Коновалова Л. Выбор жизненного пути в повести и в фильме В. Шукшина «Калина красная». 8 класс

 

Аннотация. В статье показано, как на уроке внеклассного чтения учитель организует сравнительно-сопоставительный анализ повести и фильма В.Шукшина «Калина красная», основой обсуждения которых становится тема выбора жизненного пути.

Ключевые слова: повесть как жанр прозы и её экранизация, сценарий, киноповесть, особенности кинематографа, сравнительный анализ, интерпретация, нравственный выбор.

Abstract. The article shows how to arrange comparative analysis of V.Shukshins novel and film “The Red Snowball”. The discussion is devoted to topic of choosing the life path. The article offers the system of study in the context of the inter-relationships between literature and cinema.
Keywords: cinema, culture, classical literature, adaptation, interpretation, associative perception, will, willfulness.


В системе школьного литературного образования в авторских программах и учебниках неизменно присутствуют произведения В.М.Шукшина. В 8 классе предлагаем учащимся прочитать повесть В.Шукшина «Калина красная». На уроках внеклассного чтения смотрим фильм и, опираясь на текст художественного произведения как на первоисточник, анализируем тему выбора героем жизненного пути в повести и в фильме. С этой целью повторяем теоретико-литературное понятие «повесть» (повесть - эпический прозаический жанр, для которого характерно: повествование о событиях в жизни героев, участие в действии нескольких персонажей, развитие действия на значительном отрезке времени, воссоздание психологического мира героев).

Фильм Шукшина называют киноповестью, как и многие другие фильмы, поставленные по литературным произведениям. Но жанровые особенности этой категории фильмов чётко не определены, сложность вызывает объединение в одном термине понятий литературы и кино. Существует несколько точек зрения; иногда, например, киноповестью называют сценарий любого фильма. Юрий Тюрин в книге «Кинематограф Василия Шукшина» пишет, что повесть «Калина красная» изначально была рассчитана на постановку фильма, а фильм изначально имеет литературную основу, поэтому её называют киноповестью.

Обратимся к истокам замысла повести «Калина красная», который Шукшин вынашивал долго. Надо сказать, что писатель вложил в неё многое из лично пережитого, начиная с трудностей военных лет, когда ему, совсем ещё юному деревенскому парню, пришлось уйти в город в поисках работы, где судьба его могла сложиться так же, как и у Егора Проку- дина. По мнению Шукшина, Егор мог и не быть преступником, мог и не вести бездуховную жизнь преступника, не думая, к чему она приведёт. Шукшин говорит с современниками об ответственности каждого человека за всё, что происходит с ним и с обществом, и утверждает, что каждому придётся платить за безнравственные поступки, совершённые в жизни. Автор призывает каждого человека заглянуть в себя, задуматься, во имя чего он живёт, во что верит.

При этом, рассказывая о раскаявшемся преступнике, Шукшин меньше всего стремился свести повесть к нравоучению. Он видел свою задачу в том, чтобы поведать не только о злосчастной судьбе рецидивиста, но и о неустроенной человеческой душе, показать, как она «мается и ищет своего места» и тянется к добру, откликается на тепло и заботу.

Почти в каждом произведении Шукшина упоминается о душе, чувстве согласия или разлада человека со своей душой. Вспоминаем ранее изученные или прочитанные учащимися самостоятельно рассказы: «...и стало как-то не по себе...» («Дядя Ермолай»); «...сердце замирает от необъяснимой тайной радости...» («Горе»); «...тревожно на душе, нехорошо...» («Рыжий») и др.

— А почему это происходит с героями Шукшина? Почему то им становится как-то не по себе, тревожно на душе, нехорошо, то сердце замирает от необъяснимой тайной радости? (Тревога, томление души, боль или радость, которые испытывают герои Шукшина, вызываются тем, что они замышляют, совершают: доброе или злое.)

Обратившись к повести «Калина красная», дадим школьникам задание найти в тексте моменты, где автор показывает первые движения души главного героя на воле, подумать, какие художественные средства использует Шукшин для этого, какая авторская мысль выражается при этом. Учащиеся приводят примеры: «И вот она — воля!.. Воля и весна! Чего ещё человеку надо? Егор улыбнулся старушке и продекламировал: “Май мой синий. Июнь голубой!..” Рад! Он на вкус пробовал это словцо. <.. .> Егор сам, оглушённый силой слов, некоторое время сидел, стиснув зубы. “Люба”, — произнёс он с дурацкой нежностью. “Жми, малыш на весь костыль, а то у меня сердце сейчас из груди выпрыгнет”. Душа его стронулась и больно толкается в груди. “душа у меня наскипеда- ренная какая-то.”» и др.

Оказавшись на свободе, герой не скрывает свою радость, с трудом сдерживает восторг, которые проявляется в чтении стихов, в добром отношении к людям, в восприятии природы. Дав герою возможность так проявить себя, автор и сам раскрывает эмоциональное состояние Егора, передаёт переполняющее его чувство свободного человека: «И опять охватила Егора радость воли, радость жизни.» и др.

В Егоре Прокудине воплощена мысль автора о выборе человеком жизненного пути и его ответственности за свой выбор. Свобода выбора — это осознание человеком необходимости жить по нравственным правилам и законам государства, не нарушать права других людей. Эти философско-нравственные вопросы роднят Егора Прокудина с героями Достоевского. Глубину повести отметил С.Залыгин, подчеркнув, что в ней затронута вечная проблема преступления и наказания.

Фильм Шукшина «Калина красная» также поднимает общечеловеческие, нравственнофилософские проблемы смысла жизни, истинных и ложных ценностей. В нём чётко выражена авторская позиция. Фильм никого не оставил равнодушным.
Почему Шукшин решил обратиться к фильму? Литература и кино — это взаимосвязанные, но разные виды искусства. Скажем восьмиклассникам, что литературу часто называют материнским искусством и театра, и музыки, и живописи, и кино.

Спросим ребят: как вы думаете, что же сближает литературу с кино?
— Если фильм создан на основе художественного произведения, их сближает тема, сюжет, герои, наверное, и авторская позиция, хотя здесь их две: писателя и режиссёра.
— Поэтому важно, чтобы автор произведения и создатели фильма были единомышленниками.

Поблагодарив детей за ответы, продолжим их размышления.

Фильм создаётся на основе литературы: сценария оригинального или написанного на основе художественного произведения, который имеют черты драматургии (сюжет, развивающийся во времени и пространстве, диалоги, монологи, авторские ремарки), включает приёмы прозаического повествования (титры, закадровый голос).

Вместе с тем фильм имеет свои выразительные средства: свет, движение, кадр, план, ракурс (положение изображаемого человека, предмета в пространстве). В восприятии фильма привлекает эффект конкретности, достоверности происходящего действия. Но экранизация художественного произведения связана со сценарием, меняющим в определённой степени оригинальный текст (отбор героев, эпизодов, сцен и т. д.), с режиссёрским замыслом, интерпретацией литературного источника, одним словом — это другой вид искусства.

Восприятие литературного произведения связано только с воображением читателя, пониманием многозначности и образного значения слова. Хороший читатель является непосредственным соавтором писателя, что и привлекательно в чтении книг.
В фильме «Калина красная» Шукшин является и актёром, и режиссёром, который своё литературное произведение приблизил к языку киноискусства.

Работая с текстом повести, учащиеся находят в фильме опущенные или по-иному интерпретированные сцены. Например, в фильме первые мгновения воли изображены так: гремит железная дверь, выпуская стриженого Егора. Молодые, чуть удивлённые лица солдат, крепкие стены монастыря. Слепящий свет северного солнца. Егор на секунду закрывает глаза от этого света и смакует первый глоток свободы. Кирзовые сапоги стучат по настилу, Егор устремлён к свободе. Он неулыбчив, в нём не уловишь признака слабости (в повести — его качнуло от сердечного приступа).

— Чем, на ваш взгляд, продиктовано такое отличие? (В этом первом эпизоде проявляется решимость героя уйти от прошлого.)

Сцена застолья в доме Байкаловых усилена в фильме песней на стихи Некрасова «Школьник». Осмысливая её художественную роль, ученики заметили, что песня про «архангельского мужика», про Русь, про самое главное — «знай работай да не трусь». Это своеобразное напутствие Егору — надо начинать новую жизнь.

Не вошёл в фильм монолог Егора перед его гостями в ресторане. Но введена сцена со следователем, после которой вполне понятно высказывание Егора: «Я не могу возить». По- иному дана и сцена у плетня, когда Егор поёт песню «Ах, зачем эта ночь так была хороша», а не «Калину красную», как это было в повести.

Увлечённо работая с текстом повести, некоторые школьники отметили, что у Шукшина есть удивительно выразительные эпитеты, которые создают психологический портрет героев. Например, Зоя — «членораздельная бабочка, быстрая и суетная», «членораздельная Зоя, женщина вполне истеричная». Восьмиклассники отмечают и «официанта — податливого человечка», и «зятя-обмылка».

В «Калине красной» (и в повести, и в фильме) присутствует образ пашни, земли. Думаем о значении этого образа, столь дорогого Шукшину. Его роль многозначна. Это образ-символ бытия человека на земле, матери-земли, добра, счастья. Образы природы раскрывают глубину души Егора Прокудина. В повести восприятие пейзажа читателем зависит от его воображения. В фильме даны живые картины природы: реки, сада, деревни, неба, берёзовой рощи, пасеки и др. Особенно значима роль пейзажа в финале: «Ничто не изменилось в мире. Горел над пашней ясный день, рощица на краю пашни стояла вся зелёная, умытая вчерашним дождём... Густо пахло землёй, так густо, тяжело пахло сырой землей, что голова легонько кружится. Земля собрала всю свою силу, все соки живые — готовилась опять породить жизнь. И далёкая синяя полоска леса, и облако, белое, кудрявое на этой полоской, и солнце в вышине — всё была жизнь, и пёрла она через край, и не заботилась ни о чём, и никого не страшилась».

Восьмиклассники понимают, что весеннее возрождение вечной природы — символ возможного возрождения заблудившейся души человека.
Продолжая сравнивать сцены повести и фильма, учащиеся отмечают, что Егор каждую
ночь видит ларьки и чемоданы — эти вечные приметы ночёвки на вокзалах, потому что у него нет своего дома.

Рассматривая сцену «Праздника души» героя в киноповести и фильме, дети выяснили, что она достаточно широко представлена в повести и кратко в фильме, и определили её смысл: праздник души — это заполнение жизненной пустоты или утверждение героем своих представлений о другой жизни, о воле; они обратили внимание на стёганый халат, по его представлениям, «верх совершенства и богатства, которого у него никогда не было».

Отмечаем ещё одну деталь (её нет в киноповести, она присутствует в фильме): когда Люба встречает Егора, на ней украшение — пластмассовая камея (с изображением «Незнакомки» Крамского). И в одной из последних сцен фильма мы видим Любу с этим украшением. Эта деталь — намёк на ситуацию встречи героев (Люба для Егора — незнакомка) и на стремление Любы к красоте при недостатке средств. Объясним, что изначально в античном искусстве камеи — это небольшие резные камни с рельефным изображением, преимущественно из твёрдого, ценного камня: сердолика, оникса, агата и др.

Большое значение в «Калине красной» приобретает встреча героя с матерью. Обязательно остановимся на этой сцене в повести и фильме.
В повести переживания раскрываются в диалоге Егора с Любой, в описании его состояния автором. И читатель понимает, что, сидя за рулём машины, герой должен сдерживать эмоции. В фильме, выйдя из дома своей матери, Егор не сдерживает чувств, кричит и плачет: «Господи! Прости, если можешь!» И в фильме, и в повести очень точно переданы его состояние, чувства: он всем сердцем почувствовал кротость, долготерпение, всепрощение матери, верность материнской любви. Материнские чувства отозвались в душе Егора раскаянием, стыдом, такой болью, «точно жгли её там медленным огнём». В повести именно эти слова помогают читателю понять глубину чувства вины сына перед матерью. Сильнейшее потрясение, пережитое Егором, пробудило совесть, очистило его нравственно, заставило беспощадно осудить себя за неправедную жизнь.

Сам Шукшин писал об этом эпизоде: «Посещение матери, как мне кажется, вывело его мятущуюся душу на вершину понимания. Он увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ему величайшего из человеческих грехов — греха перед матерью, что никогда уже больная совесть не заживёт. Это понимание кажется мне наиболее поучительной минутой его судьбы. Но именно с этой минуты в него и вселяется некое безразличие ко всему, что может отнять у него проклятую им же самим собственную жизнь».

Раскрывая тему выбора героем жизненного пути, обратим внимание на его имя и кличку Егор-Горе, и на роль песни «Калина красная». Имя Егор является русским вариантом греческого имени Георгий, поэтому имеет то же значение — «земледелец». Имя Егор было просторечным, в отличие от имени Юрий, также являющимся формой имени Георгий, которое чаще использовалось среди дворянства и образованных сословий в XVII— XIX веках.
Большая часть жизни Егора — это жизнь Егора-Горя. «Горькая» кличка говорит о качестве его жизни: от неё радости ни себе, ни другим. И всё же имя Егор дано было герою Шукшина не случайно. В конце повести и фильма мы видим Егора на тракторе, он пашет весеннюю пробуждающуюся землю. Небо, земля, просторы, воздух, которым не надышаться, он любит, и любят его. Хорошо, тепло на душе человека, почувствовавшего свою нужность, необходимость в этой жизни, занятого добрым, полезным, по- настоящему мужским делом.

В народных поверьях калина с её горькими ягодами — символ первой несчастной любви, невосполнимых утрат, несосто- явшейся жизни. Всё это во многом испытал герой. И уход его из жизни в переломный её момент, когда Егор наконец-то понимает её цену и вкус, когда она приобретает подлинный смысл, воспринимается нами — и читателями, и зрителями — трагически. Об этом заставляет думать название повести и одноимённого фильма. Поэтому и звучит мотив этой песни.

В чём драма жизни Егора Прокудина? Обратимся вновь к авторской позиции как отправной точке понимания идеи произведений. Автор видит истоки драмы Егора Прокудина в проявленном им безволии в начале жизненного пути, когда перед первыми трудностями он свернул с прямой дороги. Егор предпочёл притон Губошлёпа честной трудовой жизни. «.Он, наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги — это и есть праздник души, но он же и понял, что это не так.» [1, т. 3, с. 12].
Все, кто писал о финале драмы, раскрывают глубокие духовные переживания героя: раскаяние, осознание вины, суровое самоосуждение, готовность искупить вину собственной жизнью. «...Полагаю, что он своей смерти искал сам», — говорил В.Шукшин. Как человек незаурядный, с сильным характером, Егор сам выбирает решение в тот момент, когда душа и разум его, возвысившись, обрели полную независимость и свободу. В новом духовном состоянии Прокудину нужна была победа над Губошлёпом в открытом поединке как возмездие тёмным силам, сломавшим его жизнь и несущим угрозу многим другим жизням. Как св. Георгий Победоносец (св. Егорий), вступивший в бой со злом — чудовищным змием, Егор Шукшина не побоялся схватиться со злом и жизнь свою положил в противостоянии ему.

Оправдывает ли Шукшин своего героя или осуждает?

Как ответят на этот вопрос взрослеющие подростки? В процессе беседы школьники пришли к выводу: Шукшин осуждает Егора за потерянные, невозвратимые годы, но выступает как великий гуманист, относящийся с уважением к человеческой личности. Школьники единодушно утверждают, что в фильме ярко проявилось сострадание автора к герою, и читатели повести, и зрители фильма сострадают Егору. Фильм потрясает своей глубиной.

Заканчивается фильм... Звучит голос Егора (Шукшина), звучит его письмо не только Любе — всем нам. Литературное произведение и фильм на его основе живёт в восприятии читательских, зрительских поколений, поскольку настоящее явление искусства всегда современно и открыто для поисков новых смыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ШУКШИН В. Собр. соч.: В 3 т. — М.: Молодая гвардия, 1986.
2. КОНОВАЛОВА Л.И. В.М.Шукшин в школьном изучении. — СПб: Образование, 2010.
3. ПОТЕБНЯ А.А. Теоретическая поэтика. — М.: Высшая школа, 1990.


КОНОВАЛОВА Людмила Ивановна
доктор педагогических наук,
профессор ГАОУ ДПО «ЛОИРО», Санкт-Петербург