Севастьянов Н. Продолжая дело легендарного конструктора
Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, основоположника практической космонавтики, легендарного конструктора ракетно-космической техники, талантливейшего организатора работ по освоению внеземного пространства, начальника и главного конструктора ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева) академика Сергея Павловича Королева.
Длительное время его имя находилось под плотной завесой тайны. Причиной тому была сложная международная обстановка, образовавшаяся после разгрома германского фашизма, следствием чего стало обострение военного соперничества двух супердержав — США и СССР.
Как известно, монополию США на обладание атомным и термоядерным оружием Советский Союз ликвидировал в 1949 и 1953 гг. Однако Америка по-прежнему имела абсолютное превосходство в средствах их доставки. Более того, по плану под кодовым названием «Троян» они предполагали сбросить на города СССР 320 атомных бомб мощностью на два порядка выше взорванных в Японии в 1945 г. Похоронигь эти коварные замыслы можно было, лишь создав межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), способную доставить ядерный заряд на территорию США. И 20 мая 1954 г. руководство нашей страны приняло постановление о разработке такого носителя с дальностью полета 8 тыс. км и термоядерной головной частью до 5,5 т. Решение задачи поручили ОКБ-1 (подмосковный город Калининград, ныне Королев), которым руководил Сергей Павлович Королев — конструктор новой формации.
Еще будучи студентом Киевского политехнического института, потом Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана, он проектировал планеры, испытывал и пилотировал их. А с 1927 г. параллельно работал конструктором на столичных авиационных заводах. Затем с 1932 г. возглавил Группу изучения реактивного движения, специалисты которой создали и запустили первую отечественную ракету 09. Спустя два года он перешел работать в Реактивный научно-исследовательский институт (созданный по инициативе маршала М.Н. Тухачевского), не имевший аналогов в мире центр ракетостроения, сформированный в столице 21 сентября 1933 г. Отметим: программу работ для этого учреждения предложил выдающийся наш ученый и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский.
Не миновали Сергея Павловича и репрессии многих представителей советской интеллигенции — арест (27 июня 1938 г.), допросы, тюрьмы, колымский лагерь, из которого ему чудом удалось выбраться, в том числе благодаря вмешательству в его судьбу легендарных летчиков М.М. Громова и B.C. Гризодубовой, ранее совершивших беспримерные по тому времени беспосадочные перелеты Москва—Северный полюс—США и Москва—Дальний Восток. Впоследствии Королев — строго засекреченный главный конструктор ракет, обеспечивших паритет в противостоянии ядерных держав. Соответствующие работы развернули в 1947 г. в подмосковном городе Калининграде в специально созданном НИИ-88, из которого в 1956 г. выделилось упомянутое выше самостоятельное предприятие ОКБ-1 (сегодня — РКК «Энергия»). И Сергей Павлович стал начальником и главным конструктором сначала отдела № 3 этого института, потом всего конструкторского бюро.
Под руководством СП. Королева были созданы комплексы на твердом и жидком топливе, в том числе с высококипящими и низкокипящими компонентами, из которых почетным «долгожителем» стал кислородно-керосиновый носитель Р-9А наземного и шахтного вариантов. Особое место среди эффективных средств доставки ядерных боезарядов к вероятным целям заняла ракета Р-7, ставшая впоследствии технической основой прорыва человека в космос, о чем давно мечтал Королев, но до поры до времени громко не заявлял об этом. Дело в том, что поначалу (с 1948 г.) испытания и запуски всех устройств проводили на полигоне Капустин Яр в междуречье Волги и ее левого рукава Ахтубы. Но дальность их полетов не превышала 1500 км, что было недостаточно для межконтинентальных ракет, пригодных для доставки на околоземную орбиту искусственных спутников Земли и человека. Поэтому в Казахстане построили новый стартовый комплекс — Байконур, открытый 2 июня 1955 г.
Здесь-то и подняли в небо ракету Р-7. Она была создана по так называемой схеме «пакета». Центральный блок «А» работал как первая и вторая ступени, а боковые, «прилепившиеся» к нему, — «Б», «В», «Г», «Д» — только как первая. При старте все пять запускались сразу, после чего «боковушки» отсоединялись. Основной же блок «А» продолжал работать и мог доставить груз на другой континент Земли или вывести его в космическое пространство.
В создании Р-7 принимали участие тысячи специалистов. Назовем лишь некоторых, непосредственных творцов этого чуда: ближайшие сподвижники Королева - его заместители В.П. Мишин, Б.Е Черток и другие, руководители крупных научных коллективов, главные конструкторы В.П. Глушко (двигатели), Н.А. Пилюгин (системы управления), В.И. Кузнецов (гиро-приборы), В.П. Бармин (стартовый комплекс) — будущие академики и члены-корреспонденты АН СССР.
Думая о боевых комплексах, Королев не забывал об интересах фундаментальных и прикладных наук. В 1951 г. с помощью ракет-носителей, созданных под его руководством, проводили геофизические эксперименты, вертикальные пуски изделий с научной аппаратурой и подопытными животными*. В 1956 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция по исследованиям верхних слоев земной атмосферы, на которой Сергей Павлович выступил с докладом. Одной из основных задач в этом направлении легендарный конструктор назвал полет человека в космос. Тут впервые прозвучали его вещие слова: «... современное развитие техники таково, что можно ожидать в ближайшее время создания искусственного спутника Земли... Реальной задачей является разработка полета ракеты на Луну и обратно от Луны... Это перспективы реальные и не такие уж далекие».
Действительность полностью подтвердила смелый прогноз Королева. Уже 4 октября 1957 г. в 22 ч 28 мин по московскому времени с космодрома Байконур стартовала Р-7 (ракета-носитель «Спутник») с первым в мире искусственным спутником Земли. Он имел форму шара диаметром 58 см и массой 83,6 кг. А посылаемый им сигнал «бип-бип» услышали многие жители нашей планеты. Это был ошеломляющий успех. Триумф отечественных ученых и конструкторов продемонстрировал народам мира научно-техническую мощь нашей страны.
Но, пожалуй, самый торжественный в жизни миг для Сергея Павловича, и не только для него, наступил 12 апреля 1961 г., когда стартовал созданный в ОКБ-1 корабль «Восток», на борту которого находился первый космонавт Земли, наш соотечественник Ю.А. Гагарин. Осуществление этих грандиозных проектов ознаменовало начало космической эры, реализацию вековой мечты человечества — выход в космос, преодоление земного притяжения.
В дальнейшем с нарастающим темпом последовали запуски автоматических космических аппаратов «Зенит» и «Зенит-2» для детальной фотосъемки поверхности нашей планеты (1962 и 1964 гг.), трехместного корабля «Восход» (один из членов его экипажа — А.А. Леонов — впервые шагнул в открытый космос) и спутников связи «Молния-1» (1965 г.), полет автоматической станции, совершившей первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны (1966 г.). Кроме того, многие эти изделия продемонстрировали реальную возможность использовать технические средства для прямой передачи больших потоков информации по космическим радиоканалам на дальность нескольких десятков тысяч километров.
Новые проекты рождались в результате совместного труда сотен организаций и предприятий развивающейся в стране ракетно-космической промышленности. Естественное расширение направлений и объемов работ было постоянной заботой Королева, который придерживался линии «отпочкования» подразделений от головной организации, образования ее филиалов на базе специализированных предприятий с передачей им технологий, перспективных проектов, ведущих специалистов. Так, в свое время сформировался филиал № 3 ОКБ-1 в городе Куйбышеве (ныне Самара) под руководством заместителя главного конструктора, впоследствии члена-корреспондента АН СССР Д.И. Козлова.
Филиал специализировался на разработке спутников серии «Зенит», ракет-носителей среднего класса типа «Союз», автоматических аппаратов наблюдения. Филиал успешно функционирует до сих пор.
Аналогичная организация ОКБ-10 сложилась вблизи города Красноярска (ее возглавил будущий академик М.Ф. Решетнев), получила из ОКБ-1 техническую документацию и специалистов, занимавшихся созданием космического аппарата связи «Молния-1». Ныне она работает по спутниковым системам в области связи и навигации.
Были созданы и успешно функционировали предприятия и в других регионах страны: на Урале, например, это завод № 385 (город Златоуст), куда Королев передал технологию по созданию боевых ракет дальнего действия для подводного флота (руководил им будущий академик В.П. Макеев); в Подмосковье (город Химки) ОКБ им. С.А. Лавочкина воплощало в жизнь проекты ОКБ-1 по созданию автоматических лунных космических аппаратов (возглавлял его член-корреспондент АН СССР Г.Н. Бабакин); в Ленинградском КБ завода «Арсенал» с середины 1960-х годов проводили работы по модификации созданных королевским КБ твердотопливных боевых ракет дальнего действия, включая носители с промежуточной дальностью.
В результате усилий как головных организаций, так и дочерних еще при жизни Сергея Павловича и под его началом в стране реализовали программы полетов космических кораблей «Восток», «Восход», развернули работы по созданию кораблей «Союз». Тогда же у нас занялись и лунной стратегией, предусматривавшей прежде всего облет естественного спутника Земли носителем 7К-Р1 (модификация «Союза»). Запуск их на околоземную орбиту был осуществлен ракетой УР-500 «Протон», разработанной ОКБ-52, руководимым выдающимся ученым в области механики, академиком В.Н. Челомеем. В дальнейшем эту тему продолжили академики В.П. Мишин, В.П. Глушко и Ю.П. Семенов. Со временем наши исследователи приобрели опыт облета Луны беспилотными аппаратами «Зонд» (7К-Л1) с возвращением их на Землю со второй космической скоростью.
В копилку знаний лег и труд многих специалистов ОКБ-1 по созданию сверхтяжелых носителей и новых разгонных блоков. Начали широко использовать криогенные компоненты ракетного топлива (жидкий водород и кислород), совершенствовали технологию управления полетом на трассах «Земля-Луна» и «Луна-Земля». Появилась развитая инфраструктура наземных технических средств испытаний, подготовки пуска устройств и управления их полетами.
Были предложены проекты лунного пилотируемого экспедиционного комплекса и ряда унифицированных ракет (H1, Н11, Н111), способных вывести на околоземную орбиту 5-, 20- и 90-тонные объекты. К сожалению, до реализации этих планов Сергей Павлович не дожил. 14 января 1966 г. его не стало. Но выполнение всего намеченного продолжили соратники и ученики великого конструктора.
В 1974 г. на базе Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения было образовано НПО «Энергия» (с 1994 г. — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева). Эта структура смело взяла на себя ответственность за реализацию программ пилотируемых долговременных орбитальных станций «Салют» — «Салют-4» (1971-1977 гг.), спутников второго поколения «Салют-6» (1976-1981 гг.), «Салют-7» (1982-1986 гг.), автоматического грузового корабля «Прогресс» (1987 г.) и модернизированных пилотируемых кораблей «Союз Т», «Союз ТМ», грузовых аппаратов «Прогресс М/М1» с бортовой цифровой системой управления, а также многоразовой космической системы «Энергия-Буран», которая сконцентрировала деятельность около 1200 предприятий и организаций страны. Эта разработка впитала в себя новейшие достижения отечественной науки и техники, в том числе в области материаловедения, автоматического управления и кибернетики, аэротермогазодинамики, криогеники, электрообеспечения и т.д., позволила накопить опыт строительства сверхбольших космических систем, создания высоких технологий (более 800 наименований) для производства разнообразной продукции как космического, так и иного профиля.
За годы функционирования РКК «Энергия» сделано немало: реализованы крупнейшие программы «Мир-Шаттл» и «Мир-НАСА» (1994-1997 гг.), осуществлены проект «Морской старт» (1999 г.), запуски спутников нового поколения «Ямал-100» (1999 г.) и «Ямал-200» (2003 г.). Совместно с американскими и европейскими партнерами специалисты корпорации инициировали работы по созданию Международной космической станции (МКС), принимали участие в ее развертывании в составе модулей «Заря» (1998 г.), «Звезда» (2000 г.), «Пирс» (2001 г.) и эксплуатации в пилотируемом режиме (с 2000 г.).
Сегодня РКК «Энергия» осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям. Во-первых, совершенствование пилотируемых космических систем. С этой целью продолжаются строительство российского сегмента МКС, производство «Союзов» и «Прогрессов», организация их полетов (доставка на станцию экспедиций и грузов), для европейского грузового транспортного корабля ATV разрабатываются системы стыковки, дозаправки, комплексов управления. Во-вторых, создание современных отечественных автоматических космических систем, в том числе связи, наблюдения типа «Смотр» и др. В-третьих, дальнейшее развитие средств выведения полезного груза на орбиту Земли. Традиционно для решения этой задачи важно изготовление космических разгонных блоков (аналогичных DM, DM-SL), а также участие корпорации в соответствующих запусках при использовании комплексов «Протон», «Морской старт» и в проекте «Наземный старт» — континентальном продолжении морского варианта.
В долгосрочных планах РКК «Энергия» предлагает концепцию развития отечественной программы пилотируемых полетов на 2006-2030 гг., включающей в себя реализацию ряда фаз: создание экономически эффективной многоразовой пилотируемой транспортной космической системы «Клипер»; промышленное освоение околоземного пространства с учетом использования российского сегмента МКС; реализацию лунной программы, включающей высадку космонавтов на естественный спутник Земли и сооружение там постоянной промышленной базы; осуществление пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.
В результате выполнения этой программы, как и предполагал Сергей Павлович Королев, человечество получит доступ к новым знаниям, неисчерпаемым ресурсам Вселенной, использованию их в интересах сохранения и развития цивилизации.
Николай СЕВАСТЬЯНОВ, президент, генеральный конструктор ОАО Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева