О.В. Кутырева. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

 
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию.

Основная задача моей работы с ребенком – создание условий для творческого самовыражения и развития личности ребенка, при этом именно творческое отношение к себе и окружающему миру должно стать  привычкой, естественной реакцией на изменяющиеся обстоятельства. 

Зачем это надо? Творческий потенциал есть у каждого ребенка, только со временем без поддержки и поощрения взрослых творческое мышление ребенка и способность создавать новое становится рудиментом, т.е. исчезает за невостребованностью. Интересен факт, что в разряд «трудноадаптирующихся» к условиям ДОУ попадают в большинстве случаев дети,  обладающие способностями к творчеству в той или иной области. Яркая индивидуальность делает их непохожими на других, выделяя  из общей массы.  Опыт школьных коллег показывает, что в то же время одаренные дети, не раскрывшие своего таланта, не нашедшие применения своим способностям и не получившие своевременной помощи взрослых, как правило, имеют проблемы с адаптацией в условиях школы и социума в целом.

Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на  внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя.
Поэтому цель моей работы – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Основным методом является арт-терапия, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная игрой, сказкой, музыкой.  Почему именно арт-терапия?

Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования  выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» ? сам ребенок.
В-третьих, при рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания),  пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвертых, рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.
 
Таким образом мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.
В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы.
Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности.

При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками.
Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому я рекомендую педагогам и родителям смело расширять ассортимент изобразительных средств и предоставлять возможность свободного к ним доступа ребенка в любое время по его желанию.

Чем мои занятия отличаются от деятельности воспитателя, занимающегося с детьми ИЗО?
Большинство образовательных программ учат ребенка, как правильно делать что-либо, например, рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; он лишен возможности думать, рассуждать, предполагать, сам для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить. Ребенка вооружают готовыми стереотипами, при этом вместо развития творческого мышления происходит его стереотипизация.  Т.о., у ребенка в основном тренируются внимание и память, его учат не создавать что-то новое, пусть даже пока для себя, а репродуцировать готовые знания и умения.

Моя цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Я вооружаю ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

Развивая воображение, мы переводим внутренние образы в готовый внешний продукт, т.е. создаем, творим, открывая для ребенка один из  способов самовыражения личности, а творческая личность всегда найдет дополнительную возможность реализовать себя в жизни. Следовательно, развивая у ребенка заложенный в него природой творческий потенциал, мы создаем условия для формирования гармоничной, свободной и психически здоровой личности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

Кутырева О.В., педагог-психолог МДОУ Центра развития ребенка  № 117