МДОУ № 117. Работа с детьми раннего возраста


Встреча  родителей с  нашим детским садом  начинается  задолго  до того  момента, когда они  приведут сюда  своего малыша. Родители знакомятся и беседуют  с руководителем ДОУ, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня,  особенностями правильного питания.
Особенно  их интересуют программы, по которым работает ДОУ. Анализ  программ дошкольного воспитания показал,  что  программа «Воспитание и обучение    в детском саду» под ред. М.А. Васильевой  (переизданная) не  утратила своей  актуальности. Поэтому  в работе  с детьми 2- 3 лет  мы используем  программу М.А. Васильевой с методическими рекомендациями,   элементы программы  «Радуга» под ред Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, а так же и методические пособия к программе «Истоки»- «Раннее детство: развитие  речи и мышления» Л.Н. Павловой.

Главная  цель  работы с детьми данного возраста: формирование  личности  ребенка с учетом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья, развитие познавательных способностей,  постепенно включая  его в систему  дошкольного воспитания.
Задачи воспитания:
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Особое внимание  уделяем  периоду адаптации, так как это тяжелое время не только для детей , но и для родителей. Поэтому мы считаем,  в  этот период важна  совместная  работа  воспитателя  с родителями. Для этого мы  используем разнообразные формы  работы  с семьей, а так же разрабатываем перспективный  план работы по работе с родителями  на  адаптационный период.

На  протяжении всего адаптационного периода по  просьбе родителей проходят   встречи с медицинскими работниками, специалистами (психологом, инструктором  по физкультуре, музыкальным руководителем), где им оказывается   помощь. Воспитатели, старшая медсестра  в течение  этих месяцев  ведут адаптационный лист,  в котором учитывается эмоциональное состояние ребенка,  отношение ко взрослым, детям, аппетит, сон, а затем   планируется работа с проблемными детьми (работа  психолога, воспитателей, родителей).

В течение 3-х месяцев мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой  среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. В этот период не только привыкает  ребенок  к ДОУ, но и   вырабатываются у него умения и навыки в повседневной жизни.

В связи с этим  были выработаны  модели организации адаптационного периода детей  3 года жизни и  организации  адаптационного периода  через режимные процессы.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми педагог обеспечивает  решение воспитательно-образовательных задач уже в период  привыкания ребенка к новым условиям  и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного  процесса.
В образовательном процессе 1 младшей группы участвуют: родители, заведующая ДОУ, старший воспитатель, старшая медсестра, врач, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, младший воспитатель.

С октября месяца проводят обследование детей  по программе М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» и  вводятся занятия не более 2-х в день по 10-15 минут:  2 - музыкальных,  2 - физкультурных, 1 - познавательных, 1 - развитие речи, 1 - рисование, 1 - лепка, 1 - конструирование.
Одно из главных направлений   в данном  возрасте -  развитие сенсорных эталонов детьми. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная нами, она помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Поэтому особое внимание  мы уделяем   организации предметно-развивающей среды в данной группе, так  как именно здесь происходит познание нового и интересного. От того, насколько воспитатели  могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.