Михайловское. Усадьба и дом-музй

 
УСАДЬБА
 
Усадьба поэта невелика, она была создана дедом Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибалом, на небольшой территории, которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороти, а с юга - Михайловскими рощами. В западной части усадьбы, от ее околицы к речке Сороти и озеру Маленец, простираются покосные луга. С восточной стороны примыкает широкая поляна, окаймленная с трех сторон сосновым бором и березовыми рощами, а с четвертой - группой полуторастолетних лип.

От этих лип по небольшому склону аллея ведет к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружен высокими серебристыми ивами.
От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности. Здесь невольно вспоминаются пушкинские строки, в которых угадывается этот пейзаж:

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты, 
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада...
(«Деревня»)

Планировка усадьбы очень проста и удобна. В центре стоит господский дом (Дом-музей А. С. Пушкина). Перед входом по большому кругу растут двадцать шесть лип, а в центре – мощный вяз. При Пушкине здесь были кусты сирени, жасмина и желтой акации. Эти изменения в планировке  усадьбы произошли еще в прошлом  веке: вяз посадил сын поэта в 1870-х годах, а липы появились в 1899 году – в 100-летнюю годовщину со дня рождения А.С. Пушкина.

По обе стороны от господского дома расположены   службы   и   хозяйственные постройки. Если смотреть со стороны парка, то слева стоит банька, называемая теперь по традиции домиком няни - в память Арины Родионовны, няни Пушкина, которая жила в одной из комнаток баньки.

Еще левее - большой погреб с деревянной двускатной крышей. Кучер Пушкина Петр Парфенов, находившийся некоторое время вместе с поэтом в Михайловском, рассказывал, как Пушкин «с утра из пистолетов жарил в погреб, вот тут за баней, да раз сто эдак и выпалит в утро-то». Слева от погреба амбар - обыкновенная крестьянская постройка, типичная для Псковщины тоге времени. Он крыт соломой. Смотришь на него, и воскресает в памяти пушкинский поэтический образ:

... То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит...
(«Зимний вечер»)

По другую сторону господского дома расположен флигель - бывшая кухня и людская. Правее - еще два флигеля - дом управляющего имением и дом приказчика. За флигелями начинается фруктовый сад. Скромная усадьба в Михайловском была дорога Пушкину прежде всего как место его творческого вдохновения. Это чувство выражено в стихотворении «Домовому»:

... Люби мой малый сад и берег
сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным
забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров
Они знакомы вдохновенью.
 

 
ДОМ-МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА


Господский дом Пушкиных стоит на краю крутого холма; обращен южным фасадом к парку, северным - к реке Сороти и живописным окрестностям. Описание этого дома и его месторасположения угадывается в строках «Евгения Онегина»:

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам...

Построенный дедом поэта в конце XVIII века, был он небольшим, скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому» называет его «скромная семьи моей обитель», а в одном из писем брату - «михайловской избой».
К периоду михайловской ссылки поэта дом обветшал: родители Пушкина, непрактичные хозяева, не присматривали за ним, вовремя не ремонтировали, бывая здесь только наездами в летнее время. Сын поэта Г. А. Пушкин, перестраивая дом, сохранил, однако, старый фундамент, и это вместе с другими документами помогло потом, в 1949 году, восстановить дом в том виде, какой он имел при А. С. Пушкине. Сейчас в доме находится музей, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству великого русского поэта в псковской деревне.

В передней представлены план владений Ганнибалов 1786 года, литография сельца Михайловского 1837 года, а также фотографии и пушкинские автографы (в копиях), рассказывающие об истории пушкинской усадьбы со времени ее основания до наших дней, о первых приездах сюда Пушкина в 1817 и 1819 годах, о пребывании поэта в Михайловской ссылке. Из передней двери направо ведут в кабинет Пушкина, налево - в комнату няни.

Комната няни. Комнату эту отвели в барском доме Арине Родионовне, когда родители поэта уезжали из Михайловского, оставляя здесь ссыльного старшего сына на ее попечение. Сюда собирались дворовые девушки Михайловского для занятий рукоделием и мелким ремеслом. Руководила этими работами Арина Родионовна.
В наше время комната няни воссоздана в мемориально-бытовом плане. Вдоль одной стены тянется длинная и широкая деревянная лавка, на которой в ряд поставлены старинные прялки с куделью и веретенами, коклюшки для плетения кружев. Тут же сохранившиеся образцы рукоделия. Убранство комнаты просто. Мебель старинная, пушкинского времени.

Комната родителей. Рядом с комнатой няни расположена комната, которую занимали родители Пушкина во время своих приездов в деревню. Размещенная здесь экспозиция рассказывает о пребывании поэта в ссылке: о круге его чтения и переписки, о поиездах к нему лпузей. о оабо-
те над «Цыганами», «Борисом Годуновым», циклом лирических стихотворений и эпиграмм. Среди изобразительных материалов, представленных в экспозиции, - копия известной картины Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском», портреты Н. М. Языкова, И. И. Пущина, А. А. Дельвига, А. М. Горчакова, с которыми поэт здесь встречался, а также портреты некоторых из тех его приятелей и знакомых, с кем он находился в переписке и к кому наведывался в гости в их имения, расположенные по соседству с Михайловским. Тут же портреты Пушкина -тропининский (копия) и .работы неизвестного художника первой трети XIX века. Особый интерес представляют помещенные в витрине редкая миниатюра с изображением матери поэта, Н. О. Пушкиной, выполненная неизвестным художником на пластинке из слоновой кости, а также рисунок сестры поэта Ольги Сергеевны, присланный ею отцу, Сергею Львовичу, в Михайловское в 1833 году.

Гостиная. К комнате родителей примыкает гостиная, или зальце, которая делит весь дом на две половины. Через нее можно пройти в переднюю, на балкон с четырьмя деревянными колоннами и к заднему крыльцу дома. Ссыльный поэт, стремясь отвадить докучавших ему соседей-помещиков, как и его герой Онегин, частенько с этого крыльца отправлялся из дома, когда к его парадному крыльцу подъезжали непрошеные гости.

В гостиной воссоздана обстановка пушкинского времени. На стенах - бра, между ними – портреты предков и родственников Пушкина. В углу стоит высокий изразцовый камин. Обстановка зальца очень напоминает ту, о которой Пушкин писал в черновых строках второй главы «Евгения Онегина»:

В гостиной штофные обои,
Портреты дедов на стенах,
И печи в пестрых изразцах.

Здесь же стоит бильярд старинного типа, помещенный сюда в 1977 году вместо пушкинского, сгоревшего при пожаре дома в 1908 году.

Столовая. За гостиной находится большая комната, которая служила в доме Пушкиных столовой. Литературная экспозиция рассказывает о работе Пушкина над поэмой «Граф Нулин», над «деревенскими» главами «Евгения Онегина», «Запиской о народном воспитании» и рядом других произведений. Здесь освещается также тема «Пушкин и декабристы». Отдельные разделы посвящены приездам поэта в псковскую деревню в 1826,1827 и 1835 годах. Представлены первые издания глав романа «Евгений Онегин», написанных в Михайловском.
В этой комнате висят портрет Пушкина работы художника О. А. Кипренского (копия), «Пушкин на лесистом холме» работы неизвестного художника первой половины XIX века.
На деревянном постаменте стоит большой кусок соснового дерева. Он от одной из трех сосен, которые во
спеты Пушкиным в стихотворении «Вновь я посетил». Рядом стоит витрина, в которой хранятся четыре бильярдных шара от пушкинского бильярда. Там же помещены и другие мемориальные вещи: бильярдный кий, полочка для киев, несколько предметов посуды, кофейная чашечка с блюдцем отца поэта, С. Л. Пушкина. Здесь же находится ручка от кареты Пушкина, сгоревшей в 1908 году, и небольшой самоварчик из Михайловского.

Кабинет поэта. К столовой примыкает кабинет Пушкина. В нем воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период Михайловской ссылки. Это сделано на основании различных документов пушкинского времени, воспоминаний современников поэта, гостивших у него. Вот каким представляется кабинет Пушкина по воспоминаниям современников. «Комната Александра, - писал И. И. Пущин, - была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора».
Е. И. Осипова (в замужестве Фок) свидетельствовала: «Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал ... Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсего простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы,а из помадной банки».
Ее сестра, М. И. Осипова, рассказывала: «Вся обстановка комнаток Михайловского домика была очень скромна: в правой, в три окна, комнате, где был рабочий кабинет А. С-ча, стояла самая простая, деревянная сломанная кровать. Вместо одной ножки под нее подставлено было полено. Некрашеный стол, два стула и полки с книгами довершали убранство этой комнаты . . .»
 
Таким же скромным и непритязательным по обстановке выглядит кабинет поэта и сейчас. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем лежат стопки книг, листы, исписанные стремительным почерком гениального поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка лежат ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане - гусиные перья, рядом с чернильницей - песочница. Между окнами стоит книжный шкаф, а на противоположной стороне висит полочка, заставленная книгами - дубликатами тех, которыми пользовался поэт. Среди них - «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «Трагедии» Альфиери Витторио, альманахи и другие издания, имевшиеся в личной библиотеке поэта. Пожалуй, книги были в этом скромном жилище единственным богатством. «Книг, ради бога, книг!» - просил поэт в одном из писем к брату. С этими неизменными просьбами он обращался к брату и многим своим друзьям и знакомым чуть ли не в каждом письме из Михайловского заточения.

В кабинете поэта напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены - деревянная кровать с пологом. Рядом с диваном, в углу, туалетный столик с овальным зеркалом и болванкой для шляпы, в другом углу, у камина, - курительные трубки с чубуками. На полу большой, почти во всю комнату, ковер. Все это или копии пушкинских вещей, или вещи того времени, типичные для дворянского быта. Из подлинных пушкинских вещей в кабинете поэта хранятся железная трость, напольная книжная этажерка, портрет великого английского поэта Байрона, подножная скамеечка Анны Петровны Керн (на этой скамеечке поэт не раз сидел, бывая в гостях у Анны Петровны в ее петербургской  квартире), серебряный подсвечник с набором.

Железную трость Пушкин часто брал, отправляясь на прогулку по окрестностям Михайловского. На диване в кабинете поэта лежат два пистолета - точно такие же, как тот, из которого он упражнялся в стрельбе. Рядом старинный манежный хлыст для верховой езды -такой же был у Пушкина, много ездившего по окрестностям верхом на «вороном аргамаке». У письменного стола стоит старинное кожаное кресло с высокой спинкой. Это кресло из собрания три-горских вещей было подарено Дому-музею А. С. Пушкина весной 1964 года родственниками Осиповых-Вульф.

Над диваном на стене висит на металлической цепочке старинный медный охотничий рог: такой рог был подарен ссыльному поэту одним из соседей-помещиков, о чем свидетельствовала А. П. Керн. В левом, противоположном от окон, углу кабинета стоит камин, облицованный белыми изразцами. В камине на металлической решетке-поддувале лежат каминные щипцы с длинными ручками и горка погасших углей. Кажется, будто только сейчас опальный поэт писал здесь строки:

Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
(«19 Октября»)

На выступах камина, рядом с расшитыми цветным бисером табакеркой и шкатулкой, - небольшая фигурка Наполеона со сложенными крест-накрест руками и нахмуренным лицом. Скульптурка французского императора была почти обязательной принадлежностью кабинета либерально настроенного молодого дворянина того времени. Ее упоминал Пушкин в описании деревенского кабинета Онегина, во многом, несомненно, «списанного» с кабинета в Михайловском:

Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.

ДОМИК НЯНИ

В нескольких шагах от господского дома стоит небольшое строеньице - домик няни - деревянная, крытая тесом изба. Внутри домик разделен коридором на две половины. Двери направо ведут в комнату-баньку, налево - в светелку Арины Родионовны. В правой комнате воссоздана обстановка крестьянской баньки того времени. Прямо напротив баньки, через коридорчик, вход в светелку Арины Родионовны. Это комната в три окна. В правом углу ее стоит русская печь с железной заслонкой и чугунной вьюшкой. К ней примыкает лежанка с деревянной приступкой и холщовым пологом местной крестьянской работы. Рядом с печью – большой деревянный сундук, по другую сторону – маленький столик, на котором старинный медный самовар, несколько блюдец и чашек того времени, оловянная кружка. Тут же дорожный погребец из карельской березы для хранения чая и сахара. В светелке стоят также столешницы, железный светец для лучины, подсвечники, вдоль двух стен (под окнами) – широкие деревянные лавки, на одной из них – старинная псковская прялка с куделью и веретеном. Около лавок – стол и деревянный диванчик.
У стены напротив входа в светелку – потемневший от времени крестьянский комодик, а в нем – раскрытый четырехугольный ящичек из дуба, отделанный красным деревом. Эта шкатулка – единственная дошедшая до нас подлинная вещь Арины Родионовны. Видимо, она служила копилкой: на верхней крышке маленькое отверстие для монет. Об этом говорит и надпись на пожелтевшем от времени клочке бумаги, приклеенном с внутренней стороны верхней крышки: «Для чорнаго дня. Зделан сей ящик 1826 года июля 15 дня». Обстановка светелки помогает ближе познакомиться с жизнью верного друга поэта в пору михайловской ссылки - его няни Арины Родионовны.

Являясь олицетворением лучших черт русской крестьянской женщины, она была талантливой поэтессой-сказительницей, и ее волшебные сказки поразили воображение Пушкина еще в детском возрасте.
Пушкин называл Арину Родионовну «оригиналом няни Татьяны» из романа «Евгений Онегин». Сестра поэта Ольга Сергеевна свидетельствует, что «была она настоящая представительница русских нянь: мастерски говорила сказки, знала народные поверия и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее вполне в то время, как жил в ссылке, в Михайловском». Пушкин до конца своей жизни пронес в своей душе, в своей поэзии обаятельный образ этой простой русской женщины. Незадолго до гибели, приехав в Михайловское в 1835 году, он вспоминает умершую «голубку». «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей», - писал он отсюда своей жене. А в стихотворении «Вновь я посетил», созданном в тот период, он с грустью писал:

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
И вечером при завываньи бури
Ее рассказов, мною затверженных
От малых лет - но все приятных
сердцу,
Как шум привычный и однообразный
Любимого ручья.
(Черновая редакция)

Черты облика и характера няни в той или иной мере нашли отражение в ряде пушкинских произведений: «Дубровский», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Русалка». Поэт воспел ее и в нескольких лирических стихотворениях.