Господин Великий Новгород




Все статьи проекта "Маршрут построен!"


Когда в 1818 году выходили в свет первые 8 томов бестселлера «История Государства Российского» Н.М. Карамзина, города пустели. Общество, по словам Пушкина, зачитывалось и восхищалось полнотой, научной глубиной новых знаний и литературным слогом автора. Русский дворянин того времени мог хорошо знать европейских Плутарха, Цезаря и Карла Великого, но ничего – о русской истории.
Сегодня знания пополняются находками археологов, расширяя деталями общую картину представлений о развитии нашей страны. Культурный слой Новгорода, к слову, составляет более 7 метров. 

***

А.С. Пушкин

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

1829 г.

***

Но обо всем по порядку.

Издалека на подъезде к Новгороду видны золотые купола и колокольни православных храмов. И самый древний из них – шестикупольный храм (1045–1050) Софийский собор Детинца (Кремля) в честь Святой Премудрости Божьей (от греческого «София» – «Мудрость»). В Новгороде Великом – 115 действующих храмов разных религий.

Панорама Великого Новгорода. Детинец


У Новгорода длинная история. Отсюда из далекого 862 года ведется хронология нашей государственности. Пройдет 10 веков, и император Александр II Романов велит установить именно в Новгороде, а не в Киеве, Москве или Санкт–Петербурге, памятник «Тысячелетию России». В один из периодов здесь была провозглашена Республика, а город назывался Господин Великий Новгород. Здесь, в единственном городе Древней Руси, находилась «штаб–квартира» русской Ганзы, найдены первые 1089 берестяных грамот – бесценный литературный эпистолярный памятник, первый свод законов, первый кодекс семейной жизни. В 1999 году город Федеральным Законом РФ был переименован в Новгород Великий.

В становлении и развитии любого средневекового государства и города большую роль играли два фактора: торговля и близость к водно–морским путям. По воде шло перемещение и расселение племен, развитие хозяйств, ремесел, торговли и проникновение новых технологий.

Восточнославянское государство Древняя Русь образовалось на пути миграции племен из центра Европы по водным артериям озера Ильмень – рек Волхов–Ловать–Западная Двина–Днепр, по бескрайним степям и лесам.
Ильменские словене (основа великорусского этноса) по языку и культуре близки к балтским славянам (словене, значит – знающие, понимающие «слово», кто не понимает «слово» – немые–немцы).

Древние племена жили в единстве с природой, с языческой религией, а выживали за счет собирательства растительных плодов на иловых почвах, рыбной ловли, охоты. В Волхове когда–то водились и ценные рыбы осетровых и лососевых пород, а в лесах – пушной зверь – соболь, бобры, куницы, лисицы. Со временем появились и плоды земледелия. Но экстремальный климат, короткое новгородское лето не позволяли получать на подзолистых землях хороший урожай, что часто вызывало голод. Все это заставляло учиться торговать, менять товары на продовольствие.

Когда у ильменских славян назрел конфликт из–за отказа платить викингам неподъемную дань для защиты своих интересов, их старейшины при поддержке соседей – кривичей, фино–угров  – в 862 году призвали на княжение варяжского князя Рюрика. Этот момент принято считать зарождением Русского государства. Сам город упоминается в летописях раньше – 859 год.

Будущий Новгород находился в уникальном месте на берегах озера Ильмени и реки Волхов, на пересечении двух торговых путей: 
– «из варяг в греки» (Балтика – Днепр – Черное Море – Византия) 
– «из варяг в арабы» – Волго-Балтийский путь (Балтики – Волга – Каспий – страны Востока).
Торговля способствовала становлению и расцвету города, как транспортного хаба. Из Северной Европы через него шли товары на Восток и в Византию и наоборот. Новгород начал и сам поставлять на рынок свою знаменитую промысловую триаду: мед, воск, меха. Со временем с расширением территории Новгорода добавились товары – моржовая кость и моржовый жир, драгоценные камни Урала и жемчуг северных рек, лес, лен. Новгород становится портом 4 морей: Черного, Каспийского, Балтийского, Белого.

Считается, что именно в Новгороде зародился и новый русский этнос, соединивший коллективизм славян, отважность и предприимчивость скандинавских викингов, жизнестойкость финнов.

Династия Рюриков правила 735 лет. После смерти Рюрика регентом его сына – князя Игоря – становится Олег, который завоевывает в 882 году Киев и делает его столицей Руси вплоть до 1240 года.

В 1932 году начинается планомерное археологические изучение Новгорода. В 2 км от сегодняшнего центра у истока реки Волхов озера Ильмень (напротив мужского Юрьева монастыря в честь великомученика Георгия – основан в 1030 году Ярославом Мудрым) было обнаружено капище, торгово–ремесленный и военно–административный центр Приильменья – Резиденция новгородских князей. Памятник назвали Рюриково Городище или старый город. В раскопках найдены многочисленные печати, что говорит об активной деловой переписке; элитная посуда, предметы христианского культа, драгоценные артефакты, среди которых медная монета императора Феофила Византийского (839–842).


Рюриково Городище

Только через 50 лет появляется новый город – Новгород, который расширяет свои городские границы по обеим сторонам реки Волхов. А в период наибольшего расцвета Вечевой республики (1136–1478) – границы Господина Великого Новгорода включали территории от самого города в узком смысле на севере – до Белого моря, на востоке – за Уральские горы, на Западе – до Балтийского моря и на юге – до верховья Волги и Западной Двины. Ресурсы имели большое значение для экономики Новгородской республики, основой которой составляла торговля.

Князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, начинал править в Новгороде (970–988). После его смерти между сыновьями разгорается борьба за престол в Киеве, в которой при поддержке новгородцев одержал победу сын Ярослав. В благодарность Новгород освобождается от ежегодной дани Киеву, получает право самоуправления, выбирает (нанимает) себе князя и собственный суд. Так были заложены первые основы Вечевой республики.

При Ярославе создается первый письменный свод законов «Русская правда» – 1016 год. Летописцы назвали Ярослава Мудрым. Он подолгу жил в Новгороде в своей новой резиденции – Ярославово Дворище. Его дворец по пышности и великолепию превосходил все европейские дворцы. Рядом размещался Торг, где шла активная торговля на 2000 торговых лавках. А товары прятались в подвалах храмов для надежной сохранности. К архитектурному комплексу Ярославово дворище сегодня относится 7 храмов – объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ярославово дворище


В 1044 году старший сын Ярослава Владимир заложил в Новгороде Крепость–Детинец. Главной святыней Детинца и всего города становится Софийский собор (1045–1050), построенный в дань древней традиции, начатой ветхозаветным царем Соломоном, воздвигнувшим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца. Купола собора напоминают шлемы, это отличительная черта новгородской церковной архитектуры. Здесь сохранились фрагменты фресок XII века, а на трёх иконостасах размещены иконы XIV–XVII веков.

До наших дней из 12 древних башен Детинца уцелели девять. Внутри Детинца кроме Софийского собора находятся Софийская звонница, памятник «Тысячелетие России», здание Присутственных мест, Грановитая палата – резиденция новгородского владыки, реставрационная мастерская, руины Владычного двора, филармония, церковь Андрея Стратилата, Соколиный двор. В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата – работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются только во время архиерейских богослужений.

Софийский собор


В соборе хранилась вся городская казна. Здесь была создана рукопись Остромирово Евангелие – самая первая русская книга (1056–1057) на 294 листах тонкого белого пергамента. Переведена на славянский язык библия. Открылось первое образовательное учреждение – школа для 300 отроков. Грамотность была одним из важных достоинств новгородских граждан. Экономика, войны и мирная жизнь, торговля требовали обучению ремеслам, которых в Новгороде насчитывалось до 50 видов: от кузнецов, оружейников, гончаров до ювелиров.

Чудодейственные иконы в Софийском соборе

В XII веке все активней развивается международная торговля. Главными торговыми партнерами Новгорода становятся балтийские готландские купцы, а позже – немецкие города и Любек – центр Ганзейского торгового союза свободных городов (всего в Ганзу входило около 160 городов, просуществовал до середины XVII века).

В XIII–XV веках Новгород бесконечно воевал, защищая свои границы. 26 раз – со Швецией, 11 раз – с ливонцами, 14 раз – с Литвой, 5 раз – с Норвегией.
В XIII веке в 1238 году по древнерусским городам прокатилось татаро–монгольское иго. Известно, что хан Батый не дошел до Новгорода всего–то 100 верст (верста – 1066,8 м), а повернул обратно. Это спасло город от разрушений, сохранив первозданность культуры и языка домонгольской Руси. Но не спасло от дани – налог все равно платили от торговли.

Угрозы шли и с Запада. В 1240–1242 год – объявлены крестовые походы на Русь крестоносцев ливонского ордена с целью подчинить русские земли Римской Католической Церковью. Новгородский князь Александр (1221–1263) за победу на Неве (15 июля 1240) получил прозвище «Невский». 5 апреля 1242 года он разбил на льду Чудского озера рыцарей Левонского ордена.

Новгород имел в своей истории существования период Вечевой Республики (1136–1478). Новгородцы юридически фиксировали в документах государство под названием «Господин Великий Новгород».

Традиции вече идут еще от родоплеменных советов, но у новгородцев были свои характерные особенности. Вече принимало Князя, а также судило его, «указывало ему путь» из Новгорода. Вече избирало посадника (контролировал власть Князя) и владыку–архиепископа, здесь обсуждались важные вопросы войны и мира. Обращение каждого выступающего на вече начиналось словами: «Вольные мужи новгородские».

Основой экономики Средневековой Руси было сельское хозяйство. Земельные богатства составляли основу могущества правящей верхушки – боярства. Но основным экономическим фактором новгородской верхушки была не земля, а капитал. Общество делилось на три класса: высший – бояре (крупные капиталисты и землевладельцы), средний – житые люди и купцы, низший – черные люди. Купеческая элита отличалась не только положением в обществе, они были меценатами, а их усадьбы–дворцы представляли архитектурные шедевры.

Древний город Новгород состоял из 5 районов (концов). Каждый конец имел свое вече, своего посадника. Не всегда вече заканчивалось мирно. Наблюдались и ссоры с рукопашными боями на мосту Волхова между Софийской и Торговой (Ярославской) сторонами. Коллективно решались вопросы благоустройства. Улицы мостились, укладывались деревянные мостовые, дренажные системы водоотводов и первый на Руси водопровод! Деревянный! Археологи проверили его сохранность – трубы не повреждены и прекрасно функционируют! (уникальная новгородская почва защитила все культурные слои). Город по размерам был больше и чище Парижа, где нормой было выливать все нечистоты на улицы.

Домострой – кодекс семейной жизни – тоже изобретение новгородцев. Мужчина – глава семьи, но женщины пользовались большей свободой, чем в других регионах.

На Руси письменность возникла с принятием христианства (988). Славянские тексты писались на пергаменте, например, первый летописный источник – «Повесть временных лет» (1118). В частных переписках использовалась береста. В 1951 году археологическая экспедиция Артемия Арциховского обнаружила в Новгороде первую берестяную грамоту, иллюстрирующие обыденную жизнь людей русского Средневековья (IX–XVII), всего 1089. Во всей остальной России найдено берестяных грамот не больше 100. Берестяные грамоты, украшения, посуда, оружие — число найденных в городе артефактов можно сравнить только с раскопками Трои и Помпеи.

В 1478 году Новгород был силой присоединен к Москве. Иван III проводил политику объединения русских земель и унификации православия. Вольный город лишился независимости, права проводить самостоятельную внешнюю политику, выплатил контрибуцию. Бояре потеряли владения, посадников заменили московскими наместниками. Символ Вече – колокол – отправили в Москву. В 1569 году царь Иван Грозный пошел громить Новгород по доносу о подозрениях в присяге польскому королю, превратил город в крепость, бесследно истребив вольный дух жителей.

На кресте центрального купола Софийского собора сейчас сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время опричнины и массовых убийств горожан в 1570 году. В памяти новгородцев Иван Грозный оставил негативный след, поэтому его образ не вошел в число великих деятелей на памятнике «Тысячелетия России».

20 сентября 1862 года молебном в Софийском соборе Новгорода с крестным ходом, парадом и салютом из 62 пушек в присутствии царской семьи Александра II Романова и 13 тысяч почетных гостей торжественно был открыт уникальный памятник, увековечивший 1000–летнюю историю России в камне. Один из наших важных символов.

Автор проекта – 25–летний художник Михаил Микешин. Он придумал скульптурный коллаж из 128 горельефных фигур, расположенных на трех ярусах памятника, заложив в нем главные принципы: самодержавие, православие и народность. «Шапка Мономаха» в виде шара–державы венчает колоколообразный постамент. Общая высота – 15,7 м. Таким образом объединились два важных символа российской и новгородской истории – атрибут власти и достижения царей–самодержцев и вечевой колокол.

Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».




Фигуры среднего яруса олицетворяют шесть эпох Российского государства: Первый – князь Рюрик (Призвание варяг и основание Руси в 862 году). Князь Владимир Святославович (Крещение Руси–988). Святой Великий князь Дмитрий Донской (символ освобождения от татаро–монгольского ига, 1380). Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы, основатель самодержавного Русского царства. Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин (Завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых). Петр I – великий основатель Российской Империи.

На третьем ярусе размещены выдающиеся российские деятели IX–XIX веков в лицах, оставивших след в истории: Просветители – 31 фигура: Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, летописец Нестор, Сергий Радонежский; Государственные Люди – 26: Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский; Военные люди – 36: Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, Михаил Воронцов; Писатели, Композиторы, Художники – 16: Ломоносов, Державин, Лермонтов, Пушкин, Глинка, Брюллов.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты разрушили памятник. После освобождения Новгорода (20 января 1944) памятник стал первым объектам восстановления и уже 2 ноября 1944 года он стоял во всем своем величии. Всем понятно – Россия не может лежать в руинах.

Средневековый Новгород, говоря современным языком, – продвинутый, открытый, талантливый, трудолюбивый, где культивировалась духовность, образование и семейные ценности, где заботились о безопасности и благоустройстве, поощрялись инициатива и деловизм. Где было место и разным жанрам искусства. Предположительно в 1167 году создается былинный цикл «Садко», в котором вера в бога, доброта и смирение – основа жизни любого человека. Первая драматическая постановка ставится в XVI веке. Этот период называют расцветом скоморошества. Современный драматический театр им. Ф.М. Достоевского такой же причудливый, своеобразный, оригинальный, построенный в стиле советского модернизма, похожий на инопланетный корабль…

 

Хочется пожелать жителям (а их сегодня более 222 тысяч человек) продолжать созидать, креативить, здесь столько духовных учреждений, что есть гарантия свободного творчества и торжества традиционных вечных ценностей, заложенных предками.

Для меня Новгород Великий был городом мечты, и она сбылась.