Скуридина С. А. Антропоним Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Аннотация. В статье раскрываются значение и роль имени героя в романе, его связь с мифологемой земли.
Ключевые слова: взаимосвязь литературоведения и лингвистики, взаимосвязь литературоведения и лингвистики, ономстика, антропоним, мифологема, идейное содержание произведения.
Изучение литературы в школе на основе осуществления взаимосвязи литературоведения и лингвистики даёт плодотворные результаты в освоении биографии писателя и идейного содержания произведений, повышает интерес учащихся к чтению классики.
Так, при знакомстве с биографией Ф.М.Достоевского важную роль играет обращение к значению и истории его фамилии: «Откуда взялось название, давшее начало фамилии? Местная легенда гласит: близ урочища Городного, резиденции князя, находилось село, поставлявшее людей в княжескую обслугу. Их, может быть, не без скрытой насмешки величали достой- никами (очевидно, по аналогии с польским dostoinik — сановник, приближённый государя). Разумелось, что почтённые этим званием люди достойны прислуживать своему господину. В отличие, скажем, от обитателей соседнего села Смердячего, которые именовались смердами и, само собой, должны были уступать дорогу горделивым достойникам» (Шпандарук И.П. Достоеусю i Беларусь. — Мшск, 1975. — С. 52).
Отметим интерес самого Ф.М.Достоевского к имени человека. Имя для писателя — это продолжение истории семьи, поэтому наречение ребёнка — это творческий акт, обязательно отражающий преемственность поколений. Как указывает А.Г.Достоевская, своему младшему сыну Фёдор Михайлович хотел дать имя Степан «в честь родоначальника рода Достоевских», Степана Ивановича Достоевского, упоминание о котором содержится в литовских документах XVI века [Достоевская А. Г. Записная книжка 1881 года // Ф.М.Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. — СПб., 1993. — С. 214, 276].
Несомненно, что Ф.М.Достоевский как писатель выбирал имена для героев с определённым значением (семантикой). «Посредством имён в романах Достоевского зачастую выстраивается как бы второй, символический, а не событийный сюжет, названный Вяч. Ивановым «романным мифом», в котором имя предстаёт как средоточие авторской позиции» (Имя в литературном произведении: художественная семантика. — М., ИМЛИ РАН, 2014. — С. 15).
Фамилию главного героя «Преступления и наказания» обычно связывают с расколом. Как отмечает М.С.Альтман, «в начальных вариантах романа Достоевский намекает на историческое происхождение фамилии Раскольников. Мать Раскольникова говорит своему сыну: “Раскольниковы хорошей фамилии... Раскольниковы двести лет известны”» (см. «Материалы к биографии Ф.М.Достоевского» из книги «Биография, письма и заметки из записной книжки Достоевского». — СПб., 1883. — С. 356).
«Двести лет известны». Не значит ли это — с начала раскола, когда такая фамилия и могла появиться? Раскольников, видимо, и впрямь из раскольников. Подтверждает это и ещё одна характерная деталь: Раскольников — из той же Рязанской губернии, откуда и Миколка (Альтман М.С. Имена и прототипы литературных героев Достоевского // Учёные записки Тульского государственного педагогического института, 1958. — № 8. — С. 131—150).
Интересна трактовка фамилии Раскольников, представленная Э.Корманом: «Слово “раскол” в его первичном значении, содержащееся в слове “Раскольников”, определило выбор орудия преступления: топор. Кого же убьёт Раскольников? Конечно, Лизавету. Причем убьёт ударом раскола, то есть остриём, а не обухом. <...> Мы, конечно, не можем утверждать, что так формировался замысел романа. Но мы настаиваем на ошибочности традиционного толкования: мол, Раскольников шел убивать старуху, а Лизавета случайно подвернулась. <.> Раскольников шёл убивать Лизавету, а старуха была приманкой, живцом. Вот почему он её так ненавидит: “Ни за что, ни за что не прощу старушонке!”» (Корман Э. Хронотопическое сознание // http://www.club.sunro- und.com/22 /korman.htm).
На взгляд автора этой статьи, идея романа «Преступление и наказание» в значительной мере связана с мифологемой земли и именем, фамилией героя. [см. подробнее: Скуридина, 2016, № 4]. Для Ф.М.Достоевского земля — это первооснова, которая может даровать очищение и способствовать духовному воскрешению, что характерно для всего творчества Ф.М.Достоевского: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда Бог опять тебе жизни пошлёт», — советует Соня Мармеладова Раскольникову, отсылая нас к старинному обычаю каяться земле в своих грехах [5, с. 322]. И Раскольников, следуя наставлениям Сони, идёт и целует землю: «он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием.» [5, с. 405].
Преодолеть раскол в душе героя Родиона Раскольникова, утрату им духовных ценностей помогает мать сыра земля — любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времён. Как к истиной матери прибегал к ней человек в трудную минуту своей жизни, черпал силы: припадёт богатырь к сырой земле — и преисполнится новых сил.
Миф о земле связан и с именем героя. Впервые имя Раскольникова встречается в романе в уменьшительно-ласкательной форме: «Милый мой Родя...» — обращается к сыну Пульхерия Александровна. В такой форме имя Раскольникова воспринимается
как производное от глагола родить, а через него и как однокоренное с лексемой Родина. Отчество Раскольникова — Романович, но в романе поручик Порох, пытаясь припомнить его отчество, ошибочно называет его Родионовичем: «Ну что: Раскольников. И неужели вы могли предположить, что я забыл! Вы уж, пожалуйста, меня не считайте за такого... Родион Ро... Ро... Родионыч, так, кажется?..» Просторечная форма Родионыч дублирует имя, снова отсылая нас к Родине-земле.
Для Ф.М.Достоевского Родина — это прежде всего земля, мать-земля, в которой не только зарождается жизнь, но которая является первоисточником духовности, так как с мифологемой матери-земли связана идея воскрешения духовно погибшего человека.
Осмысливая творчество Ф.М.Достоевского, можно говорить о синкретичном образе земли, воплотившем в себе языческие и христианские традиции. «.Богородица — великая мать сыра земля есть», — уясняет Хромоножка в романе «Бесы» [6, 116], подчёркивая единство матери-земли и Богородицы.
Как видим, анализ трёхчастного антропонима, выбранного Ф.М.Достоевским для главного героя «Преступления и наказания», выводя читателя на мифопоэтический уровень, способствует более глубокому прочтению романа и более полному представлению об образе Раскольникова.
ЛИТЕРАТУРА
1. АЛЬТМАН М.С. Имена и прототипы литературных героев Достоевского // Учёные записки Тульского государственного педагогического института, 1958, № 8. —
С. 131 — 150.
2. ДОСТОЕВСКАЯ А.Г. Записная книжка 1881 года // Ф.М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. — СПб., 1993. — С. 214, 276.
3. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л.: Наука, 1973. — Т. 6: Преступление и наказание.
4. Имя в литературном произведении: художественная семантика. — М., ИМЛИ РАН, 2014. — С. 15.
5. КАРАСЁВ Л. В. О символах Достоевского // Вопросы философии. — 1994. —
№ 10. — С. 90—111.
6. КОРМАН Э. Хронотопическое сознание // http://www.club.sunround.com/22/ korman.htm
7. Материалы к биографии Ф.М.Достоев- ского // Биография, письма и заметки из записной книжки Достоевского. — СПб., 1883. — С. 356.
8. ШПАНДАРУК И.П. Достоеусга i Беларусь. Минск, 1975. — С. 52.