Голикова Н. Диковины и загадки Беломорья
Направляясь из Центральной России на Кольский полуостров, не минуешь его «порог» — Кандалакшу, расположенную на пересечении сухопутных и водных путей, при впадении реки Нивы в Кандалакшский залив Белого моря. Небольшой город окружают красивейшие хвойные леса и сопки с вершинами, округленными ледником, который покрывал эту территорию 10-15 тыс. лет назад, а при таянии оставил следы — множество озер с кристально чистой водой, порожистые реки, огромные валуны с выпуклыми гладкими поверхностями, называемые в народе «бараньи лбы».
Первое письменное свидетельство о здешних местах и обитавших тут племенах — их описание, сделанное норвежским мореплавателем Оттаром, совершившим в конце IX в. плавание вокруг Кольского полуострова и побывавшим на берегах Белого моря. С начала XII в. суровый северный край входил в состав владений Новгородской республики (* Новгородская республика — средневековое государство, простиравшееся от Балтийского моря до Уральских гор, существовало с 1136 г.; в 1478 г. вошло в состав Московского княжества ), а с 1478 г. — централизованного Русского государства. «Крайсветная» земля, населенная полукочевыми финно-угорскими племенами, была богата пушниной, рыбой и морским зверем, что привлекало сюда людей храбрых и предприимчивых. Многие из них осели тут навсегда и постепенно ассимилировались с местными жителями, в результате возник этнос, называемый поморами.
Датой рождения Кандалакши считается 1517 г., когда ее название впервые было упомянуто в русских документах. Через девять лет просветитель саамов (финно-угорского народа, проживавшего на севере Европы, в том числе на побережье Белого моря), историк, богослов Феодорит Кольский построил тут церковь Рождества Иоанна Предтечи, в которой они приняли православие. Затем, в 1548 г., на небольшом мысу в устье реки Нивы (именуемом с той поры «Монастырский наволок»*) он основал Кандалакшский (Кокуев) мужской монастырь и шесть лет спустя выхлопотал для него у царя Ивана IV жалованную грамоту на окрестные угодья.
Вокруг обители, от которой до наших дней уцелел только фундамент церкви Рождества Богородицы, мало-помалу стали появляться дома поморов, занимавшихся главным образом ловлей рыбы — прежде всего сельди, трески и семги, пользовавшихся всегда большим спросом. Между тем из-за удобного геополитического положения и беззащитности выросшее тут село неоднократно оказывалось объектом нападения иностранных государств, подвергалось набегам и разорениям. В XVI в. в мирную Кандалакшу с огнем и мечом пришли шведы и финны, а в XIX в. (в ходе Крымской войны 1853—1856 гг.) высадили десант англичане, но были отбиты местным гарнизоном. Однако вскоре ее обстреляла британская корабельная артиллерия, разрушив церковь, хлебный склад, хозяйственные постройки, крестьянские дворы.
Тем не менее, как бы ни были велики потери от нападения безжалостного врага, со временем Кандалакша каждый раз возрождалась. Не случайно писатель, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почетный академик Петербургской АН (с 1900 г.) Сергей Максимов, посетивший это небольшое тогда селение после нападения англичан, назвал его «строптивым».
Тихий, уютный старинный город (получивший этот статус в 1938 г.), куда мы совершаем путешествие, нередко называют жемчужиной Заполярья: он живописно раскинулся в окруженной сопками долине, среди редких по красоте хвойных лесов, на берегах реки Нивы и Кандалакшского залива со скалистыми изрезанными берегами и множеством небольших островов. Уголки первозданной природы, бесчисленные озера, стремительные порожистые реки, неразгаданные тайны памятников древности зовут сюда исследователей и любителей путешествий.
Венчает Кандалакшу Крестовая гора (211,5 м над уровнем моря) — в XVI в. на ее вершине, где до христианизации края было большое саамское капище, воздвигли деревянный крест. К сожалению, время его не пощадило, и уже в наши дни, в 2006 г., в честь 480-й годовщины крещения здешней волости преподобным Феодоритом Кольским, там установили новый крест — стальной, высотой 5 м, весом почти 200 кг, причем поднимали его наверх на руках.
Вокруг города можно найти и свидетельства более давних эпох, например уникальные камни — звенящие: при ударе по ним раздается металлический звон и даже гудение. Такое явление ученые объясняют микротрещинами в составляющей их горной породе — ультрабазите, имеющем магматическое происхождение и содержащем никель. В древности люди поклонялись столь удивительным творениям природы, приписывая им магические силы.
Надо сказать, на Кольском Севере, в том числе в Кандалакшском районе, немало камней — в основном гранитных, практически не используемых для строительства. Зато многие из них, по мнению специалистов, во времена язычества считались священными. Находятся они далеко от дорог, там, куда добраться не просто. К таким артефактам относятся сейды, как естественного происхождения (глыбы редкой величины или необычной формы), так и рукотворные (груда валунов, сложенная в форме головы, либо один большой, поставленный на несколько мелких).
Есть несколько научных предположений, откуда появилось поклонение сейдам. Саамы считали, что в них обитали духи предков: по смерти родоначальника племени на месте его захоронения в древности ставили такой своеобразный монумент. И постепенно, как считает большинство исследователей, сложился культ этих памятников: их старались умилостивить, как богов, делали подношения в виде крови убитых животных, оленьих рогов и т.д. За почтительное отношение к себе священные камни будто бы могли наградить богатым уловом, добычей на охоте, исцелить от болезни, принести удачу. Место вокруг считали заповедным, обносили оградой, входить туда можно было только с жертвоприношением. Подобных капищ немало в окружающих город сопках, а больше всего на Волосяной, стоящей от него в 3 км.
Неподалеку от Кандалакши находится и загадочный каменный лабиринт, называемый местными жителями «Вавилон», возрастом, по заключению специалистов, 4 тыс. лет. Он представляет собой спираль, выложенную на земле из валунов, сильно заросших травой, так что сразу их можно и не заметить. Причем подобное сооружение на Кольском полуострове не единственное; их можно увидеть, например, в нескольких местах вблизи рек Умба и Поной, есть аналогичные и в других уголках планеты — круговые, подковообразные, а также самых замысловатых начертаний. Предназначение их пока остается в области гипотез, наиболее распространенная из которых относит такие постройки к разряду сакральных — по-видимому, в давние времена они служили людям для проведения магических обрядов, ритуалов, скажем, для привлечения удачи в охоте или ловле рыбы.
Безмолвные каменные свидетели ушедших эпох, строго хранящие свои тайны, находятся на территории Кандалакшского государственного природного заповедника, одного из старейших в нашей стране и популярнейших среди любителей путешествий. Он был основан в 1932 г. как резерват для охраны местообитания околоводных, водоплавающих и морских птиц, в первую очередь обыкновенной гаги — крупной северной морской утки, известной благодаря ценному, очень легкому пуху, считающемуся лучшим в мире естественным утеплителем. Самка выщипывает его у себя из нижней части груди и брюшка, чтобы выложить гнездо — ямку глубиной около 10 см, вырытую в торфе.
Надо сказать, численность замечательной птицы из-за браконьерского промысла стала резко падать уже в XVIII в. Но предпринятые тогда попытки по восстановлению ее популяции не дали результатов, и положение продолжало ухудшаться, что подтвердили результаты экспедиций конца 1920-х годов. И вскоре большая группа островов данного района была объявлена заказниками по лесной и водоплавающей дичи.
Заповедник расположен на территории Мурманской области, Карелии, на более чем 370 островах Баренцева моря, Кандалакшского залива и отличается уникальным разнообразием ландшафтов: горы, море, лесные, скалистые острова, тундра, луга. На таежных участках (около 80% его площади) из хвойных пород произрастают главным образом сосна и ель, иногда встречаются береза, ольха, ива, рябина, можжевельник, наземный покров составляют брусника, черника, толокнянка, вереск. В болотистых местах — около 400 видов мохообразных, а ближе к морским берегам — яркие цветы: герань лесная, иван-чай, золотая розга, колокольчики и др. Причем несколько представителей здешней флоры (например, солнцецвет арктический и одуванчик турьемыс- ский) не встречается больше нигде на планете.
Что же касается животного мира, то тут насчитывается 67 видов млекопитающих (медведи, лоси, куницы, лисы, белки, горностаи, ласки, норки и пр.), 2 — рептилий (живородящая ящерица и обыкновенная гадюка), 3 — амфибий (серая жаба, остромордая и травяная лягушки), 258 разновидностей пернатых. На архипелаге Семь островов, расположенном в Баренцевом море, находятся большие птичьи базары, где преобладают тонкоклювая и толстоклювая кайры, гагарки. В водах заповедника обитают кольчатая нерпа, морской заяц, серый тюлень (тевяк), иногда в Кандалакшский залив заплывают киты — белухи. Немало и представителей ихтиофауны — навага, треска, камбала, пинагор, бычки, беломорская сельдь, а также беспозвоночных — моллюсков (в том числе мидий), усоногих рачков, бокоплавов и пр.
Здесь ведется большая научная работа, прежде всего мониторинг происходящих в регионе климатических процессов, в том числе ледового режима, температуры воздуха, количества осадков, а также времени цветения, плодоношения растений, прилета, размножения птиц и т.д. Итоги наблюдений с 1948 г. публикуются в журнале «Летописи природы». А в 1957 г. в Кандалакше у заповедника появился свой музей, который располагает более чем 200 экспонатами, знакомящими посетителей с животным и растительным миром этого уникального края, — чучелами обитающих тут зверей, таблицами, рисунками, диорамами «Морское дно», «Птицы Белого моря», «Птицы Баренцева моря» и т.д.
На Севере издавна бытовала поговорка «От Холмогор до Колы тридцать три Николы», т.е. стоит множество церквей, освященных именем святого Николая Мирликийского — покровителя путешествующих, в том числе поморов-мореходов. Действительно, строили здесь деревянные храмы неописуемой красоты. Но, увы, жизнь их недолговечна: на сегодня в Мурманской области сохранились два — в селах Варзу- га (Успенский 1674 г.) и Ковда (Никольский начала XVIII в. на месте старинного, возведенного не позднее XV в.).
Церковь в Ковде (Кандалакшский район) недавно отреставрировали и покрыли тесом. Прямоугольное основное здание высотой 14,3 м и алтарный прируб срублены из тонкого леса, примыкающая к ним просторная трапезная с резными столбами — из толстых бревен; венчает всю постройку двухъярусная двускатная кровля с крупной главой на массивном барабане. Внутри можно увидеть трехъярусный иконостас, иконы из которого ныне хранятся в музеях Мурманска, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Рядом с храмом — небольшая колокольня 1705 г., и весь комплекс окружен деревянной оградой.
В Кандалакше недавно возвели небольшой деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи, ставший ее украшением, а в соседнем Терском районе, вблизи святого источника, — нарядную белокаменную часовню Безымянного инока Терского (на месте утраченной).
Об этих и других достопримечательностях нашего края всесторонне и интересно рассказывает объемное как по содержанию, так и по формату издание «Кандалакша — город у Белого моря», вышедшее в 2008 г., к 70-летию присвоения ей этого статуса.
Книга прекрасно иллюстрирована: в ней приведено множество фотографий улиц и зданий середины ХХ в. и наших дней, пейзажей, морского дна и его обитателей, даров леса, а главное — людей, влюбленных в свою малую родину, благодаря которым она преобразилась и в то же время сохранила свою самобытность.