МДОУ № 117. Работа с детьми раннего возраста
Встреча родителей с нашим детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем ДОУ, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания.
Особенно их интересуют программы, по которым работает ДОУ. Анализ программ дошкольного воспитания показал, что программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой (переизданная) не утратила своей актуальности. Поэтому в работе с детьми 2- 3 лет мы используем программу М.А. Васильевой с методическими рекомендациями, элементы программы «Радуга» под ред Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, а так же и методические пособия к программе «Истоки»- «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л.Н. Павловой.
Главная цель работы с детьми данного возраста: формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья, развитие познавательных способностей, постепенно включая его в систему дошкольного воспитания.
Задачи воспитания:
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Особое внимание уделяем периоду адаптации, так как это тяжелое время не только для детей , но и для родителей. Поэтому мы считаем, в этот период важна совместная работа воспитателя с родителями. Для этого мы используем разнообразные формы работы с семьей, а так же разрабатываем перспективный план работы по работе с родителями на адаптационный период.
На протяжении всего адаптационного периода по просьбе родителей проходят встречи с медицинскими работниками, специалистами (психологом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем), где им оказывается помощь. Воспитатели, старшая медсестра в течение этих месяцев ведут адаптационный лист, в котором учитывается эмоциональное состояние ребенка, отношение ко взрослым, детям, аппетит, сон, а затем планируется работа с проблемными детьми (работа психолога, воспитателей, родителей).
В течение 3-х месяцев мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. В этот период не только привыкает ребенок к ДОУ, но и вырабатываются у него умения и навыки в повседневной жизни.
В связи с этим были выработаны модели организации адаптационного периода детей 3 года жизни и организации адаптационного периода через режимные процессы.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
В образовательном процессе 1 младшей группы участвуют: родители, заведующая ДОУ, старший воспитатель, старшая медсестра, врач, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, младший воспитатель.
С октября месяца проводят обследование детей по программе М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» и вводятся занятия не более 2-х в день по 10-15 минут: 2 - музыкальных, 2 - физкультурных, 1 - познавательных, 1 - развитие речи, 1 - рисование, 1 - лепка, 1 - конструирование.
С октября месяца проводят обследование детей по программе М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» и вводятся занятия не более 2-х в день по 10-15 минут: 2 - музыкальных, 2 - физкультурных, 1 - познавательных, 1 - развитие речи, 1 - рисование, 1 - лепка, 1 - конструирование.
Одно из главных направлений в данном возрасте - развитие сенсорных эталонов детьми. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная нами, она помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Поэтому особое внимание мы уделяем организации предметно-развивающей среды в данной группе, так как именно здесь происходит познание нового и интересного. От того, насколько воспитатели могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная нами, она помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Поэтому особое внимание мы уделяем организации предметно-развивающей среды в данной группе, так как именно здесь происходит познание нового и интересного. От того, насколько воспитатели могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.