Изборск – «Железный град»
Все статьи проекта "Маршрут построен!"
Так враги называли древний Изборск за его неприступность и героизм. Сегодня это небольшой поселок с 800 жителями в 30 км от Пскова и почти в 30 км от границы с Эстонией. А 1000 лет назад Изборск – древний форпост, город–крепость, охраняющий северо–западные рубежи Руси. Принадлежал и Новгороду, в другие времена – Пскову, стоящий на торговом пути «из варяг в греки», был связан водой с Ильменским и Чудским озерами и Балтикой, сухопутными тропами – с русскими городами.
Панорама Изборска
862 год – первое упоминание в летописях в связи с призванием Ильменскими словенами, кривичами и финно–угорскими племенами князя. «Изгнали варягов за море и не дали дани, а начали сами собой владеть… Поищем князя, который бы и владел нами, и судил по праву». Приехали на Русь три брата. Рюрик со своей дружиной взялся управлять Новгородом, Синеус – Белоозером. Трувор – Изборском. Значит город уже существовал. Трувор княжил там недолго, через два года в 864 году он умер.
У названия Изборска несколько версий:
- производно от распространенного в языческом славянском мире мужского имени Избор – (Первые поселения на этом месте археологи фиксируют рубежом VII века. По местным преданиям, первоначальное название Изборска было Словенск. Название образовалось от имени новгородца Словена – основателя этого поселения. После гибели сына Словена – Избора – за поселением закрепилось название Изборск. А рядом находящиеся ключи и по сей день называются «Словенские»);
- от слова «бор», так как поселение славян–кривичей окружал непроходимый лес;
- от слова «сбор» – Изборск много раз бывал местом сбора русской рати;
- от древнерусского слова «изборати», что значит «побеждать».
Два года правления Трувором в Изборске сделали его имя легендарным. Место, где по приданию он жил со своей дружиной, назвали Труворово городище. Это первая Крепость находилась на возвышенном Городищенском холме, с трех сторон обрамленная рвом и валом, с четвертой стороны – естественным крутым яром, под которым расстилается Городищенское озеро. С 872 году в крепости находится и кладбище, существующее и по сей день. В самом конце кладбища стоит поклонный Труворов крест XIV века, который может указывать на место его предполагаемого упокоения (одна из версий).
В существовании Трувора верила Екатерина Великая. В 1780 году, задумав изготовить серию медалей в память о важнейших исторических событиях, Екатерина II внесла в список и медаль в честь Трувора. Медаль была отчеканена (медальер С. Васильев). На лицевой стороне изображен вымышленный портрет Рюрика, а на оборотной – Труворов курган в Изборске. Вверху шла надпись – «До днесть памятен», внизу – «Death of Truvor in Izborsk 864». «Трувор скончался в Изборске в 864 году».
Культурный слой Изборска – до 2 метров – изучен на 9 тыс. кв.м. Найдены многочисленные артефакты, монеты, подтверждающие торговлю на пути «из варяг в греки». Поселение обладало ремеслами и промыслами. Раскопки обнаружили следы бронзолитейного, ювелирного и кузнечного ремёсел, резьбы по кости и камню, деревообработки. Произведённая продукция поступала на рынки сбыта, поэтому у Изборска были широко развиты торговые связи.
В X веке строится древний Детинец на Труворовом городище. Изборск становится частью владений Новгорода – его перевалочной базой и для обороны, и во время своих завоевательных походов. К концу XI в. пограничный Изборск из–за растущей агрессии с Запада превращается в город–крепость с мощной оборонительной базой.
На территории Труворова городища сегодня находится старая действующая церковь XVII в. «Николы на городище». На фасаде – оригинальное архитектурное украшение – крест, вписанный в круг.
В XIII в. возникает военно–государственное образование – Ливонский орден, враждебный в отношении Псковской и Новгородской земель, с кем столетиями длилось противостояние. В 1233 году Изборск был захвачен «изгоном» – внезапным нападением ливонцев. Из Пскова на помощь Изборску был отправлен военный отряд, который отбил город. В 1240 году в результате кровопролитного сражения погибло не менее 600 русских воинов. Вслед за Изборском пал и Псков. Два года ливонцы хозяйничали на Псковской земле. В 1242 году новгородский князь Александр Невский освобождает русские города, разгромив ливонцев на льду Чудского озера. Памятник в честь этого события открыт в 2021 году. Автор – скульптор Виталий Шанов.
Находясь на границе постоянно враждующих сторон, Изборск в фортификационном плане уже не отвечал требованиям времени, мало приспособлен для серьезной реконструкции крепостных сооружений, его площадка была небольшой, а с западной стороны над ней возвышалось Словенское поле, что давало противнику серьезные преимущества.
Принимается решение о строительстве нового неприступного города Изборска. На страницах одной из псковских летописей можно прочесть: «В лето 6811 (1302 г.) бысть зима тепла без снега. И бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен быть на новом месте».
В 1303 году Изборск переносится в более удачное место на Жеравью (Журавлиную) гору, в полутора километрах восточнее Труворова городища. Сначала строится деревянная крепость. А в 1330–м псковский посадник Шелога перестраивает ее в каменную, по примеру лучших североевропейских укреплений. С высокими стенами (по 3 метра в высоту и ширину) и глубокими рвами, с 7 башнями высотой от 12–19 метров: Талавская, Темнушка, Плоская, Колокольная, Вышка, Рябиновка. В самом неприступном месте над высоким обрывом размещается 5–ти ярусная башня Луковка с потайным выходом к воде.
Археологи называют еще одну веху в истории этой земли – изменение климата – «непродолжительный ледниковый период» с 1322 года. Неурожаи и вызванный этим голод заставили жителей искать новый источник для жизни – рыбная ловля.
В 1342 году внутри нового городища возводится Никольский собор, отапливаемый печами–каменками. Это единственный памятник псковского зодчества XIV в. – главное здание, символ древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова.
Никольский собор
Немецкий поэт Петр Зухенвирт, принимавший участие в военных операциях Ливонского ордена, назвал город Изборск «Железным градом». С середины XIV и до начала XVI веков крепость выдержала 8 осад и ни разу за этот период не была взята врагом. Для врага у изборян был знак – женщины зажигали свои обрезанные косы и сбрасывали с башен крепости. Это означало, – город будет стоять до последнего, не сдастся, а если будет взят силой – значит жителей в нем не будет.
У врага для взятия крепости было две тактики:
- «изгон» – неожиданность, взятие хитростью;
- длительная осада, когда людей мучают жаждой и голодом.
В 1569 году Изборск был взят первый раз обманом «изгоном» в войне с ливонцами. Хитрость заключалась в том, что переодетые в одежду опричников литовцы и поляки подошли к воротам и потребовали открыть двери опричникам. Ворота открылись. Крепость захвачена. 14 дней длилась осада, пока Иван Грозный не прислал настоящих опричников.
В XVII веке в Изборске появляется икона Корсунской Божьей Матери, которая неоднократно спасала город. В 1920 году в честь всех чудес спасения у Талавской башни Изборской Крепости была построена Каменная Часовня Корсунской Божией Матери. На её восточной стороне – доска с надписью: «Проект часовни – дар художника–архитектора Александра Игнатьевича Владовского». Икона «Корсунской Божией Матери» для киота над входом была написана в 1931 года мастером Пименом Софроновым. В XX веке во время Великой Отечественной войны описан пример спасения иконой детей.
Часовня Корсунской Божией Матери
На крепостной стене выложены уникальные декоративные детали – три больших каменных креста. Такие кресты служили символическим знаком, охраняющим город от врага. Обычай выкладывать кресты на стенах городов и церквей является особенностью Псковской и Новгородской церковной архитектуры.
В Изборске есть прекрасный природный памятник – 12 словенских ключей. С приходом христианства на эти земли ключи называют Двенадцать апостолов. Даже есть икона местного святого преподобного Серапиона Изборского, на которой он изображен стоящим в стороне от Словенских ключей. Словенские ключи и речка Смолка несут воды в Городищенское озеро. Ключи ежегодно освящаются в пятницу Светлой седмицы, в день почитания православной церковью иконы Божьей Матери «Живописный источник».
Город Изборск до перехода ко Пскову имел свой герб. Три журавля на щите. В геральдике журавль, как верный страж, – эмблема бдительности. К слову, на гербе Пскова – три золотых барса и надпись: «Чести своей не отдам никому». Вместо журавлей сегодня на Городищенском озере можно увидеть лебедей. А первые пять появились только в 1984 году. С тех пор их популяция только увеличивается.
Когда Московский князь Иван Великий в 1510 году почти добровольно присоединил к Московскому княжеству Изборск (вместе со Псковом), то постепенно к XVIII веку город превращается сначала в городок, а ещё через сто лет – в тихое поселение.
В современной России Изборск - это деревня Печорского района Псковской области, занимающая по праву свое почетное место среди объектов Серебряного ожерелья России.
В 1903–1904 году Николай Константинович Рерих со своей женой совершили поездку по древнерусским городам, изучал памятники зодчества, фрески и иконы. Посетив Изборск, художник был заворожен красотой здешних мест. Здесь он написал несколько картин, в числе которых «Башни» и «Крест на Труворовом городище».
Изборск с естественными декорациями можно увидеть и в легендарных советских фильмах: «Андрей Рублев», «Звезда пленительного счастья», «Праздник Нептуна». Находясь здесь, ощущаешь не просто древность – старину глубокую.
Из уст в уста передается легенда о том, что в Изборске был А.С. Пушкин. Из Санкт–Петербурга в Михайловское он привез тело усопшей матушки (29.03.1836). Из Михайловского отправился в Печорский монастырь за поминовением по матушке и родственникам, захороненным в монастырских пещерах.
В Изборске он ненадолго остановился, прошелся по Крепости и познакомился с историей «железного» города от юной особы, хранившей память об этой встрече всю свою жизнь.
***
А.С. Пушкин
Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения.
Да брат мой от меня не примет осуждения,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836 г.