Панкратова Т.Б. Неизвестный Виктор Курочкин
Аннотация. В статье анализируются некоторые неизвестные и малоизвестные произведения Виктора Курочкина в контексте других произведений писателя и в контексте произведений писателей поколения Курочкина. Статья раскрывает особенности стилистики писателя, расширяет представление о его творчестве, о литературном процессе 1950-1960-х годов.
Ключевые слова: неизвестные произведения, статьи, фельетоны, юмор, ирония, природа, произведения о войне.
Творчество Виктора Александровича Курочкина практически не исследовано в отечественном литературоведении и нуждается в глубоком изучении. Писатель стремился к воплощению художественной правды, не желая подстраиваться под цензуру и угождать ей, не соглашался на компромиссы, как и многие его герои, отстаивая справедливость и свои взгляды. В.Курочкина в отечественном литературоведении часто несправедливо представляют автором одной известной повести «На войне как на войне».
Творчество В.А.Курочкина давно и прочно вошло в литературу. Его повести и рассказы не были обойдены вниманием критики. О нём написана книга С.Панфёрова «Земля и небо Виктора Курочкина: Литературный портрет в интерьере из четырёх повестей». Ему посвящены статьи Р.Мессер, Г.Горыши- на, В.Конецкого, Г.Нестеровой-Курочкиной, П.Басинского, С.Федякина и др. Его книги рассматривали в своих рецензиях В.Кожи- нов, С.Орлов, В.Дягелев, Ю.Манн и многие другие. Однако некоторые его произведения были изданы лишь после его смерти, многие не переиздавались по сей день и практически неизвестны исследователям и читателям. К примеру, фельетоны, которые Курочкин публиковал под псевдонимом, непере- издававшиеся рассказы «Пастух», «После концерта», «Маринка», «Цыган Бенко», «Беспокойная ночь», отрывок «Товарищи офицеры», повесть «Записки народного судьи Семёна Бузыкина», вышедшая без купюр лишь после смерти.
О фельетонах, опубликованных в газете «Вперёд» г. Пушкина в 1953—1954 годах, когда Виктор Курочкин работал там корреспондентом, стало известно совсем недавно благодаря вдове писателя Г.Е.Нестеровой-Ку- рочкиной и вдове друга писателя Виктора Конецкого — Татьяне Конецкой. Дело в том, что Курочкин публиковал их под псевдонимом Василий Овсов (именно так будут звать героя его первой повести «Заколоченный дом») и никогда о них не упоминал, как, впрочем, и о первом своём рассказе «Пастух» (1952). Вероятно, писатель не считал их серьёзными произведениями, относился к своему творчеству строго. В.Конецкий заметил об этом факте: «Он был скромен. Начавши печатать отличные рассказы с пятьдесят второго года, в анкете он пишет: “Литературным трудом занимаюсь с 56 года”» [1].
Однако в его корреспондентских статьях и фельетонахуже узнаётся писательская рука Виктора Курочкина, видны отличительные черты его стиля. В статьях о буднях колхоза появляются поэтичные описания природы: «С утра показалось солнце. Оно скользнуло косыми лучами по сивым полям, позолотило деревья и медленно уплыло за лиловый край тучи. И всё поблекло. Лужи не блестели и, словно налитые свинцом, отражали клочки хмурого неба» [2].
Удивительно тонкое чувство красоты природы, единства с ней присуще всем его произведениям: «цвела земляника, цвела рябина, и черника цвела с можжевельником. А одуванчик уже отцвёл. Из жёлтой корзинки он превратился в дымчатый пузырь и готовился при попутном ветре разбросать по свету своё бесчисленное потомство» [3]. Здесь важен и философский смысл: природа живёт по своим законам, человек не создаёт её, но уничтожает войной.
Природа у Курочкина словно ещё один герой произведения, действующий, очеловеченный. Так, деревья у него часто символизируют людей, как, например, берёза в «Заколоченном доме», или яблоня в «Лесорубе» и «Последней весне», или же молодой дубок в повести «На войне как на войне», а животные становятся полноправными персонажами, а иногда и главными героями, как в повести «Урод», в которой рассказывается о жизни искалеченного пса по кличке Урод.
Курочкин выстраивает живые и правдивые диалоги. На них строится почти вся повесть «На войне как на войне», где писатель через диалоги показывает внутренний мир своих героев, делает их понятными и близкими читателю.
Эту особенность можно увидеть уже в фельетонах. Например, фельетон «Глазовский застройщик» (о нерадивом председателе, который все средства вложил в строительство собственного дома) построен на диалогах председателя, заведующего животноводством и шофёров.
Кроме того, в фельетонах проявляется главная черта прозы Курочкина — добродушная ирония, присущая всему его творчеству, даже произведениям о войне. Курочкин всегда уравновешивает грустное добрым юмором. Ему удаётся, казалось бы, невозможное: совмещение трагического и смешного, при этом произведения его никогда не теряют серьёзного, глубокого смысла, а юмор тонок и всегда гармонично уравновешивает грустное в произведении и остаётся добрым.
Курочкин, работавший судьёй, создаёт интересную и актуальную по сей день повесть «Записки народного судьи Семёна Бузыкина». Именно после этого он решился стать писателем, чтобы защищать людей и отстаивать справедливость уже в другом суде, высшем, народном.
Уже ранние произведения Курочкина отличает высокий уровень мастерства. Не случайно Г.Горышин отметил: «Перечитывая подряд всё, что написал Курочкин в разное время, за двадцать лет работы, дивишься цельности творческого наследия этого писателя. Он словно и не бывал никогда “молодым”, “начинающим”» [4].
Но многие произведения писателя (как ранние рассказы, так и написанные в поздние годы творчества) почти неизвестны читателю, так как не переиздавались; однако они весьма интересны для понимания не только творческого развития писателя, но и литературного процесса в целом.
Его рассказ «Пастух» стал одним из первых художественных произведений о послевоенной деревне. Он был опубликован в 1952 году в «Ленинградской правде». В нём писатель создаёт интересный образ старика Фаддея, один из первых с ряду последующих образов деревенских стариков и старух, хранителей народной памяти, традиций, исконных деревенских устоев. Они связывают поколения человеческого рода. Курочкин часто будет «заселять» ими свои произведения, как и поколение русских писателей, которые придут в литературу позже. Старики не случайно становятся героями деревенской прозы: они берегут традиции, обычаи, культуру нашего народа и передают их следующему за ними поколению, ведя его к народным корням, истокам. Память народа указывала на пахаря, крестьянина как на хранителя духовных основ нации. Курочкин так же, как и его современники, считал деревню основой русской жизни.
Исторически сложилось так, что все лучшие произведения русской литературы тесно связаны с природой, с землёй, с исконным чувством родины. Русский тип невозможен без бескрайних полей, лесов, озёр, без врождённого ощущения родных пространств. «Простор — вот что, пожалуй, более всего и характеризует образ мира, созданного русской поэзией», — писал Юрий Селезнёв. И, добавим, прозой тоже. Именно так понимал природу и Курочкин. Евгений Носов утверждал, что человек прежде всего пахарь, а воином становится по воле злых обстоятельств. Именно поэтому тема деревни не менее важна для Курочкина, чем военная. Он не идеализирует крестьянство, а художнически правдиво рассказывает о тех тяжёлых испытаниях, которые выпали на долю русской деревни и сказались на деревенском мире.
Художественный мир Курочкина традиционно человечен. Помимо людей в нём действуют и животные. В частности, в «Пастухе» не менее важным персонажем, чем человек, выступает пёс Узнай. Он не только молчаливый собеседник старика, но ещё и действующее лицо: спасает быка и коров во время грозы, получая при этом серьёзные травмы. Курочкин задолго до «Белого Бима» Г.Троепольского и «Мухтара» И.Меттера очеловечивал собаку. Если классики оставляли собаке собачье сознание, то Курочкин выписал своего Узная всё понимающим, но неспособным говорить. Позже в повести «Урод» он разовьёт эту тему, появившуюся уже в первом маленьком рассказе.
Живой мир у Курочкина и в других произведениях будет играть важную роль: ведь он важная составляющая деревенского быта.
Пастух Фаддей, как и многие герои Курочкина, — созидатель, устроитель, по-государственному мыслящий человек. Это ему принадлежит идея создания рыбного хозяйства в деревне. «Пруд весной — проточный, углуби его, очисти, задержи ранние воды и пускай лещей, а то и карпа зеркального. Доход колхозу. Так он и сказал на общем собрании. Подивились колхозники смекалке старика и решение вынесли: освоить новый вид производства — рыборазведение. Только и всего, что вынесли. Второй год Фаддей напоминает своему сыну Петьке, то есть председателю колхоза, послать людей пруд чистить. А у того одно на языке: “Подождёт, не к спеху!”» [5].
Подобные идеи появятся в повести «Последняя весна» у Анастаса, в пьесе «Козыри- ха» — у Мити. Идея строительства кирпичного завода возникнет у Петра в повести «Заколоченный дом». Словом, герои Курочкина жили общественными интересами, думали о восстановлении деревни.
Деревенская тема, тема культуры на селе, нередко поднимающиеся в произведениях писателей 1950—1960-х годов, появляются и у Курочкина в рассказе «После концерта» [6]. Он по-своему показывает такое культурное явление того времени, как сомодеятельность. В центре внимания Курочкина оказывается старик, талантливый сказочник-сочинитель. Именно старики и старухи становятся позже почитателями и пропагандистами знаменитых сказок Шергина, источником научных работ по изучению фольклора. Эти сказки войдут в золотой фонд русского устного народного творчества. Курочкин не передаёт сказки полностью, он лишь намечает, начинает сказки, приберегая их для других произведений. Основное внимание и тут уделено сути характеров главных героев. Но сама композиция рассказа, его персонажи — старик со старухой — типичны для традиционной сказки. Образ старухи похож на традиционный образ старух из русских народных сказок. Она мудрая, работящая, не сидит без дела, добрая, хоть и строгая с виду. И вместе с тем его Устинья волшебница, носительница народной мудрости.
Да и старик в рассказе — непростой, многозначный образ, несущий множество смыслов и определённую символику. Он творческий человек, сказитель, но, по сути, сказитель — это тот же писатель. Именно таковым представляет его Курочкин, делая его главным героем. Именно старик рассказывает сказку про барыню, про клад и слышит возглас слушателей: «Враньё всё это. Не клад, а нужда сунула мужика в озеро» [6]. Это обидело старика, и в то же время он понимает, что не каждому дано постичь необычное. Для этого требуется дар видеть мир по-другому. По-иному в сказке люди понимают, что такое богатство, красота и т. п. И Курочкин согласен со сказителем: разве быть богатым плохо, если богатство заработано честным трудом?
«— Бабушка Устинья, — спрашиваю я, — правда, тебе чиканашки помогают?
Глаза у старухи глубоко запали и смотрят на меня, как из колодца, холодно и сердито:
— Какие такие чиканашки?
— А такие маленькие, с хвостиком, — поясняю я руками. — Потому у вас такая большая морковка и горох сладкий.
— Откуда ты знаешь, что он сладкий? — грозит Устинья пальцем. — Экий ты глупый малец! — Потом она вздыхает, рвёт в полосатый передник зелёные стручки гороха и высыпает мне в картуз.
— Ешь, ешь, баловник. А матке скажи, чтоб не полоскала языком. Работать, работать надо. Лежебока и в праздник без штанов сидит...» [6].
Устинья на самом деле добрая, несправедливо обижают её в деревне. Курочкину была важна мысль о том, что работящий крестьянин в деревне всегда был богат, то есть имел необходимый достаток. Это он знал сам, живя в деревне. Да и русская поговорка «Кто не работает — тот не ест» здесь как нельзя кстати. В произведениях Курочкина множество народных поговорок, известных нам с детства истин, посланий от наших предков, которые напоминают о наших корнях, традициях, устоях. В 1950—1960-хгоды как раз появляется интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру; это одна из причин расцвета деревенской литературы. Курочкин не просто чувствовал это, как никто другой, но и доказывал своим творчеством.
Я автора-рассказчика здесь во многом автобиографично, близко характеру самого писателя; да и воспоминания из детства не случайно всплывают у рассказчика, уж очень близки они воспоминаниям самого автора.
И в этом рассказе писатель точно передаёт быт деревни: «Устинья села за прялку и, поплёвывая на пальцы, тянет бесконечно длинную нитку. В трубу забрался ветер, неуклюже ворочается там, сердито колотит по вьюшке и дует, словно в пустую бутылку» [6].
Известно, что Курочкин родился и вырос в деревне Кушниково Тверской области и прекрасно знал особенности этих краёв, именно поэтому в его деревенских произведениях воссоздаётся быт северных деревень. Это проявляется и в «Заколоченном доме», когда писатель говорит о традиционной северной культуре — льне, и в рассказе «После концерта», в котором его Устинья занимается характерным для севера делом.
Однако деревенский быт не является главным для Курочкина. Для него, как и прежде, важнее всего люди. Люди послушали сказку, порадовались, а до стариков им и дела нет. Бросили их одних на грязной и ухабистой дороге. Рассказчик встречает их на полдороге, провожает и злится, что не подвезли, не проводили. Рассказ заканчивается скрытой моралью, которую читатель понимает: надо беречь, уважать старость.
Цикл произведений о войне у Курочкина открывается не повестями, как у многих писателей его фронтового поколения, а маленьким рассказом «Маринка» («Неравный бой» в более поздней редакции). Рассказ начинается так, как часто начинались воспоминания фронтовиков: «Это случилось весной 1944 года. Войска 1-го Украинского фронта наступали в страшную распутицу.» [7]. Дальше перед нами сразу предстают боевые будни: танк с отвалившейся выхлопной трубой, раненый майор, грязь, неразбериха. Но в этой привычной военной картине писатель выделяет удивительный образ маленькой девочки. Босая, полуодетая, она бежит предупредить наших о наступлении немецких танков. Хрупкий ребёнок — символ мира — становится у Курочкина ярким контрастом жестокой войне, не щадящей ни юных, ни старых.
У Курочкина всегда интересен и важен символический план. Вот как описывает он вытянувшуюся колонну немецких танков: «Она напоминала огромного удава. И пока машины двигались, серый удав лениво шевелился и злобно плевался огнём» [7]. Зловещ этот символический образ мерзкого чудовища, пугающего уже одним своим видом и поглощающего всё живое на своём пути. Образ змея — это образ зла, традиционно побеждаемого в русских народных былинах и сказаниях. Таким злом и были для Русской земли фашистские захватчики.
Хотя рассказ мал по объёму, он вмещает в себя материал повести. Без лишних отступлений и описаний писатель на примере судьбы девочки сказал о самом главном: о несовместимости человека и войны: «Нету у меня папы. Они убили. А мама не ходит — ноги у неё отнялись» [7].
Сама же война воплощена в трёх подвигах наших красноармейцев. Сначала одна тридцатьчетвёрка борется против колонны немецких танков, но лейтенанта ранит. В танке его заменяет майор. Уже почти конец войны, так хочется выжить, однако майор сознательно идёт один против превосходящих сил противника. Подобное мы нередко видели в произведениях о начале войны («Волоколамское шоссе» А.Бека, «Июль 41 года» Г.Бакланова и т. д.). Но это, по сути, и характеризует всю Великую Отечественную войну: ведь мы победили противника, первоначально во много раз превосходящего нас в вооружении и технике.
Сержанту вначале кажется бессмысленным поступок майора. Зачем вступать в бой, зная почти наверняка, что погибнешь: «Товарищ майор, куда вы? — попытался удержать его сержант. — Едемте отсюда скорее. Всё равно не задержать их. Только зря погибнем» [7].
Но подвиг на то и подвиг, чтобы, не задумываясь, отдать жизнь ради других, ради победы, Родины. Именно такие люди, как майор, решили исход войны. И если бы не литература, о многих из них мы бы и не узнали.
Майор подбивает головной танк: «машина медленно сползла с бугра. Сержант бросился к ней. С трудом он вытащил майора и перенёс на спине в песчаный карьер. Положив его, сержант снял шапку и укоризненно проговорил:
— Зачем же вы меня не послушали, товарищ майор? Что же я теперь делать буду?
— Дяденька Саша, ему очень больно? — всхлипнула Маринка и вытерла кулаком слёзы.
— Нет, ему уже не больно, — ответил сержант» [7].
Не случайно у Курочкина всё это время рядом находится девочка, словно напоминая, за что мы на самом деле воевали и как тяжела, как жестока была война. Курочкин владел чеховской краткостью; трагедия здесь передаётся им в нескольких предложениях, в которых даже нет самого слова «смерть», а простое объяснение ребёнку усиливает трагизм происшедшего. Само присутствие девочки озаряет всё происходящее святостью и справедливостью. И сержант, вначале сомневавшийся в правильности поступка майора, тоже совершает подвиг. Ценой своей жизни он отрезает дорогу танкам, спасая тем самым Маринку и её маму. По мнению Курочкина, не может быть иначе: зло должно быть наказано, ведь все погибшие отдали свои жизни ради святого, праведного дела.
Конечно, это не отменяет боли о погибших, трагичности войны.
У Курочкина в одном неравном бою — вся Великая Отечественная война. Здесь и подвиг, и смерть, и вдовы, и сироты, и победа. В художественной передаче его обозначился взгляд писателя на войну, представленную в разных её ликах. Курочкин уравновешивает в композиции произведения тёмное светлым, достигая тем самым гармоничности, свойственной классическим произведениям, и при этом не теряя реалистичности, серьёзности темы. В рассказе «Маринка» таким светом выступает в первую очередь сама девочка; они с мамой остаются жить. Писатель передаёт удивительно душевное отношение к девочке: увидев её босой, майор берет её на руки, просит отнести домой, сержант протягивает ей сахар, и сама Маринка искренне переживает за них.
«— Как, это опять ты?! — удивился майор.
— Угу, — кивнула девочка. Но, увидев его строгое лицо, залепетала:
— А мне теперь не холодно. Во, посмотри, — и она показала бежевые от глины полусапожки, обутые на босу ногу, и весело похлопала по плюшевому пальтишку, сшитому из старенького жакета. Майор улыбнулся:
— Ах ты, непоседа!» [7].
Несмотря на смерть, реальность страшной войны, в рассказе звучит надежда на продолжение жизни и победу.
Из этого рассказа вырастает повесть «На войне как на войне», ставшая вершиной военной прозы Курочкина. Она любима читателями, её часто переиздают, по ней был снят пронзительный фильм, в 2004 году она была переведена на итальянский язык (перевод Д.Пачини). Мало кто знает, что Курочкину было тяжело расставаться со своими героями и он взялся за предысторию повести «На войне как на войне» — «Товарищи офицеры». Героем её становится уже знакомый нам Пашка Теленков. Курочкин так и не закончил эту повесть, откладывал, правил, не хотел печатать, повесть вышла уже после его смерти благодаря вдове писателя, Г.Е.Нестеровой-Курочкиной.
Неоконченную повесть предваряет пояснение для читателя: «Среди бумаг Виктора Курочкина имеется автобиографическая рукопись, озаглавленная "Товарищи офицеры”. Над нею писатель работал в конце 1965 года. <.> Публикуемый отрывок поможет вдумчивому читателю расширить представление о персонажах повести “На войне как на войне": о Сане Малешкине и Пашке Теленкове — и проследить процесс вызревания замысла следующей повести Виктора Курочкина — “Железный дождь".
Время действия в главе “Товарищи офицеры" предшествует периоду, изображённому в повести “На войне как на войне". Курсанты танкового училища окончили спешное (по условиям военного времени) обучение и с минуты на минуту ждут приказа командования о присвоении им офицерского звания и отправки на фронт» [3].
По этому небольшому пояснению сложно судить в полной мере о замыслах писателя. Но он немало разъясняет в повести «На войне как на войне». Много интересного и нового мы видим в предвоенной жизни будущих героев «На войне как на войне», смерть которых очень тяжело переживалась читателями и не давала возможности увидеть дальнейший ход войны их глазами.
Саня Малешкин и здесь мечтает о войне, о подвигах:
«— Что, Малешкин? Боишься, что без тебя до Берлина дойдут? — спросил Теленков.
— А пока мы тут сидим, и дойдут. От Курска до фашистского логова осталось — раз плюнуть, — наивно ответил Саня. — И какого чёрта мы тут сидим?.. Кончили учиться, сдали экзамены. А там без нас и войну прикончат» [3].
Эти мысли не покинут Саню и в повести «На войне как на войне» и приведут его к подвигу.
«Товарищи офицеры» прежде всего интересны ещё и тем, что теперь мы видим события и героев повести «На войне как на войне» глазами Пашки Теленкова. Если бы Курочкин закончил это произведение, повесть «На войне как на войне» могла бы стать частью романа, а они в то время уже выходят у писателей-фронтовиков. Это и «Горячий снег» Ю.Бондарева, и «Июль 41 года» Г.Бакланова, и «Танки идут ромбом» А.Ананьева, и многие другие.
А у В.Курочкина в «Товарищах офицерах» снова уже знакомое нам: «А у Малешкина опять пилотка задом наперёд. Куда только смотрят дежурный и помкомвзвода?» [3]. Курочкин не изменяет своего героя: ни его характер, ни мельчайшие детали, привычки, уже знакомые нам по повести «На войне как на войне», что делает образ Малешкина целостным. Попав на фронт, он остаётся тем же простым, бесхитростным пареньком. Мы узнаём его сразу: даже если бы Курочкин не назвал фамилии Малешкин, герой уже живёт сам по себе и второго такого нет.
Пашка Теленков совсем другой. Эту разницу в их характерах, воспитании, мыслях, мечтах Курочкин всё время подчёркивает. Теленков — круглый отличник, его портрет висит на доске почёта, он уверен в себе, умеет командовать, знает, у кого попросить табаку или горсть изюма, его уважают.
Здесь есть и свой Сергачёв — старшина Горышин, которого в батарее прозвали Го- рышечем, а Пашка Теленков и вовсе называет его Змеем Горынычем._Он постоянно придирается к 14-й батарее, особенно к Теленкову и Малешкину.
Несмотря на то что женские персонажи не принимают участия в повести, о них ду
мают, вспоминают, говорят, о них читают письма, из-за девушки чуть не назревает драка, но будущие офицеры тут же мирятся:
«— Я знаю, — продолжал Баранов, — ты не можешь забыть тот дурацкий случай, когда я ушёл с той девчонкой. Верно?
Валька Баранов попал в точку. Теленков промолчал. Баранов засмеялся.
— Так её тоже от меня увели на второй день. И увёл-то такой сопливый курсант из пехотного училища.
Теленков не мог сдержаться, чтоб не улыбнуться» [3].
Курочкин здесь также широко использует иронию, тем самым придавая лёгкость повествованию, акцентируя внимание на юности своих героев. Несмотря на постоянный голод и тяжёлые условия, они шутят, смеются, ссорятся из-за девушек; нет гнетущего осознания тяжести предстоящей отправки на фронт, напротив, им по молодости хочется попасть туда поскорее, совершить подвиги, они завидуют побывавшим на фронте, они ещё не видели реальности войны. Эти качества своего поколения,поколения фронтовиков, писателю удалось показать очень точно.
Курочкин мастерски рисует характеры своих героев, при помощи всё той же иронии и точных деталей создавая яркие образы.
Буквально в нескольких предложениях он рассказывает о судьбе героя: «Кличку Птоломей он получил, как только появился в училище. И не столько за свой вид, сколько за свои причуды. В первые дни учёбы вместо уставов и наставлений он читал на занятиях Спенсера с Гегелем. Сперва ему за это дали пять суток простого ареста, потом десять — строгого. Но “губа” не отучила его от страсти к философии» [3].
Очень точно, детально переданы быт курсантов, правила, расписание, обязательная песня по дороге в столовую, содержимое посылки из дома, вид красного уголка и прочее. Эти молодые ребята всерьёз боятся, что их могут оставить командирами в училище, как, например, Теленкова.
Четырнадцатая батарея строит свинарники и полет просо, когда наконец-то приходит долгожданный приказ о присвоении офицерских званий и отправке на фронт. На том и обрывается то ли рассказ, то ли недопи- санная повесть, а может, и часть романа. Ведь, как мы видим, уже знакомые образы раскрываются перед нами, что говорит о связанности произведений «Товарищи офицеры» и «На войне как на войне»: в них схожие темы, проблемы, сохранена даже сама интонация повести «На войне как на войне».
Творчество писателя В.Курочкина содержит богатый материал для исследователей. Вероятно, ещё немало открытий ждёт нас при обращении к его произведениям, которые несправедливо долгое время находились в тени и, появляясь теперь, меняют наше представление не только о творчестве замечательного писателя Виктора Курочкина, но и о литературном процессе того времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. КОНЕЦКИЙ В.В. Памяти В. Курочкина. Эхо (вокруг и около писем читателей). — Спб.: Русско-Балтийский инф. центр «Блиц», 2001. — С. 130—142.
2. КУРОЧКИН В. (В. Овсов. Статьи и фельетоны) // Вперёд (газета). — г. Пушкин. — 1953—1954. — № 16—152.
3. КУРОЧКИН В. На войне как на войне. Повести, рассказы. — М.: Правда, 1990.
4. ГОРЫШИН Г. Пробиться к человеческим душам... // Аврора. — 1977. — № 12. — С. 20.
5. КУРОЧКИН В. Пастух. Рассказ // Ленинградская правда, 1952. — № 19.
6. КУРОЧКИН В. После концерта. Рассказ // Нева. — 1958. — № 3. — С. 81—85.
7. КУРОЧКИН В. Маринка. Рассказ // Звезда. —1964. — № 2. — С. 91—93.
ПАНКРАТОВА Татьяна Борисовна
член Союза писателей Москвы, автор повестей и романа, соискатель учёной степени кандидата филологических наук кафедры новейшей русской литературы ИМЛИ им. М.Горького