Активизация дидактического мышления педагога  дополнительного образования в процессе повышения квалификации


Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования, осуществляемая им в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, представляет собой особого рода педагогическую систему, в которой правомерно выделить те или иные отдельные компоненты. Анализ и синтез здесь должны быть пропорционально соотнесены между собой.  Целостность педагогического процесса не должна быть  нарушена. Ни в теоретическом плане, ни в собственно практическом. Можно,  к примеру,  детально проанализировать систему работы педагога дополнительного образования со стороны методической, либо психологической, а, в равной мере – воспитательной, либо дидактической.

Последняя грань профессионального опыта педагога дополнительного образования предполагает анализ различного рода вопросов, традиционно относимых к области теории обучения: содержание учебной деятельности, цели обучения, принципы, формы и методы, способы и условия адекватной оценки получаемого результата. 

Дидактическая сторона опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является для нас предметом специального педагогического анализа.  Мы видим в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой,  ресурсы  развития педагогического профессионализма. Сегодня, как мы полагаем, вплотную встал вопрос о необходимости формирования принципиально  новой области научного теоретического  знания – дидактики дополнительного образования.  Именно этот раздел современной педагогической науки способен вскрыть специфические черты, закономерности, противоречия и принципы обучения, дающие о себе знать в процессе дополнительного образования детей, а - если посмотреть на анализируемую проблему гораздо шире – то детей и взрослых.

Следует сказать, что любой творчески работающий педагог дополнительного образования, вольно или невольно стремящийся к высокому педагогическому профессионализму, постоянно решает вопросы дидактического порядка. В частности, при  самостоятельном анализе своей профессиональной деятельности. Здесь то как раз и возникают серьезные затруднения в связи с отсутствием компетентности в области дидактического знания. Ведь только дидактический уровень теоретического анализа целостного педагогического процесса выводит  творчески работающего учителя на  уровень действительно глубокого понимания  закономерностей обучения, видения взаимосвязи обучения и воспитания, в конечном итоге - понимания  логики, противоречий, закономерностей и принципов обучения. В том числе и в плане своеобразия обучения именно в учреждениях дополнительного образования детей.  

Оптимальный путь профессионального развития всякого конкретного педагога дополнительного образования  нам представляется как последовательное восхождение его от элементарной дидактической грамотности, через дидактическую компетентность  к явлению высшего порядка  – дидактическому мастерству.

В педагогически управляемом процессе повышения квалификации, приходя на курсы повышения квалификации,  педагог дополнительного образования имеет реальную возможность  как бы отстраниться от суеты педагогических буден, а,  следовательно, подвергнуть разностороннему  - психологическому, педагогическому и методическому - анализу свой собственный опыт, выделив в нем ту или иную конкретную сторону, испытав ее на  состоятельность, соответствие сложившимся в современной педагогической науке критериям профессионализма.

Для активизации у слушателей дидактического мышления в процессе повышения квалификации, безусловно, есть вполне универсальное, столетиями проверенное  средство –дидактические категории и понятия. Однако это средство не всегда оказывается эффективным. Оно часто дает сбои, особенно чувствительные в работе на курсах повышения квалификации с педагогами дополнительного образования. Особенно начинающими.  Их опыт не всегда столь профессионален,  не всегда приобретенный опыт обучения отрефлексирован в дидактическом контексте. Поэтому мы в своей опытно-поисковой работе создаем особую «поддерживающую» инструментовку, целенаправленно активизируем дидактическое мышление педагога дополнительного образования. С помощью чередования различного рода средств, форм и методов, мы пробуждаем у начинающих педагогов дополнительного образования дидактическое мышление, стремимся возвысить его до  доступного уровня теоретической осмысленности, не отрывая, вместе с тем, на значительное расстояние от  проблем своего собственного опыта. Прежде всего, это удается нам за счет пробуждения позиционности. В свою очередь, актуализированная позиционность подвигает педагога-практика к аргументации своих собственных педагогических взглядов, воззрений, убеждений и  принципов в интересующей нас сфере - организации процесса обучения в учреждениях дополнительного образования.

В частности, мы предлагаем специально разработанную  анкету «Дидактические принципы». Устно объясняем: «Принципы – это основополагающие идеи, которыми педагог руководствуется, решая те или иные задачи обучения, воспитания, познавательно-творческого развития растущей личности. Дидактические принципы отражают ваш опыт руководства процессом обучения. Специфика вашей профессиональной дидактической позиции, формирующейся под влиянием накопленного вами  опыта обучения, может быть представлена в виде иерархически выстроенной  пирамиды общеизвестных дидактических принципов.  Уточним - иерархия – это, в рассматриваемом нами случае,  индивидуальная шкала  ваших личных предпочтений.  Такие предпочтения в сфере обучающей деятельности можно выстроить даже относительно уже хорошо всем известных дидактических принципов, многократно проверенных на практике разными поколениями педагогов и ставших, как говорится,  хрестоматийными. Можно конечно предложить и свое собственное видение, выработать свою профессиональную дидактическую позицию, обозначив ваши собственные принципы, отражающие своеобразие имеющегося у вас дидактического опыта».  

Далее, слушатели продолжают работу с письменной инструкцией. Она гласит: 

1. Внимательно прочитайте перечень  предлагаемых  дидактические принципы (среди которых, заметим здесь кстати, перечислены следующие: «принцип наглядности», «принцип систематичности», «принцип сознательности», «принцип активности», «принцип самостоятельности», «принцип обучения на высоком уровне трудности», «принцип доступности», «принцип научности», «принцип опоры на интерес», «принцип практической направленности обучения», «принцип сотрудничества» и др.). При необходимости – в конце списка вы можете добавить свои собственные, найденные именно вами  принципы обучения.

2. Подчеркните в получившемся списке те из дидактических принципов, которые в наиболее полной мере соответствуют именно вашим дидактическим убеждениям.

3. Прочитайте теперь внимательно только подчеркнутые вами дидактические принципы. Слева от списка, в специальном «окошке»,  в порядке значимости лично для вас этих принципов проранжируйте их с помощью цифр «1», «2», «3» и т.д.

Статистический и содержательный анализ анкетных данных, собранных среди различных категорий слушателей курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования, подтвердил педагогическую и исследовательскую эффективность  предлагаемого метода  диагностики, позволил также выдвинуть ряд перспективных, на наш взгляд, диагностических гипотез, касающихся, прежде всего, влияния профиля реализуемых слушателями образовательных программ (физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые, художественно-эстетические, научно-технические) на позиционно-личностные проявления воспитательного профессионализма, связанные с доминирующим предпочтением в индивидуально-групповом выборе тех или иных конкретных принципов дидактики.