись населения проводится через определенное количество лет: один раз в 5 или 10 лет).
В конце 2005 года численность людей на планете перешагнула отметку более 6 млрд. 150 млн. человек.
Темпы воспроизводства населения зависят, прежде всего, от особенностей его естественного движения. Воспроизводство населения — совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
По вычислениям, проведенным в ООН, выявлено, что ежегодный прирост населения планеты в 2000-2005 гг. составил 1,78%, таким образом, ежегодно прибавлялось по 87 млн. человек. В предыдущее пятилетие - в период с 1995-2000 гг. - население Земли ежегодно увеличивалось на 90 млн. человек.
Причины замедления роста: экономический кризис, многие войны, распространение СПИДа и другие.
Типы воспроизводства населения:
А) Демографический кризис - с низкой рождаемостью, сравнительно низкой смертностью и низким естественным приростом населения (Литва, Латвия, Венгрия и некоторые другие). В составе населения этих стран много лиц старше 60 лет и мало детей, следовательно, здесь идет процесс старения нации и более или менее выражен процесс депопуляции (уменьшение прироста населения до степени, не обеспечивающей его простого воспроизводства).
Б) Демографический взрыв - Для него характерна высокая и очень высокая рождаемость, повышенная смертность; естественный прирост населения относительно высокий.
Демографическая политика - целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения (если они неблагоприятны).
Например, в странах с низкими или отрицательными показателями естественного прироста государство проводит следующие мероприятия: выплачивает единовременные ссуды молодоженам, предоставляет пособия в связи с рождением каждого ребенка, длительные отпуска по беременности и родам, семья имеет преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения (страны Восточной и Западной Европы). Одна из важных мер демографической политики - регулирование возраста вступления в брак. По древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девочек устанавливается в 12 лет, для юношей в 14 лет. В большинстве стран с 16-18 лет, в Китае с 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии соответственно 21 год и 18 лет. В Ирландии, Испании и Португалии развод практически невозможен.
Контрольные вопросы и задания.
- целенаправленное воздействие государства на демографические процессы либо с целью сохранения их существующих тенденций (если они благоприятны), либо с целью их изменения (если они неблагоприятны).Например, в странах с низкими или отрицательными показателями естественного прироста государство проводит следующие мероприятия: выплачивает единовременные ссуды молодоженам, предоставляет пособия в связи с рождением каждого ребенка, длительные отпуска по беременности и родам, семья имеет преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения (страны Восточной и Западной Европы). Одна из важных мер демографической политики - регулирование возраста вступления в брак. По древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девочек устанавливается в 12 лет, для юношей в 14 лет. В большинстве стран с 16-18 лет, в Китае с 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии соответственно 21 год и 18 лет. В Ирландии, Испании и Португалии развод практически невозможен.Контрольные вопросы и задания.
Результаты урока. Знания процессов естественного движения населения, умения анализировать демографические показатели.
Домашнее задание. Тема 3-1.
Новые термины и понятия
Этнология (этнография) - наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими
процессами.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
Воспроизводство населения - под воспроизводством (естественным движением) понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Демографический кризис. Для него характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно невысокого естественного прироста.
Демографический взрыв. Типичны высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.
Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего на рождаемость.
Качество населения. Комплесное понятие, учитывающее экономические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей.
ЛОК "Численность и воспроизводство населения мира"
Этапы
|
Основное содержание
|
Примеры регионов и стран
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
Вопросы урока
|
Я нем смог (не смогла)
|
Я не успел (не успела)
|
Численность населения (анализ графиков)
|
|
|
Воспрооизводство населения (демографический кризис, демографический взрыв)
|
|
|
Выполнение логического опорного конспекта
|
|
|
Демографическая политика
|
|
|
Этапы демографического перехода
|
|
|
Качество населения
|
|
|