МДОУ № 117. Познавательно-речевое развитие

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.   Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Одна из наших задач -  создать для каждого ребенка  разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Предметно-развивающая среда - это система  материальных объектов деятельности ребенка, функционального   моделирующая содержание его духовного и физического  развития. Обогащенная среда  это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности  ребенка.

Окружающая  среда   рассматривается нами  как возможность   наибольшего  развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ:

1) принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который  реализуется через  уголок  «уединения»,  логопедический, кабинет психолога;

2) принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж»,спортивный;

3) принцип «стабильности - динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», который  можно проследить в изменяющемся  уголке «театр+библиотека+уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека»;

4) принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках « дом», «магазин»,  «больница», «строительный», «гараж», «изодеятельность», «театральный»,»лаборатория», «спортивный», «библиотека».
   
 

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ  С 3-Х   И ДО 7 ЛЕТ

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.  Иначе говоря, среда  не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности.

Главным в работе с  детьми (в логопедических группах) является привитие интереса к языку и речи. Группы оборудованы речевыми зонами, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны, кроме наглядно- иллюстративного материала по лексическим темам, основным  фонетическим группам,  сюжетные картинки для работы  над фразой, игрушки для совершенствования  диафрагмально- речевого дыхания, различные пособия для ручного  праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Организована развивающая среда для создания  функционального  базиса письма и чтения.

Организация   «Предметно-развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

ЦЕЛЬ  ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО И СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру.

С 2001 года мы работаем по образовательной программе «Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева.  Это одна из программ которая  обеспечивает эффективность образования, через  непрерывность и преемственность в обучении. При этом под  непрерывностью, имеется в виду, наличие  последовательной    цели  учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждом  из последовательных временных  отрезков.  Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов  или форм обучения (детский сад-школа, школа- вуз, вуз- последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете- единая  организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

В программе «Школа 2100» есть курсы обучения:   обучение грамоте, математика, информатика, введение в окружающий мир, риторика (культура общения), синтез искусств, программа социально-личностного развития

Развитие дошкольника  ведется по четырем  основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:
1) линия формирования произвольного поведения;
2) линия  овладения средствами и эталонами познавательной  деятельности;
3) линия  перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4) линия мотивационной готовности.

Особенностью программы является использование элементов  логопедической  методики для  детей дошкольного возраста, цель  которой- предупреждение ошибок в чтении и письме.
Основная функция умственного воспитания детей- формирование познавательной   деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми. Она осуществляется в формах восприятия мышления. Важнейшими задачами  познавательно-речевого и  социально-нравственного развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными  операциями, познавательными процессами и способностями ).
2. Формирование целостной картины мира в процессе  решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи.
7. Развитие  представления о себе, своем  сущностном «Я».
8. Нравственное -патриотическое  воспитание.
9. Полноценное развитие детей.

Обучение в  нашем дошкольном учреждении имеет  развивающее направление через игровую деятельность, при котором сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного и игрового общения. Такое направление  подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально- познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог, обладая мастерством, без видимой опеки выполняя определенную игровую роль, направляет поисковую деятельность детей, избегает авторитарного давления на них.

Об умственном развитии дошкольника судим по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню  сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятия, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. Умственное воспитание  осуществляем в виде процесса усвоения детьми опыта культуры, духовных ценностей, представленных в навыках, умениях способах познания и знаниях. Особое внимание уделяем развитию речи, ее обогащению, наполнению, яркости и выразительности. Богатство дидактического и наглядного материала, использование эффективных методик помогает воспитателям успешно работать в системе умственного развития детей.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности (подвижные, дидактические, творческие), продуктивной деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) и предметы материальной и духовной культуры (игры, пособия, книги, живопись, архитектура и др.)В  условиях детского сада  будем продолжать работу по использованию музеев, театров  и др. в умственном развитии детей.

Знакомство  детей  с окружающим  неразрывно связано с социальной действительностью, а значит с нравственным воспитанием.
Результатом нравственного воспитания  являются  проявления и утверждения в личности  определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений  от принятых  в обществе моральных  устоев наблюдается у личности, тем выше его оценка нравственности со стороны окружающих.

Педагоги  широко используют различные средства нравственного воспитания (художественные, природа, собственная деятельность детей, окружающая обстановка) и методы: показ действий,  пример, организации деятельности, беседа, чтение худ. произведений, обсуждение картин, иллюстраций и др.. Показателем  нравственной воспитанности человека мы считаем ,характер его отношения к людям, природе, самому себе, что выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Стремимся  воспитывать гуманное отношение к людям и природе воспитывать на примерах взрослых и педагогических ситуациях, где ребенок упражняется в положительном поведении.

Наиболее успешно мы используем такие формы работы как  индивидуальные занятия, этические беседы, встречи  с представителями  музеев (Художественный музей, Н.Рериха).
Приобщение  ребенка к своей национальной культуре, уважению ко всем народам, сущности  гражданского воспитания –одна из главнейших задач решаемых в ДОУ.

Логопедическая работа в ДОУ

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы  заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте  и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное,  четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести  к неуспеваемости.

Задача  логопедов -  определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.
В детском саду работает  4- логопедических группы. В марте – апреле логопеды обследуют каждого ребенка по звукопроизношению. В мае проводится медико – педагогическая  комиссия, в состав которой входят: психоневролог, инспектор РОО,  логопеды других учреждений,  заведующая детским комбинатом.

Часть детей принимается в логопедические группы по направлению логопеда детской поликлиники.
В логопедических группах  мы создаем обстановку теплого эмоционального контакта, устанавливаем партнерские отношения с родителями и организуем работу с детьми по общей и индивидуальным программам. Развиваем артикуляционную моторику, укрепляем мышцы лица, формируем правильное произношение звуков, используем пластилин, глину, мозаику, аппликацию, конструктор, плетение, рисование и др. Пальчиковый театр – любимое занятие детей, где к спектаклям они шьют, рисуют, клеят, учат роли. Это поднимает их настроение, раскрепощает, дает возможность реализоваться.
Особое значение в логопедических группах отводится   театрализованной деятельности, которая основывается на программе Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия».
Работу осуществляют учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатели.

Решаемые  задачи:
1.Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.
2.Расширение и активизация словарного запаса детей.
3.Развитие  выразительности речи, с использованием  вербальных и  невербальных средств.
Задачи решаются на фоне развития эстетических способностей, навыков общения и коллективного творчества, активизации мыслительного процесса и познавательного интереса.

Реализуется план через блоки:
Специально организованного обучения  в форме занятий ( муз.занятия, логоритмика, связная речь, физминутки  во время занятий).
Совместной деятельности воспитателя с детьми (логопедические физминутки, во 2 пол дня 1 раз в неделю «Час  театра»)
Самостоятельной деятельности  детей ( детям обеспечены условия  для театрализованной деятельности в группе)
Взаимодействия  родителей с детьми ((оформляются  домашние задания  в логопедических тетрадях и в логуголке, проводятся совместные выступления(родитель+ребенок) в кукольных спектаклях, стихах-драматизациях, сценках на праздниках и досугах).
Материал программы  легко вписывается в существующую общую стратегию воспитательно-образовательную работу.
Для этого вида деятельности администрацией  ДОУ были сшиты костюмы для детей и взрослых, театральный занавес, приобретен набор для кукольного  театра.