Волков А. Темное прошлое Китая

 

Мы поразительно плохо представляем себе раннюю историю Китая. Действительно ли китайская цивилизация сложилась 5000 лет назад, как утверждает традиция, или это случилось тысячелетием позже? Где зародилась китайская цивилизация?

В последние годы у археологов появляется все больше возможностей поразмышлять над этим. В Китае наблюдается строительный бум, и, по распоряжению властей, всякий раз перед началом работ проводится археологическая экспертиза. Порой осмотр будущей стройплощадки завершается неожиданным открытием. Эти многочисленные находки стали кошмаром для местных строителей, ведь за ними следует запрет на дальнейшие работы. Но они озадачивают и археологов.

Так произошло и в 2006 году в деревне Путаобань, расположенной на восточном побережье Китая, близ Ханчжоу. В окрестностях этого города с населением в 6,5 миллионов человек, начиная с 1970-х годов, регулярно находят материальные свидетельства культуры Лянчжу, возникшей в эпоху неолита.

На этот раз на месте будущего жилого комплекса обнаружился древний ров шириной 40 метров. Его дно, выложенное из утрамбованной земли, было усеяно керамическими черепками. Ров упирался в городскую стену, которую возвели около 2300 года до новой эры. Она ограждала обширный участок размером 1,8 на 1,6 километра - самый большой город в ранней истории Китая. Столица царства Лян- чжу, которую так долго искали.

Памятники культуры Лянчжу - а это прежде всего изделия из нефрита в роскошных захоронениях, материала, издревле ценимого китайцами, - встречаются в дельте Янцзы. Возраст ее традиционно датируется 3300-2200 годами до новой эры. Среди историков давно ведутся споры о том, что представляла собой эта культура. Был ли это племенной союз или самое древнее царство на территории Китая? Очевидное имущественное расслоение предполагает появление здесь иерархической власти.
Сейчас в районе Путаобань ищут дворцовые постройки, в которых жил правитель этого города - и, может быть, царства. В любом случае это открытие пошатнуло старую догму. Принято считать, что колыбель китайской цивилизации лежала в северных провинциях КНР - на берегах Хуанхэ, в среднем течении этой реки. Лишь к концу II тысячелетия до новой эры китайцы расселились за пределы этой территории. Однако в последнее время археологи все чаще делают открытия, которые расшатывают привычные догмы.

Так, на юге Китая, в местечке Даянчжоу, была обнаружена громадная гробница, в которой находились сотни керамических сосудов, бронзовые котлы и оружие, а также изделия из нефрита. Многие из погребальных даров уникальны, например, бронзовые колокольчики или искусно изготовленная маска из бронзы. Ничего подобного на берегах Хуанхэ не было найдено.

Еще удивительнее находка, сделанная в провинции Сычуань, в местечке Саньсиндуй. Здесь были обнаружены два жертвенных рва, наполненных причудливыми масками, ритуальными котлами, изделиями из золота и серебра, бронзы и нефрита. Особенно удивительна «царская» статуя высотой более двух с половиной метров. Все эти находки относятся ко II тысячелетию до новой эры.

Уже сейчас ясно, что традиционный взгляд на историю Китая ошибочен. Похоже, переход от неолита к бронзовому веку совершался почти одновременно в разных его областях - разве что государственные образования, возникшие на севере страны, в долине Хуанхэ, в конце концов, навязали свою власть другим региональным центрам. Северные провинции страны доминировали на протяжении многих веков. Так было и в императорские времена, так продолжается и в наши дни. Сердце Китая «отдано Северу». Но так было не всегда. В глубокой древности у Китая было много «сердец». Возможно, при ином развитии событий здесь, на просторах Поднебесной, могло бы образоваться несколько государств, соперничавших друг с другом, как и случилось в Европе.

Когда это произошло?
Все сложнее понять не только «Где» зародилась китайская цивилизация, но и «Когда» это произошло. Если мы вновь обратимся к традиции, то ответ предельно ясен: китайской цивилизации - 5000 лет! Так написано во всех школьных учебниках, так говорят партийные вожди в своих публичных докладах.

Пять тысяч лет! Все это время одна правящая династия спешит наследовать другой, одно китайское государство сменяет другое, но цивилизация Срединной империи не исчезает, подобно своим современницам - культурам Древнего Египта, Шумера или Мохенджо-Даро. Традиции Древнего Китая сохраняются поныне. Возникает ощущение, что сама история этой страны неуклонно направляется Небом к определенной цели. Китайская культура становится все однороднее, а Китай - из века в век - все расширяет свою территорию и управляется все более централизованно. Китай рос и сплачивался, в то время как другие державы распадались, буквально растворяясь в чужих культурах, словно сахар в воде.

Попробуем же по цифрам дат, словно по ступеням лестницы, перенестись как можно дальше в прошлое.

• В 221 году до новой эры император Цинь Шихуанди объединяет Китай.
• С 1050 по 256 годы до новой эры Китаем правят чжоуские цари. Это - так называемые периоды Западного и Восточного Чжоу.
• С 1650 по 1050 годы - эпоха государства Шан, знаменитая своими непревзойденными по качеству изделиями из бронзы.
• С 2100 по 1650 год - эпоха государства Ся. «Из тумана истории появилась первая китайская династия верховных правителей» - таков лейтмотив высказываний специалистов о династии Ся.

История Китая во II-I тысячелетиях до новой эры сравнительно хорошо изучена. Многочисленные археологические находки подтверждают сообщения древнекитайских историков. Та же династия Шан - это бесспорное прошлое страны. Но что было до этого? «Историческое время» сменяется мифологическим, стоит нам только попытаться заглянуть в темное прошлое Китая.

Появлению государства Ся предшествовала легендарная эпоха, время правления «Желтого императора». Ему приписывают сотворение людей, изобретение письменности, гончарного круга и компаса. Считается, что он поделил людей на сословия и дал каждой семье фамилию.

Его преемники научили подданных возделывать землю и пользоваться различными изобретениями. Далее - тьма тысячелетий. Что, на самом деле, происходило тогда? Пытаясь это понять, обратимся, например, к такому факту. При раскопках поселений династии Шан обнаружены древнейшие символы используемой поныне китайской письменности. На сегодняшний день найдено 5000 различных символов, из которых четыре тысячи удалось идентифицировать. Даже дилетанты могут отыскать параллели между этими значками и современными иероглифами. Неизменно короткие тексты, записанные на костях, повествуют обо всех сторонах жизни древнекитайского общества - о полевых работах, охоте, публичных церемониях.

Наличие письменности - да еще такой сложной, как китайская, - предполагает длительный период ее становления. Когда он начался? Возникла ли письменность в пору правления династии Шан? Или еще раньше? Не была ли создана эта система письма в эпоху Ся? Но археологи пока не могут подтвердить, что государство Ся существовало. Может быть, рассказы историков о нем - всего лишь поздняя легенда?

В принципе большинство китайских исследователей уверены в том, что следы царства Ся давно найдены. Оно явилось нам в образе культуры раннего бронзового века Эрлиту, существовавшей с 1900 по 1550 годы до новой эры. Уже около четырех тысяч лет назад в Эрлиту наблюдалось заметное расслоение общества. Тела простолюдинов небрежно закапывали в землю. Для знатных людей сооружали просторные гробницы площадью до 20 квадратных метров. При раскопках Эрлиту найдено и сооружение, напоминавшее дворец или храм. Оно занимало площадь около 360 квадратных метров и располагалось на террасе из утрамбованной земли. Свое название эта культура получила от местечка в провинции Хэнань, в среднем течении Хуанхэ, где были сделаны основные находки. Может быть, здесь, в полусотне километров к югу от Жел
той реки, располагалась столица царства Ся?

В то же время западные археологи скептически относятся к этому уподоблению. Ведь до сих пор при раскопках Эрлиту и других памятников, связанных с этой культурой, не найдено никаких надписей, а значит, нет доказательств, что Эрлиту - это и есть Ся. Как можно произвольно присваивать ярлыки, укладывая в «прокрустово ложе» старых хронологических схем любые непонятные находки? С таким же успехом все эти артефакты можно было бы отнести к раннему периоду династии Шан!

В 1996-2000 годах около двухсот ученых приняли участие в масштабном исследовательском проекте «Xia Shang Zhou Chronology Project». Составить наиболее полную карту памятников трех важнейших культур древности и как можно точнее датировать их - вот главные задачи, которые выдвинули перед собой участники этих исследований. Однако с окончанием проекта ничего не изменилось: археологам не удалось ни разубедить скептиков, ни разуверить оптимистов. Впрочем, скептики постепенно были отстранены от участия в этом проекте. Как отмечает Руй Магоне, синолог из Свободного университета (Берлин), «китайская археология все сильнее проникается духом национализма; все чаще китайские ученые видят свою задачу лишь в том, чтобы доказать, что их цивилизация является самой древней в мире». Поиск более ранних датировок становится идеологическим предприятием. Он призван обосновать будущее господство Китая над миром. Вот почему китайские археологи так упорно стремятся доказать, что их цивилизация возникла по крайней мере в одно время с Древним Египтом, а, может быть, и раньше его. Как иронично заметил один из них в беседе с западным корреспондентом, в Китае вот уже тысячу лет обсуждают, когда же возникла страна, и будут спорить об этом, наверное, еще тысячи лет.

Как Китай стал Китаем?

Если же глядеть непредвзято на раннюю историю Китая, то к вопросам «Где» и «Когда» добавляется еще один: «Как?» Как свершался переход от племенного общества к первым государственным образованиям?
В конце III тысячелетия до новой эры, между 2500 и 2000 годами, на территории Китая существует, как отмечают независимые археологи, лишь ряд культур позднего неолита. Люди живут в поселениях, обнесенных земляными валами. Среди них уже очевидно социальное расслоение: наряду с простыми могильниками встречаются очень пышные захоронения; там обнаруживают многочисленные предметы из нефрита. Письменности пока нет. Наиболее важные культуры той эпохи - Лянчжу, а также Луншань в среднем течении Хуанхэ. Они изолированы друг от друга.

Жители Луншани расселяются на холмах вдоль реки. Их деревни ограждены валами из утрамбованной земли. Они возделывают рис, разводят свиней, овец и коров. Именно из таких деревень со временем и вырастут города эпохи Шан. В гробницах самых уважаемых жителей деревень уже встречаются украшения из нефрита. Популярна и практика гадания на костях. Для этого в них высверливают отверстия, а потом вставляют туда раскаленные угольки. Костная ткань растрескивается. По трещинкам и пытаются определить будущее.

Лишь около 2000 года до новой эры люди культуры Луншань словно перешагивают незримый рубеж, ограждавший их. Отныне для ее артефактов характерно смешение самых разных стилевых элементов и орнаментов, присущих другим региональным культурам Китая. Одновременно разворачивается добыча олова и меди в промышленных масштабах.

Примерно 1650 годом до новой эры - ранний период династии Шан - датируются ритуальные котлы, отлитые из бронзы. В то время ее производство является уже царской монополией. Только правители династии Шан и их жрецы имеют привилегию приносить жертвенные дары богам и своим предкам в бронзовых котлах. Ремесленники, занятые выплавкой металла, живут по соседству с дворцом. Бронзовые сосуды и оружие становятся символами статуса. Царь награждает этими сокровищами своих приближенных, щедро одаривает ими союзников из других городов.

Около 1400 года до новой эры начинается средний период династии Шан. В царских гробницах той эпохи находят многочисленные ценные дары и останки людей, которые принуждены были последовать в загробный мир за своим повелителем. Иногда эта свита исчисляется несколькими сотнями человек.

Каким же образом из разрозненных региональных культур, крестьянских общин и племенных союзов сформировалось мощное государство с характерной для него социальной иерархией и сложной системой ритуалов, которые регламентировали всю государственную жизнь и превратили Китай в страну раз и навсегда заведенного порядка? Археологам еще предстоит дать ответ на этот вопрос. Чаще всего они называют три важнейших фактора, которые предопределили становление государства Шан.

Во-первых, именно в этой части Китая, насколько мы знаем, зародилась письменность. Владея тайной иероглифических знаков, люди царства Шан сохраняли для своих потомков и важнейшие технологические секреты, например, рецепт производства бронзы, и главные ритуалы, которые позволяют заручиться помощью богов. Иероглифами испещрены гадательные кости и панцири черепах. Эти надписи, например, навсегда сохранили вопросы, с которыми цари династии Шан обращались к своим предкам, принимая то или иное важное решение в жизни страны.

Во-вторых, война. Цари Шан вели частые войны со своими соседями. Эти походы приносили им богатство, лошадей и многочисленных пленных. Одних обращали в рабство и заставляли работать на строительстве различных сооружений, других приносили в жертву богам. Все племена и общины, жившие близ владений династии Шан, испытывали жуткий страх перед армией шанцев. Она неизменно одерживала победы!. Секретом ее успеха были боевые колесницы. Они появились в Китае между 2100 и 1600 годами до новой эры. Поначалу на них ездили и сражались лишь крупные военачальники. С ними находились возничий, барабанщик, подававший сигналы, и лучник (или несколько стрелков из лука). Постепенно колесницы превратились в Китае в главную ударную силу. Мощь государства оценивали количеством колесниц, которое оно могло выставить. «Колесницы, - сказано в одном из древних трактатов, - это мощь всего войска. Десять колесниц побивают тысячу человек, сто колесниц побивают десять тысяч человек. Колесницы - это крылья армии. Они поражают сильного противника, преграждают путь бегущим». Военные триумфы позволили царям династии Шан значительно расширить свои владения. Насаждаемый ими террор помогал удерживать в страхе все покоренные общины и народы. Кто не хотел подчиняться, становился рабом или сразу отправлялся на убой.

В-третьих, важную роль играла религия. Она сплачивала народ. Не случайно в захоронениях правителей той эпохи неизменно находят ритуальные бронзовые котлы.

И снова вопрос: когда все это началось? Когда началось возвышение династии Шан? Если археологи докажут, что культура Эрлиту - какой только ярлык ей ни пытаются навязать! - это и есть ранний период Шан, то возникновение этой династии можно будет отнести к 1900 году до новой эры. С этого времени в Китае зарождается цивилизация. Это происходит 3900 лет назад. Но никак не пять тысяч лет назад!

А вообще, можно ли назвать людей, живших в царстве Шан, подлинными «китайцами»? Профессор Денверского университета Сара Нельсон так отвечает на этот вопрос: «В ту пору на территории современного Китая перемешались самые разные культуры. Люди говорили на разных языках, исповедовали различные религии и наверняка разительно отличались по своему внешнему виду. Я просто не знаю, кого должна считать истинным китайцем».

На протяжении тысячелетий карта Китая напоминала скорее лоскутное одеяло. По берегам рек и морей возникали различные региональные культуры. В этом плавильном тигле народов и рас, который представлял собой тогдашний Китай, формировался не только китайский народ, но и другие народы Юго-Восточной Азии. Современные Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, горные области Гималаев и Тибета также населены потомками древнекитайского населения. Археологам еще предстоит изучить историю их становления. Понять темное прошлое Китая.