Рыбакова Е. Любить искусство - это большая радость (З.Серебрякова)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, "дядя Шура", – знаменитым художником, основателем "Мира искусства", отец Евгений Александрович Лансере – известным скульптором.


Короткими, залитыми слепящим солнцем зимними днями 1909 года в загородном доме усадьбы Нескучное писала Зинаида Серебрякова автопортрет, известный под названием «За туалетом». Писала для себя. Уж очень был звонкий морозный день, от света которого искрились и переливались всеми цветами даже безделушки на столе. И она сама — молодая, счастливая, полная надежд и задора. Рука невольно потянулась к краскам — захотелось остановить счастливый и прекрасный миг! Старший брат, Евгений Лансере, уже известный художник, увидев автопортрет, настоятельно посоветовал отправить его на предстоящую выставку в Петербург. И вот в 1910 году на VII выставке «Союза русских художников» (тогда в это объединение входили члены распавшегося «Мира искусства») рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой.

Бенуа писал о картине «За туалетом»: «Здесь... истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное». По единодушному мнению работы двадцатипятилетней дебютантки заключали в себе все то, чем замечательно отечественное искусство. Три ее произведения, в том числе автопортрет, были приобретены Третьяковской галереей. Так стремительно вошла в большое искусство замечательная русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

«Я до сих пор помню, какое сильное впечатление на меня произвели ее прекрасные лучистые глаза. Несмотря на большое горе (она недавно похоронила горячо любимого мужа) и не преодолимые трудности житейские — четверо детей и мать! — она выглядела значительно моложе своих лет, и ее лицо поражало свежестью... Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, противиться которому не было никакой возможности» — так вспоминала Г. И. Тесленко, добрый друг художницы, о первой встрече с ней, состоявшейся в 1920 году. Все это отразилось в автопортретах. Многие из них — своеобразные новеллы, в которых искрится яркая одаренность художницы. Одни вещи решены преимущественно живописными средствами, через гармонию контрастных цветов. Другие - линией, по-серебряковски виртуозно-точной, подвижной.

Всю жизнь художницу привлекали люди труда, атмосфера, в которой они  живут,  природа, которая их окружает. Она писала курских крестьянок, мастеровых, итальянских виноградарей, французских рыбаков. Вглядываясь в лица, запечатленные на полотнах Серебряковой, невольно отмечаешь их характерную особенность: люди словно застигнуты художницей в момент счастливого душевного равновесия. Они - носители высокой духовной энергии в ее творчестве.

Особое место в живописи З. Серебряковой занимает детская тема. Кто не знает часто репродуцируемую картину «За обедом» (1914), в которой воплощен удивительно трогательный образ детства. По глубокому знанию детской души художницу можно поставить рядом с Валентином Серовым. Мало кто может соперничать с Серебряковой и по количеству работ, посвященных детям. Видимо, только материнство   способно   так    одухотворить искусство и до конца обнаружить натуру художницы — нежную, тонкую, любящую.

Поступление дочери Татьяны в балетную школу стало поводом для работы над темой балета, захватившей Серебрякову на годы. Много времени она провела за кулисами Мариинского театра, создавая серию портретов замечательных балерин Л. Ивановой, М. Добролюбовой, набрасывая пастелью танцовщиц, готовящихся к выходу на сцену. Что больше всего привлекает в композициях, посвященных театру? Пожалуй, даже не то, что изображено, а само восприятие художницей балета как удивительного, полусказочного мира. Перламутрово-розовые, серебристо-серые, голубые тона пастели (черного цвета ее палитра не знала) — все это создает возвышенное настроение.

Пейзаж Серебряковой — прекрасный мир, родной и близкий человеку. Не случайно многие портреты она писала на фоне природы, созвучной состоянию портретируемых.

Особенно вдохновляла Серебрякову природа Нескучного. Поля, увиденные с пологих холмов, речка Муромка с прибрежными травами и деревьями — все это радостно переносилось на бумагу. Темперные краски, положенные жидко, тонким слоем, создавали каждый раз новый образ. Работая с натуры, художница и в этюдах видела природу очень цельно. Ее вещам свойственна при исключительном чувстве детали высокая степень обобщения. Можно говорить об их филигранной отделке. Смена цветовых планов, широкие развороты пространства — характерные черты ее работ. Как вспоминает дочь Т. Б. Серебрякова, художница «никогда не выходила из дома без бумаги и красок. Но масляными красками пейзажи не писала...». Действительно, темпера позволяла раскрывать в цвете большие участки изображения, игнорировать ненужные мелочи, обладала только ей присущей звучностью.

Малоизвестная область творчества замечательной художницы — натюрморт. Возможно, причина этого кроется в огромной популярности ее полотен на крестьянскую тему, портретов, пейзажей. С какой убедительной материальностью, тонким пониманием красоты простых предметов написаны туалетные коробочки, флаконы, булавки в «Автопортрете» 1909 года, фаянсовая и глиняная посуда, румяные булочки в картине «За обедом». В последние годы жизни, когда Серебряковой трудно было покидать мастерскую, она сосредоточенно писала натюрморты. Один из многочисленных примеров — «Морские раковины». Расположив дары моря на переднем плане, художница как бы приглашает нас подивиться вместе с ней изяществу словно светящихся изнутри перламутрово-розовых, серебристо-сиреневых и золотистых раковин, богатству цветовых нюансов, игре света. Мастерство, с которым исполнена вещь, невольно заставляет вспомнить голландских живописцев XVII века.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была человеком высокой духовности и исключительного таланта. Ее отличала цельность художественного мировоззрения, что в полной мере нашло воплощение  в  произведениях,  исполненных гармонии и совершенства. Серебрякова одна из продолжателей традиций русской реалистической школы, которые берут начало в творчестве ее любимых мастеров — Ореста Кипренского и Алексея Венецианова. Это и позволило ей занять почетное место в истории отечественного искусства.

Е. РЫБАКОВА

«Юный художник» № 12 1984 г., стр. 7-11