Болотова Е.П. Нормативное обеспечение информационных и коммуникационных технологий
Эффективное применение информационных и коммуникационных технологий не только стимулирует совместную учебную работу учащихся, умение определять цель, ставить задачи и выбирать стратегию достижения цели, но и позволяет добиваться образовательных результатов нового качества.
Применение указанных технологий зависит от технологической инфраструктуры образования (1), к которой относят компьютеры, принтеры, сканеры, сетевое оборудование, устройства цифровой видео- и аудиозаписи.
Использование в учебном процессе компьютерной техники требует от педагогического работника помимо знаний и умений работы с ней знания санитарных норм и правил ее использования.
В современном отечественном санитарном законодательстве существуют нормы по использованию видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин для дошкольных, общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений (2). Суть данных норм сводится к соблюдению при проведении занятий в компьютерных классах требований, предъявляемых к указанной компьютерной технике (3).
Общим для всех образовательных учреждений является требование к организации учебных занятий: они должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся и способствовать их гармоничному развитию.
Особые условия использования компьютерной техники предусмотрены в основном для дошкольных образовательных учреждений. Например, занятия с использованием компьютеров в таких учреждениях должны проходить в специальном помещении, расположенном в северной или северо-восточной части здания, а искусственное освещение в нем должно быть обеспечено системой общего равномерного освещения. При этом в качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.
Следует заметить, что занятия с использованием компьютеров с дошкольниками ограничены во времени. Так, для детей 5—7 лет следует проводить их не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6—7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Учитывая возрастные особенности младших школьников, Министерство образования РФ предусмотрело в своих Рекомендациях (5) по использованию компьютера в начальной школе ряд условий обучения детей информационным технологиям.
Особенно важны учебные умения, навыки и способы деятельности по поиску информации, в том числе с использованием компьютеров. Эти умения выступают как результат деятельности по адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную (6).
Общее время работы ученика с персональным компьютером не должно превышать 15 минут. Допускается использование компьютера фрагментами по 2—3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. При этом в компьютерном классе учащиеся должны вести себя в соответствии с правилами поведения, которые разработало образовательное учреждение.
При организации компьютерного обучения во всех образовательных учреждениях опираются на гигиенические требования к электронным вычислительным машинам и организации работы (3).
Например, площадь одного рабочего места пользователя персональной электронной вычислительной машиной с видеодисплейным терминалом (ПЭВМ с ВДТ) должна составлять не менее 6 м2 в дошкольном, общеобразовательном, начальном профессиональном образовательном учреждении и не менее 4,5 м2 в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Освещенность на рабочих столах должна быть 300—500 лк, при этом освещение не должно давать бликов на поверхности экрана монитора.
Для работы в компьютерном классе подбирается соответствующая санитарным правилам и нормам мебель. Так, конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы на ПЭВМ.
Применение указанных технологий зависит от технологической инфраструктуры образования (1), к которой относят компьютеры, принтеры, сканеры, сетевое оборудование, устройства цифровой видео- и аудиозаписи.
Использование в учебном процессе компьютерной техники требует от педагогического работника помимо знаний и умений работы с ней знания санитарных норм и правил ее использования.
В современном отечественном санитарном законодательстве существуют нормы по использованию видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин для дошкольных, общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений (2). Суть данных норм сводится к соблюдению при проведении занятий в компьютерных классах требований, предъявляемых к указанной компьютерной технике (3).
Общим для всех образовательных учреждений является требование к организации учебных занятий: они должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся и способствовать их гармоничному развитию.
Особые условия использования компьютерной техники предусмотрены в основном для дошкольных образовательных учреждений. Например, занятия с использованием компьютеров в таких учреждениях должны проходить в специальном помещении, расположенном в северной или северо-восточной части здания, а искусственное освещение в нем должно быть обеспечено системой общего равномерного освещения. При этом в качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.
Следует заметить, что занятия с использованием компьютеров с дошкольниками ограничены во времени. Так, для детей 5—7 лет следует проводить их не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6—7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.
Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Учитывая возрастные особенности младших школьников, Министерство образования РФ предусмотрело в своих Рекомендациях (5) по использованию компьютера в начальной школе ряд условий обучения детей информационным технологиям.
Особенно важны учебные умения, навыки и способы деятельности по поиску информации, в том числе с использованием компьютеров. Эти умения выступают как результат деятельности по адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную (6).
Общее время работы ученика с персональным компьютером не должно превышать 15 минут. Допускается использование компьютера фрагментами по 2—3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. При этом в компьютерном классе учащиеся должны вести себя в соответствии с правилами поведения, которые разработало образовательное учреждение.
При организации компьютерного обучения во всех образовательных учреждениях опираются на гигиенические требования к электронным вычислительным машинам и организации работы (3).
Например, площадь одного рабочего места пользователя персональной электронной вычислительной машиной с видеодисплейным терминалом (ПЭВМ с ВДТ) должна составлять не менее 6 м2 в дошкольном, общеобразовательном, начальном профессиональном образовательном учреждении и не менее 4,5 м2 в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Освещенность на рабочих столах должна быть 300—500 лк, при этом освещение не должно давать бликов на поверхности экрана монитора.
Для работы в компьютерном классе подбирается соответствующая санитарным правилам и нормам мебель. Так, конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы на ПЭВМ.
Примерный комплекс упражнений для глаз с учащимися начальной школы
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор насчет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4—5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет1—6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор насчет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4—5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет1—6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений (3).
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении (5).
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
Экран должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60—70 см. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Санитарное законодательство устанавливает также особые требования к допуску учащихся к работе на ПЭВМ. Медицинское освидетельствование обучающихся и воспитанников на предмет установления противопоказаний к работе на ПЭВМ проводится в установленном порядке.
Важно также помнить, что после занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений (3).
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении (5).
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
Экран должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60—70 см. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Санитарное законодательство устанавливает также особые требования к допуску учащихся к работе на ПЭВМ. Медицинское освидетельствование обучающихся и воспитанников на предмет установления противопоказаний к работе на ПЭВМ проводится в установленном порядке.
Важно также помнить, что после занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ (5)
1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимися, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимися, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ (7)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перевести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить1-2 раза.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перевести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить1-2 раза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фрумин И.Д., Васильев К.Б. Российская школа на пути в «новую экономику»: интенсивный сценарий// Вопросы образования, 2004. № 2.С. 71.
2. См. СанПин 2.4.1.1249-03 //Российская газета.№ 71.12.04.2003; СанПин 2.4.2.1178-02//Российская газета. № 234. 11.12.2002; СанПин2.4.3.1186-02// Российская газета. № 38.27.02.2003.
3. Постановление Минздрава РФ, Главного государственного санитарного врача РФ от03.06.2003 № 118 СанПиН 2.2.2./2А 1340-03// Российская газета. № 120. 21.06.2003.
4. Постановление Минздрава РФ от 26.03.2003№ 24 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» // Российская газета. № 71. 12.04.2003.
5. Письмо Минобразования России от 28.03.2002№ 199/13 «Об утверждении рекомендаций по использованию компьютеров в начальной школе» //Образовательное право (приложение к «Учительской газете»).
6. Письмо Минобразования РФ от 21.05. 2004№ 14—51—149/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную»// Овд. Межведомственный информационный бюллетень». 2004. № 20.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарных правил и норм». СанПиН 2.4.2.1178-02//Российская газета.№234.11.12.2002.
2. См. СанПин 2.4.1.1249-03 //Российская газета.№ 71.12.04.2003; СанПин 2.4.2.1178-02//Российская газета. № 234. 11.12.2002; СанПин2.4.3.1186-02// Российская газета. № 38.27.02.2003.
3. Постановление Минздрава РФ, Главного государственного санитарного врача РФ от03.06.2003 № 118 СанПиН 2.2.2./2А 1340-03// Российская газета. № 120. 21.06.2003.
4. Постановление Минздрава РФ от 26.03.2003№ 24 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» // Российская газета. № 71. 12.04.2003.
5. Письмо Минобразования России от 28.03.2002№ 199/13 «Об утверждении рекомендаций по использованию компьютеров в начальной школе» //Образовательное право (приложение к «Учительской газете»).
6. Письмо Минобразования РФ от 21.05. 2004№ 14—51—149/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную»// Овд. Межведомственный информационный бюллетень». 2004. № 20.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарных правил и норм». СанПиН 2.4.2.1178-02//Российская газета.№234.11.12.2002.
"Естествознание в школе", № 4, 2005