Кулешова Т. Музей добра



Время от времени в России начинают искать национальную идею, но эти поиски не всегда приводят к желаемому результату. Между тем, есть в истории страны период, внимательно изучив который, мы эту идею немедленно найдем. За короткий промежуток времени между отменой крепостного права и октябрьским переворотом развитой капитализм в России не наступил - не успел. Но едва народившаяся буржуазия, заработав и накопив, дала обществу столько благ, что плодами этой филантропии мы пользуемся по сей день, зачастую сами о том не подозревая. Нет сферы, которой не коснулась бы щедрая рука российского дореволюционного бизнеса. Размах и масштабы благотворительной деятельности российских купцов, промышленников, банкиров той поры поражают воображение. Это время называют «золотым веком русского меценатства». Я бы добавила: «и благотворительности». Вот она - национальная идея всех времен и народов: работай и твори добро.

В конце перестройки - весной 1991 года - в Москве открылся новый музей. Таких музеев не было в России - Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Трудился над его созданием коллектив энтузиастов - историков и музейных работников.
Главным вдохновителем и организатором был Лев Николаевич Краснопев- цев - человек удивительной и непростой судьбы. Военное детство, истфак МГУ, работа, аспирантура. История стала профессией, аспирант Лев Краснопевцев не мог оставаться в стороне от происходящих в стране событий и от теории перешел к практике: подпольная группа, антихрущевская листовка, в результате - арест, политический процесс и 10 лет лагерей за антисоветскую деятельность. После освобождения Лев Краснопевцев работал токарем на заводе имени Орджоникидзе и создал два музея: заводской и Октябрьского района. И вот - перестройка. Лев Николаевич обращается к своей излюбленной теме - истории развития капитализма в России. Еще студентом, работая в архивах над дипломом, он сделал для себя открытие: советская пропаганда не просто замалчивает, она извращает роль предпринимателя в дореволюционной России, представляя его циничным и алчным дельцом, в то время как благотворительность для российского бизнеса той поры была делом привычным, обыденным, и в нее вкладывались огромные средства. Как только стало возможным говорить об этом открыто, Лев Краснопевцев создал Музей с целью восстановить справедливость и реабилитировать капитализм как строй и капиталистов как класс.

Потомки дореволюционных предпринимателей приняли деятельное участие в создании музея: они передали ему в дар семейные реликвии - документы, фотографии, портреты, предметы быта - всё это легло в основу экспозиции музея и наполнило четыре зала. Самый обширный из них - «Предприниматели, меценаты и благотворители XIX - начала XX века». Здесь мы увидим портреты купцов, промышленников, банкиров; документы - деловые и связанные с благотворительной деятельностью; образцы продукции некоторых предприятий: ткани, стекло, кирпич, фарфор; фотографии тех лет; средства производства - всё, что рисует картину экономической жизни страны и портрет промышленника-предпринимателя. Второй зал - «Акционерное дело, финансовый и фондовый рынки» - расскажет нам о финансах дореволюционной России. В нём представлены ценные бумаги: акции, облигации, векселя, а также атрибуты банковской и биржевой деятельности. В зале быта мы найдем то, что окружало купца в повседневности: мебель, одежду, кухонные и столовые принадлежности, другие предметы. Экспозицию зала «Воспитание и образование детей в XIX - начале XX веков» составляют игрушки, фотографии, учебники, школьные предметы, учебные тетради, грамоты и дипломы. Особый интерес представляют образцы так называемых натуральных дипломных работ: в некоторых учебных заведениях выпускники должны были представить материальный объект, выполненный собственноручно. И, конечно же, в музее есть раздел, посвященный современному российскому бизнесу - истории его становления и благотворительной деятельности.

В настоящий момент фонды музея насчитывают более двух с половиной тысяч подлинных экспонатов. Примерно столько же единиц составляют научно-вспомогательный фонд - копии материалов, подлинники которых находятся в семьях потомков купеческих фамилий и частных коллекциях. Есть также библиотечный тематический фонд, которым может воспользоваться любой желающий - более трех тысяч единиц.

Деятельность музея носит главным образом просветительский, образовательный характер. Музей выполняет важную миссию - формирует верное представление о дореволюционном предпринимателе. Советские школьники крепко-накрепко запомнили, что капитализм - зло, капиталист - эксплуататор, а марксистско-ленинская теория - единственно правильная. Социализм сменился другим строем, но составители учебников лишь слегка подкорректировали их. Вы не найдете в курсе истории развернутого рассказа о строителях капитализма, их предпринимательской и благотворительной деятельности - лишь общие слова. Музей восполняет этот пробел в образовании. Исследовательская работа в постоянном и тесном контакте с потомками российских купцов и промышленников, с региональными краеведческими музеями позволяет Музею предпринимателей, меценатов и благотворителей составить еще более полное, подробное представление о жизни общества до революции. 

Музей отмечает памятные даты в истории предпринимательства проведением лекций, встреч, выставок, участвует в культурной жизни города, устраивает праздники и благотворительные вечера. К сожалению, не все планы удается осуществить. Музей зарегистрирован как общественная организация и живет за счет оказания музейных услуг и привлечения пожертвований. Рост арендной платы и коммунальных платежей поставил музей на грань закрытия. Теперь сотрудник всего один - директор Елена Ивановна Калмыкова. Выручают энтузиасты, готовые безвозмездно участвовать в работе музея - каждый делает, что может. Елена Ивановна и все, кому небезразлична судьба музея, пытаются, с одной стороны, найти способ разрешить сложившуюся ситуацию, с другой - сделать всё возможное, чтобы музей работал и зарабатывал в условиях, когда дальнейшая его судьба не ясна.

Чтобы как-то поправить финансовое положение, Елена Ивановна разместила на сайте музея просьбу о помощи, и многие откликнулись. Предпринимателей среди них - единицы. Елена Ивановна и Лев Николаевич - интеллигентные люди - находят оправдания этому невниманию со стороны бизнеса. А я не нахожу. Мне представлялось, музей с таким названием не должен знать нужды. На экскурсиях Елена Ивановна рассказывает посетителям и о современном бизнесе, и о его благотворительности. Это звучит довольно странно в стенах Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, который балансирует на грани выживания потому, что нет денег, и вопрос напрашивается сам собой.

Несмотря на трудности, музей живет полноценной жизнью: экскурсии, лекции, семинары, презентации, круглые столы... Год назад силами добровольных помощников был отремонтирован первый этаж, пострадавший от затопления. Музей получил современное арт-пространство, где теперь проходят выставки, концерты, благотворительные вечера, ярмарки и даже балы - весь спектр мероприятий для всех возрастов. Но заработанных и собранных средств на выплату долга всё равно не хватает. Неизвестно, как долго продлится эта неопределенность и чем завершится.

Мне страшно представить, что будет, если музею придется покинуть родные стены. Дом, где живет музей - тоже своего рода музейный экспонат. Возможно, он не представляет ценности как архитектурный объект, но это пример благотворительной деятельности. До революции этот скромный особняк принадлежал московскому купцу Ивану Григорьевичу Простякову - владельцу текстильных мануфактур и доходных домов. Как большинство купцов, родом он был из крестьян, благодаря своему трудолюбию и деловым качествам нажил состояние в два с половиной миллиона, из которых миллион потратил на благотворительность - приюты, больницы, школы для простых людей. Иван Простяков - кавалер пяти орденов за благотворительную деятельность. В доме, где находится музей, он открыл начальную школу для мальчиков. Он оплачивал все нужды этой школы и платил зарплату учителям.
Иван Простяков - не исключение. Вот еще несколько примеров благотворительности, именно благотворительности, а было еще и меценатство!

• В 1910 году в Российской империи насчитывалось 6278 благотворительных заведений, которые на 75% содержались за счет частных пожертвований.
• Мало кто знает, что знакомый нам с детства и ставший привычным вид Красной площади - результат совместной деятельности московского купечества по обустройству центра города. В бытность городским головой купца первой гильдии Николая Алексеева с 1885 по 1893 годы были снесены ветхие и отстроены новые Верхние торговые ряды (ГУМ), а также на месте обветшалых построек - Средние и Нижние торговые ряды, отремонтированы и заменены мостовые, проложены тротуары из асфальта, устроено электрическое освещение улиц, проведен водопровод практически по всей Москве и пущена первая очередь канализации - все это по большей части на деньги московского купечества, поскольку казенных средств катастрофически не хватало. Алексеев побуждал купцов жертвовать, сам подавая им пример: он финансировал строительство Крестовских водонапорных башен, построил и передал в дар городу 2 городских начальных училища на Рогожской заставе, организовал и профинансировал строительство психиатрической больницы на Канатчи- ковой даче, а свое жалование - 12 тысяч рублей в год - отдавал на нужды городских служащих.
• По соседству с Большим театром стоит Театр оперетты. Его здание построено московским купцом Гаврилой Гавриловичем Солодовниковым.
Практически всё свое состояние - более двадцати миллионов рублей, баснословные по тем временам деньги - он завещал на благотворительность: устройство и содержание профессиональных училищ для детей всех сословий и женских училищ в северных губерниях, устройство детского приюта в Серпухове и домов дешевых квартир в Москве.
• В Москве на деньги купечества были построены, оборудованы и содержались десятки бесплатных больниц для всех сословий. Многие из них действуют по сей день. В 1897 году закончилось строительство клинического городка на Девичьем поле - 13 современных клиник и институтов были построены на деньги Морозовых, Михаила Хлудова, Гаврилы Со- лодовникова, Павла Шелапутина, Юлии Базановой.
• Больницы строились не только в Москве и Санкт-Петербурге. Во всех городах, больших и малых, имелась хотя бы одна, построенная на деньги местного купечества. Например, Юлия Ивановна Базанова построила бактериологическую станцию и детскую больницу в Иркутске. Об этой больнице писали: «таких больниц мало даже в Европе. Лица, видевшие берлинскую больницу и больницу святой Ольги в Москве, находят, что иркутская во многих отношениях имеет преимущества перед ними». Одна из нескольких бесплатных больниц при Никольской мануфактуре Викулы Морозова занимала целый квартал. «Такую образцовую больницу трудно встретить в России», - писала в 1907 году газета «Владимировец».


Список можно продолжать - примерам нет числа. Чтобы узнать больше, приходите по адресу: Москва, улица Донская, 9, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Директор Елена Ивановна проведет для вас экскурсию и расскажет много интересного о тех, кто обустраивал Россию и творил добро. Это - наша история, та ее часть, которой можно и нужно гордиться, и пример трудолюбия и щедрости, которому необходимо следовать.