Васильева С. А. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». 6 класс
Аннотация. В статье предлагается разработка урока, связанная с чтением, анализом и интерпретацией пушкинского стихотворения.
Ключевые слова: пейзажная лирика, единство человека и природы, лирический герой, красота природы, любовь к природе, к русской классике, русскому языку.
Abstract. The article proposes the lesson related to reading, analyzing and interpreting the Pushkin’s poem.
Keywords: landscape lyric poetry, unity of a man and nature, lyrical hero, beauty of nature, love of nature, Russian classics, Russian language.
Цели урока: формирование умений выразительного чтения лирики, анализа и интерпретации стихотворений в единстве содержания и изобразительно-выразительных средств, умения использовать теоретико-литературные понятия; развитие устной и письменной речи учащихся, нравственное и эстетическое воспитание: прививать любовь к поэзии, к природе.
Наглядность на уроке:
портреты А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина (1827), О.А.Кипренского (1827);
репродукции картин русских художников, фотографии зимних пейзажей;
музыкальный фрагмент из «Времён года» А.Вивальди («Зима»);
выставка книг с произведениями А.С.Пушкина;
словарь к стихотворению «Зимнее утро».
Ход урока
Слово учителя, подготовка к восприятию стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин (1799— 1837) принадлежит к числу тех русских поэтов, чьё творчество известно во всех странах мира. Пушкин оставил большое наследство и как поэт, и как писатель, и как литературный критик, и даже как художник. Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение Пушкина «Зимнее утро».
Но сначала мы познакомимся со словами, которые при чтении стихотворения могут быть для вас непонятны (на экран выводится слайд):
Нега — состояние внутреннего удовлетворения, покоя (устар.).
Аврора, лат. — богиня утренней зари в античной мифологии.
Взоры — глаза (устар.), взор — взгляд. Вечор, нареч. — вчера (разг.)
Нынче, нареч. — сегодня (прост.). Озарена — освещена.
Запречь — запрячь, запрягать (диал.). Предадимся — отдадимся.
Янтарный — оттенок жёлто-оранжевого цвета, напоминающий янтарь.
— Стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным за один день, в ноябре 1929 года в селе Павловском Тверской губернии, в имении семейства Вульфов, его хороших знакомых. Поэт заехал к ним, возвращаясь с Кавказа. В средней России в это время обычно наступает зима.
Ребята, представьте себя в заснеженном лесу, или в аллее парка, запорошённой снегом, или летящими на весёлой тройке с бубенцами по хрустящему снегу в соседнее имение...
Нарисуйте свою словесную картину. Каким будет ваше настроение в такой момент, какие чувства вы испытаете? Наверное, они будут разные, если день будет пасмурным, хмурым или, наоборот, ясным, солнечным.
Этим заданием мы готовим детей к восприятию стихотворения и «заставляем» в слове воссоздать место, обстоятельства, в которых они мысленно оказываются, и передать свои чувства, ощущения.
Вот наиболее удачные детские работы.
— Солнечный морозный денёк. Я иду по аллее парка. Всё бело, даже празднично. Становлюсь под дерево, встряхиваю тонкий стволик и оказываюсь под белым снежным дождём. Какая красота! На душе радостно.
— Мама просит сбегать в магазин. А так не хочется: за окном темно, хотя до ночи далеко; ветер гнёт деревья, они стучатся по оконной раме. Выбегаю и устремляюсь вперёд через лесок. Ветер со снегом — в лицо, под ногами не видно тропинки, всё замело, руки прячу в карманы, но лоб и щёки мороз и ветер не щадят. Быстро покупаю хлеб и бегом назад. Теперь ветер в спину подгонят меня. Скорее! Из мрака — в тепло, к чаю. От страха и беспокойства — к тишине, теплу и уюту.
— Никогда не ездила на тройке с бубенцами. А хотелось бы! Чтобы морозец небольшой, день безветренный, лошадки неторопливые. И я сижу в санях, укрытая тёплым тулупчиком. Колокольчики звенят, лошадки бегут весело, солнце — в глаза. А мне так хорошо, и хочется, чтобы дорога не кончалась.
Благодарю ребят за их яркие словесные картины, за умелую передачу чувств и состояний.
Красоту родной зимней природы всем сердцем чувствовал и Александр Сергеевич и передал её в стихотворении «Зимнее утро».
Готовит глубокое восприятие пушкинского шедевра и музыка Вивальди. Из зимних «Времён года» мы преднамеренно берём только две первых части: резко контрастные, они очень близки стихотворению, которое нам предстоит с ребятами читать.
— Я очень люблю музыку, которую хочу предложить вам послушать, и хочу, чтобы она понравилась и вам. Это музыкальный фрагмент «Зима» из «Времён года» А.Ви- вальди. Я очень люблю эту музыку и хочу, чтобы она понравилась и вам. Какую зимнюю картину, на ваш взгляд, рисует эта музыка? Одну или нет?
Музыка Вивальди очень нравится детям. По их словам, она «очень красивая», «захватывает», «чарует», «забирает всего тебя», «хочется слушать её ещё и ещё».
Ребята слышат резко отличный, контрастный характер первых двух частей «Зимы» композитора.
— Первая часть тревожная, быстрая. Музыка помогает представить пургу, порывы ветра. Но во второй части всё внезапно утихло, и музыка передаёт покой, тишину.
— Когда слышишь первую часть, представляешь зимнюю ночь. И хотя снег белый — ночь такая тёмная, ветер такой сильный, злой, что ждёшь чего-то ещё более страшного. В следующем музыкальном отрывке, кажется, пурга смилостивилась над людьми и утихла. И так вокруг стало покойно, и ночь просветлела, и дорога обозначилась. Страх ушёл, и стало очень хорошо.
— Ребята, перед чтением стихотворения хочу сказать вам и надеюсь, что вы это запомните, что «Зимнее утро» было написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим хорошим знакомым — семейству Вульфов — Александр Сергеевич заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа, а прежде бывал он у Вульфов подолгу и неоднократно. Вижу, что теперь вы готовы слушать Пушкина.
Учитель выразительно читает стихотворение наизусть.
Анализ стихотворения (работа с текстом)
— Скажите, понравилось вам стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
Стихотворение детям нравится: «Оно такое живое, весёлое, когда поэту хорошо, и печальное, грустное, когда он огорчается или печалится», «Хорошо представляешь картины, которые здесь нарисованы», «Легко запоминается, язык какой-то лёгкий».
Предлагая следующий вопрос, стараемся добиться, чтобы дети могли в слове передать чувства лирического героя (в этом стихотворении совпадающего с автором).
— Какие картины природы можно выделить в стихотворении, как они соотносятся с чувством лирического героя?
Называем такие картины:
Чудесный день
«День чудесный» вызывает восторг поэта. Он произнёс только два слова: «Мороз и солнце» — и мы уже видим этот день, весёлый, радостный, и разделяем его оценку и восторг, и так и хочется тоже вскрикнуть: «День чудесный!»
О прекрасном настроении поэта говорит и то, что ему хочется своё чувство разделить с кем-то, порадоваться солнечному, морозному деньку вместе с «другом прелестным». Как только занялась заря (северная Аврора) и во всей красе предстал наступающий чудный день, он, нетерпеливый, радостный, чтобы не вспугнуть, тихонько будит красавицу, «звезду севера»: «Пора, красавица, проснись.»
Тоскливый вечер накануне
То, что открывается перед взором за окном, — полная противоположность дню вчерашнему: тогда «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», сквозь «тучи мрачные» луна еле пробивалась жёлтым мутным пятном. И поэт разделяет печаль своей подруги. Может быть, к печали примешиваются грусть, тревога: в такую непогоду настроение мрачное, из дома не выйдешь.
Радостный, морозный зимний пейзаж
Но утром картина совсем иная. Взору открываются голубые небеса, великолепные ковры блестящего под солнцем снега, прозрачный без листвы лес, зеленеющая сквозь иней ель, речка подо льдом. И это вызывает радость, восторг лирического героя.
Тёплая, солнцем пронизанная комната
И комната озаряется под лучами яркого и радостного солнца «янтарным блеском»,
и деревянный пол; и затопленная печь заговорила «весёлым треском». Так уютно, так покойно, так хорошо думается в такой миг.
В санях к «милому берегу»
Чувство радости лирического героя от красоты зимнего пейзажа придаёт ему силы и требует выхода: ему не терпится снарядить «нетерпеливого коня», навестить «поля пустые», «берег милый».
-А о чём вам говорят слова «берег милый для меня»? (Самая сильная привязанность, в которой лирический герой (и автор) признаются в этом стихотворении, — это родные, дорогие сердцу места, где, наверное, ему было хорошо, где его ждали, любили, куда хочется вернуться.)
— Мы с вами убедились: А.С.Пушкин красочно и точно передаёт состояние и природы, и лирического героя; отношение к природе, настроение, вызванное зимним пейзажем, совпадают у лирического героя и у автора стихотворения.
Ещё хочу обратить ваше внимание вот на что: мы с вами очень старались найти самые верные и точные слова для того, чтобы нарисовать картины, созданные поэтом, и передать его чувства. И у нас это в итоге неплохо получилось. Но согласитесь, что до пушкинских стихов нам далеко, они много сильнее нашего старательного пересказа, для которого мы искали и обдумывали каждое слово. Хотя, думаю, Александр Сергеевич нас бы похвалил за старание и понимание его стихотворения.
— А теперь подумаем: какие художественные средства использует автор, передавая образы природы, чувства человека? Запишите их названия с примерами из стихотворения.
(Находим эпитеты («день чудесный», «друг прелестный», «великолепными коврами», «янтарным блеском», «весёлым треском», по утреннему снегу»), сравнения («. луна, как бледное пятно.», «.великолепным коврами. снег лежит», «Навстречу северной Авроры / Звездою севера явись.»), олицетворения («вьюга злилась», «мгла носилась»), аллитерацию («Весёлым треском трещит затопленная печь.» — звуки с, т, к, р, щ передают треск дров в печи, контраст (настроение красавицы противопоставлено настроению лирического героя; печаль, грусть, навеянные вьюгой, мрачными тучами в низким небе, зловещею мглой, — радости, восторгу, приподнятому настроению лирического героя, вызванному ярким зимним днём; мороз за окном — теплу комнаты.)
Ответы учащихся помогают привести их к определению темы и идеи стихотворения. (Тема: меняющийся зимний пейзаж, картина зимнего утра; идея: природа и человек едины, внутреннее состояние человека связано с меняющейся природой.)
Очень важно поставить перед детьми вопрос о том, каким предстаёт перед читателем лирический герой стихотворения. Вопрос направляет на осмысление внутреннего мира человека, его чувств, жизни его души.
Дети верно замечают, что Пушкин в этом стихотворении жизнерадостен, отзывчив на красоту, видит её и ярко, эмоционально выражает свои чувства.
Направим детей:
— Вы верно говорите об отношении лирического героя к природе и его связи с ней. Но разве это стихотворение не открывает нам его отношения к людям?
Ребята задумываются, и уже через минуту лес рук:
— Он хорошо относится к «другу прелестному».
— Хорошо - это как? Можно найти выразительные синонимы этого слова? И из чего мы это заключили?
Выстраиваем синонимический ряд: с теплотой, искренне, с любовью, как к понимающему другу, как к близкому человеку.
— Он восторгается не только красивым зимним днём, но и девушкой. По словам, какими он её называет, понимаешь, что она действительно красавица.
— Не только красавица, но и «друг милый», а значит, ей можно довериться.
— Такое отношение проявляется уже в словах обращения: не просто «друг», а «друг прелестный», а ещё «красавица», «звезда севера».
— И в том, как бережно, с любовью он её будит, чтобы поделиться своим хорошим настроением.
— Ребята, есть такое замечательное слово — «трепетно»: оно включает и любовь, и бережное отношение, но особое — очень бережное, именно трепетное, когда боишься хоть чем-то огорчить. А теперь хочу вас спросить: а кроме друга-красавицы, мы более никого в строках Пушкина не увидели?
Вопрос помогает ещё раз увидеть за строками о «береге милом» не только желанное для поэта место, но и тех, кто делает этот берег притягательным для него: кто всегда ему рад, кто ждёт, с кем связывает поэта счастливые годы дружбы, привязанности, сердечных и тёплых отношений.
Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения
Создаются творческие группы, от каждой один учащийся читает выразительно стихотворение.
Вспоминаем этапы подготовки выразительного чтения стихотворений, чтобы передать многообразие настроений и переживаний лирического героя.
При подготовке к выразительному чтению стихотворения надо определить эмоциональное настроение (его изменения), которое передано в нём; чувства лирического героя, автора, которые надо передать в чтении; включить воображение, то есть представить жизненную ситуацию, отражённую в стихотворении; расставить смысловые и логические ударения в связи с меняющейся интонацией.
Внимательно слушаем выступления чтецов, доброжелательно отмечаем достоинства и недостатки, стараемся исправить их в повторном чтении строк, оцениваем достигнутое.
Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» наизусть. Подготовиться к конкурсу домашних сочинений на тему: «Зимний день в родном городе».
ВАСИЛЬЕВА Светлана Анатольевна,
учитель-методист МБОУ ЕУВК «Интеграл», г. Евпатория, Республика Крым