С.А. Белова. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся


Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь ее задача – поддержать ребенка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Но ведь уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня?

Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают специальную литературу. Поэтому нам важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
С этой целью в экономическом лицее проводится исследовательская работа в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки.

Основные направления исследовательской работы в лицее:
• Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
• Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
• Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
• Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
• Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других.
Безусловно, нельзя дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть ее вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того, чтобы этому научиться и направлена исследовательская деятельность.

Основным и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру.
Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знания и достаточно высокий уровень сформированности тех умений о которых говорилось ранее.
К подобного рода знаниям относятся следующие:
• посещение НИИ и предприятий;
• посещение выставок, связанных проблематикой научных работ;
• встречи со студентами вузов (преимущественно базового вуза НГАЭиУ), которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся.

В лицее была проведена научно-исследовательская конференция: «Деловой английский» с участием студентов НГАЭиУ, где учащиеся лицея защищали работы:
• «Международный образовательный центр – как организация экономического и культурного посредничества между народами»;
• «Роль малых фирм в становлении деловых связей с англоязычными странами»;
• «Гуманитарные организации мира и оказание им международной помощи на примере различных хосписов»;
• «Особенности перевода специальной лексики с английского на русский на материалах информационных компьютерных тестов».

Учащиеся экономического лицея активно и всегда результативно принимают участие в традиционных, ежегодных научно-практических конференциях районного и городского уровня. Эти выступления помогают преодолевать неуверенность, дают возможность самоутвердиться, вырабатывают волевые качества, развивают ораторское искусство, формируют интеллектуальные умения иногда помогают выбрать профессию. Как неоднократному члену жюри данных научно-практических конференциях хочется отметить, что в работах, предоставляемых на конференции явно выявляется наличие научно-исследовательского компонента, а иногда объем научных исследований, проведенных учащимся и его руководителем просто поражает. Еще несколько лет назад при оценивании работ представлялось крайне сложным выявить долю научного исследования в работах.

Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка в лицее и вне ее. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе.

В завершении следует отметить, что формы обучения могут быть как академическими (на старшей ступени обучения практически на каждом уроке учитель должен использовать задания творческого характера или задания предполагающие исследование), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио. Такое средство рефлексивного обучения иностранному языку практикуют некоторые учителя иностранного языка в лицее.

С.А. Белова,
учитель английского языка высшей квалификационной категории
МОУ экономический лицей № 95, г. Новосибирск