Левинтов А. Старый Палех, новый Палех — последний Палех?
Суровые времена порождают прекрасное, что в природе, что среди людей. Геологические катастрофы оставляют после себя причудливые, тончайшего письма рельефы, социальные катаклизмы - изящные искусства.
Грозный раскол церкви, учиненный патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Тишайшим, породил не только первого русского писателя, протопопа Аввакума, но и палехскую иконопись - необычайно тонкую, изящную и выразительную.
Иконопись во владимирское село Палех пришла из села Холуй (около 30 километров от Палеха), что на берегу некогда судоходной Тезы.
Когда начали писать иконы в Палехе, точно неизвестно. В то время в Холуе уже давно писались небольшие «массовые» промысловые иконки, а палешане подхватили прибыльное мастерство соседей. Основываясь на византийской школе иконописи, не спеша и кропотливо, они вырабатывали собственный стиль. Наряду с массовой иконой писались и настоящие шедевры, которые сегодня хранятся в лучших коллекциях мира. Апогея развитие палехской иконы достигло на рубеже XVIII-XIX веков - тогда палехская школа иконописи была признана самой тонкой по письму школой своего времени. Образцами этого письма можно считать акафисты в Крестовоздвиженском храме Палеха.
Старинная икона 19 века. Покров Богородицы.
Живопись темпера. Палех
Размер 44,5 х 39 см.
Промысел в Палехе появился достаточно случайно, именно как народный, то есть безымянный. Но основания к тому были: в здешних краях издревле существовали такие промыслы, как ткачество, вязание, вышивка. Исходный волокнистый материал - лен. А где ткани, там и крашение их.
Одна из легенд о возникновении села и иконописи, признанная «официальной версией», такова: первые упоминания о селении в этой местности относятся ко временам татаро-монгольского ига - их можно найти в церковных книгах XV века. Многие источники свидетельствуют о большом пожаре (возможно, с пожаром связано название села, происходящее, предположительно, от слова «палить»: «паленый», «сожженный»).
Изначально палехские иконы рисовались на досках, только много позже перешли к другим материалам - например, папье-маше. А вот яичная темпера и олифа были всегда. Сусальное золото стало проникать в иконопись во второй половине XVII века, а лаки начали применяться лишь с появлением миниатюры.
Палехские мастера - пока не вышли на самостоятельную творческую стезю - учились у ярославцев, новгородцев, москвичей так называемому строгановскому стилю (византийский стиль, хотя и стал доминантой, пришел сюда через соседей). Палехские иконы были узнаваемы сразу. И не только иконы - местные мастера работали и в крупных, монументальных формах, расписывая стены храмов. Палехскую работу можно найти в Грановитой палате Московского Кремля, храмах Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
Сразу после революции, в 1918 году, местные художники объединились в художественную декоративную артель.
Далее пошли годы исканий, когда палешане расписывали «все, что под руку попало» - экспериментировали, искали. Много работали в лубочном стиле. Предприимчивость, любознательность и контакты в Москве привели некоторых палешан к экспериментам на черных покрытым лаком шкатулкам из папье-маше, взятых из подмосковного села Федоскино. Артель древнерусской живописи появилась 5 декабря 1924 года. Эту дату и принято считать «днем рождения Палехской лаковой миниатюры».
Революция и последовавшая за ней «культурная революция», возглавляемая воинствующими безбожниками, сильно «накренила» палешан. От иконописи пришлось резко отказаться. Но народным художникам повезло. Новая власть увидела в этом промысле сразу две золотые жилы.
Первая - валютная. Капиталисты, не признавая большевиков, тем не менее охотно скупали у них за бесценок раритеты, ценности мирового значения. Однажды Хаммер спросил Луначарского: «Почему вы так задешево продаете свое национальное достояние?» На что нарком культуры, не моргнув глазом, ответил: «Грядет мировая революция - все вернется к нам назад!». Слава Богу, не грянула, но потеряли мы непростительно много. Палехские шкатулки, броши, миниатюры со вполне светскими (но не советскими) аполитичными сюжетами улетали за валюту на-ура. Агитпроп широким потоком шел на внутренний рынок.
Палех стал выдавать на-гора советскую «иконопись» с ликом вождя мировой революции и не только его. Рядом со сказочными и лирическими сюжетами на папье-маше ложились заказные портреты партийных лидеров, известных деятелей культуры, искусства и науки. Художникам снова пришлось искать и экспериментировать: стилистические основы плоскостного письма иконописного стиля не позволяют изображать натуралистические портреты. Так появился палехский портрет - единственная в мире портретная школа «плоскостного письма», основанная на иконописном стиле Палеха.
Впервые палехские миниатюры на папье-маше появились на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. Изделия «Артели древней живописи» ошеломили Всемирную выставку в Париже в 1925 году. Валютная река потекла в пресловутые закрома Родины, палешанам же доставался рублевый ручей, безбедный, но несопоставимый с государственными доходами. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественнопроизводственные мастерские Художественного фонда СССР.
Золотая жила талантливого села не должна была иссякать. В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в ней длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешел в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться Палехским художественным училищем имени А.М. Горького, там обучение длилось уже 5 лет. В 2000-х годах срок обучения опять был сокращен до 4 лет. На излете СССР затеяли было строительство огромного учебно-производственного комбината - развалины недостроя до сих пор ранят сердца палехских художников.
При советах Палех процветал, особенно в годы застоя. Село отстроилось, благоустроилось, похорошело на зависть окружающей нищете и голытьбе деревень и городов Иванов - ской области, скроенной из лоскутов Ярославской, Владимирской и Костромской губерний. Сбыт взяло на себя государство - только рисуйте! И палешане рисовали, оттачивали мастерство, учили новых мастеров.
В советские времена здесь сложилась система, очень напоминающая ситуацию в цехе северо-итальянских зодчих в Средневековье: если совет мастеров признавал работу подмастерья равной по уровню работе мастера, но не повторяющей ее, такую работу называли шедевром, а самого подмастерья причисляли к сонму мастеров. В Палехе признание шедевральности изделия означало не просто переход на более высокую ставку оплаты, но и разрешение работать на дому.
Позже это благое дело обернулось для палешан губительным раздором мнений и интересов - не только художественных, но прежде всего маркетинговых. Эта разобщенность теперь - основная угроза, выросшая перед палешанами.
Несмотря на разброд и шатание, несмотря на непонимание рынка и его законов, Палех меняется: вернулась иконопись, появились новые материалы, формы, сюжеты. Но палехская миниатюра, увы, исчезает. Палех борется за свое художественное и духовное бессмертие - не очень ловко и умело, но борется. «Распалась связь времен» - и великие мастера уходят, оставляя за собой пустоту. На смену им идут умельцы подделки и мастера ширпотреба.
Старый Палех - новый Палех и, надеемся, не последний.
Всем скорбящим радость
Начало XIX века
Государственный музей палехского искусства