Попова Н.А., Солдаткина Я.В. Урок-семинар по роману Е. Водолазкина

 

 

Аннотация. В статье предлагается проект эвристического изучения романа Е.Г.Водолазкина «Авиатор» в контексте литературных традиций русской прозы. Анализ проблематики и поэтики романа ориентирован на выявление ключевых для русской словесности образов и тем, в частности: преступления и наказания, творчества, любви, бессмертия. В статье проведены параллели между героями и сюжетами романа «Авиатор», культурой Серебряного века и советской культурой, которые позволяют говорить о наследовании современной прозой этико-эстетических принципов русской литературы последних двух веков.

Ключевые слова: русская литература, современная русская проза, преподавание современной литературы, литературная традиция, символ, нравственные поиски.

 

Мысль о необходимости знакомства учащихся с современной литературой уже не встречает сопротивления учительского сообщества. Более того, многие педагоги всерьёз заинтересовались творчеством писателей-современников, о чём наглядно свидетельствует прошедший недавно в Москве на базе МПГУ Педагогический марафон. Однако сразу возникают вопросы: какие произведения, созданные уже в нашем веке, могут быть включены в обязательную школьную программу, а какие предложены для факультативного чтения? Одним из важнейших критериев отбора современного художественного текста для урока литературы является принцип преемственности, то есть связи произведения с русской классической традицией.

Мы считаем возможным обратить внимание учительского сообщества на роман Евгения Германовича Водолазкина «Авиатор», удостоенный Национальной литературной премии «Большая книга» (второе место) в 2016 году.

Водолазкин родился в Киеве. Окончил филологический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко. Затем переехал в Петербург и поступил в аспирантуру Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), в отдел древнерусской литературы, где стал учеником Д.С.Лихачёва. В 2000 году защитил докторскую диссертацию.

В мир профессиональной литературы будущий писатель ворвался стремительно: его экспериментальный роман «Соловьёв и Ларионов» сразу вошел в шорт-лист премии «Большая книга». Следующий роман «Лавр» стал главным событием литературной жизни 2013 года, лауреатом сразу двух премий: «Большая книга» и «Ясная Поляна». Успешный филолог превратился в не менее успешного писателя. Роман «Авиатор» только закрепил его успех. На данный момент Е.Г.Водолазкин является одним из самых известных и переводимых российских писателей. Его произведения перекликаются с классикой, в их основе лежат извечные вопросы русской литературы.

Роман «Авиатор» имеет занимательный сюжет, что способствует лёгкости его прочтения и восприятия. Мы считаем возможным предложить прочитать его старшеклассникам и провести урок-семинар. Апробация подобного урока прошла в лицее № 1535 г. Москвы (урок по роману был проведён в одиннадцатом классе известным московским педагогом Галиной Алексеевной Черных).

Напомним сюжет. Некто приходит в себя в больнице. Сначала он не помнит, кто он и что с ним случилось. Постепенно память возвращается к герою. И он с ужасом осознаёт, что стал жертвой чудовищного эксперимента. Роман начинается в соответствии с канонами произведений «альтернативной истории» [2], однако постепенно на первый план выступает философская проблематика.

Произведение имеет двухчастную структуру: первая часть описывает обретение героем собственного я, вторая — рассказывает о попытке человека из Серебряного века вписаться в эпоху перестройки.

Произведение также имеет необычную композицию, которая обусловлена авторским замыслом. Сначала в повествовании главенствует внутренний монолог главного героя, старающегося понять, кто он и как оказался в больнице. Воспоминания прерываются диалогами с лечащим врачом и медсестрой, затем роман строится на основе дневниковых записей трёх персонажей, позволяющих показать различие в мировосприятии героев, которых разделяет XX век. Постепенно дневниковые записи трёх персонажей сливаются в неделимый текст.

Е.Г.Водолазкин посвящает роман дочери, его герой свой дневник тоже посвятит дочери, что свидетельствует о важности озвученных в произведении идей для самого писателя. Один из последних диалогов романа будет вынесен в эпиграф. В этом эпиграфе — ключ к пониманию авторского замысла: «Описываю предметы, ощущения. Людей. Я теперь каждый день пишу, надеясь спасти их от забвения. <...> Знаете, если каждый опишет свою, пусть небольшую частицу этого мира... Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдётся тот, чей обзор достаточно широк» [1;4].

В начале работы над романом мы можем задать учащимся традиционной вопрос, какова роль эпиграфа. В завершение работы к этому вопросу необходимо вернуться.

В основе внутреннего сюжета произведения лежит идея преступления и наказания. Главный герой, носящий имя Иннокентий (в переводе с греческого «невинный») совершает убийство. Чтобы осмыслить содеянное, он должен пройти долгий путь: сначала вспомнить, как он попал на больничную койку, потом понять, что с ним случилось, затем осознать, что прошлый мир исчез навсегда и, наконец, пройти путь нравственного очищения через признание своего преступления и покаяние.

Работая со старшеклассниками над сюжетом и образом главного героя, мы можем задать учащимся следующие вопросы:

Что мы знаем о главном герое?
Зачем писателю понадобился такой сюжетный ход - обыграть мотив беспамятства?
Чем герой занимался в прошлой жизни и почему он не может вспомнить род своих занятий? 
Почему он называет себя авиатором Платоновым?
Почему на протяжении всего романа герой мысленно обращается к роману Д.Дефо «Робинзон Крузо» и можем ли мы сравнить самого героя с Робинзоном?
В чём проявляется символичность такого сравнения?
За что герой попал на Соловки? 
Почему автор скрывает от читателя виновность Платонова? 
Почему не описан процесс крионики в романе? 
Какой глубинный смысл носит воскрешение героя при условии, что он всё равно не сможет жить и погибнет? 
Какова символическая роль статуэтки Фемиды в романе? 
Какую трансформацию пережил образ маленького человека в романе?

В повести «Собачье сердце» М.Булгаков описал Шарикова, попавшего в квартиру профессора Преображенского. В романе Водолазкина в квартире профессора Воронина селится некто Зарецкий, позже написавший на него донос. Можно ли провести параллель между этими двумя произведениями? Почему дар художника вернулся к Платонову в конце жизни? Кого и почему он нарисовал?

Простил ли себя главный герой?

Как вы понимаете смысл финала? Какие аллюзии и реминисценции из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно увидеть в произведении Водолазкина?

Случайно или нет автор дал герою фамилию известного русского писателя ХХ века Андрея Платонова?

Традиционный мотив беспамятства обыгрывается писателем по-новому. Для русской литературы ХХ века тема памяти тесно связана с мотивом преодоления смерти. Так, в произведениях таких разных авторов, как М.А.Булгаков, Б.Л.Пастернак, О.Э.Мандельштам, И.А.Бродский и др., память становится символом приобщения к вечной жизни, залогом бессмертия: об этом говорит лирический герой цикла Бродского «Часть речи»; в воспоминаниях друзей, читающих его стихи, незримо воскресает Юрий Живаго в прозаическом эпилоге романа «Доктор Живаго». Тема бессмертия, памяти и необходимости милости и прощения осмыслена Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»: в символическом финале романа Мастер словами «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя» освобождает от беспамятства, понимаемого как наказание, Понтия Пилата, виновного в смерти Иешуа. В видении Ивана жертва и палач, Иешуа и Пилат, поднимаются вместе в небо по лунному лучу. Очевидно, что этот образ близок и роману Водолазкина: невиновный «палач» Иннокентий нуждается в покаянии и прощении своей жертвы — доносчика (и, косвенно, тоже палача!) Зарецкого. В каждом из этой пары (и в этом — принципиальное новаторство Водолазкина) есть черты и преступника, и жертвы, оба они - виновны, но для осознания своей вины перед Зарецким Платонов проходит долгий путь — арест, заключение в Соловецком лагере, пытки, наконец — бесчеловечный эксперимент по «крио- нике» — заморозке. Механизм заморозки писателям не раскрывается, поскольку для него важнее тот нравственный смысл, которым наполнена заморозка. Это временная смерть, сошествие во ад духовный (как пребывание на Соловках — сошествие во ад телесный), которая необходима Платонову для осознания собственного преступления.

Память, поэтапно возвращающаяся к герою, синонимична постепенному пробуждению души. Обратим внимание, что Платонов не спешит вспоминать о своём преступлении, предпочитая более приятные впечатления детства и юности. Но, лишая персонажа в его «воскрешении» способности рисовать, автор тем самым и наказывает его, и подталкивает к осознанию вины: после покаяния дар рисовать вернётся к герою. Платонов должен увидеть в ненавистном Зарецком — жертву, вспомнив, символически воскресить его — нарисовать его подлинное лицо и тем самым, возможно, замолить и его, и свой собственный грех. (С этой точки зрения долгая жизнь одного из соловецких палачей, не испытывающих нужды в покаянии перед воскресшим Платоновым, равносильна беспамятству, безблагодатна, сродни проклятию). «Другоданная жизнь» (метафора А.Солженицына, также прошедшего через ад лагерей), даётся Платонову для примирения с прошлым, прощения и творческого воскрешения переосмысленного прошлого: в словах (записи Платонова) и в рисунках.

Как видим, роман Водолазкина актуализирует многие значимые для литературы ХХвека темы и мотивы. Так, Иннокентий носит фамилию одного из самых сложных писателей советского времени — Андрея Платонова, в своей повести «Котлован» также описавшего советские социальные эксперименты и репрессивный опыт и также размышлявшего над загадкой смерти и вечной жизни. Сюжет смерти и похорон дорогого существа — девочки с именем героинь Водолазкина — Настя, отчаяние и потеря веры в будущее, но и жажда телесного и нравственного воскресения — эти платоновские мотивы востребованы и персонажем по фамилии Платонов [3].

Через весь роман проходит тема вечной любви. Сначала главный герой пытается вспомнить, кто был ему так дорог в прошлом. Потом он узнаёт, что любимая женщина жива, и стремится с нею увидеться. Для любви смерти нет. Герой без размышлений отвечает на вопрос журналиста: любит ли он сейчас свою Анастасию. Водолазкин опять обыгрывает имя. Воскресшая, бессмертная Анастасия важна для главного героя и в старческом облике, и в облике внучки Насти. Но если любовь к Анастасии пережила время и смерть, то любовь к Насте отражает отношение героя и самого автора к настоящему.

Анализируя отношения Иннокентия с Анастасией и Настей, мы можем сопоставить образы, опираясь на следующие вопросы:  В чём заключается портретное сходство героинь? Чем привлекала Иннокентия Анастасия, а чем Настя? Как герой относился к своим возлюбленным?

История взаимоотношений с Анастасией рассказана в первой части романа, с Настей - во второй. В чем смысл сопоставления? Какие чувства связывали героя с Анастасией, что он вспоминает? И как складываются его отношения с Настей? Смогла ли она заменить Анастасию? Воскресла ли Анастасия в образе своей внучки или осталась бессмертной для любимого? Почему Анастасия смогла дождаться любимого, что мешало ей расстаться с жизнью? Каков смысл последних слов Анастасии? Что мучило её все прошедшие годы?

Изменился ли характер Насти в процессе взаимоотношений с Иннокентием? Какой она была и какой стала? Платонов просит Настю заняться жизнеописанием и даже описать убийство Зарецкого. Зачем это надо герою и автору?

Имя будущей дочери Платонова - Анна - в переводе с древнееврейского «Благоволение». Что этим хотел сказать нам автор об отношениях Иннокентия и Насти?

После чтения «Робинзона Крузо» и притчи о блудном сыне Платонов говорит Насте, что «милость выше справедливости», затем уточняет: «Не милость - любовь. Выше справедливости - любовь» [1; 527]. Объясните слова героя. Во время венчания Настю называют полным именем. Смогла ли она стать Анастасией? Докажите, обратившись к тексту.

Как и в повести А.Платонова «Котлован», имя Анастасия, объединяющее и в то же время противопоставляющее героинь, несёт символической смысл: оно связано с ключевой для романа темой воскресения, причём в данном случае, как уже было сказано выше, воскресение раскрывается через чувство любви (вспомним, как в финале «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский говорит о том, что главных героев его романа, убийцу и блудницу, воскресила любовь). Думается, что трогательная сцена встречи в больнице Иннокентия и Анастасии, редкая в современной прозе по своей проникновенности и деятельному состраданию, приносит и для героини надежду на покаяние и упокоение с миром (как очень точно называют смерть в церковнославянском языке и православной традиции). Любовь, долгие годы незримо соединяющая героев общим преступлением (она — «заказчица», он — «исполнитель»), разрешается общим покаянием и — милостью. Мы снова сталкиваемся с идеей о том, что долгожительство — испытание, которое даётся человеку для осмысления своей жизни, а смерть в этом случае мыслится освобождением и прощением.

Чувства героя к обеим Анастасиям разнятся: с первой Иннокентия связывают «платонические» отношения, которые соответствуют мотиву «вечной любви», поддерживающей и героя в его злоключениях, и героиню в её долгожительстве; эта любовь одновременно и испытание, и сострадание, она не случайно отнесена автором к прошлому, во многом «идеальному» в романе. Вторая героиня олицетворяет собой плотскую сторону любви, поначалу Настя выглядит своего рода «хищницей», порождением «лихих 90-х», образом национальной деградации, но постепенно Платонов пробуждает в ней лучшие черты и свойства: в частности, он и её заражает страстью к слову, к писательству, к творению. В какой-то степени «двойная героиня» «Авиатора» помогает автору разрешить один из классических конфликтов для русской литературы между «плотской» и «духовной» любовью (ср. метания Григория Мелехова, Юрия Живаго и даже, отчасти, князя Мышкина): Платонов гармонически совмещает в своём чувстве духовное (память об Анастасии и верность ей) и плотское начала, их союз с Настей благословляется будущим ребёнком — символом обновления бытия и надежды.

В романе звучит лагерная тема, ставшая традиционной для литературы XX века. Главный герой оказывается на Соловках за убийство Зарецкого. Герой опять сопоставляет свою жизнь на острове с жизнью Робинзона, только вот очеловечить окружающий мир ему удаётся с помощью воспоминаний. Водолазкин выступает продолжателем традиций В.Шаламова; он утверждает, что «лагерь — ад не столько из-за телесных мучений, сколько из-за расчеловечивания многих туда попавших» [1; 271]. Чтобы пережить внешний ад, надо противопоставить ему внутренний рай, и это не желание бороться с несправедливостью, а умение вспомнить «гладкие и янтарные сосны», «скрип калитки», растущий около изгороди крыжовник, «плач ребёнка на соседней даче», «первый стук дождя по крыше веранды» [1; 273]. Счастливое детство, любовь к Анастасии и матери помогают Платонову сохранить в лагере человеческое лицо.

Незадолго до публикации романа Евгения Водолазкина «Авиатор» был напечатан роман Захара Прилепина «Обитель», сюжет которого также разворачивается в Соловецком лагере. Если учащиеся успели познакомиться с романом Прилепина, то возможно задать им вопрос: в чём проявляется различие в описании лагерной жизни, а в чём прослеживается сходство?

Если же роман Прилепина «Обитель» учащимся не знаком, то следует обратиться к лагерной прозе А.И.Солженицына и В.Шаламова и попытаться выяснить, какое развитие получила эта тема в новейшей литературе. Важно упомянуть, что романы Прилепина и Водолазкина объединяет тот факт, что оба писателя создают их «не по личным впечатлениям», но под влиянием (фактическим, литературным, стилистическим) обширной лагерной литературы, переосмысляя одни и те же сюжеты и ситуации. При этом оценка лагерного прошлого в романах различна: для героя Прилепина лагерь становится местом самореализации, местом выживания и обретения любви, тогда как для Водолазкина — в традициях русской литературы XIX и XX веков лагерь — место испытания, проверки на человечность, часть пути на символическую Голгофу, за которой последуют смерть и воскресение.

Тема Соловков звучит в романе постоянно. К герою возвращается память, и его подсознание выталкивает из памяти страшные видения. Мы можем спросить учащихся о том, какие испытания выпали на долю Иннокентия. Что герой вспоминает из лагерной жизни? Почему герой становится лазарем и кого так называют в лагере? Какую роль для понимания философского замысла романа играет сюжет о воскрешении Лазаря?

Образ Лазаря объединяет страшную советскую действительность с её проектами противоестественного бессмертия, соревнования с Богом в стремлении отменить и подчинить смерть человеку (вспомним, например, мумификацию Ленина) и евангельскую историю о действительной победе над смертью — о воскрешении Лазаря Четверо- дневного. Заметим попутно, что сам Платонов, присвоив себе право судить Зарецкого, уподобляется своим палачам, наделившим самих себя не только правом карать и миловать, но и распоряжаться смертью. С большой долей иронии эксперимент по крионике — по добровольной заморозке ради поисков искусственного продления жизни — называется именем евангельского персонажа. Сами врачи не скрывают того факта, что соловецкие лазари — обречённые, а крионика — форма безболезненного ухода из адского мира (напомним, что казни заключённых на Секирной горе отличались особенной изощрённостью). Деятельности врачей (насильственной, биологической, утопической) противопоставляется в романе широко известная для русского читателя благодаря роману Достоевского евангельская сцена, в которой «инструмент» воскрешения совсем иной — Божья воля и молитва (Иисус публично взывает к Отцу, повелевая Лазарю выйти из могилы). Путём молитвы пойдёт и Иннокентий Платонов. Неоднократно в романе он обращается к словам покаянного канона — необходимого элемента подготовки к церковной исповеди. Упоминание покаянного канона свидетельствует о жажде прощения и потребности в милосердии, которые испытывает герой. Но одного церковного покаяния ему оказывается недостаточно: по совету священника, он разыскивает могилу Зарецкого, чтобы попросить прощения у своей жертвы. Этот порыв напоминает, конечно, внимательному читателю сцену публичного покаяния Раскольникова, целующего «осквернённую им землю».

С романом Достоевского многое роднит «Авиатора»: и тема нравственного возмездия за «справедливое убийство», и христианские мотивы, в частности покаяния, воскрешения Лазаря, и тема воскрешающей любви: как человеческой, так и Божественной. И для Достоевского, и для Водолазкина покаяние, молитва и милость — единственный подлинный путь к воскресению как преодолению смерти и новой жизни.

Основной темой романа является тема времени. Сюжет произведения строится на сопоставлении двух веков. Две части романа и два века противопоставлены друг другу. В первой части Платонов вспоминает своё прошлое. Перед нами оживает Серебряный век. Современник Блока будет сожалеть, что не успел познакомиться с поэтом, и на память воспроизведёт его телефон, затем расскажет о своей встрече с Ремизовым. Характеризуя героя, вспомнят слова И.А.Бунина: «Не нонешнего века человек» [1; 372]. Необходимо спросить учащихся: чем Платонов отличается от наших современников? И почему Водо- лазкин достаточно прозрачно сравнивает людей, живущих в конце XX века, с дикарями, а главного героя - с Робинзоном?

Общаясь с героем, многочисленные журналисты будут расспрашивать его о революционных событиях, но Платонов их разочарует. Он не сможет дать оценку Октябрьскому перевороту; намного важнее для него то, что в этот день шёл мокрый снег. Герой не станет подыгрывать телевизионщикам, не будет стараться стать героем телешоу, он продолжит доказывать, что для человека нет ничего ценнее сохранившейся дверной ручки на парадной двери. В памяти Иннокентия проносятся яркие зрительные воспоминания — дачный отдых с семьёй в Куоккале, авиационное шоу, очередь за керосином в послереволюционные годы. Водолазкин показывает, что человеческая память не хранит исторические даты. Она хранит запахи, звуки, цвета: «О словах можно прочитать в учебнике истории, а о звуках нельзя» [1; 269].

Писатель раскрывает в романе свой взгляд на историю, который включает личную ответственность человека за всё произошедшее. В связи с этим необходимо спросить учащихся, в чём писатель видит причину произошедших катаклизмов XX века.

Понимание этого вопроса Водолазкин вкладывает в уста Платонова. По мнению автора, в людях высвобождаются самые низменные страсти, которые они много лет в себе подавляли, «выходит наружу» разрушительная сила и всё сметает на своём пути. В бедствиях человечества не виноват кто-то один, виноваты все, ибо никто не принуждал соседа Зарецкого писать на профессора Воронина донос, не заставлял сослуживца Воронина оговаривать его, не вынуждал кузена Севу предавать брата, не провоцировал чекистов издеваться над людьми. В людях накопилось много зла, и это зло нашло выход. Кровавые события XX века были следствием всеобщего одичания и расчеловечивания: «В каждом человеке есть дерьмо. Когда твоё дерьмо входит в резонанс с дерьмом других, начинаются революции, войны, фашизм, коммунизм. И этот резонанс не связан с уровнем жизни или формой правления» [1; 149]. Рассуждения Платонова будут не понятны окружающим, жаждущим услышать совсем другие рассказы.

Тема личной ответственности человека будет взаимосвязана с рассуждениями героя о жертвах и палачах. Водолазкин намеренно даст одну и ту же фамилию Воронин, замученному и расстрелянному профессору и соловецкому палачу. Причём отца Анастасии убьют сразу в застенках ГБ, а соловецкий садист прекрасно проживёт более девяноста лет и будет тихо в почёте доживать свой век на генеральской должности. Он откажется просить прощения у отправленного им на смерть Платонова и потеряет шанс, данный ему Богом. По замыслу писателя, долгая жизнь палача стала наказанием и длилась, потому что ему была уготована встреча с «замороженным» Платоновым. Но если Иннокентий вырвался из ледяного плена, чтобы отмолить грех убийства Зарецкого, то палач Воронин упустил возможность принести покаяние.

Не менее трагично складывается в романе судьба кузена Севы, предавшего Платонова. Автор показывает, что в революцию часто шли подобные севы, трусливые, завистливые, жаждущие присоединиться к сильной стае. Жизнь всё расставила по своим местам, и выживший Платонов смог познакомиться с делом погибшего родственника, судьба которого вызвала у героя лишь мудрое сожаление.

В конце урока-семинара мы должны обратиться к названию романа «Авиатор». Оно многозначно. В тексте есть отсылка к стихотворению А.А.Блока «Авиатор», сюжетная канва стихотворения воспроизведена в романе в истории авиатора Фролова. Мы предлагаем прочитать стихотворение на уроке и просим учащихся ответить на вопрос, как стихотворение было использовано писателем (на уровне сюжетном, на уровне символическом, на уровне переклички заглавий).

Финал романа открыт. Секрет заморозки утерян, врачи не знают, как вылечить Платонова, чья жизнедеятельность угасает. Немецкий доктор говорит о произошедшем чуде и признаётся в том, что не знает, как лечить героя. В Германии следуют инструкции, чудеса случаются в России. Поэтому Иннокентий принимает решение отказаться от каких-либо попыток продлить свою жизнь. Он уже всё понял: Бог даровал ему возможность воскреснуть, дабы раскаяться в совершённом злодеянии и простить своих врагов. Герой исполнил своё предназначение на земле, и быстрая смерть в авиакатастрофе для ровесника века стала наградой за пройденный Путь.

Итогом проведённого анализа может стать вывод о следовании Водолазкиным традициям русской литературы XIX и ХХ веков в решении темы преступления и наказания, палачей и жертв, преодоления смерти в творчестве, а также памяти и «вечной любви» (как земной, так и небесной). Роман доказывает актуальность нравственных проблем, понимаемых ещё Ф.М.Достоевским, и для современного читателя. Платонов Водолазкина связывает собой этику верующих и ищущих персонажей Достоевского и художественную культуру Серебряного века и размышления о творчестве и бессмертии прозаиков ХХ века, он в какой-то степени олицетворяет всю русскую литературу последних двух веков с её идеей самосовершенствования и духовного возрождения. С этой точки зрения изучение романа «Авиатор» в школе позволит раскрыть для учащихся и этико-эстетическое значение современной русской прозы, и посмотреть на русскую классическую литературу через призму современности.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ВОДОЛАЗКИН Е.Г. Авиатор. — М.: АСТ. 2016.
  2. ГУЛАРЯН А.Б. Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта
  3. СОЛДАТКИНА Я.В. Мотивы прозы А.П.Платонова в романе Е.Г.Водолазкина «Авиатор» // Rhema/Рема. — 2016. — № 3. — С. 19—28.