Дворяшина Н. А. Блок и музыка. Сценарий литературной гостиной

 

Аннотация. Сценарий позволяет обратить внимание учащихся на своеобразие поэтического мира А.Блока, музыкальность, звуковое богатство лирики поэта, многообразие её перекличек с русской и мировой музыкальной культурой. 
Ключевые слова: А.Блок, лирика, музыкальность, русские народные песни, романсы, композиторыА.Бородин, Р.Вагнер, М.Мусоргский, П.Чайков- ский, Ж.Бизе, «цыганские» стихотворения, «Кармен», Россия, «Коробейники», гармония.

Abstract. The scenario allows students to draw attention to the uniqueness of A.Blok’s poetic world, the richness of the poet’s lyrics, the diversity of its connection with Russian and world musical culture. 
Keywords: A.Blok, lyrics, musicality, Russian folk songs, romances, composers A.Borodin, R.Wagner, M.Musorgsky, PTchaikovsky, J.Bizet, Gypsy poems, “Carmen", Russia, “ Korobejniki, harmony.

«Я РАЗГОВОР ВЕДУ ВЫСОКИМ ЛАДОМ ПЕСНИ...»

Известный советский писатель И.Новиков, вспоминая поэта, рассказывал: «Люди менялись у вас на глазах, когда глядели на Блока, точно на них падал отсвет его внутреннего сияния». Это преображающее человека сияние, а также искренность, сила и глубина чувств есть и в блоковской поэзии. Боготворившая А.Блока М.И. Цветаева писала о нём: «Вседержитель моей души». Таким он становится и для современной молодёжи, если помочь ей «открыть» творчество великого русского поэта. Опыт проведения вечеров, праздников, посвящённых Блоку, убеждает: он никого не оставляет равнодушным. Блоковская магия поэтического слова, глубина художественного прозрения и сегодня берут в полон юного читателя.

Для поэта всегда очевидным было наличие в мире духовного начала, которое определялось им по-разному: в начале творческого пути это Прекрасная Дама (Дева, Заря, Купина, Царевна, Святая и др.), позднее — дух музыки. Смысл этого понятия он раскрыл в статье «Крушение гуманизма». Дух музыки являет собой, по Блоку, глубинную сущность мира, его основу. В истории человечества поэт выделял эпохи музыкальные и эпохи, «разлучённые с духом музыки», «теряющие черты культуры», — эпохи цивилизации — периоды, лишённые гармонии, в которых царят меркантилизм, мелочно-расчётливое отношение к жизни. Поэт рассматривал эпоху XIX века как историю борьбы цивилизации с духом музыки. Цивилизация «гнала и преследовала дух музыки», но он не исчезал, а, скрываясь под её «корой», давал о себе знать во вспышках, буйствах, стихиях, «шумах и гулах», «в голосах варварских масс и в голосах великих художников».

Дух музыки, был убеждён А.Блок, является хранителем культуры будущего. Именно поэтому, утверждал он, «мы должны были бы переоценить многое и извлечь из громадного наследия то, что действительно нужно нам сейчас, как хлеб; нам действительно нужно то, что относится к культуре; и нам не особенно нужно то, что относится к цивилизации. Вопрос о

выборе — вопрос насущный; особенно роскошествовать сейчас не приходится. В наше катастрофическое время всякое культурное начинание приходится мыслить как катакомбу, в которой первые христиане спасали своё духовное наследие. Разница в том, что под землёю ничего уже не спрячешь; путь спасения духовных наследий — иной; их надо не прятать, а явить миру; и явить так, чтобы мир признал их неприкосновенность, чтобы сама жизнь защитила их».

Творчество Блока и других великих поэтов, озарённое духом истинной культуры, также должно быть явлено миру, его необходимо знать вступающим в жизнь, только так мы сможем спасти и своё духовное наследие, и самих себя.

Сценарий литературной гостиной «“Я разговор веду высоким ладом песни...” (А.Блок и музыка)» рекомендуется в помощь учителям, работающим в старших классах средней школы, и студентам-практикантам. Рассчитан он на учащихся 11 классов, знакомящихся на уроках литературы с творчеством поэта. Предлагаемый материал может быть использован для проведения внеклассного мероприятия по предмету, а также может стать звеном в целом цикле занятий, посвящённых большой теме «Литература и музыка». Их можно вести в течение нескольких лет, включив в программу темы (назовём их условно): «Пушкин и музыка», «Тургенев и музыка», «Есенин и музыка», «Ахматова и музыка» и т. д. Занятия эти расширяют и обогащают знания учащихся, воспитывают литературный, музыкальный вкус, а главное, «напитывают» самим духом высоконравственной отечественной литературы, поэзии и музыки, пробуждают «чувства добрые», вызывают душевный отклик, в итоге — участвуют в формировании души. В предлагаемой разработке акцент сделан на ключевой особенности творчества А.Блока — художественном синтезе поэзии и музыки. Понять, почувствовать её позволяет и продуманный отбор всего материала: воспоминания о поэте, его собственные свидетельства, поэтические произведения, музыкальное сопровождение, подготовленные соответствующим образом чтецы, оформление аудитории.

«Всё кончается, только музыка не умирает, — был уверен поэт. — Нет, музыка нас не покинет». Будем надеяться, что и музыка блоковской поэзии не покинет живущих в России читателей.

Цель: увлечь школьников поэтическим миром А.Блока, являющим собой органический синтез слова и музыки.

Задачи:

— показать учащимся содержательную многогранность художественного мира А.Блока;

— помочь им увидеть многообразие музыкальных пристрастий поэта и богатство поэтического воплощения в блоковском творчестве главного принципа русских символистов: «Музыка — прежде всего»;

— учить творческому отношению к прочтению поэтических произведений.

Оформление: выставка книг А.Блока и работ о нём, стенды с фотографиями, литературоведческим материалом, стихами о поэте, слайд-шоу (видеоряд), где демонстрируются портреты поэта разных периодов жизни, адресаты его лирики, изображения природы Шахматова, пейзажей России.

Музыкальное сопровождение: произведения Д.Чимарозы, Л.Бетховена, М.Мусоргского, А.Бородина, П.Чайковского, Н.Рим- ского-Корсакова, Р.Вагнера, К.Дебюсси, Ш.Гуно, А.Вивальди, Ж.Бизе, Х.Родриго, русские и цыганские песни, романсы, любимые Блоком «Коробейники». В выборе музыки, там, где текст сценария не связан с конкретным произведением, могут быть другие варианты.

Видеозаписи: фрагменты из музыкальных фильмов «Хованщина», «Кармен», учебного фильма «А.Блок».

Участники: ведущие, чтецы, ответственные за слайд-шоу, за музыкальное сопровождение.

Несколько предварительных замечаний. Самым трудоёмким делом в работе над подготовкой литературных мероприятий является овладение его участниками навыками исполнительского мастерства, выразительного чтения. Оно невозможно без видения самого художника, без проникновения в содержание произведений, ихсмысл, без уяснения авторского замысла, понимания чувств и переживаний лирического героя. «Далеко не все читающие, — справедливо заметил И.А.Ильин, — владеют искусством чтения». Чаще всего, по мнению философа, это скольжение по тексту: «Механизм без духа. Безответственная забава. Невинное развлечение. А на самом деле культура верхоглядства и поток пошлости»(статья «О чтении»). Избавиться от «верхоглядства», выработать у исполнителей иное отношение к читаемому, стремление к глубинному постижению самого духа произведения, сердечному отклику на него — задача всего репетиционного периода реализации сценария.

Читающему необходимо настроиться на особую духовную волну, по словам И.Ильина, «верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. <...> Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу...» (там же) (курсив И.Ильина. — Н.Д.). Именно к такой «духовной встрече» исполнителя с произведением искусства слова идут школьники, студенты, работая над выразительным чтением. Здесь необходимо понимание всего художественного мира писателя или поэта, знание личности творца, его окружения, нередко обстоятельств, повлиявших на создание произведения, самой атмосферы эпохи и многого другого. Только тогда открывается всё то, что было дорого автору, только тогда в согласии с биением собственного сердца будет звучать для исполнителя музыка пушкинских, блоковских, есенинских...стихов, и начинает звучать так, как надо, его собственный голос; только тогда снимается барьер между участниками и слушателями, создаётся то потрясающее единение душ, без которого любое дело остаётся просто мероприятием, а не событием в духовной жизни. Наша задача — вызвать отклик в сердцах всех, задеть самые тонкие душевные струны. О том, что это удаётся, говорит, например, такое признание одной из участниц литературной гостиной: «Вечеру была присуща некая камерность, закрытость... мне повезло: читала последней. Чтение на музыку всегда сложно, но, если такое сочетание получается удачным, создаётся потрясающий эффект. Читать и видеть, как плачут многие в зале... Чувство, при этом испытываемое, трудно описать словами. Ощущение чуда, открытости людям и какого-то родства с ними — вот это действительно праздник» (Катя А.). Если зрители плачут, слушая стихи, это дорогого стоит.

Как правило, все начинающие исполнители, нередко имея хорошие данные, плохо владеют своим голосом, не чувствуют аудиторию, не отпускают звук, концентрируя его у своих губ, поэтому приходится потратить немало усилий, чтобы «оживить», заставить звучать зажатый и скованный голос. «Репетируя и обрабатывая предстоящее выступление с руководителем, — признаётся студентка, все годы учёбы в вузе бывшая непременной участницей литературных событий, — я освоила не только методы самостоятельной работы над выразительным чтением, но и некоторые приёмы формирования исполнительских умений у школьников. Да и такие, кажется, элементарные вещи, как хорошо поставленный голос, выразительные интонации речи, умение с помощью слова нарисовать перед учащимися яркую картину, уже помогли мне в проведении уроков на практике. Думаю, испытанной мною радостью от того, когда на уроке даже самые шумные ребята затихали, едва начинало звучать художественное слово, а потом даже аплодировали (бывало и такое!), я во многом обязана своей “концертной” деятельности. Хорошее чтение всегда вызывает ушкольников интерес, мотивирует их к активной работе на уроке» (Ирина К.).

Ещё раз подчеркну необходимость постоянной, кропотливой работы с чтецами над выразительным исполнением произведений. В наших студентах мы стремимся воспитывать такое исполнительское мастерство, которое способно Словом удерживать в напряжённом внимании полный зал.

Опыт проведения внеаудиторных мероприятий по литературе убеждает в том, что они имеют личностно ориентированный характер. В процессе работы с каждым участником происходит его внутреннее саморазвитие, осознание собственной значительности, обретение веры в свои возможности, в свой талант. Справедливы слова видного русского учёного С. А. Венгерова: «Русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище и лучше».

Композиция начинается с музыкального вступления:Д.Чимароза. «Серенада». Ведущие говорят на фоне музыки.

1 -й ведущий. Александр Александрович Блок. «Это имя мы давно воспринимаем в ряду самых дорогих и любимых имён отечественной поэзии» (А.Т.Твардовский).

2-й ведущий.

Имя твоё - птица в руке, 
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

3-й ведущий.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит,
И назовёт его нам - в висок
Звонко щёлкающий курок.

4-й ведущий.

Имя твоё — ах, нельзя! —
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток,
С именем твоим — сон глубок.

(М.И.Цветаева)

Музыка стихает.

1-й ведущий. Судьба наградила его всем: красотой и силой, мужеством прозрения мысли и великодушием гения. Он вырос в своё время, и время это уже невозможно представить себе без его песен. Время это — начало ХХ века.

Он прав — опять фонарь, аптека.
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит, —

сказала о Блоке Анна Ахматова.

2-й ведущий. Сквозь личный мир Блока прошли все бури, катастрофы, вся вера и всё отчаяние его сложного и трудного времени. Ахматова же напишет о нём позднее:

И ветер с залива.
А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнётся презрительно Блок, — Трагический тенор эпохи.

3-й ведущий. Блок всегда, с далёких юношеских лет, обладал удивительной способностью вслушиваться в мировой оркестр жизни. «Но ясно чует слух поэта далёкий гул в своём пути», — писал он в начале творчества (1901).

Музыкальная заставка: очень тихо звучит адажио из «Лунной сонаты» Л.Бетховена.

4-й ведущий. Блок воспринимал и познавал мир музыкально. И в дыхании природы, и в голосе человека, и в кружении звёзд, и в любовной страсти, и в поступи революции он слышал одну Музыку.

1-й ведущий. «Какая-то “неведомая сила”, — писал Константин Паустовский, — превращает стихи Блока в нечто высшее, чем одна только поэзия, в органическое слияние поэзии, музыки и мысли, согласованное с биением каждого человеческого сердца, в то явление искусства, которое не нашло ещё своего сколько-нибудь удачного определения» («Золотая роза»).

2-й ведущий. Благоговейная любовь к музыке возникла у Блока с детства. В ректорском доме Бекетовых—доме матери Блока — музыка, как и литература, была постоянным и необходимым спутником жизни.

3-й ведущий. Талантливейшим пианистом был отец поэта. Его любимые композиторы — Бетховен и Шуман. В поэме «Возмездие» Блок не раз упоминает об отцовской игре.

Музыка звучит громче. Чтение на фоне музыки.

1-й ведущий.

С нежданной силой пел рояль,

Будя неслыханные звуки:

Проклятия страстей и скуки,

Стыд, горе, светлую печаль.

Звучание музыки усиливается, а потом совсем затихает.

2-й ведущий. Стихия музыки, утончённая внутренняя музыкальность в Блоке, конечно, от отца. Но свою особую роль в его судьбе сыграло и затерянное среди холмов, полей и лесов подмосковное Шахматово, ставшее для поэта символом России. Здесь пришли первые образы, здесь рождалась мелодия его стихов. Здесь звучали народные песни, сохранившиеся в памяти поэта на всю жизнь.

3-й ведущий. В статье «Ни сны, ни явь» Блок вспоминал: «Мы сидели на закате всем семейством под липами и пили чай. За сиренями из оврага уже поднимался туман. Стало слышно, как точат косы. Соседние мужики вышли косить купеческий луг <...> Вдруг один из них запел песню. Без усилия полился и сразу наполнил и овраг, и рощу, и сад сильный серебряный тенор. < ..> Мужики подхватили песню. Я не знаю, не разбираю слов; а песня всё растет. <...> Мне неловко сидеть, щекочет в горле, хочется плакать. Я вскочил и убежал в далёкий угол сада».

Музыкальная пауза: русская народная песня «Ах ты, ноченька» (фрагмент).

Чтец: стихотворение «В густой траве пропадёшь с головой...».

В густой траве пропадёшь с головой.
В тихий дом войдёшь, не стучась.
Обнимет рукой, оплетёт косой
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.
Вот здесь у меня — куст белых роз.
Вот здесь вчера — повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принёс?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?»

Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь — тучи вдали встают,
И слышишь песни далёких сёл...
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросит в бой — зовёт и манит...
Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» —
И опять за травой колокольчик звенит...

4-й ведущий. В доме Блока, в тесном кругу, постоянно звучали романсы и песни. Русские народные песни пела Любовь Дмитриевна Блок — жена поэта. Летом 1915 года в Шахматове гостила Любовь Александровна Дельмас — известная артистка, исполнительница роли Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе.

1-й ведущий. «По вечерам после пения, — вспоминала Любовь Александровна, — начиналось музицирование. Звучали романсы Бородина, цыганские песни, “Из-за острова на стрежень”. “Пойте, пойте ещё, — говорил Блок, показывая на грудь, — тут так хорошо”». Необыкновенно выходил у Дельмас романс

Бородина на стихи А.С.Пушкина «Для берегов отчизны дальной. ». Блок особенно любил и эти стихи Пушкина, и музыку Бородина.

Звучит романс «Для берегов отчизны дальной».

2-й ведущий. «Нет ничего на свете ослепительнее музыки», — утверждал А.Блок.

3-й ведущий. Важную роль в духовной жизни поэта сыграло творчество гениального немецкого композитора Рихарда Вагнера. Блоку оказалось созвучным представление Вагнера о преобразующей роли музыки, превращающей человека из «животного общественного» в «человека-артиста», творца.

4-й ведущий. Блок регулярно посещал все вагнеровские спектакли в Мариинском театре и позже в Театре музыкальной драмы, хорошо знал творчество немецкого композитора, его оперы «Кольцо Нибелунга», «Пар- сифаль», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и другие.

Музыкальная пауза: Р.Вагнер — «Полёт валькирий» (фрагмент).

1 -й ведущий. «Кольцо Нибелунга» — опера на сюжет германского национального эпоса. Третий акт оперы начинается красочной симфонической картиной «Полёт валькирий».

Звучание музыки усиливается.

2-й ведущий. Андрей Белый вспоминал: «Мы слушали вместе “Валькирию”. Её звуки пересекались со звуками, извлекаемыми меж нами».

Музыка затихает.

3-й ведущий. Глубоко впечатляла Блока музыка Модеста Петровича Мусоргского, особенна опера «Хованщина». В ней он находил подтверждение своим представлением об историческом пути России. «“Хованщина” ещё не гениальна (т. е. не дыхание Святого Духа), как не гениальна ещё вся Россия, в которой только готовится будущее. Но она стоит в самом центре, именно на той узкой полосе, где проносится дыхание Духа», — писал Блок в ноябре 1911 года.

4-й ведущий. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символическую картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы. Народная по складу мелодия течёт широким, нескончаемым песенным потоком.

Включается фрагмент музыкального фильма «Хованщина» — запись оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке».

1-й ведущий. «Вначале была музыка, — утверждал поэт. — Музыка есть сущность мира. Мир растёт в упругих ритмах. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм». Музыка была для Блока символом истины, символом живой жизни. «Музыка творит мир. Музыка дышит, где хочет, — признавался он, — в страсти и в творчестве, в народном мятеже и в научном труде.»

2-й ведущий. Музыка неотделима от поэзии Блока. Она живёт в её пафосе и смыс

Любовь Александровна Андреева-Дельмас в роли Кармен. 1914

ле, ритме и звуке. «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, — признавался композитор Борис Асафьев, — чем слушание стихов Блока».

Чтец: стихотворение «Есть минуты, когда не тревожит...».

Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза,
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза...
И мгновенно житейское канет,
Словно в тёмную пропасть без дна...
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина...
И напев заглушённый и юный
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнью струны
Напряжённой, как арфа, души.

3-й ведущий. Песня, пение, песен- ность — то, без чего немыслимы стихи Блока. Песня возбуждает бодрость духа, даёт силы, является надёжным спутником и другом. Без песни невозможно жить, «трудно дышать». Об этом стихотворение «Лениво и тяжко плывут облака».

Чтец: стихотворение «Лениво и тяжко плывут облака».

Чтение идёт на фоне прелюдии К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес.
Дорога моя тяжела, далека,
В недвижном томлении лес.
Мой конь утомился, храпит подо мной,
Когда-то родимый приют?..
А там, далеко, из-за чащи лесной
Какую-то песню поют.
И кажется: если бы голос молчал,
Мне было бы трудно дышать,
И конь бы, храпя, на дороге упал,
И я бы не мог доскакать!
Лениво и тяжко плывут облака,
И лес истомлённый вокруг.
Дорога моя тяжела, далека,
Но песня - мой спутник и друг.

4-й ведущий. Блоковские стихи наполнены пением. Сам поэт признавался:

Ты много жил, я больше пел...

Ты испытал и жизнь, и горе,

Ко мне незримый дух слетел,

Открывший полных звуков море.

1-й ведущий. Вот одно из замечательных стихотворений поэта — «Девушка пела в церковном хоре». По мнению ряда исследователей, оно могло быть навеяно Блоку трагической гибелью русского флота под Цусимой, хотя, конечно же, смысл стихотворения не ограничивается сказанным.

2-й ведущий. Поэт написал стихотворение как памятник и как молитву, исполненную сочувствия утратам и жертвам. Написал как песню утешения в минуты скорби и печали. Песня и свет — центральные образы богослужения. Блок воссоздаёт в стихотворении образ литургии, уводя от конкретного — в высокую область духа.

Музыкальная запись: Ш.Гуно. «Ave Maria». Стихотворение читается на фоне музыки.

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребёнок О том, что никто не придёт назад.

3-й ведущий. «Певучесть» и песня для Блока всюду в мире: песенное наваждение охватывает всю природу. Поют цветы: «ландыш пел», «вдалеке поют ручьи», «весёлую песню запела гроза» и «моря запевают о чуде»...

4-й ведущий. Блок умел передавать удивительное очарование «музыкой влаги» в её бесконечныхоттенках, переливах, переходах, а вместе с ней — и удивительное звучание всего природного мира:

<...>

Улыбается осень сквозь слёзы,

В небеса улетает мольба,

И за кружевом тонкой берёзы Золотая запела труба.

Так волнуют прозрачные звуки,

Будто милый твой голос звенит,

Но молчишь ты, поднявшая руки, Устремившая руки в зенит.

<...>

Очарованный музыкой влаги,

Не могу я ни петь, ни плясать...

(«Пляски осенние»)

1-й ведущий. А сколько музыки, песен — плачущих, весёлых, звучных — в блоковском изображении весны! Вот только одно произведение.

Чтец: стихотворение «Ветер принёс издалёка...».

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои,
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.

Музыкальная заставка: А. Вивальди. «Весна». Включается на последней строфе стихотворения и постепенно снимается.

2-й ведущий. Каждый звук у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию. Здесь нежное соло флейты:

Ветер принёс издалека Песни весенней намёк.

3-й ведущий. Оно сменяется более строгими, глухими звуками, напоминающими гобой:

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.

И вот уже зазвучали новые — у — а — и — целый оркестр, и мелодию ведёт и, подобное зову свирели.

В этой бездонной лазури В сумерках близкой весны,

Плакали зимние бури.

4-й ведущий. «.Тайна мелодики Блока, — писал Корней Чуковский, — так и останется тайной. Каждое его стихотворение полно многократными эхами, переклич

ками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм. Это опьянение звуками было главное условие его творчества. Его мышление было чисто звуковое, иначе он и не мог творить».

1-й ведущий.

По словам Чуковского, в пору его молодости поэзия Блока опьяняла больше, чем вино. Так она действовала не только на современников поэта. Вот переживание поэта наших дней — Е.Евтушенко:

О, дай мне, Блок, туманность вещую и два кренящихся крыла, чтобы, тая загадку вечную, сквозь тело музыка текла.

2-й ведущий. Исчерпывающее музыкально-словесное воплощение нашли в поэзии Блока звучания стужи, метели, звучания, столь родные русскому сердцу: «Как мне любо слушать вьюжную свирель», — признавался поэт.

3-й ведущий. Не случайно Фёдор Сологуб писал в 1913 году:

Стихия Александра Блока -
Метель, взвивающая снег,
Как жуток зыбкий санный бег
В стихии Александра Блока.
Несёмся - близко иль далёко? -
Во власти цепенящих нег.
Стихия Александра Блока -
Метель, взвивающая снег.

4-й ведущий. В лирике поэта метель, снежная вьюга символизировали высокую земную любовь, бурю страстного чувства в душе.

Чтец.

Там, в ночной завывающей стуже,
В поле звёзд отыскал я кольцо.
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
Вот плывут её вьюжные трели,
Звёзды светлые шлейфом влача,
И взлетающий бубен метели,
Бубенцами призывно звуча.

1-й ведущий. Песенная одержимость и опьянённость овладевает Блоком, лишь только он касается звучаний метели.

Чтец: стихотворение «Её песни» из цикла «Снежная маска».

Не в земной темнице душной
Я гублю.
Душу вверь ладье воздушной -
Кораблю.
Ты пойми душой послушной,
Что люблю.
Взор твой ясный к выси звёздной
Обрати.
И в руке твой меч железный
Опусти.

Сердце с дрожью бесполезной
Укроти.
Вихри снежные над бездной
Закрути.
Рукавом моих метелей
Задушу.
Серебром моих веселий
Оглушу.
На воздушной карусели
Закружу.
Пряжей спутанной кудели
Обовью.
Лёгкой брагой снежных хмелей
Напою.

В этом музыкальном воплощении стужи, метели, вьюги Блок соприкасается и с Глинкой, и с Римским-Корсаковым, и с Чайковским.

Музыкальная заставка: П.И.Чайковский. «Пиковаядама» (вариант- «Черевички») или Н.А.Римский-Корсаков (вьюга в опере «Кощей Бессмертный»).

2-й ведущий. «Я — во вьюге», — скажет о себе поэт в 1907 году. Он летел в снежной метели Петербурга, упивался электрическим светом театральных софитов. И везде рядом с ним была Она — Снежная Дева, его возлюбленная — Наталья Николаевна Во- лохова.

3-й ведущий. Актриса театра Комиссаржевской, женщина-звезда, женщина-комета на год возникла в жизни Блока и повела его за собой. «Скажу одно, — писала М.А.Бекетова, — поэт не прикрасил свою “снежную деву”. Кто видел её тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна.»

Чтец: стихотворение «Вот явилась. Заслонила.».

Вот явилась. Заслонила Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила В предназначенный ей круг.

И под знойным снежным стоном Расцвели черты твои.

Только тройка мчит со звоном В снежно-белом забытьи.

Ты взмахнула бубенцами,

Увлекла меня в поля...

Душишь чёрными шелками,

Распахнула соболя...

И о той ли вольной воле Ветер плачет вдоль реки,

И звенят, и гаснут в поле Бубенцы да огоньки.

Золотой твой пояс стянут,

Нагло скромен дикий взор!

Пусть мгновенья все обманут,

Канут в пламенный костёр!

Так пускай же ветер будет Петь обманы, петь шелка!

Пусть навек не знают люди,

Как узка твоя рука!

Как за тёмною вуалью

Мне на миг открылась даль...

Как над белой снежной далью

Пала тёмная вуаль...

4-й ведущий. Поэт наслаждался музыкальной стихией. Вихри снежной метели обнажили в нём катастрофическое ощущение эпохи.

Музыкальная заставка. Цыганская народная песня «Бида».

Поэтической характеристикой сложности жизни и народной стихии станет для Блока в

3-м томе лирики стихия цыганщины.

1-й ведущий. Блока привлекали в цыганском пении, музыке эмоциональный накал, раскованность чувств, непосредственность и глубокий трагизм.

2-й ведущий. Романс, цыганская песня присутствуют в поэзии Блока не только как эмоциональная и мелодическая первооснова, они появляются в стихах и «впрямую»: иногда как образ всего стихотворения, иногда как его значимая деталь.

3-й ведущий. Стихотворение «Натянулись гитарные струны.» Блок посвятил известной цыганской певице Ксюше Прохоровой.

Чтец:стихотворение «Натянулись гитарные струны.».

Натянулись гитарные струны,

Сердце ждёт.

Только тронь его голосом юным - Запоёт!

И старик перед хором

Уже топнул ногой.

Обожги меня голосом, взором,

Ксюша, пой!

И гортанные звуки

Понеслись,

Словно в серебре смуглые руки Обвились...

Бред безумья и страсти,

Бред любви...

Невозможное счастье!

На! Лови!

4-й ведущий. «Безумно люблю жизнь,— признавался поэт, — с каждым днем всё больше, всё житейское, простое и сложное, и бескрылое и цыганское». Понимание «цыганщины» не только как гибели, но и жизни становится устойчивым для Блока в период создания третьего тома лирики. «Мир прекрасен и в отчаянии, — говорил он. — Жить надо и говорить надо так, чтобы равнодействующая жизни была истовая цыганская, соединение гармонии и буйства, порядка и беспорядка. Душа моя подражает цыганской, и буйству, и гармонии её вместе» (1912).

Чтец: стихотворение «Чёрный ворон в сумраке снежном.».

Чёрный ворон в сумраке снежном,

Чёрный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным Мне поёт о южных ночах.

В лёгком сердце - страсть и беспечность, Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясь, летит рысак.

Снежный ветер, твоё дыханье,

Опьянённые губы мои...

Валентина, звезда, мечтанье!

Как поют твои соловьи...

Страшный мир! Он для сердца тесен!

В нём - твоих поцелуев бред,

Тёмный морок цыганских песен,

Торопливый полёт комет!

1-й ведущий. Любовь, «цыганская страсть» предстают поэту не как ужас бытия, а как наивысшее экстатическое выражение его сложной природы.

Чтец: стихотворение «В ресторане».

Никогда не забуду (он был или не был,

Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре - фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки...

Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка...

И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!..»

А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.

2-й ведущий. «Цыганские» стихотворения Блока не только говорят о пении. Они — сами песни. Мелодия стиха для Блока — средство выражения «музыкальной стихии» действительности, отражение «ритмов страсти» бытия. Эпиграфом к стихотворению «Дым от костра струёю сизой.» поэт взял строки романса «Не уходи. Побудь со мной.».

Включается запись романса (фрагмент).

Идущий далее материал о «Кармен», Л.Дельмас и А.Блоке взят из книги В.Н.Орло- ва «Гамаюн».

3-й ведущий.

Он словно напророчил себе эту встречу...

Натянулись гитарные струны,

Сердце ждёт.

Только тронь его голосом юным -

Запоёт.

Это было написано в декабре 1913 года. Остаётся неясным, когда именно услышал он голос, тронувший его сердце. То ли это случилось ещё в октябре, то ли несколько позже. Но известно, что 9 октября 1913 года в Театре музыкальной драмы состоялась премьера оперы Бизе «Кармен». К сожалению, мы не можем сегодня восстановить то, что видел Блок, но давайте попытаемся представить себе то, что мог увидеть и услышать поэт, обратившись к современному исполнению знаменитой оперы.

Просмотр фрагмента из фильма «Кармен».

Очень может быть, что Блок был на премьере оперы. Увидел и зачастил. 12 января 1914 года он смотрит «Кармен» во второй раз (вместе с женой). 14 февраля — в третий раз (вместе с матерью). Откуда такой напряжённый интерес к давно знакомой, конечно не раз слышанной опере? Всё дело было в исполнительнице заглавной партии — Любови Александровне Дельмас.

Далее ведущий говорит на фоне музыки: увертюра к опере Ж.Бизе «Кармен».

4-й ведущий. Пришёл, не ожидая никаких чудес, — и вдруг в буре бессмертной бравурно-тревожной музыки на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся — дерзкая, неукротимая воля, вся вихрь и сверканье. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи.

Потом Блок вспоминал: «С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала — буря музыки и влекущая колдунья, и — одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души». Пела Андреева-Дельмас — «моё счастье», — так позднее запишет поэт.

Музыка стихает.

1 -й ведущий. Это была ещё не очень известная столичной публике оперная актриса. Когда Блок увидел её, ей шёл 35-й год. Исполнение партии Кармен было её первым и, в сущности, единственным настоящим сценическим успехом.

Была ли она хороша собой? Бог знает, теперь установить это трудно. Блок много раз говорил о её красоте, но, во всяком случае, это не была миловидность, как обычно её понимают. У Блока было своё представление о женской привлекательности, бесконечно далёкое от стандарта писаной красавицы. Все его женщины не красивы, но прекрасны, — вернее сказать, такими он сотворил их — и заставил нас поверить в своё творение.

2-й ведущий. Блок потерял голову. 14 февраля 1914 года актриса получает конверт с печатью «А.Б.» и букет красных роз. Вскрывает конверт. Читает: «Я смотрю на Вас в “Кармен” в третий раз, и волнение моё растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появляетесь на сцене... Я — не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюблённости, от которой стон стоит во всём существе и которой нет исхода».

3-й ведущий. 2 марта — снова розы и снова письмо: «Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал».

4-й ведущий. Весь март — ожидание встречи. 28 марта они встретились. 29-го — запись в дневнике: «Всё поёт». В этом мокром марте был создан цикл «Кармен» — все 10 стихотворений, обращённых к Л.А.Дельмас. Стихи эти — торжественно-гимническая музыка. О чём эта музыка? Блок много писал о могучей, свободной и освободительной страсти, высоко поднимающей человека над миром обыденщины, над лживой жизнью в страшном мире. Но никогда ещё переживание такой страсти не достигало в его стихах подобного накала, как в «Кармен»:

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь...

1-й ведущий. Любовь, в честь которой спет вдохновенный гимн в «Кармен», величава, но человечна и проста: «Всё — музыка и свет. » В любовной лирике Блока не найти более звонких, ликующих и восторженных нот. Звучат стихи А.Блока и музыка Ж.Бизе к опере «Кармен».

Музыкальная заставка («Сюита № 1» к опере). Чтение стихотворений на фоне музыки. (Очень важно «попадание» чтецов в её звучание.)

Чтец: «Как океан меняет цвет...».

Как океан меняет цвет,

Когда в нагромождённой туче Вдруг полыхнёт мигнувший свет, - Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слёзы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы.

Чтец: «Бушует снежная весна.».

Бушует снежная весна.

Я отвожу глаза от книги...

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне...

А голос пел: Ценою жизни Ты мне заплатишь за любовь!

Музыкальная пауза: «Хабанера» (фрагмент).

Чтец: «Ты — как отзвук забытого гимна.».

Ты - как отзвук забытого гимна В моей чёрной и дикой судьбе.

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть - Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грёзах,

Как царица блаженных времён,

С головой, утопающей в розах, Погружённая в сказочный сон.

Спишь, змеёю склубясь прихотливой, Спишь в дурмане и видишь во сне Даль морскую и берег счастливый,

И мечту, недоступную мне.

Видишь день беззакатный и жгучий И любимый, родимый твой край,

Синий, синий, певучий, певучий, Неподвижно-блаженный, как рай.

В том раю тишина бездыханна,

Только в куще сплетённых ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей.

Музыкальная пауза: П.И.Чайковский. «Испанский танец» (фрагмент).

Чтец: «О да, любовь вольна, как птица».

О да, любовь вольна, как птица,

Да, всё равно — я твой!

Да, всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,

В очах, где грусть измен,

Весь бред моих страстей напрасных, Моих ночей, Кармен!

Я буду петь тебя, я небу Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь — звездам!

Ты встанешь бурною волною В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою,

Кармен, твоих духов...

И в тихий час ночной, как пламя, Сверкнувшее на миг,

Блеснёт мне белыми зубами Твой неотступный лик.

Да, я томлюсь надеждой сладкой,

Что ты, в чужой стране,

Что ты, когда-нибудь, украдкой Помыслишь обо мне...

За бурей жизни, за тревогой,

За грустью всех измен, —

Пусть эта мысль предстанет строгой, Простой и белой, как дорога,

Как дальний путь, Кармен!

Музыкальная заставка: Х.Родриго. Адажио из концерта «Аранхуэс»для гитары с оркестром.

2-й ведущий. «Когда меня неотвязно преследует мысль, я ищу того звучания, в которое она должна облечься, — признавался Блок. — Я ищу мелодию и нахожу её».

3-й ведущий. Лирика поэта насыщена образами народной поэзии: здесь и бескрайние дали, и тройка, и музыка колоколов. Ритмы и композиция стихотворений отражают жанровые особенности народной песни — лирической, плясовой, хороводной, ритмы частушек.

Чтец: стихотворение «Осенняя воля».

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнёт упругие кусты,

Битый камень лёг по косогорам,

Жёлтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих сёлах Красный цвет зареет издали.

Вот оно, моё веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы?

Или — каменным путём влекомый Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

4-й ведущий. Россия, Родина — главная тема творчества Блока. Он утверждал: «. в трудный писательский путь нельзя пускаться налегке, а нужно иметь хоть в зачатке “Во имя”, которое бы освещало путь и питало творчество». Для Блока таким «Во имя» (тем, ради чего он живёт, пишет) была Россия. Она давно освещала его путь и питала творчество.

1 -й ведущий. Однажды на литературном вечере Блока попросили прочитать стихи о России. Он ответил: «Это всё о России». И это действительно так. «Этой теме, — говорил поэт, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Недаром, может быть только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия, ведь здесь—жизнь или смерть, счастье или погибель».

2-й ведущий. В блоковском толковании России вначале преобладало её восприятие как колдовской, «дремучей» и прекрасной Руси, романтически необычной. Блок поэтизировал сказочную Русь с её колдунами, ворожеями, преданиями седой старины.

Просмотр фрагмента из учебного фильма «А.Блок» с чтением стихотворения «Русь».

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна.

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками И дебрями окружена,

С болотами и журавлями И с мутным взором колдуна.

Где разноликие народы,

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сёл.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах...

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты.

И вот — она не запятнала

Первоначальной частоты.

Дремлю — и за дремотой тайна.

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна.

Её одежды не коснусь.

3-й ведущий. Это изображение Руси, пребывающей в глубоком сказочном сне, скрывающей сокровенную тайну, очень близко к картине заколдованной, охваченной волшебным сном Руси в «Спящей княжне» композитора Александра Бородина.

Музыкальная пауза: А.Бородин. «Спящая княжна» (фрагмент).

4-й ведущий. Преклонение перед величественной красотой Родины и раздумья о её судьбе, любовь и тревоги — всё сливается в трепетных строках, исполненных любви и боли. «Родина, — говорил Блок, — это огромное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек».

1 -й ведущий. Цельное и живое восприятие Родины, свойственное Блоку, вырастало из традиций русской классической литературы, в которой образ родины, особенно в поэзии Н.А.Некрасова, сливался с образом матери. Вместе с тем, развивая национальные традиции, Блок впервые в русской литературе воспринял родину особенно интимно, назвал её невестой, женой, красавицей: «О, Русь моя! Жена моя!» С таким поэтическим отождествлением мы встречаемся в пьесе «Песня судьбы», в стихотворениях «Осенний день», «Россия», в цикле «На поле Куликовом».

2-й ведущий. «Россия, нищая Россия», с её серыми избами, с расхлябанными колеями, в которых вязнут спицы расписные, вызывают у поэта не жалость. («Тебя жалеть я не умею.»), а чувство, равное первой любви, веру в нетленную красоту родины, её стойкость, выносливость, молодую силу. «Не пропадёшь, не сгинешь ты, / И лишь забота затуманит / Твои прекрасные черты.».

3-й ведущий. «Твои прекрасные черты.» Так или почти так Пушкин говорил о женщине, пробудившей в его сердце “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь”, говорил о “гении чистой красоты”. Так, почти так Блок говорит о молодой, пробуждающейся России, говорит, как о любимой женщине» (М.Пьяных). С образом России неразлучна и народная песня.

Чтец: стихотворение «Россия».

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, - Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, - Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Чтец: стихотворение «Река раскинулась...».

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней

воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске

безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.

В степном дыму блеснёт святое знамя И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль...

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи... Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

4-й ведущий. «Эти стихи, — писал Михаил Дудин, — надо читать, как читают присягу, с той верой в судьбу своей Родины, с которой идут на смертный бой. Есть в этих стихах простор и воля волшебной любви, благородство силы и достоинство страсти. Они, как жаворонок под синим колоколом дня над розовым полем клевера, льются сами по себе прямо в душу человека, просветляя её и наполняя верой».

1 -й ведущий. Русь ослепительно сверкнула Блоку в некрасовских «Коробейниках». Их он называл великой песней. «Они, — писал поэт, — поются с какой-то тайной грустью. Особенно — “Цены сам платил немалые, не торгуйся, не скупись”. Голос исходит слезами в дождливых далях. Всё в этом голосе: просторная Русь, и красная рябина, и цветной рукав девичий, и погубленная молодость. Осенний хмель. Дождь и будущее солнце.»

Музыкальная запись: русская народная песня «Коробейники» (стихи Н.А.Некрасова) (фрагмент).

2-й ведущий. «Поэт, — считал Блок, — сын гармонии. Три дела возложены на него:

3-й ведущий. Во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии.

4-й ведущий. Во-вторых, привести эти звуки в гармонию.

1 -й ведущий. В-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.»

2-й ведущий. «Приведённые в гармонию звуки, — был убеждён Блок, — проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака».

3-й ведущий. «Звук открывает в человеке человека... Музыка, подобно любви, возрождает в человеке его первосущность. Она собирает и мир и человека во внезапном единстве.» (С.Лесневский).

Музыкальная заставка: Х. Родриго. Адажио из концерта «Аранхуэ» для гитары с оркестром - стихотворение читается на фоне музыки.

Чтец.

Приближается звук.

И, покорна щемящему звуку,

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою

прежнюю руку,

Не дыша.

Снится - снова я мальчик, и снова любовник, И овраг, и бурьян,

И в бурьяне - колючий шиповник,

И вечерний туман.

Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки,

я знаю,

Старый дом глянет в сердце моё,

Глянет небо опять, розовея от края до краю, И окошко твоё.

Этот голос - он твой, и его непонятному звуку Жизнь и горе отдам,

Хоть во сне твою прежнюю милую руку Прижимаю к губам.

Звучание музыки усиливается.

4-й ведущий. Мы желаем всем пережить испытание сердец поэзией Александра Блока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. АХМАТОВА А.А. Собр. соч.: В 6 т. —

М.: Эллис Лак, 2000. — Т. 4.

  1. БЛОК А.А. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Правда, 1971.
  2. БЛОК А.А. И невозможное возможно. Стихотворения, поэмы, театр, проза / Сост. В.П.Енишерлов. — М.: Молодая гвардия,

1980.

  1. БЛОК А.А. Русь моя, жизнь моя / Сост. А.М.Турков. — М.: Планета, 1993.
  2. Я лучшей доли не искал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях / Сост. В.П.Енишерлов. —

М.: Правда, 1988.

  1. БЕКЕТОВА М.А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990.
  2. Блок и музыка. Сборник статей / Сост. М.А.Элик. — Л.; М.: Советский композитор, 1972.
  3. Блок и современность. Сборник статей / Сост. С.Лесневский. — М.: Современник,

1981.

  1. ГОРЕЛОВ А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. — Л.: Советский писатель, 1973.
  2. ДОЛГОПОЛОВ Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. — Л.: Наука, 1977.
  3. ЗЛОБИНА Е. Когда слово становится музыкой // Музыкальная жизнь. — 1986. — № 7. — С. 18—19.
  4. ИЛЬИН И.А. О чтении // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». — 2000. — № 1. — С. 1—2.
  5. КРУК И.Т. Поэзия Александра Блока. — М.: Просвещение, 1970.
  6. КРЫЩУК Н. Открой мои книги. Разговор о Блоке. — Л.: Детская литература, 1986.
  7. ЛЕСНЕВСКИЙ С. «Я к вам приду..»: Поэты. Поэзия. Время. — М.: Советский писатель, 1982.
  8. МИНЦ З.Г. Поэтика Александра Блока. — СПб.: Искусство — СПБ, 1999.
  9. ОРЛОВ В.Н. Гамаюн. — Л.: Советский писатель, 1980.
  10. ПЬЯНЫХ М. Слушайте революцию. Поэзия Александра Блока советской эпохи. — М.: Просвещение, 1980.
  11. РЕЗ З.Я. Лирика А. Блока в школьном изучении. — Л.: Изд-во Ленинградского гос. пед. института, 1975.
  12. ЦВЕТАЕВА М.И. Собр. соч.: В 7 т. — М.: Эллис Лак, 1994. — Т. 1.
  1. ЧУКОВСКИЙ К.И. Александр Блок // Александр Блок. Лирика. — М.: Правда, 1985. — С. 3—32.

ДВОРЯШИНА Нина Алексеевна, доктор филологических наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета