Активизация дидактического мышления педагога дополнительного образования в процессе повышения квалификации
Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования, осуществляемая им в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, представляет собой особого рода педагогическую систему, в которой правомерно выделить те или иные отдельные компоненты. Анализ и синтез здесь должны быть пропорционально соотнесены между собой. Целостность педагогического процесса не должна быть нарушена. Ни в теоретическом плане, ни в собственно практическом. Можно, к примеру, детально проанализировать систему работы педагога дополнительного образования со стороны методической, либо психологической, а, в равной мере – воспитательной, либо дидактической.
Последняя грань профессионального опыта педагога дополнительного образования предполагает анализ различного рода вопросов, традиционно относимых к области теории обучения: содержание учебной деятельности, цели обучения, принципы, формы и методы, способы и условия адекватной оценки получаемого результата.
Дидактическая сторона опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является для нас предметом специального педагогического анализа. Мы видим в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой, ресурсы развития педагогического профессионализма. Сегодня, как мы полагаем, вплотную встал вопрос о необходимости формирования принципиально новой области научного теоретического знания – дидактики дополнительного образования. Именно этот раздел современной педагогической науки способен вскрыть специфические черты, закономерности, противоречия и принципы обучения, дающие о себе знать в процессе дополнительного образования детей, а - если посмотреть на анализируемую проблему гораздо шире – то детей и взрослых.
Следует сказать, что любой творчески работающий педагог дополнительного образования, вольно или невольно стремящийся к высокому педагогическому профессионализму, постоянно решает вопросы дидактического порядка. В частности, при самостоятельном анализе своей профессиональной деятельности. Здесь то как раз и возникают серьезные затруднения в связи с отсутствием компетентности в области дидактического знания. Ведь только дидактический уровень теоретического анализа целостного педагогического процесса выводит творчески работающего учителя на уровень действительно глубокого понимания закономерностей обучения, видения взаимосвязи обучения и воспитания, в конечном итоге - понимания логики, противоречий, закономерностей и принципов обучения. В том числе и в плане своеобразия обучения именно в учреждениях дополнительного образования детей.
Оптимальный путь профессионального развития всякого конкретного педагога дополнительного образования нам представляется как последовательное восхождение его от элементарной дидактической грамотности, через дидактическую компетентность к явлению высшего порядка – дидактическому мастерству.
В педагогически управляемом процессе повышения квалификации, приходя на курсы повышения квалификации, педагог дополнительного образования имеет реальную возможность как бы отстраниться от суеты педагогических буден, а, следовательно, подвергнуть разностороннему - психологическому, педагогическому и методическому - анализу свой собственный опыт, выделив в нем ту или иную конкретную сторону, испытав ее на состоятельность, соответствие сложившимся в современной педагогической науке критериям профессионализма.
Для активизации у слушателей дидактического мышления в процессе повышения квалификации, безусловно, есть вполне универсальное, столетиями проверенное средство –дидактические категории и понятия. Однако это средство не всегда оказывается эффективным. Оно часто дает сбои, особенно чувствительные в работе на курсах повышения квалификации с педагогами дополнительного образования. Особенно начинающими. Их опыт не всегда столь профессионален, не всегда приобретенный опыт обучения отрефлексирован в дидактическом контексте. Поэтому мы в своей опытно-поисковой работе создаем особую «поддерживающую» инструментовку, целенаправленно активизируем дидактическое мышление педагога дополнительного образования. С помощью чередования различного рода средств, форм и методов, мы пробуждаем у начинающих педагогов дополнительного образования дидактическое мышление, стремимся возвысить его до доступного уровня теоретической осмысленности, не отрывая, вместе с тем, на значительное расстояние от проблем своего собственного опыта. Прежде всего, это удается нам за счет пробуждения позиционности. В свою очередь, актуализированная позиционность подвигает педагога-практика к аргументации своих собственных педагогических взглядов, воззрений, убеждений и принципов в интересующей нас сфере - организации процесса обучения в учреждениях дополнительного образования.
В частности, мы предлагаем специально разработанную анкету «Дидактические принципы». Устно объясняем: «Принципы – это основополагающие идеи, которыми педагог руководствуется, решая те или иные задачи обучения, воспитания, познавательно-творческого развития растущей личности. Дидактические принципы отражают ваш опыт руководства процессом обучения. Специфика вашей профессиональной дидактической позиции, формирующейся под влиянием накопленного вами опыта обучения, может быть представлена в виде иерархически выстроенной пирамиды общеизвестных дидактических принципов. Уточним - иерархия – это, в рассматриваемом нами случае, индивидуальная шкала ваших личных предпочтений. Такие предпочтения в сфере обучающей деятельности можно выстроить даже относительно уже хорошо всем известных дидактических принципов, многократно проверенных на практике разными поколениями педагогов и ставших, как говорится, хрестоматийными. Можно конечно предложить и свое собственное видение, выработать свою профессиональную дидактическую позицию, обозначив ваши собственные принципы, отражающие своеобразие имеющегося у вас дидактического опыта».
Далее, слушатели продолжают работу с письменной инструкцией. Она гласит:
1. Внимательно прочитайте перечень предлагаемых дидактические принципы (среди которых, заметим здесь кстати, перечислены следующие: «принцип наглядности», «принцип систематичности», «принцип сознательности», «принцип активности», «принцип самостоятельности», «принцип обучения на высоком уровне трудности», «принцип доступности», «принцип научности», «принцип опоры на интерес», «принцип практической направленности обучения», «принцип сотрудничества» и др.). При необходимости – в конце списка вы можете добавить свои собственные, найденные именно вами принципы обучения.
2. Подчеркните в получившемся списке те из дидактических принципов, которые в наиболее полной мере соответствуют именно вашим дидактическим убеждениям.
3. Прочитайте теперь внимательно только подчеркнутые вами дидактические принципы. Слева от списка, в специальном «окошке», в порядке значимости лично для вас этих принципов проранжируйте их с помощью цифр «1», «2», «3» и т.д.
Статистический и содержательный анализ анкетных данных, собранных среди различных категорий слушателей курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования, подтвердил педагогическую и исследовательскую эффективность предлагаемого метода диагностики, позволил также выдвинуть ряд перспективных, на наш взгляд, диагностических гипотез, касающихся, прежде всего, влияния профиля реализуемых слушателями образовательных программ (физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые, художественно-эстетические, научно-технические) на позиционно-личностные проявления воспитательного профессионализма, связанные с доминирующим предпочтением в индивидуально-групповом выборе тех или иных конкретных принципов дидактики.